Русская версия

Сегодня мы вспоминаем тех, кто погиб и склоняем головы перед теми, кто прошел страшные годы репрессий и остался жив. Это день покаяния. 30 октября - День памяти жертв политических репрессий в России. Впервые он был отмечен в 1991 году в память о голодовке узников лагерей в Мордовии, начавшейся в этот день в 1974 году. Провести эту акцию в России стало возможным лишь благодаря демократическим преобразованиям конца 80-х начала 90-х годов.

Для многих ямальцев, это не просто отмеченная календарная дата. Это день памяти о людях, прошедших через сталинский террор, выживших и бесследно ушедших. Это день памяти об искореженных и несостоявшихся судьбах. Это черный день, вошедший в жизнь миллионов.
Многие пострадавшие жители Ямала на сегодняшний день реабилитированы, восстановлены в правах и званиях. Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий для них установлен ряд социально-бытовых льгот, реализацией которых заняты органы социальной защиты населения автономного округа.

Все написанное ниже является беспристрастной констатацией фактов, основанных на достоверных материалах, которые позволяют оценить историю происходящего в те далекие для нас, "сталинские" времена. Страшная память у нашей страны и не выкорчевать ей никакими "демократическими" преобразованиями. Да и не нужно, наверное. Наоборот, чем основательнее мы разберемся в ушедших годах, тем легче будет нам предотвратить в будущем подобную трагедию. Бесконечное количество статей написано о "Мертвой дороге", о "Закрытом театре", и о тех, кто просто исчез в бескрайних просторах Ямала. И все равно, спустя годы, находится тот, кто, стоя у Вечного огня в День Победы 9 Мая, и в День Скорби 22 июня, заглядывая в грустные глаза ветеранов, видит в них миллионы взглядов тех, от которых остались лишь бирки с номерами, разбросанные вдоль паутин железных дорог по всей территории нашей необъятной Родины.

"Могущество России, Сибирью прирастать будет", - так были оценены богатства нашего края М.В.Ломоносовым. Но для освоения такой обширной территории нужны дороги. Для первопроходцев дорогами служили реки. Со склонов Урала, по разветвленной системе левых притоков, можно было попасть в Обь, а по правым притокам системой волоков - в бассейн Енисея. Стремились они в Сибирь за "мягкой рухлядью" - пушниной и за моржовой костью. Но короткое северное лето ограничивало плавание по рекам и Северному морскому пути. В конце ХIX века М.К.Сидоров и А.М.Сибиряков, сделавшие очень много для изучения Арктики и Сибири, были сторонниками строительства сети железных дорог. Ими, были разработаны проекты, но царское правительство отклонило их как несостоятельные. В начале XХ века преемником идеи строительства железной дороги как регулярного транспорта стал А.А.Борисов. Он представил проект Обь-Мурманской железнодорожной магистрали с выходом ее к незамерзающему порту, а через него на крупные международные коммуникации. По его мнению, эта магистраль должна была стать единственным средством рационального решения транспортной проблемы для северных районов. Но и этот проект был отклонен, так как не был подкреплен реальными изысканиями. К тому же для сооружения такой магистрали требовались громадные капитальные вложения, а царская казна была опустошена войной. Первое Советское правительство, обеспокоенное отсутствием транспорта на Севере, также не могло найти средства на такое грандиозное строительство. Лишь в 1943 году, по инициативе Норильского комбината начались изыскания по трассе Салехард - Енисей - Норильск. Во время Великой Отечественной войны работы были практически прекращены.

После страшных военных лет, когда страна находилась в разрухе, в апреле 1947 года "наверху" приняли решение начать в устье Оби на 60-й параллели строительство крупнейшего на Севере морского порта и прокладку к нему из района Воркуты железной дороги. Работы, главными исполнителями которых были заключенные (в подавляющем большинстве - 58-я статья), развернулись с места в карьер. Труднейшие геологические и климатические условия не помешали уже к концу 1948 года пустить поезда на 200-километровом участке дороги, пересекшем отроги Полярного Урала от станции Чум до поселка Лабытнанги на берегу Оби. Однако, дальнейшая реализация грандиозного плана застопорилась, - в разгар строительства выяснилось, что в новый порт не смогут заходить океанские корабли. Обская губа здесь слишком мелководна.




информационная поддержка ИА "СЕВЕР-ПРЕСС"

далее