http://Top.Mail.Ru
В ЯНАО подорожает такси: причины повышения цен | Север-Пресс

0

0

Вывезли не все: как новый закон о перевозках пассажиров повлиял на работу такси на Ямале

Общественный совет по развитию такси прогнозирует рост цен на услуги осенью

Читать «Север-Пресс» в

Новый федеральный закон, который должен был навести порядок в сфере услуг такси, действует почти год. На начало августа на Ямале было зарегистрировано более 600 перевозчиков, а автопарк такси насчитывал 1380 машин. Действительно ли таксисты «ушли в тень», чтобы сэкономить на легализации, и почему ездить на такси стало так дорого — разбирался «Север-Пресс».

Кто возит ямальцев на такси

Федеральный закон № 580о-ФЗ т 29 декабря 2022 года «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ» вступил в силу с 1 сентября 2023 года. Его приняли, чтобы упорядочить работу перевозчиков и сделать эту сферу максимально прозрачной и безопасной.

Работать в такси могут ИП, самозанятые или физлица, заключив договор найма или ТД. Закон ввел три реестра, где собрана информация по перевозчикам, службам заказа (агрегаторам), а также данные об автомобилях, прошедших регистрацию.

На Ямале зарегистрировано 632 перевозчика: есть самозанятые, ИП и юридические лица. Для сравнения, по статистике на конец 2023 года в ЯНАО на одну тысячу населения приходилось 357 личных автомобилей. Иными словами, машина есть у каждого третьего ямальца.

В реестре служб заказа на Ямале на 1 августа этого года зарегистрировано 16 юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Среди юрлиц — два от «Яндекс Такси», «Таксовичкоф», «Драйв Муравленко», Drivee, «НонСтоп», «Рулю», «Максим», «ИксКар».

Фото: ANGHI / Shutterstock / Fotodom
Фото: ANGHI / Shutterstock / Fotodom

В реестре автомобилей, которые используются как такси, зарегистрировано 1380 машин. Среди их владельцев есть самозанятые и ИП.

Ямальские таксисты вышли из тени

Накануне и после вступления в силу закона о такси эксперты практически единодушно предрекали рост цен и уменьшение числа перевозчиков из-за того, что какой-то части из них придется уйти в тень, чтобы не заморачиваться с официальной регистрацией и переоборудованием автомобиля. На Ямале этого не случилось.

«На начало июля, по данным из ФГИС ТАКСИ, на территории ЯНАО было зарегистрировано 607 перевозчиков: 18 юрлиц, 181 ИП и 408 самозанятых. Если говорить об автомобилях, то в региональный реестр такси было внесено 1249 штук. Для сравнения, по нашим данным, в феврале 2023 года в регионе значилось действующих разрешений на 270 автомобилей такси. Цифры объективно говорят о выходе из тени многих перевозчиков», — рассказала «Север-Прессу» глава пресс-службы Общественного совета по развитию такси Екатерина Киселева.

Кто устанавливает цены на такси в ЯНАО

Цены на услуги такси зависят от стоимости топлива, запчастей, зарплаты водителей и других факторов. Новый закон ввел единый порядок расчета оплаты за поездку: ее стоимость может определять перевозчик, служба заказа или таксометр.

Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

С тарифами пассажиры должны быть ознакомлены заранее, а цены на поездки отражены на сайте перевозчика или службы заказа такси. Например, на сайте «Таксовичкоф» цены указаны для Ноябрьска и Нового Уренгоя. Сразу цена поездки отображается в приложении «Яндекс Такси». На стоимость услуг от агрегатора влияет множество факторов: время суток, погода, день недели, наличие авто на маршруте и т.д.

ИП и самозанятые могут устанавливать свои тарифы на перевозку, сотрудничая со службами заказа. Закон не ограничивает это право, но по факту такой подход — редкость. Устоявшаяся практика — принимать ценовую политику службы.

«Несомненно, за последний год стоимость услуг такси выросла. В том числе и по причине вступления в силу требований нового отраслевого законодательства. Некоторые нормы закона сложно выполнимы для ряда перевозчиков, что повлекло их уход из отрасли и усугубило дефицит кадров в такси. Однако было бы неверно утверждать, что только нормы нового закона повлияли на стоимость тарифов. Сюда также необходимо отнести ряд экономических факторов: высокая стоимость машин, увеличение стоимости обслуживания и ремонта автомобилей, высокая стоимость страхования», — пояснила Екатерина Киселева.

Эксперт предупредила, что этой осенью ожидается очередной рост тарифов на перевозки. Повышение будет связано с вступлением в силу нового требования о страховании такси по ОСГОП — обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика. На каждую машину предстоит купить дополнительный полис, стоимость которого уже оценивается примерно в 3,5 тысячи рублей.

Чем недовольны таксисты в ЯНАО

Для регистрации в реестрах и получения разрешения необходимо обратиться в Службу по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники ЯНАО. Написать заявление и приложить копии документов на автомобиль. Рассмотрение заявки длится не более пяти дней. Подробная информация с перечнем необходимых документов размещена на сайте ведомства.

«Мы не фиксируем жалобы из ЯНАО на проблемы с процессом легализации. В целом за прошедший год с момента вступления в силу нового закона мы столкнулись с появлением дополнительного ряда инициатив по регулированию отрасли. Регулярные попытки внедрить изменения вызывают постоянное напряжение и сумятицу у бизнеса, который еще не успел адаптироваться к новым правилам. Сегодня необходимо снизить давление на предпринимателей и дать время на эффективную адаптацию под условия нового закона, а потом уже предлагать новые требования и инициативы», — сообщила эксперт.

Фото: Tero Vesalainen / Shutterstock / Fotodom
Фото: Tero Vesalainen / Shutterstock / Fotodom

Многие ямальцы, зарабатывающие на услугах такси время от времени, предпочли не выходить из тени. И на свой страх и риск продолжают «бомбить» нелегально. Основной аргумент — зачем тратить время и силы на оформление официальных бумаг и беготню по кабинетам? У таксистов свои издержки профессии: сложные пассажиры и немалый процент, который забирают агрегаторы.

«Таксист такой же, как и вы, и кушать его семья не меньше хочет. В конце концов, такси не общественный транспорт — дотаций нет, а платить нужно побольше многих, бензин — это одна из статей расходов таксиста», — пишет один из таксистов в паблике «Лабытнанги info».

Добавим, что с 1 сентября 2025 года в силу вступит еще несколько положений нового закона. Юрлица должны будут иметь регистрацию в России, чтобы получить право на работу такси. Если за пять рабочих дней компании используют более 4 тысяч автомобилей, то в регионе, где это произошло, нужно будет открыть филиал.

В мае в ЯНАО ввели запрет на работу мигрантов в такси, из-за чего эксперты заговорили о возможном дефиците кадров в этой сфере услуг. Это повлияет и на стоимость поездок.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0