0
0
Улыбчивый арктический хищник: чем знаменит атомный ледокол «Ямал»
Ледокол «Ямал» — одна из визитных карточек «Атомфлота». Масштабное судно с зубастой улыбкой на передней части корпуса находится в строю российского ледокольного флота больше 30 лет. Когда и где построили судно, как оно выглядит и чем знаменито — узнал «Север-Пресс».
Когда построили ледокол «Ямал»
Строительство советского судна типа «Арктика» началось в 1986 году на Балтийском заводе в Ленинграде. Изначально корабль носил название «Октябрьская революция». В 1989 году ледокол спустили на воду, а в эксплуатацию ввели в 1992-м. Тогда же судно переименовали в «Ямал».
Корабль входит в число шести атомных ледоколов, которые были построены во времена Советского Союза, но используются до сих пор. Судно было рассчитано на 25 лет службы, однако специалисты дважды продлевали срок работы его реакторов. Благодаря последнему плановому ремонту, который провели в 2020 году, эксплуатацию корабля продлили на 200 тысяч часов — то есть до 2028 года.
Характеристики атомохода «Ямал»
«Ямал» относится к атомным ледоколам с турбоэлектрической установкой, мощность которой достигает 75 тысяч лошадиных сил. При этом судно считается не самым большим среди ледоколов: в длину оно достигает 150 метров, а в ширину — 30 метров. Полное водоизмещение корабля — 23 тысячи тонн. Корпус атомохода разделен на девять водонепроницаемых отсеков. Причем по всей длине помещений, где расположена энергетическая установка, находятся водонепроницаемые переборки, образующие второй борт.
Ледокол в чистой воде может развивать скорость до 20,8 узла. Однако во льдах она снижается до 1—2 узлов при предельной толщине покрова 2,8 метра. Судно может колоть лед, двигаясь как вперед, так и назад.
На корабле есть четыре палубы, две платформы и пятиярусная надстройка. Для размещения экипажа на атомоходе предусмотрено 155 кают. Запасов на судне хватает на проведение рейдов в 7,5 месяца при полном составе команды.
Как выглядит ледокол «Ямал»
Изначально все ледоколы типа «Арктика» окрашивали в желтый цвет, однако из-за этого их было хуже видно с воздуха. Тогда суда начали красить в ярко-оранжевые или красные цвета.
Во внешнем виде атомохода «Ямал» есть черта, которая отличает его от других таких же кораблей. На носу судна нарисована улыбающаяся акулья пасть. Появилась она в 1994 году: тогда проводился детский круиз к Северному полюсу и экипаж ломал голову, как украсить ледокол. Команда решила изобразить на корпусе акулью пасть.
Эта идея не впечатлила руководство компании, которое приказало закрасить рисунок по возвращении в порт после экспедиции. Однако «улыбающийся» ледокол очень понравился детям. Поэтому представители турфирм, которые организовывали круизы к Северному полюсу, уговорили руководство оставить рисунок на носу ледокола. Теперь акулья пасть стала брендом «Ямала»: «улыбку» обновляют каждый раз при покраске судна.
Чем знаменит атомный ледокол «Ямал»
Помимо отличительного внешнего вида, ледокол знаменит еще и тем, что стал седьмым кораблем в мире, который достиг Северного полюса. Всего судно совершило туда 46 рейсов. А в 2000 году состоялась одна из самых знаменательных экспедиций «Ямала»: тогда атомоход достиг полюса, чтобы встретить наступление миллениума.
В 2009 году экипаж судна возвращался из арктической экспедиции: они доставляли на дрейфующую льдину участников исследовательской группы «Северный полюс—37». На обратном пути команда ледокола поймала сигнал бедствия, который подали археологи с архипелага Новая Земля. Там ученые обследовали стоянку голландской экспедиции 1596 года и искали корабль Виллема Баренца. На ледокол эвакуировали 12 участников исследовательской миссии.
В 2011 году ледоколы «Ямал» и «50 лет Победы» провели через льды самый большой корабль в истории Северного морского пути. Дедвейт судна «Владимир Тихонов» составлял 162 тысячи тонн, и по размеру оно было значительно больше своих «проводников».
В Салехарде ледоколу, названному в честь полуострова, посвящен мурал. Картину на стене дома на улице Чубынина нарисовал в 2015 году художник из Санкт-Петербурга Павел Плетнев. Портрет «улыбчивого» корабля размером 15 на 17 метров автор переносил с эскиза на стену неделю.
В феврале команда ледокола «Ямал» показала, как работает в Карском море при экстремально штормовом ветре. Его скорость в высоких широтах достигает 30 м/с.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: