http://Top.Mail.Ru
Реабилитация в «Доверии»: кто на Ямале поможет вернуть подвижность тела и мозга | Север-Пресс

0

0

Как обучить новые клетки мозга утраченным навыкам, рассказала инструктор по ЛФК в ЯНАО

Читать «Север-Пресс» в

Людям с ограниченными возможностями здоровья помогают в центре социального обслуживания «Доверие» в Салехарде. Только инструкторы по ЛФК там принимают от 10 до 16 человек в течение дня. Среди пациентов как взрослые люди, например, после инсульта, так и младенцы. Как строится реабилитационная работа, можно ли обучить новые клетки мозга утерянным навыкам и почему ребенок обязательно должен ползать, в пресс-центре «Север-Пресса» рассказала инструктор по ЛФК отделения патологии речи Анастасия Владимирцева.

Содержание:

  • 00:22 Когда начинать реабилитацию: советы специалиста
  • 02:07 С какого возраста инструкторы берут маленьких пациентов на реабилитацию
  • 04:04 Как работает войта-терапия и кому она помогает
  • 05:46 Об отличиях в реабилитации взрослых и детей
  • 06:56 Почему каждый ребенок должен уметь ползать
  • 08:30 Ползает неправильно: кто и как поможет скорректировать важный этап развития ребенка
  • 10:20 Как инструктор работает с младенцами
  • 12:00 Домашнее задание для родителей во время реабилитации: чему научат инструкторы
  • 13:15 День инструктора: сколько уникальных занятий проводит специалист в центре
  • 14:20 Маленькие шаги: что влияет на продолжительность лечения
  • 16:46 Универсальные упражнения для мозга: советы инструктора по ЛФК

Когда начинать реабилитацию: советы специалиста

00:22 Проблем много, но если говорить о том, каких мы больше встречаем на своем пути, это будут заболевания опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системой. Вот этих категорий очень много в любом возрасте. Самый легкий способ попасть к нам — позвонить. Номера телефонов есть в любой соцсети, на официальном сайте центра «Доверие». Там проконсультируют, расскажут, какой пакет документов собрать. Направление врача — обязательно. Когда семья обратится в центр, скажут, какой именно врач нужен. Может, какой-то узкий специалист потребуется. Реабилитация — это восстановление чего-то. Что вас беспокоит? Должно быть что-то, над чем мы должны поработать.

С какого возраста инструкторы берут маленьких пациентов на реабилитацию

02:07 В моей практике самый ранний возраст — два месяца. Конкретный случай расскажу: во время родов случилось кровоизлияние в головной мозг. Специалисты, которые вели ребенка, порекомендовали начать реабилитацию как можно раньше. Далее все зависит от поражения: объемное оно или малозначительное, будет продолжительное время происходить или его купировали в моменте. Только исходя из общего анамнеза мы можем хоть какие-то прогнозы сделать. Если быстро купируют, тогда мы говорим, что сможем максимально быстро восстановить ребенка. Например, двухмесячный ребенок не может держать голову, сосать, то есть базовые рефлексы не сформированы. Если мы говорим о занятиях ЛФК, я таких беру на войта-терапию. Мы стимулируем головной мозг и вызываем то движение, которое нужно. Все: началась глотательная функция, ребенок начал хорошо сосать, крепко держать голову, меньше срыгивать стал. Вот, пожалуйста, результат.

Как работает войта-терапия и кому она помогает

04:04 Войта-терапия подразумевает стимуляцию головного мозга. Если вернемся к конкретному случаю: у ребенка поражение центральной нервной системы, было излияние в мозг, и эти клетки не восстановятся. Но благодаря стимуляции, которую мы осуществляем, можно здоровые клетки обучить нужному движению. По сути, он будет уметь то, что и мог до поражения. Это методика чешского ученого Вацлава Войта, который открыл два безусловных рефлекса — рефлекторные переворот и ползание. Например, не обучая маленького ребенка перевороту или ползанию, он почему-то освоит их сам. Зная, какие мышцы включаются в этот рефлекторный переворот, в какое время и в какую фазу, мы можем придать ребенку определенное положение, стимулировать определенные зоны, которые пойдут по нейронным сетям в головной мозг, и вызвать движение, которое нам нужно.

Об отличиях в реабилитации взрослых и детей

05:46 Возрастного порога нет, но чем раньше начнется стимуляция, тем меньше последствий. Если, например, мы возьмем взрослого человека после инсульта, начинайте максимально рано обучать клетки. Со взрослыми есть и плюсы, и минусы. Плюс в том, что он уже знает, что за движение нужно сделать, например, ходьба или отвод руки. Он это понимает и может управлять головой. Но минус в том, что пластичность головного мозга уже не та. Если брать возрастные ограничения, конечно, лучше начинать до трех лет. Но почему-то многие думают, что если не начали до трех лет, дальше методика не поможет. Поможет, просто эффект будет не такой быстрый, как нам бы хотелось.

Почему каждый ребенок должен уметь ползать

06:56 Закладка идет с самого начала. Например, ползание — самый первый элемент, где мы используем и руку, и ногу в передвижении. То есть он нам очень важен. И когда, например, мы проводим диагностики у детей, мы задаем вопрос, не пропускал ли он какого-то элемента в своем развитии. Если пропускал, мы понимаем, что где-то в головном мозге не совсем правильно сложились нейронные связи. Он не понимает, как это одной рукой и совсем другой ногой двигать, да еще и себя нужно удерживать. Это очень важный элемент и в диагностике, и в дальнейшем правильном формировании движения.

Ползает неправильно: кто и как поможет скорректировать важный этап развития ребенка

08:30 Когда ребенок передвигается как-то иначе, наверное, это первый звоночек. Обращать внимание на это, конечно, нужно. Потому что если ребенок подволакивает одну ногу, для нас это первый такой минус, можно сказать, что у него где-то неправильно работают мышцы. Тем более если мы говорим о детях, это прекрасные маленькие комочки, у которых можно быстро очень все решить. Элементарно поводить его на массаж или сделать правильную суставную гимнастику. Вы показали ему, какое движение должно быть правильно, как мышцы должны работать, и все — он освоил и пошел. Это если ребенок без патологии.

Как инструктор работает с младенцами

10:20 Если мы берем ребенка, у которого в принципе головушка светлая, он все понимает и откликается на тебя, нужно просто подобрать к нему ключик. Найти подход в виде игры, песенок, плясок так, чтобы у него было настроение выдать тебе максимальную амплитуду — показать все, что он умеет. Это твоя главная задача — найти настроение, чтобы он тебе доверял. Наверное, и мы, взрослые, если придем в незнакомое место, не будем делать сразу то, что нас попросят. С младенцами работа немного другая. Здесь тоже нужно понимать, что есть крик, который на грани, а есть такой, который показывает, что ребенок возмущается, что ему не совсем вообще-то тут приятно. То есть сделайте стимуляцию, отдайте потом маме. Мама обняла, ребенок понял, что здесь бояться нечего, здесь безопасно, и можно продолжать работу. Просто больше перерывы будут на успокоение.

Домашнее задание для родителей во время реабилитации: чему научат инструкторы

12:00 Специалист, который обучался этой методике, в дальнейшем обучает и самого родителя. Потому что родитель приходит с маленькой лялечкой, у которой только-только закладываются все движения. Например, когда мы делаем первые упражнения, я всегда родителей подзываю стоять рядом и смотреть, что я не просто где-то что-то нажала, а он продолжает кричать. Нет, в этот момент, например, всегда разворачивается-отворачивается рука. Или если мы сделали захват в районе лица, у него будут уходить уголки рта. Если не уходят, значит, мы что-то делаем не так. И вот на такие нюансы обращая внимание, родители понимают, правильно они это делают или нет. То есть даже когда поставили руки родителям, они знают, куда надо нажимать, что надо делать, с какой силой. Они всегда смотрят, правильно лисделали. Отклик от ребенка будет настолько явный, что мама поймет, делает она правильно или нет.

День инструктора: сколько уникальных занятий проводит специалист в центре

13:15 В центре «Доверие» у нас несколько специалистов по ЛФК. Но за счет того, что мы не можем так много охватить, как хотелось бы, запись большая к нам, конечно. Если по цифрам брать, мы можем в день принять 12–16 детей. Это еще зависит от того, индивидуально к тебе придет пациент заниматься или будет группа, если мы говорим о пожилых людях. Они ходят к нам группами.

Маленькие шаги: что влияет на продолжительность лечения

14:20 Надо понимать, что не каждый родитель имеет специализированное образование. У него нет этого объема знаний. Поэтому, конечно, мы проводим с родителями беседы. И мы, как специалисты, и заведующая заранее стараемся дать понимание родителю, когда все будет. Определенных сроков нет. Здесь будем смотреть, какое заболевание, на его тяжесть. Если это легкая степень, буквально через несколько занятий мы можем увидеть первые какие-то сдвиги. И обычно, по крайней мере про свои занятия скажу: если начинаю заниматься и вижу, что включились должные мышцы, я зову родителей. Говорю: «Качество движения изменилось. Сейчас придете домой — отследите, он так же будет ползать? Автоматизировалось оно у него, вошло в жизнь, в обращение с этой мышцей или нет?» И, конечно, хочется, чтобы родители видели наши результаты, но не всегда это появляется сразу. У кого-то будет минимальный результат, но многие понимают, насколько поражен организм у ребенка, какая болячка у него колоссальная. И вот эти маленькие шаги уже будут для него огромной работой.

Универсальные упражнения для мозга: советы инструктора по ЛФК

16:46 Из самых простых и безопасных упражнений для каждого — это утренняя гимнастика, которую мы знаем с садика, со школы. Она направлена на руки, ноги, туловище. Просто выполняйте ежедневно. Вот откуда будет хороший результат. Волшебной таблетки нет. Я думаю, развиваться никогда не поздно. И это, конечно, касается головного мозга. Понятно, когда люди устали или не хотят уже. В пожилом возрасте бывает, что с памятью туго стало. Или это будет, например, заболевание Альцгеймера. То есть хотя бы оставшиеся здоровыми клеточки учить оставаться на этом уровне. Если вы еще и повысите свой уровень знаний, вы себя сохраняете от каких-то других заболеваний головного мозга. Развивать мелкую моторику, а почему бы и нет? Почему мы вообще этим занимаемся — перебираем рис, мелкие предметы и так далее? Потому что на кончиках пальцев (ушах и стопах) есть очень много рецепторов. И это лишняя стимуляция головного мозга. То есть не пренебрегать тренировками в любом возрасте.

В ЯНАО методы и техники реабилитации ориентированы на запросы северян. Например, применяются экзоботы, капсулы и VR-технологии. Как улучшают качество жизни разные категории пациентов — в материале «Север-Пресса».

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0