Новости

Сегодня в Салехарде состоялось заседание круглого стола по теме «Роль общественности в противодействии коррупции». Его участники считают, что в борьбе с коррупцией необходим комплексный подход. По мнению представителей власти, эффективность результата во многом зависит от совместной деятельности общественных организаций, власти и СМИ. Однако социальные институты на Ямале не торопятся работать в этом направлении.
Хотя уже есть и экспертные комиссии по противодействию с коррупцией, и эксперты. Но за три года в департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа не поступило ни одного заключения и ни одной заявки от экспертов. Возможно, у нас нет коррупции и не о чем говорить и заявлять?
На самом деле, по мнению и.о. директора профильного департамента Ильшата Шайгарданова, это объясняется низким уровнем участия наших граждан и общественности в проведении экспертиз. «Практика показывает, что незнание гражданами своих прав и обязанностей и недоверие к власти создают благоприятную среду для коррупции. Органам власти следует обратить внимание на профилактическую работу по повышению правовой грамотности населения», — подчеркивает чиновник.
Начальник сектора по вопросам противодействия коррупции комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности администрации города Санкт-Петербурга Дмитрий Никонов, говоря о различии и сходстве коррупционных действий чиновников северной столицы и Ямала, сказал, что он как госслужащий не имеет права отвечать на такие провокационные вопросы. Однако при этом он заметил, что во многом у двух регионов очень схожие системы по борьбе с коррупцией.
«Считается, что в Питере сильно развито гражданское общество. К сожалению, нельзя сказать что мы «рвем на себе тельняшку» в стремлении противодействовать коррупции. Бороться — это дело правоохранительных органов, мы только противодействуем. Есть определенные общественные организации, некоммерческие объединения, которые на постоянной основе и достаточно плотно, конструктивно работают с исполнительными органами власти в этой сфере. Важно не обличать власть во всех грехах, а конструктивно взаимодействовать и оказывать посильную помощь в противодействии коррупции», — считает Дмитрий Никонов. По его словам, существенно снизить коррупцию можно при условии, что проводятся антикоррупционный мониторинг, просвещение и образование общественности в этом направлении, общественный контроль и экспертиза.
Представители социальных институтов считают, что очень важно, когда само общество проявляет нетерпимое отношение к коррупции. Заместитель председателя окружного совета ветеранов Валентина Иващенко говорит, что всегда нужно бороться за свои права, за справедливость и проявлять гражданскую позицию: «Каждый должен действовать по велению совести, нельзя быть равнодушным. Всё зависит от того, как человек относится к жизни, себе и окружающим».
По словам председателя регионального отделения «Союз пенсионеров России» Анатолия Палюги, все дело в моральных ценностях и ограничениях: «У нас в обществе взятка вошла почти в норму поведения, и зачастую считается нормальным явлением. Ни взяточник и ни взяткодатель не считают, что они совершают плохой поступок. Чтобы искоренить коррупцию, необходимо на сто восемьдесят процентов поменять мышление населения. Каждый должен понять, что взяточничество — это аморально!».
По мнению члена Общественной палаты ЯНАО Юрия Кукевича, в борьбе с коррупцией очень значимое место занимают СМИ: «Задача журналиста должна заключаться в воспитании нравственности населения путем придания негативного окраса любым коррупционным проявлениям в обществе. Именно средства массовой информации смогут формировать непринятие гражданами любых проявлений взяточничества».
Пока взятка считается нормой поведения в обществе, то коррупция будет расцветать, считают общественники. А власти изобретают все новые пути противодействия с коррупцией. Сегодня газета «Известия» опубликовала статью о том, как Министерство труда и социальной защиты РФ предлагает ввести психологическое тестирование государственных служащих для противодействия коррупции.
По замыслу авторов проекта, тестирование может проводиться в форме интервью, элементом которого является психологическая оценка кандидата. Это может быть обычная беседа, во время которой будут задаваться определенные вопросы, после чего специалист анализирует ответы на них. Качественно составленные вопросы в таком интервью гарантируют вероятность получения результата до девяноста процентов. Кстати, Минтруда ориентируется на срок разработки такого тестирования до 15 июня 2015 года. Однако сама федеральная программа развития государственной гражданской службы на 2015-2018 годы, в рамках которой предполагается проводить тестирование, пока не утверждена, поэтому окончательные сроки внедрения предложений могут измениться.
Тем временем президент России Владимир Путин предложил снизить штрафы за коррупционные преступления небольшой тяжести, — сообщили на сайте Кремля 1 декабря 2014 года. Соответствующий законопроект глава государства внес в Госдуму. Президент предлагает снизить минимальную кратность штрафа, предусмотренного за коррупционные преступления небольшой тяжести. В настоящее время получение взятки менее 25 тысяч рублей обернется штрафом от двадцати пяти до пятидесятикратной суммы полученного.
Внесенный главой государства законопроект предусматривает, что максимальный штраф за получение взятки менее двадцати пяти тысяч рублей составит один миллион рублей. Кроме того, предлагается дополнить санкции этих статей альтернативными видами уголовных наказаний: исправительными работами, фиксированным штрафом с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Между тем Россия опустилась с 127-го на 136-е место в рейтинге «Индекс восприятия коррупции», представленном 3 декабря 2014 года международной неправительственной организацией Transparency International. Видно, что коррупция растет, а российская общественность пока спит…
Хасана Боязитова
ИА «Север-Пресс».