Новое исследование показало, как деньги влияют на уровень счастья человека. В магазинах может появиться картофель экономкласса. Состояние новоуренгойских дорог оценят по решению суда. Ямал подготовился к экстремальным морозам. На Ямале за инновации в образовании выделили больше крупных грантов. По просьбам жителей Салехарда мэрия приобретает новые автобусы. Между Надымом и Новым Уренгоем из-за мороза приостановили рейсы. В Красноселькупе строят цех для сортировки мусора. Стало известно, сколько потратили на пиццу жители Нового Уренгоя и Салехарда. В Пангодах профилактологи спасли жизнь пришедшему на осмотр мужчине.
  • 12+
  • Главная
  • Все новости
  • ЯНАО
    • Салехард
    • Губкинский
    • Лабытнанги
    • Муравленко
    • Новый Уренгой
    • Ноябрьск
    • Красноселькупский район
    • Надымский район
    • Приуральский район
    • Пуровский район
    • Тазовский район
    • Шурышкарский район
    • Ямальский район
  • Политика
    • Диалоги с властью
    • Актуальные темы
    • Новости политики
  • Общество
    • Безопасность
    • Культура
    • Спорт
    • Происшествия
    • Здоровье
    • Образование
    • Наука
    • Год Экологии
  • Экономика
    • Нефть и газ
    • Бизнес
    • ЖКХ
    • Транспорт
    • Строительство
    • АПК
  • Видео
  • Национальные проекты
    • Здравоохранение
    • Образование
    • Демография
    • Культура
    • Безопасные и качественные автомобильные дороги
    • Жилье и городская среда
    • Экология
    • Наука
    • Малое и среднее предпринимательство и поддержка
      индивидуальной предпринимательской инициативы
    • Цифровая экономика
    • Производительность труда и поддержка занятости
    • Международная кооперация и экспорт
  • Экскурсии по ЯНАО

Лента новостей

  • 22 января
  • 18:56 Новое исследование показало, как деньги влияют на уровень счастья человека
  • 18:38 В магазинах может появиться картофель экономкласса
  • 18:23 Состояние новоуренгойских дорог оценят по решению суда
  • 18:15 Ямал подготовился к экстремальным морозам
  • 18:08 На Ямале за инновации в образовании выделили больше крупных грантов
  • 17:58 По просьбам жителей Салехарда мэрия приобретает новые автобусы
  • 17:40 Между Надымом и Новым Уренгоем из-за мороза приостановили рейсы
  • 17:13 В Красноселькупе строят цех для сортировки мусора
  • 16:53 Стало известно, сколько потратили на пиццу жители Нового Уренгоя и Салехарда
  • 16:33 В Пангодах профилактологи спасли жизнь пришедшему на осмотр мужчине
  • 16:13 В Новом Уренгое на прививку от COVID-19 записались 160 человек
  • 15:50 Салехардцев приглашают обсудить онлайн благоустройство площади у «Геолога»
  • 15:25 В администрации Ноябрьска опровергли информацию о яме с кипятком, куда провалилась машина
  • 15:06 В полиции Ямала считают обстановку на дорогах напряженной
  • 14:43 В коррекционной школе Ноябрьска заработали новые мастерские
  • 14:28 В Лабытнанги появится система городской мобильности «Моя дорога»
  • 14:09 В Губкинском нефтяников готовят со школьной скамьи
  • 13:17 Статистика COVID-19

Новости

Приоритет национального уровня

15:21 16 декабря 2015

Категории: Экономика

Почему российской экономике и науке не обойтись без освоения Арктики

В международном мультимедийном центре МИА «Россия сегодня» 15 декабря состоялся круглый стол на тему «Арктика в фокусе современной геополитики». Обсуждался доклад с результатами экспертного опроса, проведенного институтом региональных проблем. В подготовке доклада приняли участие российские и зарубежные эксперты — представители органов власти, бизнеса, СМИ, НКО и научного сообщества.

Арктическая гонка
Авторы доклада утверждают, что российская и американская позиции в отношении Арктики развиваются в противофазе. Сегодня консервативные силы США день ото дня все больше бьют тревогу по поводу «российского продвижения» в Арктику, пытаясь подстегнуть правительство к более решительным действиям. Значимость «арктической гонки», в представлениях американцев, только возрастает. Адмирал Пол Заканфт на конференции в Вашингтоне в этом году сравнил арктическое противостояние с гонкой в космосе. «Мне бы хотелось, чтобы США делали что-то из того, что делает Россия — создавали новые базы, телекоммуникации, поисково-спасательные возможности», — заявил он.

В недавнем докладе американского центра стратегических и международных исследований «Новый ледяной занавес» стремление России восстановить военное и экономическое превосходство на Севере сравнивается с рвением, которое демонстрировал Советский Союз в попытках создания «Красной Арктики» в 1930-х годах. «Как показал опыт СССР, — отмечается в американском докладе, — успехи страны в Арктике во многом зависят от степени вовлеченности государства в развитие региона. Именно государство, в отличие от разрозненных и зачастую неэффективных частных инициатив, может обеспечить координацию усилий, методический, комплексный подход. Большинство американских экспертов убеждены, что как раз этатистская модель освоения Арктики позволила России тогда и позволяет сейчас одерживать верх над Штатами в арктической гонке».

Сокровища ледяного края
Главное макроэкономическое значение Арктики, по мнению экспертов, заключается в том, что она является точкой приложения капитала. Современная экономика не может без них существовать, однако возникают они только в результате технологических скачков, открывающих новые сферы для освоения. И арктический шельф мог бы послужить основой для такого скачка. Арктика, по мнению авторов доклада, — наиболее естественная и правильная точка приложения капитала.

На освоение Арктики тратятся и будут тратиться огромные ресурсы, в том числе финансовые. Но процесс освоения — не самоцель. Он оправдан только в том случае, если его результатом будет введение в хозяйственный оборот уникальных сырьевых запасов региона и его транспортного потенциала.

Важную роль также играет развитие Северного морского пути — относительно безопасного и быстрого маршрута из Северо-Восточной Азии в Европу, из центра производства — в центр потребления. «Тот, кто будет владеть транспортной артерией, будет со временем определять и цену продукции, особенно уникальной», — говорится в докладе.

Наука и инновации
Разумеется, условия Арктики требуют инновационного подхода к решению возникающих проблем. По словам одного из экспертов, профессора института экономических проблем имени Г.П. Лузина Владимира Селина, освоение объектов сырья на шельфе — это высокотехнологичный процесс, определяющий инновационное развитие целых отраслей и регионов, формирование новых конкурентоспособных кластеров.

И это прекрасно понимают компании, играющие ведущую роль в освоении арктического шельфа. В частности, «Роснефть» несколько лет назад создала Арктический научно-проектный центр, а в 2014 году заключила с учеными биологического факультета МГУ имени Ломоносова договор по созданию микробного препарата для северных морей. В рамках этого соглашения специалисты выделили около ста микроорганизмов, способных при низких, в том числе и отрицательных температурах разлагать нефть и нефтепродукты.

Кроме того, НК «Роснефть» проводит научные исследования в Карском море, море Лаптевых, в Восточно-Сибирском и Чукотском морях. Компания уже организовала в Арктике десять научно-исследовательских экспедиций, в ходе которых был собран значительный объем данных в разных областях. «Кара-зима-2015» без преувеличения стала самой масштабной научно-исследовательской арктической экспедицией в мире за последнее двадцатилетие.

В результате была полностью восстановлена система метеонаблюдений в Карском море. Работы в этом направлении продолжатся: в планах следующих экспедиций — установка метеостанций в море Лаптевых и Восточно-Сибирском море. Авторы доклада убеждены, что научное и хозяйственное освоение Арктики неразрывно связаны: наука собирает информацию, необходимую для хозяйственного освоения, и создает технологии для него, экономика загружает науку заказами и тем самым финансирует научную деятельность.

Перспективный нацпроект
То, что освоение Арктического шельфа — одно из самых перспективных направлений в нефтедобыче, было очевидно большинству экспертов, однако результаты поискового бурения в Карском море на структуре Университетская-1 превзошли самые смелые ожидания. Только первая скважина позволила поставить на баланс суммарные начальные извлекаемые запасы в 130 миллионов тонн нефти и 396 миллиардов кубометров газа. «Роснефть» открыла новую Карскую морскую нефтеносную провинцию, которая, по оценкам специалистов, по объему ресурсов превосходит такие нефтегазоносные провинции, как Мексиканский залив, бразильский шельф, шельф Аляски и Канады.

В целом, в районах, которыми Россия уже владеет и на которые претендует, находятся более 250 миллионов баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте, что составляет 60,1 процента всех запасов Арктики. Прилегающий к территории РФ арктический шельф может стать в двадцать первом веке основным источником углеводородного сырья как для самой России, так и для мирового рынка. Из 6,2 миллиона квадратных метров российского континентального шельфа интерес для поиска нефти и газа представляют 6 миллионов, то есть почти вся его площадь, из них четыре миллиона квадратных метров — это наиболее перспективные участки.

О возрастающем интересе российского руководства к арктическому региону свидетельствует создание государственной комиссии по вопросам развития Арктики. В российских политических кругах есть отчетливое понимание того, что будущее страны неразрывно связано с судьбой полярных регионов, и их развитие является национальным приоритетом. По оценкам специалистов, к 2050 году Арктический шельф обеспечит от 20 до 30 процентов всей российской нефтедобычи.

В феврале 2016 года Россия презентует в комиссии ООН обновленную заявку на расширение своих арктических территорий, включая более миллиона квадратных километров морского дна шельфа. Заявка содержит обоснование то, что морские границы России в Северном Ледовитом океане — продолжение её территории, в частности, континентальной окраины (речь идет о хребте Ломоносова и поднятии имени Менделеева), а не частью Мирового океана с отдельными океаническими подводными хребтами. «На этих глубинах может находиться до 30 процентов неразведанного природного газа и пятнадцать процентов нефти в мире», — отмечается в докладе. Помимо России, на ту же зону претендуют Дания, США и Канада.

По мнению авторов доклада, «реиндустриализация в масштабах Арктики требует скоординированной общегосударственной программы, в рамках которой объединятся потенциалы государства и частного бизнеса в форме государственно-частного партнерства». Однако ключевая роль отводится государству, а точнее госкомпаниям — «Роснефти» и «Газпрому», поскольку именно они способны вкладывать средства, понимая, что окупятся они лишь в долгосрочной перспективе. Поэтому эксперты делают вывод, что в освоении Арктики можно рассчитывать только на госкомпании.

Достаточно вспомнить проект по реализации нового для России перспективного направления — создания судостроительного кластера «Звезда» на Дальнем Востоке, который, по мнению экспертов, позволит возродить отечественное судостроение. Реализуемый совместными усилиями компаний «Роснефть», «Газпромбанк» и «Объединенная судостроительная корпорация», проект предполагает строительство к 2020 году пятьдесят буровых платформ, восемьдесят танкеров и двести вспомогательных судов для освоения шельфа.

Что касается доступа частных компаний к освоению шельфа, то, по словам генерального директора института региональных проблем Дмитрия Журавлева, есть два обстоятельства, вызывающих сомнения. «Во-первых, у них нет опыта разработки северных шельфов. А какие частные компании готовы выйти на шельф, не все ведь? Масштаб большой. А если мы добавим к двум государственным одну частную компанию, что это изменит в общей конфигурации? В лучшую сторону — ничего. Та самая конкуренция не возникнет», — говорит эксперт.

Второе обстоятельство, по его словам, заключается в том, что частная компания должна работать в частных интересах, иначе это не компания, а благотворительное общество. «Частные интересы и развитие Арктики сегодня очень плохо состыкуются, потому что, с одной стороны, прибыль будет нескоро, а с другой — масштаб задач огромный», — констатирует Дмитрий Журавлев.

Доктор социологических наук, кандидат философских наук, профессор связей с общественностью, вице-президент Академии политической науки Михаил Бочаров отмечает, что «Лукойл», одна из таких частных компаний, лоббирует участие в арктическом шельфе. «Ну вот, посмотрите, вроде бы «Лукойл» в прошлом году назывался транснациональной корпорацией. В Америке компания имела заправки и даже пыталась построить завод, но в связи с санкциями их вытеснили, и теперь они уже не транснациональная корпорация. То есть они боролись за капитализацию, в том числе и в США, с тем, чтобы получить вот эти доли в Арктике. Теперь зачем им это нужно?» — рассуждает эксперт.

Сейчас Россия стремится, как можно быстрее реализовать программу по импортозамещению, поскольку рассчитывать на иностранных поставщиков не приходится. Вместе с тем даже в сложных экономических и политических условиях нефтедобыча на арктическом шельфе остается локомотивом экономики страны в целом и ее северных регионов в частности. Она стимулирует развитие инновационных производств и транспортной инфраструктуры, в том числе Северного морского пути, и прекращать это нецелесообразно.

По мнению экспертов, опрошенных институтом региональных проблем, развитие нефтедобычи в условиях Арктики способствует созданию высокотехнологичных рабочих мест, росту доходов населения, и, что не менее важно, формирует условия для ускорения поступательного движения в других отраслях экономики.

lenta.ru от 15 декабря 2015 года.

Поделиться:

Полезное

Новости СМИ2

Новости СМИ2
Интернет-конференции

Пресс-конференции в режиме online с известными людьми: чиновниками, политическими деятелями, спортсменами и т.д.

Прошедшие интернет-конференции

Декабрь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  
« Ноя   Янв »

Версия сайта для слабовидящих

КОНТАКТЫ

Обратная связь

629008, ЯНАО, Салехард, мкр. Богдана Кнунянца, д.1 . Тел.: 8 (34922) 44318 Email: editor@sever-press.ru

© 2020 ИА Север-Пресс — Новости Ямала.
Все права защищены. ИА «Север-Пресс» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 09 июля 2013 года.
Свидетельство о регистрации ИА № ФС77-54686

Яндекс.Метрика