http://Top.Mail.Ru
Культуролог Сафронова: поход в музей — лучшее средство отучиться «скроллить» ленты соцсетей | Север-Пресс

0

0

Культуролог Сафронова: поход в музей — лучшее средство отучиться «скроллить» ленты соцсетей

Культуролог Сафронова: искусство помогает снизить уровень стресса

Читать «Север-Пресс» в

Как правильно ходить в музей и почему детей с пеленок стоит приучать к культурным выходам, в агентстве «Север-Пресс» рассказала историк искусства, культуролог Ингрид Сафронова. Эксперт назвала авторов, с которых лучше всего стоит начинать знакомство с великими произведениями искусства и литературы. Объяснила, почему в обязательном списке — Гоголь и Кандинский.

Содержание

  • 00:27 Что такое терапия искусством
  • 03:44 Как правильно ходить в музей
  • 06:29 Что такое арт-медиация и кто такой медиатор
  • 08:43 Как отучить детей скроллить ленту
  • 11:27 Топ произведений в литературе и искусстве от культуролога

Что такое терапия искусством

00:27 Есть отдельное направление, которое называется арт-терапия. Люди проходят обучение и, как правило, могут вообще никакого отношения не иметь к истории искусства. По сути, это владение знаниями о цвете и линиях. О том, как все это преобразуется. И когда человек эти линии определенным цветом выполняет, специалист смотрит, какие у него проблемы, как их можно решить.

В другом смысле, более философском, в котором я занимаюсь терапией искусством, — это взаимодействие с произведениями искусства на том уровне, когда ты можешь не просто что-то узнать, увидеть, а когда, глядя на произведение искусства, ты можешь стать ближе к себе, познакомиться с самим собой. Поэтому психологическое действие произведений искусства — это, конечно, очень важно для человека.

И здесь даже не стоит вопрос, скажем, об образованности. Потому что многие люди начинают, что называется, страдать и говорить, что не знают ничего, не разбираются и поэтому лезть не будут. Не надо бояться, потому что это не про знания. Главная миссия в том, что, скажем, если один человек из ста придет домой и самостоятельно продолжит изучать тему, — это уже победа.

Если у человека высокий уровень стресса — а у кого он сейчас низкий?. И тут опять же все зависит от ситуации. Возможно, она действительно требует врачебного вмешательства. И от этого тоже нельзя отказываться. Взаимодействие же с искусством — это в большей степени отличная профилактика.

В наших краях мы не имеем широкой возможности видеть произведения искусства. У нас, конечно, есть музеи, но чаще всего это краеведение: история, археология. А вот если мы говорим про декоративно-прикладное или художественное искусство — вот это как раз самые лучшие аспекты для снятия стресса. Потому что человек, приходя в музей, если он идет правильно, и это тоже отдельная наука, — то он выключает телефоны, гаджеты, идет и смотрит. А когда ты смотришь, ты начинаешь видеть. Если ты идешь в Эрмитаж, чтобы за полчаса отметиться, пробежать, то можно туда не ходить.

Как правильно ходить в музей

03:44 Все мы знаем такой расхожий анекдот, что дети-петербуржцы, когда вырастают, ненавидят Эрмитаж и не ходят туда. Сейчас, конечно, эта тенденция сходит на нет, но, скажем, лет 20 назад таких историй было много. Потому что тащат со школы в группе на скучную экскурсию, на которой бабка злобная рассказывает про Рембрандта, а вам начхать на этого художника. В общем-то, и вы его видеть больше не хотите никогда в жизни. После таких травм человека сложно в музей завлечь. И как раз с такими людьми я работаю.

В первую очередь нужно выделить время для похода в музей. Нужно понимать, что сейчас я выделю два часа, в которые не буду совершать звонки, отвечать в мессенджеры. И вообще меня не будет существовать эти два часа. Желательно выбрать один зал. Например, сходить в египетский зал или посмотреть Рембрандта. Вы не заметите, как пролетит время. Вы сможете вглядеться, подумать, поразмышлять. В залах есть банкетки. Практически во всех музеях есть кафе. Такой выход — это своего рода медитация. Вот так нужно ходить в музеи.

Конечно, все зависит от человека. Кто-то любит подготовиться, почитать заранее. Кто-то, как я, если собираюсь в новые места, —наоборот, о них не читаю ничего. Мне нужно, чтобы у меня был чистый лист впечатлений.

Основа состоит в том, что вы в первую очередь выделяете время, в которое никто не должен вас отвлекать. Тогда вы и сами не будете отвлекаться. А какие мысли у вас потекут, когда вы будете смотреть на Рембрандта, — вы сами удивитесь.

Потом, когда вы выйдете из этих стен, на вас снова навалится обычная жизнь. Да, это не уйдет. Но вы будете об этом вспоминать. То есть здесь, конечно, это своего рода медитация, которая оставляет след, которая дальше заставляет двигаться тем же путем и успокаивает. Потому что, банально, — вы выходите из безумного ритма и задумываетесь о великом.

Что такое арт-медиация и кто такой арт-медиатор

06:29 Мы все знаем экскурсовода. Приходишь в музей, и там говорящая голова что-то рассказывает и ведет за собой. То же самое с лекцией. Сидит человек, а слушатели молчат. Это слово, медиация, означает некий буфер между зрителем и объектом. Арт-медиатор — это не тот человек, который будет вам прописные истины твердить или в чем-то убеждать. Это человек, который будет задавать вопросы, который будет заставлять говорить больше вас, будет выводить слушателя на самостоятельную мыслительную деятельность. И как правило люди, которые на мои медиации приходят, не все знают, что это такое. Они бывают не готовы к тому, что вообще-то это не я им буду что-то рассказывать три часа, а они будут рассказывать друг другу и мне.

Даже если сначала люди немножко в замешательстве, то очень быстро включаются. И я понимаю, что людям не хватает возможности, пространства, чтобы высказать свое мнение. И поэтому, в частности, мои арт-медиации пользуются популярностью. Это потрясающий процесс, который происходит здесь и сейчас. Люди выходят настолько одухотворенные и еще узнавшие все-таки какую-то информацию.

Как отучить детей скроллить ленту

08:43 Все начинается из дома. Тут важно, чтобы не навредить, самому родителю расслабиться. Надо помнить, что информацию где угодно сейчас можно найти. А развивать нужно как раз эмоциональную составляющую. Если родитель сам не в состоянии дольше минуты постоять, сосредоточиться на предмете, рассмотреть его, — требовать этого от ребенка нельзя.

Вообще детей лучше всего приводить на выставки с маленького возраста. Только ребенок начинает ходить — сразу брать на выставки, вести в музей. У нас здесь замечательные музеи. И начинать можно и нужно с них. Потому что ребенок будет привыкать к пространству. И хотя музеи становятся все дружелюбнее, здесь есть определенные правила.

Вы будете приучать и себя, и ребенка всматриваться в детали, а не скроллить ленту. И потом ребенок, который будет уметь сосредотачиваться, не сможет просто смотреть TikTok, потому что его будет от него тошнить. Это факт уже проверенный.

Мы с вами живем в таком мире, где люди заняты 24 на 7. Нам кажется, что совершенно неверно, что если мы вдруг остановимся, то что-то не успеем, что-то не доделаем. Мир обрушится. Но здоровый пофигизм нужно в себе воспитывать. Это правда. В противном случае ты выгоришь, твой ребенок выгорит. А дети ведь все это чувствуют. И вот искусство дает нам возможность остановиться, причем с пользой для себя. Потому что когда вы скролите ленту, ваш мозг и не отдыхает, и не работает. Он разжижается.

Даже если вы откроете картину на компьютере в высоком разрешении — это тоже хорошо. Сейчас во многих крупных музеях коллекции оцифрованы. Можно наслаждаться, рассматривать.

Ингрид Сафронова

культуролог, историк искусства

Важный момент: когда я начала вести здесь арт-медиации, внутренне как-то переживала, что все-таки реальных произведений искусства нет. По сути, я открываю новое направление, которым никто не пользуется. Я переживала. Но потом мне посчастливилось поговорить на эту тему с известным ученым Алексеем Григорьевичем Бойко. Он работает в Русском музее и как раз занимается развитием арт-медиаций. Он сказал, что если люди, которые ходят ко мне, когда выезжаю, идут в музей, — значит, я все делаю правильно. А они идут в музей и пишут мне, что пошли и совсем по-другому увидели. Это самое ценное.

Топ произведений в литературе и искусстве от культуролога

11:27 Чтобы легко и непринужденно познакомиться с русской литературой, не убить себя сразу Достоевским, а действительно порадовать себя, нужно читать Салтыкова-Щедрина. Это, кстати, самое лучшее, что можно сделать. Это же такая сказка с юмором. И у вашего ребенка сразу возникнет интерес. Он где-то обязательно посмеется. Ничего не поймет, но придет, спросит, потому что там много будет новых слов.

Антон Павлович Чехов, конечно, но уже в возрасте таком более взрослом. Булгаков, но тоже уже детям постарше. Обязательно Гоголь. Гоголя нужно прочитать, а во взрослом возрасте перечитать. Вы для себя много нового откроете. Гоголь был величайший приколист. На самом деле он был саркастичный писатель. По сути, Гоголя называют русским Кафкой. Но Кафка — это очень жуткое чтиво. Его я болезненно люблю, но Кафка — это жуткое чтиво. А Гоголь — прекрасное чтение. Вспомните: «в уездный город NN въехала бричка»... Мы сразу понимаем, в какой город она въехала не в «Н», а «Н-Н». Гоголь очень был большой шутник. Все сразу понимают в какой город приехал герой.

Вот это, наверное, основные четыре писателя из школьной программы, с которых можно начать знакомство в детстве, и тебе не будет плохо от этого. А дальше уже продолжать, что называется, по нарастающей.

Что касается художников, тут немного сложнее. Чтобы подогреть, например, интерес у ребенка и самому порадоваться, получить терапию цветом, — посмотрите Бориса Кустодиева. Это буйство красок. Это много деталей, и как раз вот его представление о том, как выглядела русская барышня в XVII-XVIII веке.

Владимир Маковский. Если Кустодиев такой мультяшный, это я совсем по-простому говорю, то Маковский — супердекоративный художник. Но при этом у него такое обилие деталей, изящества. Это потрясающий художник. И он тоже во второй половине XIX века писал на тему допетровской Руси. Маковский был коллекционером. Он обладал коллекцией русского костюма. Он не просто сочинял, в общем, да, Маковский — это очень красиво.

Само собой — Илья Репин. Это фигура очень неоднозначная. Гораздо более сложная, чем может нам показаться. И, наверное, если уж Репина брать, то за ним надо идти в Русский музей. Там находится его работа «Садко». Это, наверное, вообще единственная его законченная крупная работа на былинную тему такого уровня. Если вы вглядитесь в нее — сами окажетесь на дне моря среди прекрасных и не очень существ. И вот если ребенка знакомить с Репиным, то, конечно, я бы начала с этой картины.

Вообще, если говорить о художниках, очень много можно назвать имен. Все зависит от целей, интересов. Никто не отменял Василия Кандинского, например. У нас до сих пор люди думают, что так может нарисовать и ребенок.

У меня медиация так и называется — «Почему ни вы, ни ваш ребенок никогда не нарисуете так, так как Кандинский». Или, например, Малевич. Это совершенно новые манифесты, новая идея. Он открыл новое направление, от которого дальше пошло развитие всего, что было после.

А Кандинский — это потрясающий художник. Это художник гениальный. Такое владение линией и цветом мало кто себе может позволить. Поллок вот есть, но Поллок рядом даже с Кандинским не стоял. И надо опять же понимать, что Кандинский блестяще владел техникой рисования, так же, как Пикассо. Это путь художника, а не то, что он решил, что будет малевать. Вот нам кажется, что он делал это, но это вообще не так.

Давайте, наверное, еще Врубеля назову. Всех остальных уже обижу, потому что именно с Врубеля началась моя личная любовь к искусству. Вообще-то в целом в моей жизни, в моей семье ничто не предвещало, что я стану заниматься тем, чем занимаюсь, — в культуру уйду. Как-то все крайне далеки были от этой истории.

В 11-м классе, когда мне было 18 лет, я впервые попала в Третьяковскую галерею, в зал Врубеля. Я была, конечно, потрясена его «Демонами». В первую очередь там находится «Демон сидящий». Есть термин — синдром Стендаля. Это когда человек видит произведение искусства, и оно такое на него оказывает эмоциональное влияние, что он или плакать начинает, или еще что-нибудь. Да, там я испытала этот синдром Стендаля. Потому что я стояла, потом села на пол и минут 40 смотрела. Весь день я ходила под впечатлением. И после этого стала тем, кем стала, и продолжаю в этой сфере развиваться. Да, Врубель очень эмоциональный художник.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0