http://Top.Mail.Ru
Захар Прилепин: Пушкин поопаснее Гуфа будет! | Север-Пресс

0

0

Захар Прилепин: Пушкин поопаснее Гуфа будет!

Читать «Север-Пресс» в

Ноябрьск претендует на звание культурной столицы Ямала. Чтобы теория не расходилась с практикой, здесь ежегодно проводят форум «Культура и город».

На мероприятие обязательно приглашают известных художников, музыкантов, хореографов. И, конечно, писателей. В этом году работники городской библиотечной системы по просьбам читателей организовали визит Захара Прилепина.

Этот литератор, публицист, филолог за последние десять лет превратился из «молодого писателя» в одного из самых титулованных деятелей современной русской литературы. Напомню, роман Прилепина «Грех» признан лучшей книгой десятилетия (по версии жюри премии «Национальный бестселлер»). Неудивительно, что первая встреча с писателем в Ноябрьске собрала аншлаг: большой зал центральной библиотеки «Интеллект-Центра» не смог вместить всех желающих увидеть и услышать Захара.

Удивительно другое: встреча со взрослой читательской аудиторией получилась банальной и неинтересной. Живого общения не вышло. Винить в этом Прилепина или модератора встречи бессмысленно: они старались, как могли. Причина скорее в другом. Аудитория была закомплексована, зажата. Возможно из-за этого складывалось ложное ощущение, что ноябряне не читали книги Захара, и вообще не слышали о Прилепине - публицисте.

Читатели задавали стандартные вопросы о биографии, источниках вдохновения, творческом пути. Гость выдавал стандартные ответы. Любой, кто хотя бы поверхностно интересовался творчеством лауреата премии «НацБест», читал всё это не раз в его авторских колонках и многочисленных интервью.

Пришлось дождаться окончания этой встречи, чтобы получить ответы на более сложные вопросы:

- Захар, вас считают приверженцем реализма. А как вы относитесь к идеям постструктурализма и постмодернизма? Насколько они повлияли на ваше творчество?

- Я считаю постмодернизм неотъемлемой частью нашего литературного процесса. Точно так же на заре ХХ века расцвели символизм и футуризм. Они долгое время владели умами, но потом уступили место реализму. Социалистическому реализму. Постмодернизм возможно зародился и не в России, но всё, что наша литература захватывает в своё поле она начинает перерабатывать внутри себя. И я благодарен нашим постмодернистам. Прошу учесть, что без Пелевина не появился бы Миша Елизаров. Не появился бы я как писатель. Да и Сорокин, точно такой же «ребёнок» Достоевского как и я.

- Читая ваши книги и публицистику, мы представляли Прилепина этаким радикалом. А в последнее время вы несколько сменили градус своих высказываний. Почему?

- Не стоит судить о писателе по его произведениям. Я создаю художественные образы, но было бы ошибкой ставить между ними и мной знак равенства. Доходит до смешного! Например, после публикации романа «Чёрная обезьяна» знакомые часто задавали моей жене вопрос: «Как ты живёшь с этим чудовищем? У него же в книге сплошной мрак!» Мы с женой от души веселились. Хотя она всё же попросила писать меня менее мрачно, чтобы люди не волновались.

Что касается моих политических воззрений, то я последователен. Я всегда выступал как публицист с лево-консервативными взглядами. С этой точки зрения я и сейчас оцениваю ситуацию: в России есть немало проблем, но ещё больше возможностей. К тому же, патриотизм - это чувство, которое может являться предметом рефлексии, но не предательства.

- Кстати, о патриотизме. Как вы оцениваете кампанию по дискредитации России, которая сейчас идёт в зарубежных и некоторых отечественных средствах массовой информации?

- То, что сейчас происходит - абсолютно нормально. Идёт информационная война. Ситуация информационной войны характерна для любой страны, которая заботится о своих интересах. Отчасти это происходит из-за конфликта мировоззрений. Думаю, что для Запада мы навсегда останемся загадкой. Там просто нет понятийной системы, чтобы понять как этот вечно пьяный, неорганизованный человек создает великую культуру. Важно, чтобы все понимали: никакой морали в информационной войне нет и быть не может.

- А как же свобода слова? Во время информационной войны она страдает в первую очередь!

- Свободу слова любят представлять как безусловную ценность. Думаю, что возможность высказывать своё мнение по любому вопросу нас развращает. Посмотрите, что происходит в интернете или в некоторых средствах массовой информации. Уважаемый человек, специалист в своей области выступает по определённому вопросу. Моментально появляются сотни неизвестных персонажей и высказывают своё мнение. Часто в оскорбительной форме. И, прошу заметить, без всякой ответственности за свои слова. А я уверен, что такая ответственность должна быть! Как это ни парадоксально, в гражданском обществе должно существовать подобие воинской структуры. Некая иерархия. Она не возникнет сама по себе, но её можно выработать. Для этого необходимо государственное патерналистское влияние на молодых людей, чтобы они понимали ценность хорошего образования.

- А как вы оцениваете потенциал нового поколения?

- Сейчас молодёжь начинает разбираться что и к чему. Вы заметили, последнее время модно писать в интернете правильным русским языком. Модно быть образованным. На наших улицах появляется всё больше красивых молодых людей с умными, одухотворёнными лицами. Чтение - один из лучших салонов красоты!

В правоте писателя мне пришлось убедиться уже на следующий день. Открою секрет: все эти вопросы задал Прилепину не я, а молодые жители Ноябрьска. Они пришли воскресным утром в «Интеллект-Центр» на специальную встречу писателя с молодёжью.

Тут обошлись без модератора. Вопросы задавали самые нетривиальные и, ближе к завершению встречи, наперегонки. Оказалось, что молодые ноябряне хорошо знакомы не только с печатным, но и музыкальным, а также политическим аспектом творчества Захара Прилепина. Спрашивали даже о таком:

- Вы в музыкальном творчестве сотрудничаете с российскими рэперами. Вас не смущает, что многие из них, тот же Гуф, не стесняясь, поют о наркотиках?

- Они поют для взрослых людей. А сто процентов взрослых людей знает, что наркотики смертельно опасны. Но если вас смущают такие художественные образы, то я уверен, что Пушкин поопаснее Гуфа будет. В наше время его бы могли признать экстремистом. Вы помните эту строчку: «...Кишкой последнего попа последнего царя удавим...»? Думаю, что ни тогда, ни сейчас никто не воспринимал эту метафору как прямое руководство к действию.

В процессе общения аудитория так увлеклась, что организаторам пришлось прервать встречу, чтобы писатель успел на самолёт. Мне осталось лишь на бегу спросить у Захара о том, какое впечатление на него произвели жители Ноябрьска. На стандартный вопрос он дал, я надеюсь, искренний ответ: «Такие же люди, как и везде. Интересные, начитанные, но оживляются только к концу встречи. Зато потом их не остановить!»

Прилепин улетел в Париж. Форум «Культура и город» завершился. По его итогам объявили, что в этом году средствами целевых программ только в Ноябрьске поддержат двадцать семь проектов, направленных на развитие музейной и библиотечной деятельности, кинематографии, повышение качества художественного образования, развитие кадрового и творческого потенциала отрасли. Этот форум стал по счёту седьмым. Так может период, в который культура Ямала «долго запрягала», завершился, и теперь мы «быстро поедем?» И на улицах наших городов станет ещё больше красивых людей...

Кирилл Николаев, ИА «Север-Пресс».

0

0