К оглавлению

ЧТО ТАКОЕ ОПОРНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПАКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КАК ИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
(слово к учителю)

Бессистемность подачи орфографического материала, его разбросанность по всему школьному курсу русского языка, постоянно сокращающееся количество часов на его изучение - основные причины низкой орфографической грамотности школьников, отсутствия у них целостного представления о системе русской орфографии.

Идея уплотненной подачи учебного материала в последние годы привлекла внимание многих методистов и учителей практиков. Попытки каким-то образом систематизировать изучаемые в школе орфограммы уже предпринимались Г.М.Иваницкой и В.А.Корсаковым (Обучающие таблицы по русскому языку. - Рус. яз. и лит. в средн. учебн. заведениях Украины - 1988-1991); Г.А.Кабанец (Русский язык. Обобщающие таблицы. Киев, 1992); Н.А.Веклич (Русский язык в блоках. - Рус. яз. и лит. в средн. учебн. заведениях Украины - 1992) и другими.

Автору данной работы наиболее оптимальной представляется методика В.Ф.Шаталова - Ю.С.Меженко, на основе которой и создано настоящее пособие.

Ю.С.Меженко вычленил из опорных конспектов орфографический материал, структурировал его по определенному принципу и подал в виде опорного орфографического компакта.

Опорный компакт, по В.Ф.Шаталову, - это графическое изображение изучаемой темы при значительном сокращении числа опорных сигналов.

Опорный орфографический компакт - это особым образом структурированная система опорных сигналов по орфографии, это насыщенность, большой объём информации при незначительном графическом объёме.

Весь орфографический материал, изучаемый в школьном курсе, подан в 52 микроблоках по следующим блокам:

1.Морфемно - морфологический блок.

2.Блок “Употребление буквы Ь в различных грамматических формах”.

3.Блок “Разделительные Ь и Ъ”.

4.Блок “Слитное и дефисное написание слов”.

5.Блок “Слитное и раздельное написание слов”.

В морфемно - морфологический блок вошли орфограммы, обнаружение которых требует, во-первых, вычленения морфемы, где находится орфограмма, во-вторых, определения части речи (для правильного написания суффиксов и окончаний).

Орфограммы, нахождение которых в опорном орфографическом компакте предполагает определение части речи, расположены сверху вниз в том порядке, в каком части речи изучаются в школе: сначала именные, затем глагол и его формы, далее наречие и служебные части речи.

Допустим, необходимо узнать, сколько букв Н надо писать в словах вымощенные дороги - мощённые булыжником дороги - мощёные дороги. Во-первых, определяем, в какой части слова необходимо писать данную орфограмму. Это суффикс. Затем учитываем, что названные слова - причастия (первые два случая) и отглагольное прилагательное (последний случай). В столбце “Суффиксы”, скользя взглядом сверху вниз, находим микроблок №24. Его опорные сигналы подсказывают нам, что в словах вымощенные (дороги) и мощённые (булыжником дороги) надо писать НН, так как в первом есть приставка, а при втором находится зависимое слово. Этих признаков нет в третьем слове (отглагольном прилагательном), поэтому в нем надо писать Н.

Следующий блок охватил орфограммы, позволяющие определить написание или отсутствие Ь в тех или иных грамматических формах существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий и частиц. Блок построен по принципу сопоставления морфологических категорий и форм.

Так, например, чтобы решить, писать или не писать Ь в слове учится (мальчик), определяем, какой частью речи является это слово. Зная, что это глагол, находим нужный микроблок №37. На основе сопоставления вариантных форм учится - учиться, приходим к выводу, что нужное нам слово является глагольной формой 3-го лица, в которой Ь не пишется. Выбрать нужную орфограмму помогает и опорный сигнал правила -“помощника”: задаем к слову вопрос что делает?, в котором нет Ь.

Опорные сигналы по написанию разделительных Ь и Ъ выделены в отдельный блок.

Блоки, в которые включены орфограммы на слитное, раздельное и дефисное написание слов, также построены по принципу сопоставления или запоминания. Скажем, в микроблоке №50 “НЕ с причастиями” слитное или раздельное написание НЕ определяется при сопоставлении вариантов “ЕСТЬ или НЕТ” в предложении противопоставление или при причастиях зависимые слова, а также является ли это причастие кратким.

Пособие включает текстуальное описание каждого микроблока, что может служить первоначальному усвоению теоретического материала, а также для справки. В основном работает “блоковое восприятие” опорных сигналов по изучаемым орфограммам, которое способствует более прочному их усвоению.

Опорный орфографический компакт приводится в целом, в блоках, и разнесен по микроблокам, в которых даются примеры на соответствующую орфограмму. Такое расположение материала создает дополнительные возможности для работы учащихся над допущенными ошибками.

Проверяя работы учащихся, учитель на полях проставляет номер орфограммы, который соответствует номеру микроблока опорного орфографического компакта.

Выполняя работу над ошибками, ученик обращается к микроблоку соответствующей орфограммы, с помощью опорных сигналов восстанавливает её в памяти (при необходимости обращается к справке под этим же номером), просматривает приведенные примеры, для лучшего её усвоения можно выполнить тренировочные упражнения по этой орфограмме (как правило, в ходе изучения русского языка в школьном курсе упражнения, приведенные в учебнике, остаются невыполненными из-за недостатка времени). Более детально о методике проведения этой работы говорится в разделе "Слово к ученику". Наличие в школе компьютеров дает дополнительные возможности для работы по формированию навыков грамотного письма с использованием данного "Пособия" как на уроках, так и во внеурочное время. Существенную помощь в этом деле могут оказать и распечатки блоков опорного орфографического компакта, которые даются в "Приложении".

Таким образом создается система работы над ошибками, что чрезвычайно важно уже само по себе. Наполняется б`ольшим смыслом огромная работа учителя по проверке ученических работ. Без серьезной работы над ошибками, без достаточного закрепления изученных орфограмм, без постоянного обращения к ним практически невозможно научить грамотно писать.

Предлагаемое пособие создает дополнительные возможности для выработки навыков грамотного письма, как на уроке, так и в индивидуальной работе с учащимися, а также для самостоятельной их работы, что особенно важно.
К оглавлению

МОУСОШ №7 г. Ноябрьск. Персональный сайт учителя математики Зайцевой Ирины Александровны портал русский язык