0
0
«Виктория» ко Дню Победы
В Музее истории камнерезного и ювелирного искусства Екатеринбурга открылась персональная выставка известного на Ямале мастера декоративно-прикладного искусства Владимира Косинцева. В рамках проекта «Красота воинственного» автор представил художественную серию работ холодного оружия в настольных и кабинетных композициях по мотивам поэм и былин.
Центральная работа - ваза «Виктория» - создана специально к этой выставке и посвящена Дню Победы. Сделана она из капа ямальской лиственницы и представляет собой чашу, которая, по замыслу автора, наполнена горестью, трагедиями советского народа в этой страшной войне. Снизу вазу обхватывает лепестками ромашка, которая сглаживает эту боль. По словам Владимира Косинцева, это тоже символ войны, кроме трагедий и лишений в те времена была и другая жизнь, полная любви и дружбы. А дарили тогда не розы, а простые ромашки.
Венчает вазу «Виктория» ажурный купол поверженного рейхстага, выполненный из бивня мамонта. И это тоже символ Великой Победы. В одном месте крыша как будто пробита попавшей бомбой. Художник сделал акцент на том, что это поверженный рейхстаг, а не просто купол здания. По его словам, бивень мамонта для этого пришлось подбирать особого цвета, местами «с опалинами». На работу мастер потратил четыре месяца, и по его признанию не успел до конца закончить. В композиции будет еще один незначительный, но сложный элемент, какой именно – секрет. Владимир Косинцев отметил, что у художников не принято заранее раскрывать замысел, иначе будет неинтересно. На открытии выставки он наполнил «Викторию» конфетами и угощал посетителей. «Каждый, кто в преддверие девятого мая возьмет из этой вазы частичку содержимого, таким образом, почтит память своих родных или просто ощутит радость Победы», - отметил Владимир Косинцев. Ваза «Виктория» задумана была очень давно. «Я привез кап с Ямала, форма была уже задана, но я никак не мог её закончить. Спасибо музею, что назначили мне выставку и попросили доделать работу ко Дню Победы», - рассказал автор. По его словам, кап - это нарост на деревьях, работа трудоемкая, именно поэтому не многие мастера за него берутся. Туго переплетенные волокна материала не позволяют обрабатывать резцом, приходится использовать фрезы, специальные приспособления и инструменты. Очень большая нагрузка идет на руки мастера. «Я не стесняюсь признаваться, что работаю в соавторстве с природой. Посмотрите, какие у капа радиальные волокна, причудливые переплетения. Моя задача - подчеркнуть природную красоту материала», - отметил Владимир Косинцев.
Беседуя с корреспондентом ИА «Север-Пресс», он рассказал, что прожил в Лабытнангах тридцать лет. На Ямале не сразу его творческие способности были востребованы, сначала четыре года работал шофером. Но творить для себя, для души не прекращал. По словам Владимира Косинцева, художником он стал случайно, это не было целью, после школы планировал поступать в пединститут, усиленно занимался иностранными языками. Но так случилось, что после школы его пригласили временно поработать в художественной мастерской оформителем. Там он встретил человека, который стал его учителем и направил на путь искусства. Длительный период мастер занимался каким-то одним материалом. Сначала был привязан к дереву, потом начал работать с капом, осваивал технику, наработал секреты по обработке и тонировке. Позже судьба свела на Ямале с мастерами-косторезами, и около десяти лет мастер посвятил работе с костью. Этот опыт помог ему синтезировать два материала вместе и создавать неповторимые композиции. В одной из работ, представленных на выставке, использована коряга причудливой формы. На первый взгляд не профессионалу совершенно непонятно, что это за материал. «Это береза, которая выросла под сильными ветрами, на большой возвышенности в Лабытнангах. Я ходил за грибами и нашел эту корягу, приволок домой, лет семь она лежала, но ничего похожего на то, что вы видите сейчас, в голове не созревало. Так часто бывает, иногда замысел трудно определяется, работа может быть до половины сделана и лежать какое-то время. Дерево отполировано и покрыто воском, должен быть матовый блеск, чтобы не отвлекал от видения формы», - раскрыл секрет мастер. В основном работы Владимира Косинцева находятся на Ямале. Из выставочного потенциала у него сейчас осталось холодное оружие, для которого он делал ножны, рукоять, подставку, полностью создавал композиции. Поскольку значительная часть жизни мастера связана с Ямалом, то в творчестве неизбежно отразились особенности культуры народов Крайнего Севера. Родом Владимир Косинцев из Свердловской области, сейчас вернулся домой, живет в городе Камышлове. «У меня была возможность переехать с Ямала в Тюмень или Екатеринбург. Но я решил поселиться между этими двумя городами и мне там очень хорошо и спокойно. Камышлов - тихий, провинциальный город, где никто меня не тревожит, мне не подходит суета мегаполиса. Там у меня хорошая, большая мастерская. Мои работы прекрасно принимают на выставках в Екатеринбурге, творческая жизнь продолжается», - рассказал мастер.
Юлия Терешина, ИА «Север-Пресс». Фото автора
0
0