http://Top.Mail.Ru
Ефим Хороля рассказал, как библиотекари «нашаманили» настолку | Север-Пресс

3

1

Ефим Хороля рассказал, как библиотекари «нашаманили» настолку

Читать «Север-Пресс» в

На Ямале выпустили первую краеведческую настольную игру «Илтана: боги и духи», сюжет которой основан на культуре ненцев. Механика игры отработана до мелочей. Разработчики уверяют, что даже гики (очень увлеченные настолками люди, — прим. авт.) не найдут в ней изъянов. Разобраться с правилами сможет даже ребенок. Правда сначала нужно пройти обряд посвящения. Почему в настолку играют шаманы, как она создавалась, агентству «Север-Пресс» рассказал участник команды разработчиков Ефим Хороля.

Содержание

  • 00:14 Какая сила переходит к игрокам от шамана
  • 03:44 Сколько времени понадобилось на разработку игры
  • 05:07 Игра, которая помогает сохранять культуру
  • 09:02 «Стратегическая» бродилка
  • 13:33 Образы шаманов позаимствовали в музее
  • 15:05 «Шаманское» посвящение проведут библиотекари
  • 16:57 У игры появятся свои волонтеры
  • 19:06 Новый проект — «Сказки дедушки Ивана»
Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

Какая сила переходит к игрокам от шамана

00:14 Ударение в слове на первый слог — Илтана, и переводится оно, как «шаман». То есть игроки выполняют задания за шаманов. Правила игры основаны на мировоззрении ненцев, потому что они путешествуют в трех мирах: среднем, верхнем и нижнем.

Мы не брали ничего «из головы». Изучили большой пласт литературы, общались с экспертами. Например, в нижнем мире проживают сихиртя. Вспомним эту легенду про маленьких человечков с белыми волосами. Они пасут земляных оленей. А земляные олени — это мамонты. А есть подземные черви. Так ненцы, например, объясняли появление ямальских кратеров.

Существует легенда двух братьях. Нум — владыка неба, а его брат Нга — хозяин нижнего мира. Братья вместе создали наш мир. И, понятное дело, они все-таки братья, в их отношениях был соревновательный момент, который привел к вражде и поделил мир на черное и белое. Так появились нижний мир и верхний. То, что я сейчас рассказал, это маленькая крупица. И при помощи этой игры мы хотим познакомить людей с культурой ненцев.

Сколько времени понадобилось на разработку игры

03:44 Разработка игры длилась практически год. Над ней совместно с гильдией разработчиков настольных игр из Санкт-Петербурга трудились НКО «Красный чум», Национальная библиотека.

Мы в простой форме на примере игры пытались показать этот сложный мир. Механика игры построена на правилах жизни и культурных особенностей ненцев. Простые смертные не могут путешествовать между мирами, только шаманы. Поэтому и в игре именно он выполняет задания. Например, шаману, как и в настоящей жизни, для перехода в другой мир нужна энергия. Для этого у нас есть специальные карточки с индикатором энергии. А ее саму нужно копить, чтобы хватило сил на переход.

Игра, которая помогает сохранять культуру

05:07 Средняя продолжительность игры составляет от 30 до 60 минут. Правила подробно расписаны и проиллюстрированы в инструкции. Кроме того, мы составили справочник, в которой собрана информация о мирах и персонажах.

Игра разработана максимально доступно для возраста от 8 лет и старше. Интересно будет играть вдвоем, а максимальное количество участников — пять.

Помимо общего поля, у каждого игрока есть своя «рабочая зона» — карточка, на которой игроки ведут счет энергии (Визуально напоминает шкалу жизни в компьютерных играх, — прим. авт.)

Мы понимаем, что это такая сакральная тема, но мы также понимаем необходимость говорить об этой культуре. Потому что, если мы будем об этом молчать, никто о ней и не узнает.

«Стратегическая» бродилка

09:02 Условно, да, это бродилка. Но именно в нашей игре определенная механика: нужно потратить энергию, чтобы пройти вперед. То есть по механике это уникальная игра. И следующее задание мы выбираем, когда мы возвращаемся в средний мир.

Недаром мы говорим, что просматривали литературу и общались с экспертами. Всю механику мы взяли из реальной жизни. И еще в этой игре нужно планировать. Поэтому это еще и стратегическая игра.

Образы шаманов позаимствовали в музее

13:33 В игре пять игроков — пять уникальных фигурок. У каждого свои атрибуты: бубны, колотушки. Их образы составлены по образу тех, что представлены в музее. Еще мы изучали иллюстрации, созданные художниками, к статьям.

«Шаманское» посвящение проведут библиотекари

15:05 Этот экземпляр, который вы видите, первый из пятисот. Их мы будем рассылать в общедоступные библиотеки округа и школы. И еще, конечно, будем ее продвигать. Например, на мероприятиях в Национальной библиотеке. Кроме того, будем ее популяризировать по всей России. Сыграть можно будет, допустим, в одной из библиотек в Санкт-Петербурге или в Екатеринбурге. То есть 100 экземпляров у нас точно разъедутся по регионам России. Сразу же говорю, что это абсолютно бесплатная история для участников проекта.

Проект реализован на грантовые деньги — один миллион шестьсот тысяч рублей. Все 500 экземпляров до конца 2023 года мы должны реализовать.

У игры появятся свои волонтеры

16:57 В проект входит не только печать, выпуск. Во-первых, мы будем обучать наших волонтеров, которые будут проводить турниры. И на них участники смогут выиграть настолку. Мы будем обучать наших коллег из других библиотек округа, они будут проводить свои турниры. В библиотеки поступит 160 экземпляров игры.

Еще будем проводить онлайн-викторины на знания культуры народов Севера. Победителям будем дарить игру. Мы предоставим много возможностей для участия в викторинах и получения этой настолки.

Новый проект — «Сказки дедушки Ивана»

19:06 Мы уже параллельно начинаем реализовывать другой проект. В этом году выиграли грант губернатора на создание сборника произведений основоположника ямальской литературы Ивана Григорьевича Истомина — «Сказки дедушки Ивана». Он будет напечатан на двух языках: русском и ненецком.

3

1