1
0
Через весь Ямал на «Москвиче»: Александр Еликов и Алексей Жирухин рассказали, какой транспорт подходит для покорения Арктики
На Ямал можно приехать на любом автомобиле? Ответ на этот вопрос есть у путешественников Александра Еликова и Алексея Жирухина. Они добрались до арктического региона и проехали по нему на советском «Москвиче». О том, почему именно эта техника удобна для поездок на Ямал и чем округ привлекает любителей путешествий на колесах, трэвел-блогеры рассказали агентству «Север-Пресс».
Содержание
- 00:26 О достопримечательностях и как их не пропустить по дороге
- 03:10 Роуд-муви зеленого «Москвича» по Арктике
- 04:36 Новые смыслы маршрута из детства
- 05:25 Что посмотреть на Ямале зимой и летом
- 07:29 Интересно путешествовать можно недорого
- 08:49 Что в багажнике у автопутешественников
- 09:07 «Тяжелую» Арктику покорили на китайском внедорожнике
- 11:40 Ремонт на берегу моря Лаптевых и встреча с белым медведем
- 14:02 Первый человек, который доехал до Гыды на легковушке
- 14:51 На Камчатку по бездорожью — тоже возможно
- 16:44 Почему на Ямал проводник не нужен
- 18:27 Чего советует не делать в дороге суровый дальнобойщик
- 19:40 Сколько может высидеть дома автопутешественник?
О достопримечательностях и как их не пропустить по дороге
Александр Еликов: Старт у нас был в городе Новый Уренгой, потому что машина ждала нас там. С [Нового] Уренгоя мы поехали на юг, в самый южный город Арктики — Ноябрьск. Там развернулись и приехали в Салехард.
00:26 Алексей Жирухин: Мы в этот раз решили прокатиться по самой протяженной трассе Арктики (трасса «Ямал»), увидеть самый южный город. Мы очень сильно удивились, какой шикарный этнопарк в Ноябрьске. Плюс захватить еще интересные места.
Александр Еликов: Одна из самых ярких достопримечательностей на трассе «Ямал» — наверное, сверхглубокая скважина. Их всего было чуть более десяти за всю историю СССР, а сохранилась она одна-единственная. Причем наша ямальская сверхглубокая скважина — сестра-близняшка распиаренной Кольской сверхглубокой, которой уже и нет. И люди со всей страны едут посмотреть на заглушку. При том, что у нас она стоит в полной сохранности. В нее можно зайти. Можно написать письмо на имя руководителя. И как туристическая группа туда попасть. При том, что наша тоже уникальна по-своему. Она была самой жаркой в стране, зафиксирована самая высокая температура в недрах — 230 градусов. Она была пробурена на восемь тысяч метров. На четырех километрах нашли живых существ, на шести километрах — окаменелости, на семи и ниже — газ в огромных объемах. Это грандиозное сооружение с захватывающей историей.
Алексей Жирухин: Давно читал о ней (о 501-й стройке) и несколько раз проезжал, в том числе вместе с Александром зимой. Очень интересно было приехать летом, потому что зимой многие вещи просто не доступны. Интересно было увидеть, как создавалось все это в очень тяжелых условиях и как вообще все это выглядит. Поэтому мне очень сильно понравилось. Мы сделали много красивых фотографий, в том числе будет еще сюжет (фильм) про это все. И очень здорово, что удалось пообщаться с людьми, которые впоследствии работали на связи на 501-й стройке. Вернусь домой — сразу возьмусь за монтаж. Потому что будет из этой поездки, наверное, семь серий.
Роуд-муви зеленого «Москвича» по Арктике
03:10 Алексей Жирухин: Мы объединяем все эти серии «Москвичом» нашим арктическим зеленым. И, конечно, будет еще такой роуд-муви, где мы будем ехать, ломаться, чиниться, обсуждение всего этого будет. В этом главное преимущество советских автомобилей — что можно отремонтировать все. У тебя все для этого лежит в багажнике. То есть современные машины — они вроде как очень надежные, но в случае какой-то поломки ты ничего не можешь сделать. Можешь открыть капот, посмотреть, почесаться и вызвать эвакуатор. Все. Потому что электроника. Ты не можешь подключиться, некоторые вещи ты в принципе не можешь сделать без авторизированного сервиса. Что говорить о советской технике? Ты можешь сделать все. Там настолько все элементарно, что все чинится, разбирается-собирается прямо на дороге.
Александр Еликов: Летом на Ямале, если сломался где-то на обочине, начинаешь работать и чинить намного быстрее, чем в сильный мороз. Здесь очень много мошки и комаров. А по запчастям — все чинится проволокой и кувалдой.
Новые смыслы маршрута из детства
04:36 Александр Еликов: «Москвич» — это моя личная история. Когда мне только исполнилось 18 лет, папа с мамой уехали в отпуск из Нового Уренгоя, а машину оставили дома. Я тоже собрался в отпуск и тихонечко ее угнал. Я из Нового Уренгоя приехал в Тверь за четыре тысячи километров. Это была середина 90-х годов. И мы, можно сказать, повторили эту историю. С тем же самым атласом. Папин атлас всю дорогу с нами проехал. А «Москвич» прям такой же был куплен. И мы из Твери зимой приехали по зимникам в Новый Уренгой. Но это начало истории. Основной посыл — на Ямал можно ездить экономно и на любой машине и зимой, и летом.
Что посмотреть на Ямале зимой и летом
05:25 Александр Еликов: Маршрут получается кольцевой. Это козырь. Трасса наполнена интересными туристическими объектами. То есть ты заезжаешь в самый южный город Арктики, потом проезжаешь самый молодой город России — Тарко-Сале. Потом проезжаешь крупнейшее месторождение в мире — Новый Уренгой. Движешься вдоль легендарнейшей трансполярной магистрали и попадаешь в Салехард, где и ненцы — коренной малочисленный народ Севера, сохранивший свою историю, их нет нигде в Арктике больше, как здесь, — и Полярный Урал с ледниками. А потом ты на пароме уплываешь по Оби на юг. Это реально туристический маршрут! Ехать можно с той стороны, с какой удобно. Можно заехать в Салехард по Оби и выйти на Тобольск, если движешься куда-то дальше. Можешь оттуда. И ты всегда получишь удовольствие — и зимой, и летом.
Алексей Жирухин: Причем можно зимой в одну сторону проехать, летом — в другую. Так и виды будут разные. Например, ту же 501-ю стройку: зимой ты проезжаешь мимо, а летом можешь заехать. Или на ледник Романтиков: зимой не доберешься без снегохода, а летом спокойно можно сходить туда-обратно. Еще пример: зимой — северное сияние и полярная ночь, а летом — полярный день. Скидывал друзьям видео: ребята, смотрите, у нас полночь, а все выглядит, как у меня на родине в Самаре днем.
Интересно путешествовать можно недорого
07:29 Алексей Жирухин: Многие, когда смотрят каких-то путешественников на больших дорогих джипах, думают: если бы у меня был такой внедорожник, миллион рублей, я бы тоже поехал. А мы как раз показываем, что все это можно сделать бюджетно. Цена вопроса — цена топлива. Палатки — бесплатно, еду можно самим готовить. У нас для этого тоже все есть. И столовые по пути есть недорогие. Есть миф, что это дорого — мы показываем, что это не так. Не обязательно есть в ресторане, останавливаться в дорогих отелях. Переночевать у оленеводов, мы как раз были, стоит всего три тысячи с человека (с завтраком и ужином). Это выходит даже дешевле, чем в гостинице переночевать. При этом не нужны ни вертолеты, ни трэколы. После того, как народ читает нас, — то есть мы и пишем, и короткие ролики делаем, и длинные фильмы, рассчитанные на разную аудиторию, — они смотрят и говорят: о, так это и я так могу!
Что в багажнике у автопутешественников
08:49 Александр Еликов: багажа у нас немного. Мы ночуем часто в палатках, поэтому набор походника всегда с собой: палатки, спальные мешки, пенки. Еще что-то, на чем можно еду готовить. Вообще вещей не очень много.
«Тяжелую» Арктику покорили на китайском внедорожнике
09:07 Александр Еликов: Такие поездки как на Таулен, Мыс Челюскина — конечно, всегда тяжелые. Туда единицы добирались. И это не будет никогда массовым туризмом, если туда не проложат дороги. Конечно, тяжело, когда ты месяц в пути, месяц борешься со стихией, с непогодой, с бездорожьем. И это уже не «Москвич», а подготовленный внедорожник, и команда, которая настроена на работу. На китайских внедорожниках никто никогда до этого не ездил ни в какие серьезные экспедиции, тем более зимой. Это была лотерея. Мы не понимали, выдержит ли машина. Но она выдержала и абсолютно нормально сама приехала без каких-либо срочных подвозов запчастей, без автовозов. Проделала путь как раз-таки от самой северной точки Мыса Челюскина до самой южной точки — села Куруш (Дагестан). Неопытный человек не доедет. Я всю жизнь работал водителем в Арктике. Там снежное поле в горизонт, и ты выбираешь, где снег пожестче, где поровней. Читаю снег и еду. Опыт есть такой — видеть снег, ледовую обстановку. Видеть, где торосы, где наметено, где не наметено, где травка торчит, где подъем, спуск. Все издалека это просматриваешь, если есть видимость, и едешь. Если за день 100 километров проезжаешь, то хорошо.
Алексей Жирухин: Можно толкаться по сантиметру, а бывает — выйдешь на лед, например, и можно 100 километров в час ехать, а через пять минут войти в надутый снег и снова ехать по сантиметру.
Ремонт на берегу моря Лаптевых и встреча с белым медведем
11:40 Алексей Жирухин: В этой экспедиции на мыс Челюскина мы попали в морскую трещину, которая образуется из-за приливов и отливов — надламывается и отодвигается берег. Причем трещина была по размеру колес. Мы провалились и в процессе падения разбортовалась резина. А это было на берегу моря Лаптевых. До ближайшей шиномонтажки примерно километров тысячи полторы. То есть никто не приедет, эвакуатор не заберет, не отвезет ремонтировать колесо. Нужно было, во-первых, вытащить машину из трещины, а это было непросто, потому что ее зажало. Второй момент — обратно надеть покрышку на диск в сильный ветер. Все равно тебе помочь никто не может, поэтому нет смысла паниковать, нет смысла кого-то обвинять, просто берешь и делаешь. А на берегу Карского моря лопалась рессора, но благодаря этому случаю мы увидели белого медведя. На одной машине она лопнула, и пока Александр разбирал, мы на второй машине решили съездить на заброшенную советскую геологоразведочную базу. Там остались какие-то вагончики, и решили попробовать что-то найти. Ничего не нашли, поехали обратно. А на наш след, где мы проехали недавно, вышел белый медведь. Он либо звук услышал, либо унюхал. Они очень любопытные. Он вышел и как раз нюхал наш след. Его удалось сфотографировать. Это был наш последний день на море, нам нужно было ехать на материк. Мы расстраивались, что до сих пор не видели белого медведя. Рессора «помогла» (сломалась). Мы сфотографировали его, но решили подъехать ближе, потому что нам все равно нужно было ехать в его сторону, а он от нас драпанул. Дальше мы фотографировали попу медведя. Бегает он очень смешно.
Первый человек, который доехал до Гыды на легковушке
14:02 Александр Еликов: Нельзя сказать, что я везде был. Когда-то поставил себе целью объехать все населенные пункты Ямала на машине, несколько лет целенаправленно зимой пробивался. До Гыды я первый в истории человек на легковом автомобиле доехал. И то я не могу сказать, что я весь Ямал проехал. Например, я не был на Вилькицкого, не был на острове Олений и полуострове Евай. Сейчас начали строить «Арктик СПГ 2», я там не был. И любой регион возьми — будет так. Еще много-много куда нам ездить и ездить.
Алексей Жирухин: Всегда появится какое-нибудь место, которое ты не знал. Поэтому сказать, что проехал всю Россию, в принципе невозможно.
На Камчатку по бездорожью — тоже возможно
14:51 Александр Еликов: На Камчатку еще на машине никто не доезжал. Там нет дорог — нет проблем. Нужно будет пробиваться по бездорожью.
Алексей Жирухин: Там много колоритных поселков, куда нет дорог, они не туристические. Можно пообщаться с местным коренным населением. Это очень интересный опыт, потому что ты видишь на карте, что есть какая-то точка с названием, но не представляешь, что там, как там и даже если запросить в поиске — в нем тоже ничего нет.
Александр Еликов: В серьезные экспедиции без спутниковых телефонов не выезжаем. Причем даже парочку имеешь как правило, чтобы всегда один был в запасе. Большая связь с миром нужна в таких экспедициях, чтобы каждый день звонить, узнавать погоду и прогнозировать свои действия на ближайшие сутки-двое. Когда ты далеко забираешься туда, на побережье, то там нет МЧС. Там пограничники и местные. Если есть маленькие поселочки — на них вся надежда. С ними ты и как-то коммуницируешь. На них вся безопасность завязана.
Почему на Ямал проводник не нужен
16:44 Александр Еликов: Арктика интересует людей, потому что первым доезжать туда, куда остальные не проезжают, сложно. Люди смотрят наши материалы, вдохновляются. Если они понимают, что сами не доберутся, — обращаются. Мы выбираем с ними и едем как проводники. Тоже такое возможно. На Ямал я всегда людей просто консультирую, а едут они сами. Потому что самый доступный зимник из всех — это на Салехард.
Хотели к Дню России установить на самой южной точки России памятный знак, и нам нужно было успеть. Мы с Алексеем с Самары до Махачкалы доехали за сутки. Все зависит от того, был ли в этих местах или не был. Если есть какие-то новые места, то ты делаешь больше остановок, поэтому ты можешь одно и то же расстояние ехать полдня, а можешь — две недели с остановками. Во Владивосток можно доехать за пять дней, но ты ничего не увидишь, а можно ехать месяц и тоже ничего не увидеть. Потому что там надо ехать год, чтобы все увидеть. Все зависит от целей и времени, потому что все привязано обычно к отпускам.
Чего советует не делать в дороге суровый дальнобойщик
18:27 Александр Еликов: Как суровый дальнобойщик никогда не остановлюсь, если не просят помощи. Я притормаживаю, смотрю, и если человек просто на нас посмотрел и дальше занимается своими делами, — никогда не буду останавливаться. Я знаю по себе, очень много отходил на грузовиках, много ломался, много чинил и навязываться не буду. Поэтому если видите машину стоящую, а на улице не те погодные условия, чтобы эта машина там просто так стояла, — всегда нужно притормозить и посмотреть, что происходит с людьми в этой машине. Если нужна помощь, люди скажут.
Путешественниками не становятся, ими рождаются. Я точно могу сказать, что и я, и Алексей рождены путешественниками. Мы этим живем, мы в этом выросли. Знаю людей, которые вдруг себя почувствовали автопутешественниками. И они как появились, так и исчезли.
Сколько может высидеть дома автопутешественник?
19: 40 Алексей Жирухин: Проблема в том, что не успеваем выкладывать все, что снимаем. Иногда я с радостью месяц даже отказываюсь от каких-то поездок. Хочется рассказать своим подписчикам о том, где ты был, об уникальных местах. Стараюсь посидеть дома, чтобы фотографии обработать, новые фильмы выложить, новые статьи написать. Хочется успеть этим поделиться. Потому что есть статьи, которые написаны лет восемь назад, но по ним до сих пор люди путешествуют.
1
0
Теги: