Новости

Мы — на XIX Открытых традиционных соревнованиях оленеводов на Кубок губернатора Ямала. Передвигаться в этом радостном и ярком смешении тундровиков, газовиков, официальных лиц, горожан и гостей, людей в форме, детей и стариков, оленей, буранов нужно очень внимательно.
Во-первых, чтобы не переступить через хорей — это очень плохая примета. Во-вторых, чтобы не испортить кому-нибудь кадр. В-третьих, успевать «щелкать» самому: интересных сценок здесь навалом. Мой гид — редактор национальной газеты «Нарьяна Нгрэм» Хабэча Яунгад. У него свое видение праздника.
Хабыча Хываревич считает, что Дни оленеводов проводятся для того, чтобы сохранить арктическую цивилизацию. А чтобы ее сохранить, главное — это уметь поймать и укротить строптивого оленя. «В тундре в философском смысле живут два человека — это сам хозяин и его олень, — говорит он. — И вся жизнь крутится вокруг них: женщины, дети, собаки, чумы, нарты… И ребенка, как только он начинает ходить, готовят к тому, чтобы он стал хозяином и мог поймать и укротить строптивого оленя». Эта подготовка, по словам Хабычи, состоит из пяти этапов, которые повторяет программа Дня оленеводов.
Первое соревнование — это метание тынзяна на хорей. Четырехметровый хорей делается только из березы. Это очень плотное и гибкое дерево, и хореем можно ударять по хребту оленя, как хлыстом. Для того, чтобы одним взмахом руки накинуть на хорей тынзян, то есть, аркан, нужно долго тренироваться. Поэтому в тундре уже перед трехлетним малышом ставят шест. К этому времени у него уже есть свой аркан, свой ножик и свои олени. В этом возрасте он перестает плакать и переходит из-под опеки к матери к отцу. И вот он начинает тренировать руку и глазомер. Лет в шесть-семь он уже начинает кидать аркан на рога авки — ручного оленя. Когда на олененка летит петля, он останавливается. Подходит малыш и снимает с него петлю. И так постоянно. К десяти-двенадцати годам он как полноправный оленевод идет с отцом в стадо. Отец показывает, какой олень нужен, и сын его ловит. Изо дня в день него улучшается зрительная память. «Нам, горожанам, кажется, что все олени на одно лицо,- отмечает Яунгад, — а у кочевника в памяти — портрет каждого оленя. И к 15-16 годам он — заправский метатель аркана».
По словам Хабычи, оленя ловят чаще всего для того, чтобы воспитать для хождения в упряжке. Воспитывают ездового оленя так, чтобы он смирно, как собачка, шел с правой стороны человека.
Перетягивать палку — это еще один вид соревнований — ребенок тоже учится с тех пор, как встает на ноги. «Когда перетягиваешь палку, работают все без исключения мышцы человека, — поясняет Яунгад. — Сила всех мышц нужна для того, чтобы скрутить строптивого оленя. Если человек с детства не будет перетягивать палку, ему не взять животное. Чтобы тот галопом тащил нарту и повиновался человеку».
И борьба для тех же целей. Правила борьбы просты. Главное правило: если ты намертво схватился двумя руками за пояс противника, ты не имеешь права этот ремень отпускать. Так тренируется хватка. Для того, чтобы снова выйти из чума, поймать строптивого оленя и его укротить. Победителем в соревнованиях считается мужчина, который кинул противника через себя так, чтобы тот упал на спину. «Уже 11 раз в борьбе на соревнованиях победил бывший десантник Максим Сэротэтто из совхоза «Панаевский»! Он весит сто десять килограмм без малицы. И завоевал 11 буранов! — Рассказал Хабыча Хываревич. — И это только в Надыме! А еще он борется на соревнованиях в Яр-Сале и в Панаевске. И тоже побеждает».
А вот на соревнования по прыжками через нарты выходят, в основном, легкие парни. Тренируются тоже с детства, благо нарт в тундре хватает. И нужно это для того, чтобы укрепить ноги, поймать и укротить строптивого оленя, притащить его к нарте и сказать: «Твое место тут!»
А вот и главное — гонки. Для этого, как говорит Яунгад, человек ловит пятерых воспитанных оленей, в прыжке садится на нарту, которую он сам выстругал и… полетел! Можно запрягать и трех, и четырех. На соревнованиях количество оленей неважно, но для красоты ненцы запрягают пятерых. Самого передового пускают без упряжи, на одних вожжах. Он не тянет нарту, а руководит своими четырьмя бестолковыми товарищами, которых сзади по хребту хореем бьет хозяин. Правой рукой он держит вожжи, а левой — хорей, поддерживая его своим телом. А легкими движениями налево или направо — руководит передовой олень. И вот они летят!
Ольга Ефремова,
ИА «Север-Пресс». Фото автора