0
0
Как древние африканцы боролись с пандемиями. Некоторые меры применимы и к COVID
Время от времени возникает пандемия, которая резко меняет человеческое общество. Человечество, к примеру, уже пережило черную чуму и испанку. Теперь на очереди COVID-19. Археологи давно изучали болезни в прошлых популяциях. Для этого они рассматривают широкий спектр доказательств: расположение поселений, захоронения, погребальные останки и человеческие скелеты. Так, в частности, стало известно, что разрушительное воздействие эпидемий вызвало крайние меры со стороны древних африканцев, такие как отказ от поселений в Акрокрове в Гане в начале 14-го века нашей эры. Около 76 мест захоронения младенцев в заброшенном поселении, которое сейчас является частью объекта Всемирного наследия Мапунгубве в долине Лимпопо в Южной Африке, свидетельствуют о пандемии среди людей, живущих там после 1000 года нашей эры.
Археологические и исторические открытия также раскрывают некоторые стратегии, принятые обществами для борьбы с пандемиями. К ним относятся сжигание поселений в качестве дезинфицирующего метода и перемещение поселений в новые места. Социальное дистанцирование практиковалось путем расселения населенных пунктов. Археологические находки в Мвензи на юге Зимбабве также показывают, что касаться останков погибших или как-то еще вмешиваться в них было табу, чтобы таким образом не передавались заболевания.
В конце 1960-х некоторые участники археологических исследований, раскопавших полы домов 13-го века в Фалаборве в Южной Африке, категорически отказались продолжать работать после встречи с захоронениями, которые они считали священными. Они также обеспокоены тем, что захоронения были связаны со вспышкой заболевания.
Социальное дистанцирование и изоляция стали лозунгами во время пандемии COVID-19. Из археологии можно узнать, что те же самые практики составляли важную часть управления пандемиями в исторических африканских обществах. В сегодняшнем Зимбабве жители Шоны в 17 и 18 веках изолировали людей, страдающих от инфекционных заболеваний, таких как проказа, во временных жилых домах. Это означало, что очень немногие могли вступать в контакт с больными. В некоторых случаях трупы сжигали, чтобы избежать распространения инфекции.
Люди склонны расслабляться и менять приоритеты после стихийных бедствий. Данные, собранные археологами, которые показывают, как системы знаний коренных народов помогли древним обществам в Африке справиться с шоком болезней и пандемий, могут помочь напомнить политикам о различных способах подготовки современных обществ к решению одних и тех же проблем.
Исследования в раннем городском поселении К2, являющемся частью объекта Всемирного наследия Мапунгубве, пролили значительный свет на древние пандемии. Жители К2 (который датируется между 1000 и 1200 годов нашей эры) процветали в растениеводстве, животноводстве, металлургии, охоте и сборе пищи из леса. У них была хорошо развитая местная и региональная экономика, которая питалась международными сетями обмена с Индийским океаном. Города суахили в Восточной Африке действовали как каналы. Археологические работы на К2 выявили необычайно большое количество захоронений (94), 76 из которых принадлежали младенцам в возрасте до 4 лет. Это переведено на уровень смертности 5%. Свидетельство показывает, что поселение было внезапно заброшено примерно в то же время, что и эти захоронения. Это означает, что пандемия вызвала решение сообщества перейти к другому регулированию.
Переместившись в другой регион Африки, археологические работы в ранних городских поселениях в центральной и южной Гане выявили влияние пандемий в таких местах, как Акрокрова (AD950 - 1300) и Асикума-Одобен-Браква в центральном районе Ганы. Эти поселения, как и другие в долине Бирим на юге Ганы, были ограничены сложными системами траншей и берегов земли. Факты свидетельствуют о том, что после нескольких столетий непрерывной и стабильной оккупации поселения были внезапно заброшены. Период отказа, судя по всему, совпадает с опустошением Черной смерти в Европе.
После пандемии дома не были восстановлены, никакой мусор не накапливался в повседневной деятельности. Вместо этого разрушенные сообщества стали жить в другом месте. Поскольку нет никаких признаков долгосрочных последствий - в виде длительных периодов трудностей, смертей или радикальных социально-экономических или политических изменений - археологи считают, что эти общины смогли справиться с пандемией и адаптироваться к ней.
Анализ археологических свидетельств показывает, что эти древние африканцы приняли различные стратегии для борьбы с пандемиями. К ним относятся сжигание поселений в качестве дезинфицирующего средства перед их повторной оккупацией или переносом домов на новые места. Системы знаний коренных народов Африки ясно дают понять, что сжигание поселений или лесов является установленным способом борьбы с болезнями.
Планировка населенных пунктов была также важна. Например, в таких районах, как Зимбабве и в некоторых частях Мозамбика, поселения были рассеяны для размещения одной или двух семей в одном месте. Это позволило людям держаться на расстоянии, но не слишком далеко друг от друга, чтобы заниматься повседневной заботой, поддержкой и сотрудничеством. В то время как социальная согласованность была связующим звеном между обществом, социальное дистанцирование было встроено для поддержки. Общины знали, что вспышки были непредсказуемыми, но возможными, поэтому они строили свои поселения рассредоточенным образом, чтобы планировать заранее.
Это поведение было дополнено разнообразными диетами, включающими фрукты, корни и другие продукты, которые обеспечивали питательными веществами и укрепляли иммунную систему.
В этих общинах было много долгосрочных последствий пандемии. Возможно, самым важным было то, что люди организовались так, чтобы им было легче жить с болезнями, справляться с ними и в то же время придерживаться таких основ, как хорошая гигиена, санитария и контроль окружающей среды. Жизнь не остановилась из-за пандемий: население принимало решения и решало жить с ними.
Некоторые из этих уроков могут быть применены к COVID-19, - отмечает planet-today.ru. Реализуемые решения для защиты уязвимых от пандемии позволяют при этом продолжать экономическую деятельность и другие аспекты жизни. Как показывают данные прошлого, социальное поведение является первой линией защиты от пандемий: важно учитывать это при планировании самого последнего постпандемического будущего.
0
0
Теги: