http://Top.Mail.Ru
Зачем нужны советники директоров по воспитанию в школах? | Север-Пресс

0

0

«Навигаторы детства». Чем полезны советники директоров по воспитанию в школах и колледжах?

В ЯНАО советники по воспитанию налаживают обратную связь с родителями

Читать «Север-Пресс» в

На Ямале во всех школах, колледжах и техникумах работают советники директоров по воспитательной работе. Чем занимаются специалисты, чем полезны родителям и как помогают детям? Об этом на пресс-конференции в агентстве «Север-Пресс» рассказали представители ФГБУ «Росдетцентр» в ЯНАО. Это региональный координатор федерального проекта «Навигаторы детства» Елена Алешина, муниципальный координатор советников в Салехарде Чулпан Ниязбагина и советник директора по воспитанию Ямальского многопрофильного колледжа Эльмира Гизатулина.

Содержание

  • 00:58 О проекте и новой философии воспитания
  • 04:12 Советник, друг, помощник
  • 06:52 Как стать советником, какие требования
  • 11:33 Чаты для родителей и обратная связь
  • 14:19 Родители нынче другие
  • 17:33 Об изменениях и успехах
  • 30:13 О сотрудничестве с различными организациями
  • 32:49 О проекте «Добро не уходит на каникулы»
  • 33:45 Про мероприятия для «Орлят России»
  • 36:20 Как дети реагируют на предложенные проекты?

О проекте и новой философии воспитания

Елена Алешина рассказала, что  проект «Навигаторы детства» реализуют на Ямале второй год. Фото: Федор Воронов/«Ямал-Медиа»
Елена Алешина рассказала, что проект «Навигаторы детства» реализуют на Ямале второй год. Фото: Федор Воронов/«Ямал-Медиа»

Елена Алешина, главный эксперт ФГБУ «Росдетцентр», региональный координатор федерального проекта «Навигаторы детства»:

00:58 Проект «Навигаторы детства» на Ямале действует уже второй год, в учреждениях среднего профессионального образования — всего два месяца. Нужно отметить, что «Навигаторы детства» — это наставники, советники директоров по воспитанию, которые должны поддерживать и развивать инициативу наших ребятишек, вовлекать их в молодежные и детские движения, открывать центры детских инициатив, театры, музеи, киноклубы, спортивные клубы и так далее. Цель проекта — формирование новой философии воспитания, основанной на духовно-нравственных ценностях. И нам сегодня очень важно расставить в ней акценты, чем мы и занимаемся в региональном ресурсном центре, сотрудники, которого устроены в ФГБУ «Росдетцентр» и работают на Ямале. Это 157 советников, 16 муниципальных координаторов.

Нашу работу поддерживает губернатор Артюхов Дмитрий Андреевич. В регионе действует специальная премия, уже есть 13 победителей. Кроме того, впереди у нас стажировка в филиале «Артека» — детском центре «Корсунь», куда отправится порядка 70 советников, чтобы получить самые новые технологии воспитания и применить их в школах и учреждениях СПО на Ямале.

Акцентными событиями в нашей работе стали «Разговоры о важном», еженедельные линейки с поднятием флага и исполнением гимна, Дни единых действий (их 45), которые заполоняют систему воспитания для того, чтобы действительно ребята чувствовали, что они живут в самой красивой и богатой стране.

В проект «Навигаторы детства» входят такие проекты как «Добро не уходит на каникулы», «Орлята России», «Лига вожатых» и многое другое, чем мы активно занимаемся.

Советник, друг, помощник

Чулпан Ниязбагина рассказала о том, сколько советников работает в школах Салехарда. Фото: Федор Воронов/«Ямал-Медиа»
Чулпан Ниязбагина рассказала о том, сколько советников работает в школах Салехарда. Фото: Федор Воронов/«Ямал-Медиа»

Чулпан Ниязбагина, ведущий эксперт ФГБУ «Росдетцентр», муниципальный координатор, Салехард:

04:12 В Салехарде в семи школах на данный момент работает десять советников. Еще с одним сейчас ведется собеседование. В итоге будет 11 человек. Советник, как сказала Елена Викторовна [Алешина], — это некий навигатор, человек, который является проводником между родителями, администрацией школы, детскими и молодежными общественными организациями и самим ребенком. Самое главное — что советник необходим для того, чтобы все инициативы, все желания детей по развитию своего потенциала были воплощены. Чтобы каждый ребенок знал, что он может реализовать себя, воплотить мечты, стать личностью и быть успешным. Огромная роль отводится тому, чтобы советники работали абсолютно со всеми, в том числе и с неблагополучными детьми. Ранее в школах была по-разному организована воспитательная работа. Цель новой философии воспитания — привести ее к единству. Чтобы у детей из разных школ, из разных муниципалитетов были единые возможности и равные условия. Советник — еще и друг, товарищ для детей. Не всегда дети могут подойти к классному руководителю, к педагогу, тем более к завучам, но они могут подойти к советнику и о чем-то с ним поговорить. «Советник» — от слова «совет», советует.

Как стать советником, какие требования

Эльмира Гизатулина раскрыла секрет своего прихода в советники и работы со студентами. Фото: Федор Воронов/«Ямал-Медиа»
Эльмира Гизатулина раскрыла секрет своего прихода в советники и работы со студентами. Фото: Федор Воронов/«Ямал-Медиа»

Эльмира Гизатулина, эксперт ФГБУ «Росдетцентр», советник директора по воспитанию Ямальского многопрофильного колледжа:

06:52 Во-первых, необходимо педагогическое образование, еще рассматривается опыт работы и взаимодействия с детскими коллективами, он у меня есть. В этом году весной мне довелось побывать на форуме «Новая философия воспитания» в Сочи. Благодаря Елене Викторовне Алешиной, Светлане Васильевне Вохмяниной, под руководством которых мы работаем, были сделаны первые шаги. Я познакомилась и пообщалась с советниками других муниципальных образований, полностью окунулась в проект и была готова к тому, что 1 сентября нужно вести работу в новой должности. Мы выстраиваем наши планы в соответствии с планом воспитательной работы в колледже, плюс еще реализуем проекты от «Навигаторов детства». Это и Дни единых действий, и «Разговоры о важном», которые, поскольку студентов много и нужно охватить всех, мы проводим в течение всей недели. Мы, а нас в колледже два советника, стараемся попасть в каждую группу, в том числе и в филиале в Лабытнанги, чтобы все студенты нас знали и могли подойти. Буквально перед эфиром общалась в коридоре колледжа с ребятами, слушала их пожелания, какие-то проблемы. Мы аккумулируем все эти обращения, пытаемся решить здесь и сейчас. Это работает, ребята нас даже в социальных сетях находят.

Елена Алешина, главный эксперт ФГБУ «Росдетцентр», региональный координатор федерального проекта «Навигаторы детства»:

Любой желающий, имеющий педагогическое образование, может зайти на сайт «Навигаторы детства» и пройти конкурсный отбор, который состоит из трех этапов. Следующий момент — это собеседование с региональным офисом, с нашим центром, затем будет обучение по пяти модулям. Все пять модулей дают насыщенную содержанием, новыми технологиями, трудами Макаренко, Сухомлинского, Ушинского подготовку.

Чаты для родителей и обратная связь

Чулпан Ниязбагина, ведущий эксперт ФГБУ «Росдетцентр», муниципальный координатор, Салехард:

11:33 Работа в этом направлении, конечно же, ведется. В каждом образовательном учреждении создаются, например, родительские чаты. Это чат-диалог советника и родителей, не просто по вопросам «вот у нас прошло мероприятие, пожалуйста, посмотрите». Нет, это открытый диалог, взаимодействие с родителями. Какие есть предложения по улучшению воспитательной среды в школе, какие мероприятия можно провести? Как работать с неблагополучными детьми, к примеру мальчиками-хулиганами, может, папы придут и помогут? Своим советникам я также предложила вводить советы от психологов, потому что есть очень интересные чаты, там тоже можно брать информацию. По инициативе Елены Викторовны [Алешиной] предложено создавать Советы отцов и привлекать родителей, которые могут помочь в создании благоприятной обстановки и воспитательной среды в школе. Думаю, что родители также следят за новостями на наших страничках во ВКонтакте. Информирование в соцсетях делается для того, чтобы родители увидели, как и чем живут дети в разных школах Салехарда, и могли предложить понравившиеся идеи советникам.

Родители нынче другие

Елена Алешина, главный эксперт ФГБУ «Росдетцентр», региональный координатор федерального проекта «Навигаторы детства»:

14:19 Современный родитель — другой. Он хочет знать, чем ребенок в школе занимается помимо того, что получает знания. Ему важно понимать, какая среда в ней создана.

Было время, когда родитель отдавал ребенка в школу и 10 лет знал, что она его и воспитывает, и обучает, и социализирует, и все на свете. Потом был период практически в 30 лет, когда школа предоставляла только образовательные услуги, а воспитание уходило на другой план. В итоге в наших семейных традициях получилась брешь, утерялись какие-то важные ценности. Сегодня, как следует из социологического исследования, именно чаты по воспитанию входят в топ-5 запросов от родителей.

Сейчас родитель действительно является продюсером своего ребенка. Он хочет, чтобы ребенок был востребованным, грамотным, определяет, в какую школу отправить, в какие кружки. На Ямале есть для этого большие возможности, у нас очень высокий процент вовлечения в дополнительное образование. Ямал действительно территория детства, и родители это знают.

Считаю, что родительские чаты — это действительно веяние времени. Может быть, где-то мы столкнулись с тем, что школа не готова: вдруг родитель будет возмущаться, писать открыто комментарии или что-то еще — для этого мы должны сами чуть-чуть измениться.

Об изменениях и успехах

Елена Алешина уверена, что ощутимые результаты проекта будут в ближайшие годы.  Фото: Федор Воронов/«Ямал-Медиа»
Елена Алешина уверена, что ощутимые результаты проекта будут в ближайшие годы. Фото: Федор Воронов/«Ямал-Медиа»

Елена Алешина, главный эксперт ФГБУ «Росдетцентр», региональный координатор федерального проекта «Навигаторы детства»:

17:33 Всегда новые проекты воспринимаются непросто и не сразу виден результат. А уж о воспитании говорить сразу, требуя результата, не приходится, потому что это отсроченная история. Мы увидим лет через пять точно новое общество неравнодушных, прекрасных ребят. Для этого и существуют наши программы.

Например, есть такая программа как «Орлята России» — очень грамотная концепция, с первого по четвертый классы. По всей стране она набирает просто потрясающие обороты. Если в прошлом году в ЯНАО в ней участвовали 396 классов, то в этом году — уже 90% или 1271 начальный класс. Это говорит о том, что и учитель готов к новой философии воспитания, и родители вовлекаются в процесс. Так, в сентябре прошла специальная региональная смена «Орлята России», и 180 ребят вместе с классными руководителями выезжали в «Олимпийскую ребячку». Ну это же круто!

По колледжам и техникам всего два месяца работают наши советники. Они у нас совсем прямо молоденькие, еще шестой модуль будут получать в Омске в декабре и там наберутся всего нового.

Есть яркие лагерные смены, которые предлагает Росдетцентр. Это конкурсные отборы, такие как «Орден Мужества» — по итогам у нас впервые две команды юнармейцев поехали, — «Вектор успеха» — 40 человек участвовали, 17 поехали на смену, — в медиасмене «В объективе» тоже есть победители. Очень много предлагается ребятам и российским движением детей и молодежи «Движение Первых». Мы тоже в этом участвуем, поддерживаем все инициативы ребят.

Важно сказать и о том, что делается непосредственно для наших воспитательных команд. Это тоже составляющая новой философии воспитания — чтобы директор, заместитель директора по воспитательной работе и советник были в одной связке. Для этого мы проводим курсы повышения квалификации — «Экологическое управление воспитательной деятельностью в образовательных организациях». Что значит «экологическое»? То есть используя технологии бережного производства человеческих ресурсов. Курсы будут проходить в пяти точках, что позволит максимально всех охватить: в Новом Уренгое, Надыме, Ноябрьске, Салехарде, Губкинском. Задействуем более 300 специалистов по воспитанию, включая директоров, заместителей директоров и советников.

О сотрудничестве с различными организациями

Елена Алешина, главный эксперт ФГБУ «Росдетцентр», региональный координатор федерального проекта «Навигаторы детства»:

30:13 Конечно, мы взаимодействуем с различными организациями и движениями. Я являюсь региональным координатором проекта «Навигаторы детства» и начальником местного отделения «Юнармии». Сейчас мы объявили конкурс на лучшее местное отделение, взаимодействуем с главным штабом. Также мы заключили соглашение с авиакомпанией «Ямал». У нас в шестой школе Салехарда есть отряд «Юнавиа». Заключено соглашение с фондом «Защитники Отечества», очень много проводится акций: «Письмо солдату», «Талисман победы». Кроме того, мы взаимодействуем с комиссией по делам несовершеннолетних на региональном уровне, эта работа также уже налажена в ряде муниципалитетов. Надо сказать, что, наверное, наш самый главный союзник — департамент образования Ямала. Это круто, что у нас единые цели и мы друг друга поддерживаем.

О проекте «Добро не уходит на каникулы»

Елена Алешина, главный эксперт ФГБУ «Росдетцентр», региональный координатор федерального проекта «Навигаторы детства»:

32:49 «Добро не уходит на каникулы» — проект про проекты. Пишем проекты с различными идеями про заботу о братьях наших меньших, о ветеранах и так далее. Росдетцентр этому уделяет очень большое внимание, в 2023 году на поддержку инициатив советников, детей, родителей было выделено 14 миллионов рублей. У нас тоже есть участники и победители. Может быть, мы не так сильно активны в этом конкурсе, но у нас все только начинается, все впереди.

Про мероприятия для «Орлят России»

Елена Алешина, главный эксперт ФГБУ «Росдетцентр», региональный координатор федерального проекта «Навигаторы детства»:

33:45 «Орлят России» в ближайшее время ждет очень многое. С РДДМ в декабре «орлята» Салехарда будут принимать участие в слете, для них будет отдельная площадка. Также в декабре в Ноябрьске, в Салехарде, в Новом Уренгое состоится слет классных руководителей. А это, как я уже говорила, 1271 класс! О результатах нужно говорить, нужно делиться опытом. Например, в Пуровском районе у нас есть Елена Федоровна Кайгородова, советник директора по воспитанию, которая прожила этот проект, победила на федеральном уровне и сейчас обобщила всю эту историю. В марте обязательно будет конкурсный отбор, и уже 300 ребятишек поедут в мае на региональную смену в «Олимпийскую ребячку».

Как дети реагируют на предложенные проекты?

Чулпан Ниязбагина, ведущий эксперт ФГБУ «Росдетцентр», муниципальный координатор, Салехард:

36:20 Дети всегда реагируют на все новое намного проще, чем мы, взрослые. Может быть, иногда даже сами классные руководители, педагоги не хотят воспринимать новое, а дети выступают в роли той искорки, которая зажигает. И роль советника здесь очень велика — как советник сработает, так и загорится в школе проект.

0

0