За грязные номера автовладельцы заплатят до 5 тысяч рублей. Приуральский район приобрел спецтранспорт для перевозки бездомных животных. 204 спасенных жизни: Ямалспас подвел итоги за три месяца. В Тарко-Сале женская консультация вернулась в свое здание. В Муравленко школьники создали луноход и космические вездеходы. Космонавт Сергей Авдеев пообщался с ямальскими школьниками. В Ноябрьске решили вопрос с многодетной матерью, которая отказывалась переезжать из аварийного жилья. В Надымском районе медики получили ключи от новых квартир. В Приуралье «Люминофору» дали последний срок вывезти мусор. Молодежные лидеры Ямала сразятся в проекте «На одной волне».
  • 12+
  • Главная
  • Все новости
  • ЯНАО
    • Салехард
    • Губкинский
    • Лабытнанги
    • Муравленко
    • Новый Уренгой
    • Ноябрьск
    • Красноселькупский район
    • Надымский район
    • Приуральский район
    • Пуровский район
    • Тазовский район
    • Шурышкарский район
    • Ямальский район
  • Политика
    • Диалоги с властью
    • Актуальные темы
    • Новости политики
  • Общество
    • Безопасность
    • Культура
    • Спорт
    • Происшествия
    • Здоровье
    • Образование
    • Наука
    • Год Экологии
  • Экономика
    • Нефть и газ
    • Бизнес
    • ЖКХ
    • Транспорт
    • Строительство
    • АПК
  • Видео
  • Национальные проекты
    • Здравоохранение
    • Образование
    • Демография
    • Культура
    • Безопасные и качественные автомобильные дороги
    • Жилье и городская среда
    • Экология
    • Наука
    • Малое и среднее предпринимательство и поддержка
      индивидуальной предпринимательской инициативы
    • Цифровая экономика
    • Производительность труда и поддержка занятости
    • Международная кооперация и экспорт
  • Экскурсии по ЯНАО

Лента новостей

  • В Новом Порту День оленевода превратили в грандиозный фестиваль
  • 12 апреля
  • 19:08 За грязные номера автовладельцы заплатят до 5 тысяч рублей
  • 18:54 Приуральский район приобрел спецтранспорт для перевозки бездомных животных
  • 18:48 204 спасенных жизни: Ямалспас подвел итоги за три месяца
  • 18:37 В Тарко-Сале женская консультация вернулась в свое здание
  • 18:25 В Муравленко школьники создали луноход и космические вездеходы
  • 18:13 Космонавт Сергей Авдеев пообщался с ямальскими школьниками
  • 18:03 В Ноябрьске решили вопрос с многодетной матерью, которая отказывалась переезжать из аварийного жилья
  • 17:48 В Надымском районе медики получили ключи от новых квартир
  • 17:34 В Приуралье «Люминофору» дали последний срок вывезти мусор
  • 17:23 Молодежные лидеры Ямала сразятся в проекте «На одной волне»
  • 17:12 На Ямале закроют участок зимника в Шурышкарском районе
  • 17:01 При оценке эффективности глав регионов будут учитывать вовлеченность граждан в волонтерство
  • 16:47 Жители Ямала оказались слабо вовлечены в малый бизнес
  • 16:36 Учителя физики и математики могут получить миллион рублей от департамента образования ЯНАО
  • 16:24 Кого ждут в космонавты, рассказали в центре подготовки имени Гагарина
  • 16:12 Спикером молодежного НеФорума в Яр-Сале стал «ночной мэр» российского города
  • 15:59 На Ямале прошли семинары для 300 независимых наблюдателей на выборах
  • 15:47 Жительница Нового Уренгоя перевела мошеннику 120 тысяч рублей

Новости

В Арктику – со своей цивилизацией

10:54 23 апреля 2014

Категории:

К Арктике сейчас приковано повышенное внимание, особенно в связи с военно-стратегическим, экономическим и экологическим значением этого региона. Ситуация в нем начала меняться примерно с середины 2000-х. На Арктику нацелились ключевые нефтегазовые игроки – «Газпром», «Роснефть», иностранные компании Exxon, Eni, Total, Statoil.

 

Место рождения и место жительства

В последние годы развитие и освоение Арктики связано с несколькими тенденциями.
Изменилась российская внешнеполитическая доктрина, и, как следствие, новая военная стратегия диктовала необходимость постоянного российского присутствия в Арктике. Таким образом, снова встал вопрос об освоении пространств Крайнего Севера и Дальнего Востока. Дело в том, что с 1990-х годов Северный морской путь прекратил свое полноценное функционирование, остановилось освоение новых месторождений (добыча нефти упала почти в 1,5 раза, газа – почти в 2 раза), началась социально-экономическая деградация и отток населения: население Воркуты сократилось втрое, Инты, Тикси, Певека – вдвое, Норильска – в 1,5 раза.

Прежде всего речь идет о реанимации геолого-разведочных работ как на побережье, так и на шельфе Северного Ледовитого океана. Причем с использованием новых методов поиска и оценки, в том числе 3D-сейсмики и сейсмики высокого разрешения. Мало кто знает, но широко разрекламированная США технология горизонтального бурения и гидравлического разрыва пластов для добычи так называемого сланцевого газа на Уренгойском месторождении применяется уже более 10 лет для сохранения объемов добычи.

Другая тенденция – освоение новых (открытых еще 30 лет назад) месторождений. Здесь стоит упомянуть уже действующие Бованенковское, Заполярное, Юбилейное месторождения. К запуску готовятся Харасавэйское, Новопортовское, Тамбейское. Перспективными месторождениями среди экспертов считаются Штокмановское, Мессояхская группа, Восточно-Приновоземельская группа.

Таким образом, осваиваются все более северные территории. Как следствие, дают о себе знать проблемы, связанные с неразвитостью инфраструктуры. До поры до времени инвесторы пользовались дорогами, трубопроводами, аэродромами, созданными еще во времена СССР. Однако теперь они вынуждены увеличивать капиталовложения в инфраструктуру, что удлиняет сроки окупаемости инвестиционных проектов и отсекает от процесса всех средних и мелких игроков.

К этому добавляется восстановление социальной сферы после деградации в 1990-х годах, что наблюдается в городах старого освоения – Воркуте, Усинске, Лабытнангах. Среди новых и развивающихся населенных пунктов стоит отметить поселки Бованенковский и Сабетта.

Наконец, важнейшая задача – восстановление военно-стратегического присутствия России на побережье и островах Северного Ледовитого океана.

Таким образом, три основные проблемы при освоении и развитии Арктики связаны со сложными природными условиями, отсутствием необходимых кадров и экологией.

Логистическая бомба

Постоянно усложняющиеся условия освоения создают дополнительные риски. В качестве примера можно привести логистическую проблему.

Самой дешевый вид транспорта для доставки грузов – речной – возможно использовать не более четырех месяцев в году (с июля по октябрь). Другой способ – более дорогой – автомобильный и вездеходный транспорт, чья работа связана с использованием зимников. Этот вид транспорта применяется не более пяти месяцев в году – с конца декабря по конец апреля. Кроме того, для него характерна относительно небольшая грузоподъемность и отсутствие разветвленной сети техобслуживания и заправок.

Остается ледокольный флот, который вроде бы может функционировать в течение всего года. Однако большая осадка судов не позволяет им подходить ко многим берегам и требует обустройства соответствующих терминалов, дноуглубления и строительства подводных каналов.

Строительная отрасль в Арктике сталкивается с дефицитом кадров по всей производственной цепочке. То есть не хватает как квалифицированных рабочих (синих воротничков), так и специалистов с высшим техническим образованием – инженеров, технологов (белых воротничков). Остро стоит проблема и компетентности высшего менеджмента, в том числе иностранцев. Если рассмотреть сферу инженерных изысканий, кадровые трудности аналогичны. Нехватка буровых мастеров, механиков, квалифицированных геологов, геодезистов, экологов и особенно геокриологов.

Экологически вредное тепло

Группу экологических проблем очень часто представляют как проблему белых медведей и бочек из-под топлива, таким образом, заслоняя реальную ситуацию. В реальности контроль состояния ландшафтов и водной среды в арктических широтах намного строже, чем где-либо. Этому в том числе способствует отнесение всего побережья и островов к пограничной зоне. То есть вся хозяйственная деятельность здесь строго регламентирована и контролируется государственными и муниципальными органами власти.

Еще одно контролирующее звено – это собственно компании, осваивающие север. Их внутренние ведомственные документы зачастую строже, чем государственные, и существует неотвратимость применения штрафных санкций к нарушителям. Тем не менее экологические проблемы существуют. Отметим некоторые из них.

Рекультивация земель после строительства в зоне распространения многолетнемерзлых пород. В целом любая обратная засыпка грунта приводит к нарушениям в термическом и гидрогеологическом режиме, что является критичным в Арктическом регионе.

Санитарная очистка территории. Отсутствие и проблематичность обустройства полигонов для размещения отходов – это общая для страны проблема. Но в Арктике она приобретает достаточно специфическое содержание и требует, по всей видимости, разработки особых регламентов обращения с отходами для этих территорий.

Проблема таяния многолетнемерзлых грунтов в процессе хозяйственной деятельности (отепляющее воздействие строительных конструкций, сбросы теплой воды, выбросы теплого воздуха вентиляцией). Сбрасываемые теплые воды усиливают протаивание, а значит, развитие процессов термоэрозии, термокарста и др.

Наконец существует проблема добычи общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ). Для строительства объектов в большом количестве нужен песок, гравий. Исходя из опыта поиска ОПИ на полуостровах Ямал и Гыдан, можно сказать, что наименьший вред окружающей среде наносят сухоройные карьеры. Однако они являются наименее продуктивными по запасам. Намного большие объемы дает гидронамывной способ – когда карты намыва устраиваются в поймах рек и песок добывается из таликов. Но этот способ наиболее экологически опасный, хотя и более приемлемый для инвестора в экономическом плане.

Зачем нам эта Арктика

Учитывая обозначенные проблемы, зададим вопрос: а надо ли вообще осваивать земли и моря к северу от 70-й параллели? Это затратно, влечет за собой большие инвестиционные и экологические риски. Может быть, лучше сделать здесь заповедную зону, запретить добычу углеводородов, ограничиться только научно-исследовательской деятельностью?

Во-первых, оставить земли и моря Арктики без реального хозяйственного и военно-стратегического присутствия не получится. Об этом свидетельствует как минимум неспокойная реакция конкурентов на российскую активность в Арктике и поведение транснациональных корпораций. Можно быть уверенным, что в случае нашего сознательного ухода оттуда эти корпорации займут свободное место. И контролировать их будет невозможно: когда нет реального присутствия, нет и реального контроля.

Во-вторых, сырьевая база традиционных месторождений будет постепенно исчерпана. При отсутствии движения наших компаний на север и восток их ждет или поглощение крупными игроками, или закрытие.

В-третьих, актуален и военно-стратегический фактор. Уход из Арктики будет означать фактический отказ от доктрины ответного удара. Таким образом, подобный уход является не только экономически неоправданным, но и гибельным.

В то же время разумное освоение арктических пространств лишь укрепит экономическое и социальное развитие страны. Отметим пять направлений такого освоения.

Освоение нефтегазовых залежей Баренцева и Карского морей (в перспективе – моря Лаптевых) с одновременным проведением геолого-разведочных работ и сопутствующих научных исследований и инженерных изысканий. Участие в таких проектах иностранных компаний весьма перспективно, так как гарантирует международное признание претензий России на Арктику.

Создание (восстановление) военных баз, аэродромов на островах Северного Ледовитого океана. Такие планы уже декларируются – в частности, размещение базы на Новосибирских островах.

Полноценное восстановление функционирования Северного морского пути с базами техобслуживания, топливными центрами. В рамках этой концепции, в частности, реализуется идея строительства плавучих атомных станций.

В материковой части Арктики предлагается продолжить развитие инженерной и транспортной инфраструктуры. К наиболее значимым объектам стоит отнести достройку Северного широтного хода (на участках Салехард–Надым и Коротчаево–Игарка); строительство морских терминалов в Сабетте и Харасавэе, аэродромов и аэропортов.

Одновременно с развитием нефтегазового комплекса, инженерной и транспортной инфраструктуры стратегически важно организовать сеть стационаров для мониторинга окружающей среды. В настоящий момент такая функция возложена на сеть метеостанций, которые в лучшем случае позволяют осуществлять контроль загрязнения атмосферного воздуха. Кажется перспективным развивать сеть стационаров и проводить комплексные изучения состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, морской и сухопутной биоты.

ng.ru.

Поделиться:

Полезное

gorodsreda89.jpg

Новости СМИ2

Новости СМИ2
Интернет-конференции

Пресс-конференции в режиме online с известными людьми: чиновниками, политическими деятелями, спортсменами и т.д.

Прошедшие интернет-конференции

Апрель 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  
« Мар   Май »

Версия сайта для слабовидящих

КОНТАКТЫ

Обратная связь

629008, ЯНАО, Салехард, мкр. Богдана Кнунянца, д.1 . Тел.: 8 (34922) 44318 Email: editor@sever-press.ru

© 2020 ИА Север-Пресс — Новости Ямала.

ИА «Север-Пресс» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 09 июля 2013 года

Свидетельство о регистрации ИА № ФС77-54686

Учредитель: Департамент внутренней политики Ямало-Ненецкого автономного округа

Главный редактор — Мохнова Т. В.

Телефон редакции: +7 (34922) 7-12-59; 7-12-53

Электронная почта: yamal-media@yanao.ru

По вопросам рекламы обращайтесь: +7(34922) 4-27-28

Яндекс.Метрика