Новости

Можно по разному относится к Владимиру Путину как политику или сложившейся в стране внутриполитической и тем более экономической ситуации, но единственное, чего нельзя отрицать – Владимир Путин на сегодняшней день, пожалуй, самая значительная личность на мировой политической сцене. Именно личность. Журнал Forbes назвал его самым влиятельным политиком этого года, второе и третье место было отдано президенту США и председателю Госсовета Китая.
В некотором смысле эти двое получили свои призовые места, что называется, «по праву рождения», думаю, будь они руководителями других государств вряд ли они попали так высоко в ротации.
Лидеры Китая после вождя Мао и великого реформатора Ден Сяо Пина вообще личности мало примечательные. Возможно, это хорошо. Возможно, такой малопримечательности и своеобразной политической скромности на фоне торжества системы не хватает российской политической реальности. Нынешнего хозяина Белого дома поставить на первое место как политика, наверное, у экспертов Forbes, большая часть из которых представляют США, рука не повернется, особенно на фоне «последних успехов» во внутренней политике: одно поражение на выборах в Конгресс демократов уже о многом говорит. Барак Обама уже за два года до окончания своего президентского срока стал «хромой уткой».
В свою очередь Владимир Путин сделал самый важный для политика шаг – он фактически сформировал международную повестку. Он не просто «уважать себя заставил», он заставил основные международные институты работать в ином формате, в формате real politik, чего не было последние три десятилетия, когда царствовавший гегемон с примкнувшей к нему Европой действовал по правилу «себе все, остальным — нормы международного права». И тут такой поворот. Вначале это была Сирия, затем Крым, сейчас Новороссия. Печально только, что эти вызовы у наших границ.
И еще, о чем стоит сказать, рассуждая на тему «роли личности в истории». Безусловно, одна единственная, пусть и абсолютно гениальная личность не сможет сформировать устойчивый тренд или даже переломить ситуацию, для всего нужны предпосылки. Для внешнеполитических успехов России предпосылки, безусловно, были созданы. И здесь хотелось бы отметить, что они не появились просто так. Однако для того, чтобы воспользоваться предпосылками и попытаться на этом фундаменте выстроить что-то большее, к примеру, сформировать собственную внешнеполитическую доктрину, необходимо быть именно личностью.
Если вспомнить историю послевоенного периода, то в мире таких личностей можно пересчитать по пальцам. К последним двум можно отнести лидера Германии Гельмута Коля и премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Тот же Борис Ельцин, который пришел к власти, будучи национальным лидером, не смог удержать этот статус, когда перед ним в 1993 году стала дилемма – национальное лидерство или власть. Историй аналогичных Борису Ельцину, от обожания – до разочарования, мы знаем довольно много.
Вспомните главный вопрос первых лет президентства Владимира Путина – who is mister Putin? В отличие от своего предшественника Владимир Путин стал национальным лидером именно будучи уже обладателем власти, а это совсем другой уровень. В некотором плане можно сказать Владимир Путин как национальный лидер сделал себя сам. Ровно также и лидером международной повестке Владимир Путин сделал себя сам. Россия сегодня не является экономическим лидером или интеллектуальной Меккой. Увы, но это так. Так что первое место, да и просто место в призовой тройке президенту России, кто бы им ни был, не дается «по праву рождения». Оно завоевывается, тем оно и ценней.
Евгений Забродин, директор Фонда «Региональная политика».