Новости

«Без бумажки ты букашка, а с бумажкой — человек» — это поговорка советского времени должна скоро исчезнуть из обихода российских граждан. За последние два года, со дня издания президентом России указа «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», сделано в стране немало.
Главное предназначение этого документа — освободить гражданина от беготни по сбору различных документов и справок для получения одной государственной услуги. С другой стороны — это отказ от бумажных носителей, тем самым появляется возможность сохранить сотни тысяч деревьев.
Сам принцип одного окна собственно и означает, что гражданину при оказании услуги необходимо только однократно обратиться в многофункциональный центр (МФЦ) с заявлением о желании получить ту или иную услугу и предоставив при этом документ, удостоверяющий личность. В результате в назначенное время, не обходя никакие инстанции и не стоя в очередях, ты приходишь в МФЦ и получаешь нужный тебе документ. И тебя никоим образом не касается, то обстоятельство, что для получения данной справки нужны сведения из нескольких государственных учреждений. Это уже забота и головная боль оператора МФЦ. Кстати, на эту специальность нигде не обучают, но это, скорее всего, дело времени, несколько лет назад также нигде не обучали таможенному делу, а сегодня едва ли не каждый вуз предлагает данную специализацию.
На Ямале сегодня операторов учат в окружном МФЦ. По словам заместителя губернатора Ямала Василия Степанова, все муниципальные центры оказания услуг являются филиалами Салехардского многофункционального центра. Именно здесь обучают специалистов, которые начинают с одной услуги и постепенно осваивают все остальные, тем самым исполняя требования создания принципа «одного окна». В режиме он-лайн руководитель подразделения центра видит, кто из специалистов сколько услуг освоил, качество их исполнения, количество и жалобы посетителей.
«Операторы центра — это универсальные специалисты, умеющие оказывать любую услугу. Такая постановка задачи по организации работы МФЦ требует высокой квалификации. Это показывает и уровень удовлетворенности на Ямале услугами МФЦ, который на сегодня составляет восемьдесят девять процентов», — подчеркнул Василий Степанов.
За справкой с электронной картой
Сегодня есть утвержденный правительством страны перечень документов личного хранения, которые пока на этом уровне оказания услуг гражданин обязан показать. Этот список постоянно сокращается, в конечном итоге должен остаться только один документ, удостоверяющий личность.
В качестве альтернативы это может быть не традиционный паспорт гражданина, а универсальная электронная карта (УЭК). На её электронном чипе будет записана вся информация о человеке и его электронная подпись. Воспользоваться ею можно будет не только в МФЦ, но и через банкоматы, терминалы и личные компьютеры. С 1 января 2015 года УЭК начнут выдавать всем гражданам РФ, за исключением тех, кто письменно отказался от её получения. По мнению Василия Степанова, эта карта является ключом ко всем электронным базам данных, которые существуют в каждом ведомстве. В ближайшем будущем бумажный паспорт гражданина, его ИНН, страховое свидетельство, СНИЛС, банковскую карту заменит одна пластиковая универсальная электронная карта. Если первый шаг к победе над бумажной бюрократией — появление МФЦ, то второй шаг — однозначно УЭК.
Ямал опережает другие регионы по количеству услуг
Ямал на первом месте в России в развитии многофункциональных центров не только по охвату муниципальных образований, но и по внедрению новых услуг. По предписанию президента России к концу 2015 года необходимо обеспечить охват услугами МФЦ на девяноста процентов. На Ямале по итогам 2014 года этот охват составит сорок процентов, к декабрю будущего года округу необходимо набрать еще пятьдесят процентов. Лидером по оказанию услуг является Салехардский МФЦ — это головной центр, другие — его филиалы. Окружной центр является полигоном откатки безбумажных технологий, освобождающих гражданина от беготни по собиранию справок. «Сегодня ЯНАО лидер по эффективности взаимодействия МФЦ с органами государственной власти. К примеру, сейчас специалисты Росреестра не общаются с гражданами, все справки выдает МФЦ. Ранее люди при оформлении документов на право собственности брали штурмом данное ведомство. Отсутствие жалоб по поводу очередей говорит о том, что центр справляется с поставленной задачей», — говорит Василий Валерьевич.
Сегодня работа МФЦ на Ямале организована посменному принципу во все дни кроме воскресенья. Это означает, что гражданин в любое время с восьми утра и до семи вечера может либо забрать готовые документы, либо подать заявление на их получение. Большим плюсом работы Салехардского МФЦ является предоставление услуг федеральной миграционной службы от приема документов на смену и выдачу паспорта, регистрации, до получения готовых паспортов. «Оказывать такую услугу начали только две недели назад, принято семьдесят документов на выдачу, выдано более ста паспортов. Благодаря слаженному действию между несколькими ведомствами в интересах граждан удалось организовать данную работу. Салехардский МФЦ единственный в России, где осуществляется и выдача готового документа, и прием заявлений на его получение по принципу одного окна. В ближайшее время планируем скопировать салехардский эксперимент на муниципальные образования», — делится планами на будущее Василий Степанов.
Сегодня услуги МФЦ есть во всех муниципальных образованиях округа, в ближайшее время планируется открыть офисы в пяти городах, трех райцентрах и пяти крупных поселках. Кстати, в сентябре этого года состоялось техническое открытие филиала центра в Яр-Сале. Завершаются работы по ремонту и оснащению Ноябрьского МФЦ, проходит государственную экспертизу здание в Муравленко, выбрано помещение в Тарко-Сале, за счет средств федерального бюджета планируется приобрести площади для офиса в селе Аксарка. В ближайшие два года сеть многофункциональных центров окутает всю территорию Ямала, тем самым освободив граждан от бумажной бюрократии и очередей. В скором будущем гражданин любого региона сможет без препятствий восстановить утерянные документы в любом уголке России.
Хасана Боязитова,
ИА «Север-Пресс».