0
0
10 вопросов об Арктике: почему можно любить Ямал и другие регионы, где очень холодно
Эксперты по развитию Арктики помогли россиянам узнать о Севере
Чем особенна Российская Арктика? Почему Ямал до сих пор остается загадкой для жителей разных регионов страны? Чем уникальны северные субъекты и какой вклад вносят в национальную экономику? Ответы на эти и многие другие вопросы есть в новом аналитическом сборнике «Арктика в цифрах», подготовленном представительством правительства Мурманской области и факультетом городского и регионального развития НИУ ВШЭ. «Север-Пресс» поговорил с руководителем проекта Ириной Красноперовой.
1. Чем наша Арктика отличается от зарубежной?
— Предлагаю начать с уточнения, что арктические территории есть не только у нашей страны, хотя такой обширной по площади арктической зоны действительно больше нет. Помимо России, арктические регионы есть у США и Канады, у ряда европейских государств — Норвегии, Швеции, Финляндии, Датского королевства и Исландии. Тем или иным образом эти восемь государств проводят специальную политику в своих арктических регионах, формируют новые подходы к работе с ними, могут создавать преференциальные режимы и иную систему льгот.
Все арктические государства связаны и исследовательской повесткой в области развития циркумполярного региона. Важно отметить, что отдельно друг от друга, без взаимодействия арктические регионы развиваться не могут. По известным причинам сотрудничество в большинстве своем приостановилось, но в любом случае нет никаких сомнений, что раньше или позже международная коммуникация восстановится, по-другому здесь, в Арктике, не получится.
Обмен опытом — очень важная составляющая успешного развития этого труднодоступного региона — нигде более в мире нет такой по характеристикам (суровые климатические условия, удаленность, особый уклад экономики и др.) территории с постоянным населением. Простыми словами — никто лучше самих арктических государств не знает, как жить и работать в Арктике.
Российская Арктика — это особый макрорегион. Как уже было отмечено выше, это самая большая арктическая территория мира — около 5 млн км², или 40% площади мировой Арктики. Кроме того, только в Российской Арктике есть столько городов с высокой численностью населения за полярным кругом или в приполярной зоне: Архангельск, Мурманск, Норильск, Северодвинск, Новый Уренгой. 14 из 20 крупнейших городов мировой Арктики находятся в России.
В топ-5, кроме российских городов, входит только американский Анкоридж. Это связано и с разными подходами к освоению территории в арктических странах, и с различными процессами формирования городской и поселенческой среды, и с экономическими факторами. Если коротко, зарубежная и Российская Арктика — разные, поэтому так важно об этом помнить, когда захочется сравнить какие-нибудь красочные скандинавские домики с нашими арктическими городами — грубо говоря, это разные системы координат.
2. У жителей регионов, отдаленных от Арктики, немного информации об этой территории. Вы занимаетесь тем, что восполняете этот дефицит аналитический. Какие запросы населения об Арктике?
— Я работаю в представительстве правительства Мурманской области, одна из задач которого — ведение деятельности рабочей группы по обеспечению транспортно-логистического и социально-экономического развития АЗРФ при комиссии Госсовета Российской Федерации. Сейчас по указу президента создана отдельная «арктическая комиссия Госсовета», официально — комиссия Государственного совета Российской Федерации по направлению «Северный морской путь и Арктика» под председательством губернатора Мурманской области Андрея Чибиса.
Деятельность рабочей группы ранее и в будущем комиссии направлена на решение ключевых проблем арктических территорий, преодоление нормативных сложностей, повышение эффективности управления ими.
В сфере госуправления крайне важно опираться на свежие данные, релевантные исследования и точную информацию, поэтому вместе с «Вышкой» (факультетом городского и регионального развития НИУ ВШЭ) был запущен этот большой исследовательский проект. Спрос на данные и аналитику по этому макрорегиону большой, и мы его отмечаем не только среди обывателей и просто заинтересованных: поступало много вопросов и от отдельных регионов, и от отдельных структур. Формат издания выбран, с нашей точки зрения, оптимальным, чтобы и всю важную информацию уложить, и сделать это лаконично, чтобы не пришлось перелистывать 600-страничный талмуд.
Если вернуться к обывателям, то мне до сих пор встречаются люди, которые думают, что Арктика — это условные острова с белыми медведями. И крайне удивляются, узнавая, что это и крупные города, и значимая доля российской экономики; что это большие аэропорты и морские порты, ключевые университетские центры, что это почти 2,5 млн человек.
3. По поводу трудоспособного населения. Этот показатель — 64% в Российской Арктике.
— Да, действительно, это самый высокий показатель среди всех регионов мировой Арктики: под трудоспособным населением мы понимаем население в возрасте от 20 до 65 лет. Но и разрыв не такой большой, для остальных стран это в среднем 58-60%. Для Российской Арктики характерен процесс отъезда пожилого населения предпенсионного или пенсионного возраста обратно «на материк», поэтому такой сильной «пенсионной нагрузки» здесь нет, чего не скажешь о «стареющих» европейских государствах: например, Швеция, Финляндия, Норвегия, где доля пожилого населения — 20-25% (в Российской Арктике — 11%).
Кстати, регион мировой Арктики с самой большой долей трудоспособного населения — норвежский Шпицберген (почти 80%) — уникальное место, где нельзя родиться и умереть (сюда в основном приезжают только на срочную работу).
4. Активно идет разговор о развитии туризма в Арктике, на Ямале. Этому моменту вы тоже уделяете внимание в сборнике.
— Хотя нам, Российской Арктике, и сложно соперничать, например, с Исландией, но тем не менее есть определенный тренд на приоритетное развитие туристической отрасли, инфраструктуры. Мощным толчком к этому стал, как ни странно, ковид, закрывший все в мире и сильно ограничивший перемещения. С каждым годом турпоток в Российскую Арктику только растет.
Сейчас Мурманская область принимает больше всего туристов среди остальных арктических регионов (около 670 тысяч путешественников в год), за ней следуют арктические территории Архангельской области и Республики Карелии, а также Ямал. Мурманская область позиционирует себя как «самая близкая Арктика», привлекая очень много туристов из Москвы и Санкт-Петербурга (пара часов, и вы у океана смотрите на китов или катаетесь на горных лыжах).
Один нюанс — сейчас туристская инфраструктура в Арктике не всегда поспевает за спросом, часто, особенно в Мурманской области, спрос сильно выше предложения, это касается средств размещения (отелей), которые лучше бронировать как можно раньше, планируя поездку. Развитие инфраструктуры для туризма сейчас одна из ключевых задач.
5. Важно популяризировать территории Арктики с разных сторон, в том числе объясняя экономические аспекты.
— Российская Арктика — это без преувеличения ключевая ресурсная база нашей страны. Здесь формируется 10% ВВП России при численности населения менее 2%. Это территория добычи стратегических минеральных ресурсов, полезных ископаемых, реализации крупнейших инфраструктурных проектов. Отдельно стоит упомянуть о Северном морском пути — основной транспортной артерии. Обеспечение ее системного развития — один из национальных интересов.
В прошлом году по поручению Владимира Путина было проведено большое исследование, посвященное определению опорных населенных пунктов Российской Арктики, а далее был сформирован перечень арктических «опорников», затем было издано распоряжение правительства Российской Федерации.
Сегодня для всех 16 опорных населенных пунктов Российской Арктики разработаны мастер-планы. Эти опорные точки — каркас, база экономического развития одного из важнейших регионов нашей страны. Подробнее о вкладе каждого опорного населенного пункта Арктики в российскую экономику можно узнать здесь.
На Ямале, например, добывается около 80% российского газа, а если учесть, что четверть в общем объеме мирового экспорта газа занимает Россия (по данным на 2022 год), то можем представить, как сильно этот арктический регион влияет на мировую газовую отрасль.
6. А еще для многих становится открытием, что в Арктике есть хорошие образовательные системы. Сейчас и в этом направлении идет активное развитие.
— Все верно. И хотя на Ямале, например, нет университетов, но есть хорошие колледжи, где воспитывают будущих работников газовой промышленности, и не только.
Если говорить в целом об образовании, то вузы сосредоточены в Мурманске, Архангельске, Норильске. Там есть и федеральные университеты, и, например, крупный медицинский вуз, готовящий кадры для медицинского обслуживания СМП. На мой взгляд (сейчас я говорю как исследователь), университеты нужны и на Ямале. Экономика очень сильно зависит от конъюнктуры рынка, и цены на газ, как и на любой ресурс, сегодня могут быть одни, завтра другие. То есть в этом вопросе крайне важно быть предусмотрительным и не на ближайшие 5—10 лет, а лет так на 50, университет — один из ключевых инструментов по устойчивому развитию территории. Люди, которые будут жить в округе спустя 30—40 лет, скажут потом большое спасибо.
Объективно бурное развитие Ямала по сравнению с другими регионами Арктики началось немного позже, и оно во многом вышло из вахтовой формы освоения, такая форма сохраняется и в определенной степени сейчас (вспомним хотя бы, пожалуй, самый большой вахтовый поселок Сабетта численностью населения под 30 тысяч человек). На Ямале очень сильная связка с Тюменью, она спасает в плане подготовки кадров.
7. Люди — это капитал, без которого трудно представить будущее Арктики.
— Мы понимаем, что все в мире циклично. Пространственное развитие — тоже цикличный процесс: есть фаза роста, затем стагнации, потом сжатия. Важно понимать, что это нормально, и помнить о том, что это неизбежно случится, даже если в фазу роста так не кажется. Одна из ключевых задач любого региона — диверсифицировать свою экономику, чтобы если «вдруг что», экономика выдержала. Насколько я знаю, руководство ЯНАО сейчас делает ставку на креативный капитал — на кадры, создание условий, чтобы люди приезжали и оставались. Чтобы уходило такое «чемоданное настроение», когда, отучившись в Тюмени, приезжали на Ямал отработать пять лет, зарабатывали на квартиру и уезжали обратно.
Миграционный отток — самая большая проблема всех северных и дальневосточных регионов. В Мурманской области тоже был сильным миграционный отток, как и почти везде, с конца 1980-х годов. Но в прошлом году эту тенденцию удалось переломить: в регионе впервые за 33 года сформировался миграционный прирост населения.
Для системной работы с арктическими территориями были выделены и опорные населенные пункты, сейчас это уже утвержденный, официальный термин, изданы распоряжения правительства Российской Федерации, ведется комплексная работа по развитию этих территорий.
8. А что этот статус «опорников» конкретно даст, если говорить на языке местного населения?
— Перечень опорных населенных пунктов АЗРФ утвержден правительством. Перед этим эксперты провели исследование того, какую роль в экономике играют эти населенные пункты, или агломерации. Рассматривались более 100 населенных пунктов с точки зрения транспортных, инвестиционных проектов, с точки зрения человеческого капитала, университетских центров, развития инфраструктуры Севморпути, обеспечения безопасности. В общей сложности выделено 16 опорных населенных пунктов (агломераций) Российской Арктики. Подробнее — здесь.
9. Серьезный отбор. Этого количества опорных точек достаточно?
— Здесь было важно выбрать те точки, те населенные пункты (или агломерации), без которых невозможно представить развитие нашей Арктики, развитие России в целом. Ключевые полезные ископаемые, на которых базируется российская экономика, добываются, осваиваются через опорные точки. В каждом арктическом субъекте (состав АЗРФ от 2023 года) есть хотя бы одна опорная точка.
10. Мне кажется, что ваша работа будет дополняться со временем. Власти уделяют серьезное внимание Арктике, недавно тут получила поддержку и своя ипотека.
— Согласна. Но пока мы ждем данных, как развивается эта программа, она только разворачивается, поэтому, наверное, через год-два мы запланируем обновление этого сборника.
Арктическая ипотека с точки зрения ее организации и ввода этой программы имеет массу сложностей, потому что сама сфера (новое строительство жилья) очень непростая для всей Арктики. 30 лет почти ничего не строилось (исключение — газовый Ямал). Очень сложно с застройщиками договариваться, раньше это была невыгодная история для девелоперов. Но когда рождаются меры поддержки, тогда начинаются изменения. Работа по организации арктической ипотеки проведена действительно колоссальная, будем ждать положительных изменений, в частности в сокращении миграционного оттока из Арктики. На Севере — жить!
Редакция «Север-Пресса» рекомендует прочитать интервью о том, как будет развиваться Новый Уренгой. Зачем нужно арендное жилье, что такое «зеленый каркас» и какими станут зоны отдыха, рассказал руководитель проектной группы Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ Юрий Кульчицкий.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: