0
1
Надымский исследователь доказал, что 502-й стройки на Ямале не было
Миф о том, что на полуострове Ямал велась железнодорожная стройка 502, укоренился с того времени, когда в обществе начались разговоры о «сталинке».
Не ученые, но краеведы, серьезно занимающиеся этой темой, в интернете даже обозначили «географию» 502-й: от станции Обская до Мыса Каменного. Кто это придумал первым - неизвестно, но многие подхватили, исходя, видимо, из логики. Ведь начальный участок от станции Чум на Полярном Урале назывался стройкой 501, а последний заканчивался у берегов Енисея стройкой 503. Значит на Ямале, условно говоря, «в серединке», должна была быть 502-я? На самом же деле ни документов, ни убедительных свидетельств очевидцев о такой нумерации железнодорожного строительства на полуострове Ямал никто не представил. Об этом корреспонденту ИА «Север-Пресс» рассказал надымский ученый, автор книги о «мертвой дороге» Вадим Гриценко. Перед этим интервью и своим выступлением на научно-практической конференции «Обдория», прошедшей недавно в Салехарде, он долгое время провел в архиве Ленгипротранса. Выяснилось, что стройки не было, но замыслы её существовали. На ямальском Мысе Каменном собирались возводить глубоководный порт, как объяснил Вадим Гриценко. В 1948 году туда завезли заключенных и грузы. Только после этого обнаружилось, что Обская губа в этом месте слишком мелкая. Человеческие потери и большие затраты оказались напрасными. Планы строительства центрального порта Северного морского пути провалились. То есть стройка замышлялась, но не случилась и не имела номера 502. Затем подобный порт решили сделать в Игарке, но и там идея не получила практического развития. А после смерти Сталина вообще сошла на нет. «Порт должен был сыграть свою роль в обороне страны - обеспечения военно-воздушных баз, - уточнил ученый. - Но после смерти Сталина произошла революция в технологиях, тактико-технических характеристиках авиации. Отпала необходимость ставить авиабазы так густо, делать их много. Самолеты стали летать гораздо дальше и быстрее. Наступила другая эпоха с другими задачами». Однако, как отметил Вадим Гриценко, в наше время идея строительства центрального порта Севморпути и аэропорта снова стала актуальной. Подтверждение этого - наша Сабетта.
0
1