In January of 1949 Stalin gathered the special conference, in which Beria and Frenkel (the chief of the main board of camps of railroad building) took place as well. It was decided - to replace the main port of the Northern Sea Route of Ob to Igarka on the river Yenisey and to start building the railroad from Ob to Yenisey - Salekhard-Igarka with the perspective of its continuation to the East. "To start" then was understood in real sense of it: on the 29th of January of 1949 the Governmental revision was established, and already in February of the same year the deputy of the minister, the general-colonel V.V.Chernyshov went to the town Salekhard to inspect the course of building work.

""What could we do? - the former chief engineer of the western sector of the building A.D.Zhighin recalls. - Frosts were strong in Salekhard, snow higher than the waist, but who cares!? It was said, "to build the road", it meant "to build!" Our researching group went to the edge of the settlement, found in tundra the proper ground about 1,5 kilometers, and fixed the table "The ground of the future station Salekhard". We demonstrated these "achievements" to high chiefs. But they liked!"

Basic work on the route started later. Working manpower, materials and equipment was delivered along winter road to remote points. What a high aim and what low means - to send thousand people to camps, having turned them to slaves of the attractive idea. Rather big amount of equipment, mechanisms, building materials would not have given such high tempos of building without big concentration of working manpower. The chief of the building A.D.Zhighin presented the figure of people, delivered from the North after liquidation of building - 100 thousand of people. The building was well provided with people resources with Stalin's knowledge.

It was hard to build the road. Big amount of sand was swallowed by swamps, unexpected floods washed and ruined the ready road. Only complete persistence of workers could help to move the building forward. To stimulate the active work of convicts, the chief of the building the colonel V.A.Barabanov input the system of reckoning: for one who carries out the day norm on 115% - to count it as for two days, on 125% - as for three days. Some convicts owing to such system could decrease the time of their imprisonment on 1,5-2 years. Of course, hard work in severe conditions was not possible to do for all people, some of them fell ill and died. The common mischief for everybody was mosquitoes, midges, horseflies and other bloodsucking insects. In summer there was no rescue from it. There were cases of suicide of sentries even. But constantly appearing technical problems for leaders of the building were worse than mosquitoes. After war there was not enough amount of rails. They had to bring ruined remains of rails from battlefront railroads. They were cut in special shops to one-meter pieces and welded to ten-meters rails.

1950 - building the road was continued in growing tempos. Reports about regular progress went to Moscow, the bridge over the river Nadym was built, trains started moving to the west…But as the final day of the building was coming closer, more obvious became the fact that it was not so necessary: there was nothing and nobody to transport along these desert Polar lands. Probably Stalin himself understood untimely character of building, which had been started by his initiative. Starting with 1952 the amount of work on the road Salekhard-Igarka was gradually decreased. People, equipment and materials were sent to other objects, more necessary for the country.
...back support information
IA "SEVER-PRESS""

next...

Русская версия

В один из январских дней 1949 года Сталин собрал особое совещание, в котором помимо него участвовали Берия и Френкель - начальник ГУЛЖДС (Главного управления лагерей железнодорожного строительства). Было решено - перенести главный порт Северного морского пути из устья Оби в Игарку на Енисей и начать строительство железной дороги от Оби до Енисея - Салехард - Игарка с перспективой ее продолжения в последующем дальше на восток. "Начать" тогда понималось в буквальном смысле: 29 января 1949 года вышло Правительственное постановление, а уже в феврале того же года в Салехард вылетел заместитель министра генерал-полковник В.В.Чернышев, чтобы проинспектировать, как идут строительные работы.

"Что было делать? - вспоминает бывший главный инженер западного участка строительства А.Д.Жигин. - В Салехарде морозы трещат, снег выше пояса, а кто же это во внимание принимает?! Сказано "строить дорогу", значит, извольте строить! Отправилась наша изыскательская партия на окраину поселка, обозначили вешками предполагаемую линию трассы в этом районе, нашли в тундре подходящую площадку километра полтора длиной, пронивелировали ее и укрепили здесь на колышке табличку "Площадка будущей станции Салехард". Вот эти "достижения" и пришлось демонстрировать высокому начальству. Но ничего, - понравилось!"

Основные работы на трассе начались немного позже. По пробитым тракторами зимникам - "автоледянкам" забрасывали на отдаленные пункты строительства рабочую силу, материалы, оборудование. Какая возвышенная цель, и какие низменные средства, отправить тысячи людей в лагеря, превратив их в рабов прекрасной идеи. Довольно высокая по тем временам насыщенность стройки техникой, механизмами, строительными материалами не дала бы таких высоких темпов строительства, если бы не огромная концентрация рабочей силы. При ликвидации строительства, ее начальник А.Д.Жигин назвал цифру, вывезенных с Обского Севера рабочей силы - 100 тысяч человек. С ведома Сталина стройка людскими ресурсами финансировалась щедро.

Дорогу строили трудно. Порой целые составы песка уходили в болото, неожиданные паводки размывали и деформировали уже готовое полотно. Только настойчивость и полнейшая самоотдача всех работавших могла помочь продвигать стройку вперед. Чтобы как-то стимулировать активную работу заключенных, начальник строительства полковник В.А.Барабанов ввел систему "зачетов": выполнившему дневную норму выработки на 115 процентов в день - считать за два, сделавшему 125 процентов - за три. Некоторые зеки благодаря такой системе смогли в итоге сократить свой срок на полтора-два года. Естественно, напряженная работа в таких суровых условиях была не всем под силу, некоторые болели и гибли. Общим бичем для заключенных их охранников и для вольнонаемных работников был гнус. Летом от него не было никакого спасения. Бывали даже случаи самоубийства часовых на вышках, доведенных до последней крайности этой "крылатой стихией". А для руководителей строительства хуже всякого гнуса были постоянно возникающие технические проблемы. Например, для нужд стройки не поставляли новые рельсы, - их еще не начали после войны производить в необходимом количестве. Приходилось привозить в Салехард и в Игарку искореженные остатки путей с прифронтовых железных дорог. Их резали в специальных цехах на метровые куски, которые потом сваривали в десятиметровые рельсы для укладки в полотно трансконтинентальной дороги.

1950 год - строительство дороги продолжается нарастающими темпами. В Москву уходят доклады об очередных успехах, построен мост через реку Надым, пошли поезда на запад от станции Ермаково... Но чем ближе становился день окончания строительства дороги, тем очевиднее выявлялась ее абсолютная ненужность: возить по этим пустынным приполярным краям было в то время некого и нечего. Видимо и "Сам" стал понимать, наконец, несвоевременность затеянной по его инициативе громадной стройки. Начиная с 1952 года размах работ на дороге Салехард - Игарка стал постепенно сокращаться. Людей, технику, материалы теперь направляли на другие, более необходимые стране объекты.

назад

информационная поддержка ИА "СЕВЕР-ПРЕСС"

далее