0
0
«Арктика в фокусе». Как участников кинолаборатории в Салехарде учили создавать фильмы
Участники кинолаборатории «Арктика в фокусе» в Салехарде сняли первое мини-кино
В Салехарде в арт-резиденции «Полярис» участники кинолаборатории «Арктика в фокусе» создавали фильмы под руководством молодых, но известных и опытных наставников. Как появилась идея провести творческий мастер-класс для всех желающих, какую цель преследовали организаторы и что в итоге получилось? Об этом узнали у гостей пресс-центра «Север-Пресса».
Содержание
- 00:46 В честь открытия Севморпути
- 02:00 Про горящие глаза и компетенции
- 03:35 Чему можно научиться за короткий срок
- 07:25 Как уместить все в несколько минут
- 10:16 Зачем кинолаборатория участнику из Салехарда
- 12:41 Про выбор тем у молодежи
- 16:37 Становятся суше с возрастом?
- 17:40 Был ли опыт работы и готов идти дальше?
- 20:29 Что будет после кинолаборатории?
- 25:09 Почему возник интерес к Северу, к Арктике?
- 28:39 Когда появляется понимание, что можно снимать про этнографию
- 31:32 С чего начинается кино? Ролик для соцсетей считается?
В честь открытия Севморпути
Полина Кондратьева, режиссер, сценарист, автор проекта «Арктика в фокусе», Москва:
00:46 Начнем с того, что «Арктика в фокусе» — это направление большого проекта «Великий Северный поход. Арктика как искусство». Это культурно-просветительский проект, созданный в честь 500-летия Севморпути. Как мы знаем, Салехард — один из ключевых городов Севморпути, соответственно, мы не могли не посетить его со своей программой, в том числе кинолабораториями и мастер-классами. Еще нас привлекло то, что здесь очень сильно развита работа с молодежью.
У вас невероятно крутой центр — арт-резиденция «Полярис». Такой центр хотелось бы иметь на самом деле даже и у нас в Москве, потому что все сделано на высшем уровне: очень уютно, очень много возможностей, это то место, в которое хочется приходить и возвращаться. Классно, что есть такая площадка, где мы можем проводить свои мероприятия, чувствуя себя как дома.
Про горящие глаза и компетенции
Полина Кондратьева, режиссер, сценарист, автор проекта «Арктика в фокусе», Москва:
02:00 У нас была задача познакомиться с творческой активной молодежью непосредственно Салехарда и региона в целом, найти единомышленников, которых, во-первых, интересует кинематограф, а во-вторых, интересует именно тема Арктики, Севера, кто хочет создавать об этом фильмы. Для нас не столько были важны компетенции, и, так скажем, hard skills, какие-либо практические навыки, сколько горящие глаза и люди, которым действительно важно попробовать себя в новой творческой деятельности.
Человека с горящими глазами можно научить многому, потому что, у него уже есть некие внутренние задоры, страсти — это самое главное. На мой взгляд, всегда важно, чтобы он хотел что-то делать, и второстепенны практические навыки, потому что их приобрести можно, а истинную тягу и какую-то страсть к тому, чем ты хочешь заниматься, привить невозможно.
Чему можно научиться за короткий срок
Софья Горленко, режиссер, куратор кинолаборатории «Арктика в фокусе», Москва:
03:35 У нас пришли не только взрослые люди, но и замечательные школьницы. Одна из участниц лаборатории — Эмилия — на моих глазах за один день освоила профессиональную монтажную программу Adobe Premiere и полностью сама собрала ролик, включая колористику, это очень круто. Видно, что ей реально очень хочется снимать, пусть это сыро, пусть это какие-то первые шаги, пусть это вообще первый опыт, но она достала оборудование, она достала какой-то фотоаппарат, разобралась в форматах, правильно сконвертировала, установила все программы, научилась в них работать, и все это буквально за три дня.
Глеб Кузнецов, сценарист, продюсер, куратор кинолаборатории «Арктика в фокусе», Москва:
Все-таки кино — это сложная индустрия, в которой огромное количество профессий и направлений. Каждой профессии нужно обучаться в университетах по пять лет, и то люди выходят сырыми, потом еще годами постигают навыки на съемочной площадке. Конечно же, за три дня невозможно подготовить специалиста, но мы можем дать две вещи. Первая, мы можем помочь структурировать те желания, которые у человека уже есть. У молодых людей есть стремление, но всегда на первых шагах нужны толчок и поддержка.
Мы можем вселить уверенность и сказать: «Вы можете это делать» и на практике показать, что они действительно могут. А вторая важная вещь — это провести молодого человека по всем стадиям маленького кинопроизводства: от задумки до выпуска фильма в кинотеатре. Даже самому профессиональному режиссеру нужно пройти все технические стадии кинопроизводства хотя бы на любительском уровне, чтобы потом, когда у него будет большая съемочная площадка, говорить на одном языке с другими специалистами.
Режиссер, который не умеет включать камеру, не знает колористики, ничего не понимает в сценарии, а владеет только своей узкой теоретической профессией, как правило, беспомощен. Наверное, есть счастливые исключения, которые попадают сразу на высокий уровень, их сразу окружает опека, забота специалистов, но современная индустрия рассчитана так, что, как правило, сначала приходится снимать собственные короткометражки с друзьями, потом делать авторские некоммерческие проекты, а потом уже все остальное. И чтобы пройти все эти стадии успешно, нужно начинать с азов. Так и наши ребята, они проходят все стадии, мы им помогаем получить базовые знания, и таким образом они сначала сценаристы, потом режиссеры, операторы, потом колористы, а потом должны выйти на сцену и дистрибутировать свой собственный фильм. Прохождение за короткий срок этого концентрированного пути даст им уверенность, когда они будут выбирать свою профессию и становиться специалистами в той или иной области.
Как уместить все в несколько минут
Глеб Кузнецов, сценарист, продюсер, куратор кинолаборатории «Арктика в фокусе», Москва:
07:25 Участников было пять человек, и нужно было создать пять съемочных групп. И это справедливо, потому что большее количество невозможно было бы проконтролировать. Здесь не работает принцип собрать как можно больше людей, чтобы кто-то что-то хаотически наснимал. Здесь важно, чтобы это были действительно мотивированные ребята, которые не бросают на полпути отснятый материал, а доводят его до монтажа, а монтаж доводят до выхода маленькой картины на экран. В принципе, так и получилось.
Софья Горленко, режиссер, куратор кинолаборатории «Арктика в фокусе», Москва:
Хронометраж всего 2-3 минуточки, но во всяком случае это цельная история, пусть это репортажик или наивная зарисовка, но это в той или иной степени законченная вещь.
Глеб Кузнецов, сценарист, продюсер, куратор кинолаборатории «Арктика в фокусе», Москва:
Здесь вообще не стояла задача расширять хронометраж. На всех этапах обучения в любом профессиональном вузе мастер будет ставить задачу максимально сжимать монтаж, потому что ученические работы, которые тянутся 20−30 минут, заключаются в том, что автор, как правило, не знает, что сказать. Задача кино на самом деле — сделать это максимально сжато.
Тимерлан Муртазин, участник кинолаборатории «Арктика в фокусе», Салехард:
Я думал, что хронометраж будет 10−15 минут, но, когда я узнал, что всего три минуты, подумал, что можно сделать за это время? И я вспомнил одну театральную постановку, где автор показал рождение, жизнь и смерть в двух минутах. Понял, что мне нужно просто стремиться к этому идеалу и суть своей идеи изложить в трех минутах.
Зачем кинолаборатория участнику из Салехарда
Тимерлан Муртазин, участник кинолаборатории «Арктика в фокусе», Салехард:
10:16 Отношусь к кинолаборатории как к некой точке роста. Я учился на первом курсе режиссуры, правда, меня оттуда выперли. Этот проект мне нужен для того, чтобы вырасти и раскрыться как личности. Рад, что есть такие наставники как Глеб и Софья, и они подсказывают как правильно реализовать идею, как правильно объемный смысл сжать в три минуты.
В целом я живу больше интуитивно: почувствовал на определенном этапе, что мне нужно реализоваться как режиссеру, появились возможности, я ими воспользовался. Сейчас мы занимаемся скетчингом, и на этом примере я уже смогу что-то реализовывать дальше. Мне хочется раскрыть выбранную тему максимально подробно, показать трансформационный период человека, его становление как личности от эгоцентризма к реализации.
Про выбор тем у молодежи
Глеб Кузнецов, сценарист, продюсер, куратор кинолаборатории «Арктика в фокусе», Москва:
12:41 Наверное, здесь выскажусь о таком драматургическом конфликте, который существует в нашей жизни. Как правило, темы для кинематографических работ в профессиональной сфере диктуют эксперты, сотрудники государственных органов. Они формулируют правильно: взывающие к патриотизму, к сохранению культуры, к традициям, когда мы говорим: за все хорошее и против всего плохого. Но тенденция последних лет такая, что с каждым годом, это мое личное мнение, эти темы становятся все более формальными, и каждая следующая должна быть еще более патриотичной.
Ребята же приходят с темами совершенно из другой сферы, они касаются эмоций, искренности, дружбы, каких-то их переживаний, их собственного развития. В каждой из них заложены и патриотизм, и любовь к традициям, но они во главу угла ставят личное, эмоциональное, а не формальное и не общественное. И здесь можно оглянуться назад: наш кинематограф все-таки произошел из Советского Союза, где задачи формулировала партия. Но советский кинематограф, то, что мы смотрим до сих пор, это все максимально искреннее, душевное и наименее формализованное. Так же и здесь, происходит отсев, с одной стороны к нам приходят задачи, сформулированные с точки зрения общественных интересов, а с другой стороны, у нас есть ребята, которые говорят, что хотят снимать кино про улыбку или про личное развитие, про избавление от эгоцентризма.
И на самом деле, самое лучшее, это то, что делается искренно, и то, что делается в меру сил, потому что все попытки прыгнуть сильно выше головы, всегда заканчиваются срывом. Это тоже наука, которую нужно постичь молодым кинематографистам, поскольку на любом пути есть огромное количество примеров мастеров, которые пытались снять полные метры, но этих фильмов мы никогда не увидим, потому что они делали их либо неискренно, либо пытались прыгнуть выше головы. Если ребята поймут это правило в свои 17-18 лет, и будут следовать ему всю жизнь, то, безусловно, все у них будет замечательно.
Становятся суше с возрастом?
Глеб Кузнецов, сценарист, продюсер, куратор кинолаборатории «Арктика в фокусе», Москва:
16:37 У нас самые старшие ребята были 26-27 лет, а самые младшие 17-18 лет. И я как сценарист не заметил того, что старшие — стали суше. Наоборот, с возрастом идеи из наивных и прямолинейных становятся более сложными и витиеватыми. Вместо вопроса: «Почему ты улыбаешься?», вопрос: «Почему ты перестал улыбаться?». Это жизненно подсказывается, появляется та самая драматургия, когда есть проблема, есть конфликт. Но хорошо, что у детей ее еще нет, они видят мир прямо и честно. С возрастом мы понимаем, что есть препятствия, которые нужно преодолеть, но само направление, сама суть мысли не меняется.
Был ли опыт работы и готов идти дальше?
Тимерлан Муртазин, участник кинолаборатории «Арктика в фокусе», Салехард:
17:40 У меня был небольшой опыт раньше. Работали с Рустамом Халиковым около полугода. Конечно, мне хочется поработать с командой, которая сейчас набралась, потому что мы взаимодополняем друг друга. Я считаю, что у нас получится реализовать какой-то крутой проект. По поводу поступления, я не знаю, если возьмут, то, конечно, было бы круто, но, честно, уже не вижу смысла тратить драгоценное время своей жизни на это, лучше на практике получать определенный опыт познания.
Глеб Кузнецов, сценарист, продюсер, куратор кинолаборатории «Арктика в фокусе», Москва:
У Квентина Тарантино не было образования. Он был курьером, потом сценаристом и стал режиссером, так что все возможно. Это же дело таланта и уверенности в том, что он представляет ценность. Собственно, художник должен верить в себя, если этого нет, то он никогда не посягнет на то, чтобы создавать что-то, выходящее за рамки обыденности. Мне кажется, что и Тимерлан, и все ребята, которые работали с нами, верят в себя, поэтому они стали создавать новые смыслы, будоражить какие-то эмоции, которые обычно скрыты, которые мы прячем. Таким образом и появляется художественная и культурная жизнь.
Что будет после кинолаборатории?
Полина Кондратьева, режиссер, сценарист, автор проекта «Арктика в фокусе», Москва:
20:29 Нашей задачей было создать еще и комьюнити. У нас есть чат в Telegram, где все желающие могут задать вопрос экспертам, спикерам мастер-классов — это профессиональные операторы, режиссеры, кто уже работает в индустрии, прислать свою заявку, идею. Это все делается для того, чтобы мы могли общаться, чтобы мы слышали друг друга, обменивались мнениями, идеями и так далее.
Что касается непосредственно самих работ, то у ребят, во-первых, была возможность показать их на большом экране, а во-вторых, есть еще шанс прислать свои работы на наш конкурс «Арктика в фокусе». В рамках проекта мы проводим конкурс синопсисов — полнометражных игровых фильмов и как раз конкурс видеоработ, где принимаются короткометражки от минуты до 20 минут, где тоже будет большой показ и онлайн-демонстрация работ.
Почему возник интерес к Северу, к Арктике?
Софья Горленко, режиссер, куратор кинолаборатории «Арктика в фокусе», Москва:
25:09 В Салехарде вообще меня подкупила даже не столько тема образования, хотя это совершенно новый потрясающий опыт, смотрю на девочку Эмилю, девочку, и обливаюсь слезами радости, но меня дико интересует этнография северных народов, и попасть сюда — это, конечно, просто мечта. Народы Арктики, я считаю, это самая огромная ценность нашей страны, такого нигде нет в мире. Это уникально, фантастически, и оторваться от этого невозможно.
Но, видите, мы попали в межсезонье, и выехать куда-то с ребятами, чтобы поработать на месте, найти фактуру, оказалось невозможно. В любом случае, спасибо этому чудесному мероприятию, спасибо «Арктике в фокусе», что хоть чуть-чуть приблизили нас к мечте снять кино на Ямале. Но сразу скажу, что тут не хочется снимать игровое кино, надуманных конструкций, этого не надо, если есть такая невероятнейшая живая этнография, такие и легенды, и верования. Надеюсь, когда-нибудь мы здесь снимем какое-то большое полнометражное этнографическое кино.
Глеб Кузнецов, сценарист, продюсер, куратор кинолаборатории «Арктика в фокусе», Москва:
До сих пор этнография была одним из наших главных интересов в кино. Этнография как та область, где сохранились живые люди, традиции, где прошлое встречается с будущим, и на этом пересечении возникает драматургия, конфликт, происходит что-то живое и интересное, что можно проявить в кино. И так устроен мир, что на севере этнография сохраняется лучше, чем на юге. Поэтому мы много снимали в Архангельской и в Вологодской областях, где есть уникальная культура Русского Севера. Также снимали в Коми, и вот впервые оказались к востоку от Уральских гор, и в нашем представлении мир ненцев, ханты и других народов Ямала — что-то поразительное. Это уникальный случай, когда не нужно высасывать этнографию из пальца, не нужно ходить и выискивать, не нужно выбирать ракурс, на 360 градусов вокруг тебя происходит то самое чудо. Поэтому мы надеемся вернуться на Ямал еще не раз и продолжать здесь снимать. Может быть, ребята, участвовавшие в кинолаборатории, к тому времени продолжат свои опыты, и мы будем и дальше встречаться в мире кино.
Когда появляется понимание, что можно снимать про этнографию
Глеб Кузнецов, сценарист, продюсер, куратор кинолаборатории «Арктика в фокусе», Москва:
28:39 На самом деле все происходит от идеи, это сугубо эмоционально и интуитивно. Это же на самом деле не про материальную культуру, которая есть и в музеях, а про людей, про человека, и, если есть какой-то эмоциональный контакт с местными жителями и местной культурой, то оказавшись в этой среде понимаешь, что мы хотим, мы можем. Нужно просто делать искренне то, что ты видишь и то, что ты хочешь, не может быть слишком много снято хорошего о прекрасном. Мы работаем в авторском кино, и каждый фильм будет плодом сотрудничества людей, которые снимают, людей, которые снимаются, и чудес, которые всегда окружают это творчество.
Полина Кондратьева, режиссер, сценарист, автор проекта «Арктика в фокусе», Москва:
Я мечтаю снять кино об Арктике, найти тут свою историю, свой сюжет. Но опять-таки, конечно, нужно снимать о том, что ты чувствуешь и знаешь. Для меня «Арктика в фокусе» — это такая уникальная возможность погрузиться, пообщаться, взаимодействовать с этим миром и, возможно, найти своего героя или свою историю, свой сюжет, который в будущем воплотится в игровом кино, потому что я в основном снимаю игровые картины.
С чего начинается кино? Ролик для соцсетей считается?
Полина Кондратьева, режиссер, сценарист, автор проекта «Арктика в фокусе», Москва:
31:32 Я думаю, считается все, потому что вопрос авторства с испокон веков, со времен «Прибытия поезда» братьев Люмьер, стоял ребром: если ты включил камеру и заснял какой-то момент, стало ли это кино и стал ли ты автором, или это просто случайность? Но если мыслящий человек сделал это по какой-то причине, значит, уже есть автор, значит, уже есть кино, и, этот человек оставляет после себя след. Поэтому ролик в соцсетях, на мой взгляд, тоже считается, но если он осмыслен.
Глеб Кузнецов, сценарист, продюсер, куратор кинолаборатории «Арктика в фокусе», Москва:
Кино — это история, рассказанная зрителю, и неважно, сколько она длится. Неважно даже о чем она, по сути, если ты рассказываешь, а другой человек смотрит и выносит из нее мораль, чувства, настроение, то значит, это кино. Если этого не происходит по каким-то причинам, значит, это не кино.
«Север-Пресс» рассказывал о том, какую программу празднования Дня молодежи подготовили в городах-юбилярах Ямала.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: