К оглавлению

ЧТО ТАКОЕ ОПОРНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПАКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КАК ИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
(слово к ученику)

Мой юный друг!

У тебя проблемы с правописанием? Не отчаивайся. Для начала запомни одну истину: абсолютно грамотных людей практически не существует.

Ты обратил внимание на эпиграф этого Пособия?
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
А на ироническую улыбку автопортрета Пушкина? То-то и оно... В каждой шутке - доля шутки.

Представь себе картинку. Ты останавливаешь спешащего прохожего: "Великодушно извините. Я, понимаете ли, в настоящее время некоторым образом не при часах. Не будете ли вы так любезны (если, конечно, это вас не затруднит) сообщить мне который час? Заранее вам благодарен." Ничего картинка? С точки зрения грамматики - безупречно. (Куда изящей, чем "Слышь, мужик? Скажи время.") Но, в лучшем случае, тебя примут за попрошайку. Могут и послать куда подальше, если человек действительно спешит. И уж в любом случае усомнятся, не перегрелся ли ты?

Грамматические ошибки помогают тебе и с ребятами общаться. Вспомни "кайф", "прикол", "рубить" и другие сленговые словечки. С ними ты свой среди своих, хотя педагоги и родители хватаются за голову, слыша все это.

Анекдот знаешь? Воспитатели одного детского сада были очень обеспокоены обилием ругательств у ребятишек. Стали выяснять. Оказалось, что детки слова эти слышали от дядь военных, которые в порядке шефской помощи электропроводку чинили. Пожаловались офицеру. Обещал разобраться и принять меры. Вызвал сержанта для объяснения. "Что вы, товарищ лейтенант? Мы вообще не ругаемся. Вот, к примеру, ефрейтор паял, стоя на лестнице, а я внизу был. Вдруг мне за воротник расплавленное олово капнуло. Ну я сделал замечание: "Ефрейтор, надо быть повнимательней, разве вы не видите, что вашему товарищу расплавленное олово за воротник капает?" Ну, вообще ты понял, мужик, да?

Так что всякие слова важны и всякие нужны. Важно только знать, где, когда и как их употреблять.

А сам-то Пушкин в 1930 году писал: "Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок (и справедливо)..."

Так как же быть? Подлинная грамотность - это автоматизм в написании слов, когда, как говорят, "рука сама напишет". Достичь этого можно различными способами. Мне знакомы люди, которые пишут более-менее грамотно, не зная при этом ни одного правила. Как правило это те, кто много читает, у кого хорошо развита зрительная память.

И все же настоящий орфографический навык основан на умении быстро обнаруживать в тексте орфограммы, определять их типы. Следовательно, как не крути, а впереди - теория. Сначала выучи правило, внимательно ознакомься с примерами на это правило. И только после этого приступай к практике: выполнение различных упражнений, комментирование, разбор, диктант, списывание с разбором и т. п. Как видишь - никаких фокусов.

Дочитал ты до этого места и думаешь: "Чего он мне голову морочит? Мне учителя об этом каждый день талдонят: учи правила, учи правила, учи..." Я и не спорю. А тебе говорили, как учить?

Посмотри на микроблоки опорного орфографического компакта. В них различные графические знаки, сокращения. С их помощью в "свернутом" виде записаны правила. Значение условных обозначений и сокращений дается в специальном разделе. Найдёшь. Задача такая: объем записи поменьше, а информации - побольше. По такому принципу пишутся шпаргалки. "Шпоры" писал когда-нибудь? Если писал, то знаешь, как непросто на маленьком клочке бумаги (чтоб во время использования учитель не заметил) разместить нужный материал. Приходится записывать только самое важное, да и то с сокращениями, но так, чтоб потом (на экзамене или на контрольной) сумел разобраться. Это и есть подобие опорного конспекта.

Микроблоки опорного орфографического компакта - это своеобразные "узелки на память", опора для лучшего запоминания.

Представь себе следующее. Ты идешь по улице, учуял запах дыма и тут же представил себе пожар. Сигнал-опора "дым" вытащил из ячейки мозга понятие "пожар". А как же? Дыма без огня... Ну, ты понял.

Говорят, что великий полководец Суворов представлял себе память в виде огромного шкафа с большим количеством ящиков, в которых ящички поменьше, в них другие - еще помельче, а в тех - маленькие полочки... Если ему надо было что-то вспомнить, он сначала обращался к большому ящику - более общему понятию, в нем находил тот, который поменьше, и так доходил до нужной полочки, с которой брал нужное, двигаясь от общего к частному. Скажем так: мир животных - птицы - курица. Важна система.

А в нашем случае движемся следующим путем: часть слова, в которой необходимо писать орфограмму, - часть речи, в которой находится эта орфограмма, - опорные сигналы микроблока по данной орфограмме - правило, по которому пишется нужная нам орфограмма.Это и есть пример опорных сигналов, расположенных в системе. Знания без системы быстро выветриваются, их очень трудно извлечь из глубин памяти в нужный момент.

В опорном орфографическом компакте все орфограммы расположены в системе.

Весь орфографический материал, изучаемый в школьном курсе, подан в 52 микроблоках по следующим блокам:

1.Морфемно - морфологический блок.

2.Блок “Употребление буквы Ь в различных грамматических формах”.

3.Блок “Разделительные Ь и Ъ”.

4.Блок “Слитное и дефисное написание слов”.

5.Блок “Слитное и раздельное написание слов”.

В морфемно - морфологический блок вошли орфограммы, обнаружение которых требует, во-первых, выделения морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание), где находится орфограмма, во-вторых, определения части речи (для правильного написания суффиксов и окончаний).

Орфограммы, нахождение которых в опорном орфографическом компакте предполагает определение части речи, расположены сверху вниз в том порядке, в каком части речи изучаются в школе: сначала именные, затем глагол и его формы, далее наречие и служебные части речи.

Допустим, необходимо узнать, сколько букв Н надо писать в словах вымощенные дороги; - мощённые булыжником дороги - мощёные дороги. Во-первых, определяем, в какой части слова необходимо писать данную орфограмму. Это суффикс. Затем учитываем, что названные слова - причастия (первые два случая) и отглагольное прилагательное (последний случай). В столбце “Суффиксы”, скользя взглядом сверху вниз, находим микроблок №24. Его опорные сигналы подсказывают нам, что в словах вымощенные (дороги) и мощённые (булыжником дороги) надо писать НН, так как в первом есть приставка, а при втором находится зависимое слово. Этих признаков нет в третьем слове (отглагольном прилагательном), поэтому в нем надо писать Н.

Следующий блок охватил орфограммы, позволяющие определить написание или отсутствие Ь в тех или иных грамматических формах существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий и частиц.

Так, например, чтобы решить, писать или не писать Ь в слове учится (мальчик), определяем, какой частью речи является это слово. Зная, что это глагол, находим нужный микроблок №37. На основе сопоставления вариантных форм учится - учиться, приходим к выводу, что нужное нам слово является глагольной формой 3-го лица, в которой Ь не пишется. Выбрать нужную орфограмму помогает и опорный сигнал правила -“помощника”: задаем к слову вопрос что делает?, в котором нет Ь.

Опорные сигналы по написанию разделительных Ь и Ъ выделены в отдельный блок.

Блоки, в которые включены орфограммы на слитное, раздельное и дефисное написание слов, также построены по принципу сопоставления или запоминания. Скажем, в микроблоке №50 “НЕ с причастиями” слитное или раздельное написание НЕ определяется при сопоставлении вариантов “ЕСТЬ или НЕТ” в предложении противопоставление или при причастиях зависимые слова, а также является ли это причастие кратким.

Пособие включает текстуальное описание каждого микроблока, что может служить первоначальному усвоению теоретического материала, а также для справки.

Опорный орфографический компакт приводится в целом, в блоках, и разнесен по микроблокам, в которых даются примеры на соответствующую орфограмму. Такое расположение материала создает дополнительные возможности для работы над допущенными ошибками. Проведению этой работы поможет специальная памятка.

  1. Внимательно прочитай правило, сранивая с опорным конспектом. (Микроблок - это специальная запись правила). Это нужно делать до тех пор, пока микроблок "заговорит" без обращения к тексту правила.
  2. Перейди в раздел "Примеры" и попытайся по опорному конспекту воспроизвести правило. (Если не получится - перейди к разделу "орфограммы". Внимательно прочитай примеры, всякий раз согласовывая их с опорным конспектом микроблока.
  3. Напиши опорный конспект по памяти (желательно цветными карандашами), проговаривая, "развертывая" его.
  4. Сравни написанный тобой конспект с образцом. (Если совпадение полное, значит материал тобой усвоен).
  5. Выполни упражнение (Если возникают трудности, обратись к опорному конспекту микроблока. Если и он "молчит", вернись к первому и второму пунктам "Памятки"). Распечатку опорного конспекта (для её выполнения надо использовать "Приложение") всегда имей под рукой. Она станет твоим верным помощником.
  6. Желаю успеха.
    И он непременно придет, ибо дорогу осилит идущий. И не боись.
    Привет!

К оглавлению

МОУСОШ №7 г. Ноябрьск. Персональный сайт учителя математики Зайцевой Ирины Александровны портал русский язык