• 12+
  • Главная
  • Все новости
  • ЯНАО
    • Салехард
    • Губкинский
    • Лабытнанги
    • Муравленко
    • Новый Уренгой
    • Ноябрьск
    • Красноселькупский район
    • Надымский район
    • Приуральский район
    • Пуровский район
    • Тазовский район
    • Шурышкарский район
    • Ямальский район
  • Политика
    • Диалоги с властью
    • Актуальные темы
    • Новости политики
  • Общество
    • Безопасность
    • Культура
    • Спорт
    • Происшествия
    • Здоровье
    • Образование
    • Наука
    • Год Экологии
  • Экономика
    • Нефть и газ
    • Бизнес
    • ЖКХ
    • Транспорт
    • Строительство
    • АПК
  • Видео
  • Рейтинги
  • ENG

Лента новостей

  • 22 февраля
  • 20:40 Вкусно и полезно. Натуральные соки поддержат организм весной
  • 19:14 Ученые ищут оптимальную модель организации оленеводства на Севере
  • 18:32 В Новом Уренгое обсудят стратегию развития ямальского ТЭК до 2050 года
  • 17:56 Томские учёные создают морозоустойчивое топливо для Арктики
  • 16:27 Мальчик может плакать. Офтальмологи впервые применили новый метод лечения глаз
  • 16:22 Кинофестиваль во Франции открылся фильмом «Белый ягель»
  • 16:00 Вопросы промысла в Арктике обсудят эксперты приарктических стран
  • 15:44 Невзирая на личности. Дмитрий Артюхов нацелил подчиненных на жесткое пресечение коррупции
  • 15:28 НОВАТЭК планирует увеличить добычу газа на 8-10 %
  • 15:13 Президент дал поручения. Обеспечить россиян качественной питьевой водой
  • 14:55 Авария: грузовики перегородили дорогу Коротчаево – Новый Уренгой (видео)
  • 14:46 Банковская карта или электронный кошелек помогут безопасно делать онлайн-покупки
  • 14:31 Строительство первой гравитационной платформы для «Арктик СПГ-2» может начаться в июле
  • 12:20 В Надымском районе из пожара спасли 10 детей
  • 12:12 Скрюченные пальцы. Тюменские врачи вылечили уже более 300 пациентов
  • 11:59 Ямал, вопрос, город, люди. Артюхов читает соцсети без перерыва на обед
  • 11:43 Стаж для страховых пенсий будут считать по-новому. Какие периоды зачтут?
  • 11:28 Что делать, если пришло несколько платёжек за вывоз мусора?

Новости

Сабетта – морские ворота русской Арктики

10:35 27 мая 2015

Категории: Нефть и газ

В Салехарде двадцатого и двадцать первого мая прошла четвертая международная конференция «Ямал Нефтегаз 2015».

Руководители, специалисты российских и зарубежных нефтегазовых компаний, перерабатывающих, инжиниринговых компаний, ученые и представители надзорных ведомств — все, кто, так или иначе, связан с топливно-энергетическим комплексом России, собрались в столице арктического региона. Обсуждали состояние и перспективы отрасли. Чаще всего слышны были слова «санкции», «импортозамещение», «арктический шельф», «Ямал СПГ» и «Сабетта».

Последнее слово мало что говорит непосвященным в современные реалии российской Арктики. Между тем, этот маленький поселок на берегу Обской губы является ключевым в деле освоения российской части арктического шельфа и развития программы Северного морского пути.

Как получилось, что маленький национальный поселок, в котором в 2006 году проживало девятнадцать человек, превратился вдруг в большой вахтовый поселок с девятью тысячами живущих в нем работников, международным аэропортом и морским портом, способным круглогодично принимать и отправлять танкеры в Европу, Азию и Америку?

Началось все в далеком уже 1974 году, когда геологи обнаружили на северо-востоке Ямальского полуострова крупное месторождение газа. Работы по разведке показали, что Южно-Тамбейское месторождение состоит из пяти газовых пластов неглубокого залегания и тридцати семи газоконденсатных пластов глубокого залегания. Глубина залежей составляет от 900 до 2850 метров.

На тот момент разрабатывать месторождение было некогда, хватало и других забот, а потом исчезло с карты мира и само государство. В девяностые годы на Ямале тоже было чем заняться, надо было сохранить то, что есть, новыми проектами заниматься возможности не было. И только в двадцать первом веке Южно-Тамбейское месторождение вновь привлекло внимание газодобытчиков. Оператором проекта, владельцем лицензии и всех активов стала компания «Ямал СПГ», совместное предприятие ОАО «НОВАТЭК», владельца шестидесяти процентов акций, французской Total и китайской CNPC, доля каждой из них — двадцать процентов.

Аббревиатура «СПГ» в названии компании означает «сжиженный природный газ». Именно в этом формате было решено поставлять сырье с месторождения. Поставки газа танкерами в сжиженном виде имеют ряд преимуществ. В первую очередь — независимость от трубопроводной сети «Газпрома» и стран, через которые она проходит транзитом по пути к заказчику. Кроме того сжиженный газ – это оптимальное топливо для некоторых видов транспорта. Это, в первую очередь, водный транспорт, карьерные самосвалы и техника, работающая вдали от больших городов. Вообще, переход на СПГ – глобальный мировой тренд. Объем мирового производства вырос от 140 млн. тонн в 2004 году до 240 млн. тонн в 2014. И, согласно всем прогнозам, доля СПГ на рынке энергоносителей будет только расти.

Доля России в мировом рынке газа на сегодня около двадцати пяти процентов. При этом сжиженный природный газ производит только сахалинский проект «Газпрома», дающий не более пяти процентов мирового СПГ. Очевидно, что Россия находится в аутсайдерах рынка и ситуацию необходимо менять. Согласно проекту Энергостратегии — 2035, доля России в мировой торговле СПГ должна увеличиться до 14,3 процента в 2020 году и до 19,3 процента в 2025 году. Но, чтобы достичь этих показателей, нужно ускоренными темпами запускать заводы по производству СПГ. В том числе и Ямальский проект.

На Южно-Тамбейском месторождении провели комплекс геологоразведочных работ, включающий сейсмические исследования, бурение разведочных скважин, создание геологической модели месторождения и подсчет запасов. Доказанные и вероятные запасы месторождения по российской классификации составляют 1,3 трлн. кубометров С1 + С2. По международной классификации – чуть менее триллиона кубометров.

Когда приняли решение сжижать добываемый на месторождении газ, встал вопрос о том, где его перерабатывать и как доставлять заказчику. В этот момент в поле зрения газовиков и попал маленький поселок Сабетта. Рядом с ним было решено строить завод по производству сжиженного природного газа, а в самом поселке – аэропорт и морской порт.

Для реализации проекта такого масштаба было необходимо создать инфраструктуру. В 2010 году в районе Сабетты закипела стройка. На месте старого поселка геологоразведчиков очень быстро вырос поселок для работников «Ямал СПГ». А в непосредственной близости от объектов, обслуживаемых подрядчиками, возводят поселки для их сотрудников.

Сегодня создана вся необходимая инфраструктура: комплекс объектов жизнеобеспечения, склады ГСМ, подведены вода и отопление, очистные сооружения. Сейчас в Сабетте живут единовременно около девяти тысяч человек, на пике стройки ожидается более пятнадцати тысяч.

Когда менеджмент «Ямал СПГ» сообщил, что в Сабетте построят морской порт, скептики сразу же начали критиковать идеи. Мол, и загружать его будет нечем, и строить дорого. Но проект получил поддержку в самом верхнем эшелоне власти. «Порт Сабетта должен сыграть роль одной из опорных точек Северного морского пути. Этот кратчайший маршрут, соединяющий Европу и Азию, в последние годы становится все более оживленным», — заявил президент России Владимир Путин во время своего визита на Ямал.

Порт сооружают совместно c Федеральным агентством «Росморречфлот» на принципах частно-государственного партнерства. От имени «Росморречфлота» выступает «Росморпорт». Он отвечает за те объекты в порту, которые должны быть в федеральной собственности: акватория порта, подходные каналы, защитные сооружения, системы управления движением судов, а также все пограничные, таможенные и портовые службы.

По состоянию на май 2015 года построены уже четыре причала. Запланированы еще два. Основная задача порта пока — приемка строительных грузов и модулей для завода СПГ. После постройки порта из него будет отгружаться СПГ для поставки в Европу и, особенно, в Азию. На конференции «Ямал Нефтегаз 2015» генеральный директор «Росатомфлота» Вячеслав Рукша отметил, что расчеты показали — поставки СПГ танкерами из порта Сабетта Северным морским путем, например, в порт Нинбо (Китай), могут конкурировать по скорости с поставками из Персидского залива.

Уже два года с помощью ледоколов «Росатомфлота» идет круглогодичная навигация. За прошлый год в Сабетту привезли около двух миллионов франко-тонн, в нынешнем планируется доставка трех миллионов франко-тонн различных грузов.

За два сезона в порту проделали серьезный объем дноуглубительных работ – изъято около 23 млн. кубометров грунта.

В начале февраля 2015 года произошло еще одно важное событие в жизни Сабетты — ввод в эксплуатацию аэропорта. Пока он сертифицирован для рейсов внутри Российской Федерации. С момента запуска аэропорт уже принял более трехсот рейсов, которыми перевезли более 30 тыс. пассажиров.

Достраивается международный сектор аэропорта и готовится сертификация для международных рейсов. Когда все формальности уладят, Сабетта станет первым международным аэропортом на территории Ямала.

Стратегически важным для развития Сабетты и включения её в общегосударственную транспортную инфраструктуру стало решение довести до порта железнодорожную ветку Северного широтного хода. Это позволит создать необходимый для работы порта грузопоток. Появится возможность перегружать на железнодорожный транспорт товары и грузы, поставляемые по Северному морскому пути.

Таким образом, Ямал становится ключевым регионом в деле освоения русской Арктики и обеспечения грузопотока на Севморпути. А когда-то маленький поселок Сабетта теперь стал транспортным узлом международного уровня и важнейшей точкой на карте русского Севера.

Сергей Беляев,
ИА «Север — Пресс».

Поделиться:

Полезное

Интернет-конференции

Пресс-конференции в режиме online с известными людьми: чиновниками, политическими деятелями, спортсменами и т.д.

Прошедшие интернет-конференции

Май 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новости СМИ2

Новости СМИ2

КОНТАКТЫ

Обратная связь

629008, ЯНАО г. Салехард, ул. Республики 73, офис 408. Тел.: +7 34922 4 43 18. Email: editor@sever-press.ru

© 2018 ИА Север-Пресс — Новости Ямала.
Все права защищены. ИА «Север-Пресс» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 09 июля 2013 года.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС77-54686