0
0
Как пережить ОГЭ и ЕГЭ. Эксперты рассказали, как морально подготовиться к экзаменам и стоит ли рассчитывать на пересдачу
В ЯНАО почти 11 тысяч школьников сдадут ОГЭ и ЕГЭ в 2025 году
Для учеников девятых и одиннадцатых классов началась решающая пора. На этой неделе состоятся первые экзамены. Есть ли те, кто уже сдал их, много ли новшеств, как родителям поддержать экзаменующегося, стоит ли пересдавать и что делать, если результат ЕГЭ оказался хуже, чем планировали? Тему обсудили в пресс-центре «Север-Пресса» с директором регионального центра оценки качества образования Александром Ефимовым, психологом центра социального обслуживания населения «Доверие» Виталием Соболевичем и мамой ямальского трехсотбалльника Роберта Яшкина Региной Фахрутдиновой.
Содержание
- 01:20 В ЯНАО уже есть первый сдавший ЕГЭ
- 04:01 Про волнение, тревогу и родительское поведение перед экзаменами
- 08:14 Много ли новшеств в экзаменах?
- 14:19 Что нужно говорить ребенку, а чего не стоит?
- 19:03 Тяга к знаниям, триста баллов и спор с комиссией
- 26:18 Про онлайн-курсы и работу с детьми в школе-интернате
- 35:38 Про пробники, в чем их полезность?
- 39:08 Пробовать пересдавать ЕГЭ или нет?
- 41:28 Итоги ЕГЭ не порадовали, что дальше
В ЯНАО уже есть первый сдавший ЕГЭ
Александр Ефимов, директор регионального центра оценки качества образования:
01:20 Есть несколько знаковых дат в течение учебного года. Старт учебы — 1 сентября: практически каждый наш гражданин охвачен этим событием. И какие-то контрольные точки — День учителя, окончание первого полугодия. Но именно государственная итоговая аттестация для одиннадцатого класса (ЕГЭ) или девятого класса (ОГЭ), конечно, самая знаковая, важная и ответственная дата. При этом она ответственная как для ребят, так и для системы образования, потому что наша задача — качественно, удобно и комфортно для школьников провести все экзамены. В этом году через процедуру ЕГЭ пройдут более 3,2 тысячи ребят, свыше 7,5 тысячи буду сдавать основной государственный экзамен. Уже есть один ученик, который в досрочный период успешно сдал единый государственный экзамен, получил положительные отметки по математике, русскому языку и физике. Если говорить о дополнительном этапе сдачи экзаменов или пересдаче: я бы советовал сосредоточиться на том, что мы все успешно справимся в июне — в основной период.
Про волнение, тревогу и родительское поведение перед экзаменами
Виталий Соболевич, психолог центра социального обслуживания населения «Доверие»:
04:01 Тревога сама по себе — естественное состояние психики. Человек, когда сталкивается с чем-то значимым, естественно, испытывает волнение. А мы сталкиваемся не просто с экзаменом — это ступень в будущее, это жизненный путь ученика, ценностная составляющая его жизни. И когда мы говорим о волнении или о тревожности, мы имеем два факта. Крайний спектр — когда ребенок, который хорошо подготовлен или не очень, попустительски относится к экзамену, по принципу «сдам — не сдам, сложим руки и будем ждать, что будет». Это один из факторов, который говорит о тревожности. Другой фактор — когда ребенок хорошо подготовлен, очень много потратил времени, в него много вложено и учителями, и родителями. И он настолько сильно проявляет рвение в подготовке, что сдает организм, начинаются какие-то соматические расстройства, или они выстреливают уже на самом экзамене. Мы видим, что ребенок настолько увлечен экзаменом, что забывает о целесообразности, самосохранении, сбережении здоровья. И эти две крайние степени указывают на то, что ребенку нужна психологическая помощь, поддерживающая среда.
Регина Фахрутдинова, мама первого в ЯНАО трехсотбалльника Роберта Яшкина:
Волнение, конечно, у нас было. Я думаю, без этого никак. Хотелось, чтобы Роберт достойно показал свои знания, что 11 лет учебы прошли не зря. По сути, ЕГЭ — это контрольные за все учебные годы. Думаю, что сам Роберт волновался не так сильно. Шел на экзамен, как на обычную проверочную работу. И когда видишь, что ребенок настолько уверен и спокоен, волнение отступает. Когда привозила сына на ЕГЭ, видела, что некоторые родители чуть ли не крестят своего ребенка. Но нужно понимать, что они волнение передают ему. Не надо ничего бояться, уже все сделано, нужно спокойно отпустить ребенка на экзамен.
Много ли новшеств в экзаменах?
Александр Ефимов, директор регионального центра оценки качества образования:
08:14 ОГЭ — это процедура, через которую проходит любой подрастающий человек, это один из необходимых этапов взросления. Поэтому, учитывая массовость, она меньше подвержена каким-то изменениям, она менее динамична. Да, есть ребята, у которых ограниченные возможности здоровья, для них количество экзаменов сокращается. Большинство сдает русский язык, математику и еще два предмета по выбору. Ребята с ОВЗ сдают только русский язык и математику.
Если говорить о ОГЭ-2025: у нас сохраняется модель сдачи предметов в компьютерной форме по информатике. Это, кстати, самый популярный предмет по выбору. Он уже победил обществознание — каждый второй учащийся в регионе проходит через экзамен по информатике. Второй предмет в компьютерной форме — английский язык, где таким образом сдается устная часть. Но подчеркну, что принципиальных изменений в процедуре нет, а новшества в контрольно-измерительных материалах были известны заранее, и на уроках ребята с ними знакомились.
В ЕГЭ процедура гораздо более инвазивная. Она, конечно, в некотором смысле для ребят стрессовая. Единый государственный экзамен — это самая объективная оценочная процедура в Российской Федерации из массовых. Понятно, что обеспечение этой объективности сопряжено с неудобствами для ребят. Действительно, на ЕГЭ есть видеонаблюдение, рамки, через которые люди проходят, и визуальный осмотр. Для ребенка это стрессовая ситуация, и поэтому мы пытаемся ее смягчить. Во-первых, мы в этом году стараемся максимально привлечь родителей в роли общественных наблюдателей. Это императив Рособрнадзора. У нас ведь как часто бывало: на позиции общественного наблюдателя скорее выходили педагоги, люди, связанные со школой, чем родители. Установка Рособрнадзора в этом году была категоричной. Должны быть действительно представители родительского сообщества, чтобы они видели, как команда, проводящая экзамен, действует, что она заинтересована в том, чтобы ребята не переживали стресс. Кроме того, на каждом пункте проведения экзамена сейчас есть платформа обратной связи, через «Госуслуги» прямо на месте можно оставить комментарий, сообщить о каком-то нарушении, выразить какое-то мнение.
Среди новшеств, которые хотелось бы отметить, — изменения в ЕГЭ по информатике. В этом году в перечень стандартного программного обеспечения включено российское. Это важный для нас шаг, ведь ребята сдают информатику с использованием отечественного ПО. Надо сказать, чтобы этого добиться, была проведена очень серьезная работа. Мы проводили ревизию ПО, смотрели, чем ребята пользуются, была организована курсовая подготовка для педагогических работников. И сейчас мы постоянно взаимодействуем с профессиональным сообществом учителей информатики, стремимся сделать так, чтобы ни в коем случае этот переход не сказался на результатах учащихся. Ну и, наверное, ребята знают, что претерпевают изменения контрольно-измерительные материалы по литературе. Опять же, здесь шока быть не должно, потому что об этом учителя точно говорили заблаговременно. Здесь ничего нового у ребят не будет.
Что нужно говорить ребенку, а чего не стоит?
Виталий Соболевич, психолог центра социального обслуживания населения «Доверие»:
14:19 Родителям перед экзаменами нужно провести большую работу в первую очередь над собой, над своим волнением, потому что мы знаем, что оно передается. Если родитель действительно хочет успешной подготовки, успешного восприятия детьми действительности, он должен понять — нужно поверить в своего ребенка, а не в какую-то, скажем, структуру событий, в то, что кто-то поможет. Родитель может говорить ребенку такими категориями, как «Я в тебя верю», «Ты у меня хороший», «Я знаю тебя, у тебя все получится». А вот что-то вроде «Ты не волнуйся, все будет хорошо» лучше не использовать, ведь мы не можем знать, что будет там на экзамене, мы не предсказатели. Вот буквально ситуация: солнышко посветило в глаза и ослепило на какой-то момент. Это же события, которыми мы не можем управлять, а они могут повлиять. У меня есть блок занятий и видеолекций с родителями «Называйте вещи своими именами», это нужно уметь делать. Поэтому перед экзаменом говорим ребенку, что мы в него верим, что он хороший, что мы знаем — он сделает все возможное, что мы всегда с ним, — все это такая теплая поддержка. Надо обязательно следить, что ест ребенок, следить за режимом, показывать, что вы хотите помогать, но при этом не давить. Детям в это время очень важно, что мы просто находимся рядом, где-то сбоку, но не мешаем, не путаемся под ногами: где нужно — воду подадим или оставим одного. Важно и самому понять, что мы не проживем за ребенка жизнь, и дать понять ему, что это его выбор, его ценности и его жизнь. Таким образом у ребенка складывается понимание, что его не только поддерживают, но и не толкают. В случае падения ему помогут подняться, а то и подложат где-то перинку, если это возможно.
Тяга к знаниям, триста баллов и спор с комиссией
Регина Фахрутдинова, мама первого в ЯНАО трехсотбалльника Роберта Яшкина:
19:03 На самом деле, Роберт с детства тянулся к знаниям. Он у нас очень поздно заговорил, но в два года знал все буквы и цифры. Говорить начал примерно года в четыре и тут же начал бегло читать. Любил играть, но не в активные игры, как все дети, а в конструкторы, головоломки, в то, над чем можно было подумать. Потом он читал очень много энциклопедий, был большой интерес к знаниям. Даже когда пошел в первый класс, заявил: «Зачем вы меня вообще водили в садик, надо было в школу сразу отдавать».
Как говорил сам Роберт, к ЕГЭ особо готовиться не надо. Но 11-й класс у него был очень сложным: весь в разъездах, олимпиады шли одна за другой. Он вернулся домой в конце апреля, буквально месяц оставался до экзаменов. Не спорю, что его надо было заставлять решать пробники, но он не был нацелен на 100 баллов. Ему, на самом деле, результаты ЕГЭ для поступления уже не нужны были. Он — неоднократный победитель и призер олимпиад, и еще до того, как сдали экзамены, ему уже многие вузы пригласительные отправили.
Когда пришли результаты экзаменов: по трем предметам — 100, и один — обидные 97, думаю, тут у него началось волнение, даже обида. В ЕГЭ по русскому языку тестовая часть — все отлично, на 100 баллов. В сочинении сняли один первичный балл за речевую ошибку. Неоднократно проанализировав его сочинение с учителями, мы решили подать апелляцию. Самое сложное, когда мы шли в комиссию — а в ней было человек 10, не знали, за какую именно речевую ошибку был снят этот балл. Когда узнали, Роберт, наверное, час спорил с членами комиссии, почему нельзя использовать это слово. Точно не вспомню, но, по-моему, это была «чужая нравственность». И Роберт хотел знать, почему со словом «нравственность» нельзя использовать прилагательное, хотел услышать какое-то правило русского языка. Комиссия ответила, что нельзя и все. Потом Роберт им говорит, что это же слово использовал автор. А ему ответили: «Автору можно, но ты же не автор». Знаете, обида, конечно, осталась. Роберт — единственный на сегодня в ЯНАО неоднократный призер по русскому языку. Но неужели он не достоин и по русскому языку 100 баллов за ЕГЭ? Хочется обратиться к проверяющей комиссии, чтобы были немножко добрее, ведь они иногда решают судьбу детей.
А в целом секрет Роберта и нашей семьи прост — без желания самого ребенка, мне кажется, никогда ничего не добьешься. Роберт был, еще раз повторю, с детства нацелен на результат. Ему нравилось все новое, ему было интересно, а наша цель была — правильно направить и мотивировать его к этому успеху.
Про онлайн-курсы и работу с детьми в школе-интернате
Виталий Соболевич, психолог центра социального обслуживания населения «Доверие»:
26:18 Во время пандемии для сопровождения процесса подготовки к экзаменам созрела необходимость приобретения аппаратуры специально для того, чтобы создавать каналы связи и монтировать видеоролики, вести онлайн-консультации. Технологию мы успешно освоили и запустили в рамках образовательного процесса. Родители были очень довольны тем, что можно получать определенный видеоформат общения и живой лекционный материал. Есть вопрос и ответ, можно переслушивать столько раз, сколько необходимо. Форма закрепилась как опыт, который сохраняется и наслаивается друг на друга, возникла база для того, чтобы сопровождать и в той или иной ситуации помогать выпускникам подготовиться. Мы весь этот материал храним и успешно им делимся.
Кроме того, я три года проработал психологом в школе-интернате в селе Белоярск, живя практически под одной крышей с ребятами. Знаете, скажу, что есть опыт работы и в детских домах, и в разных учреждениях. Возникла необходимость «поносить» ту одежду, в которой ребята живут, чтобы почувствовать, что же все-таки представляет собой мир, где существует ребенок из коренных малочисленных народов Севера. Я вник в ситуацию, когда не хватает родителей, поддержки мамы, папы, но успешно создана среда. Интернат семейного типа называется так не зря: есть братья, сестры, которые живут в одной семье-группе и могут друг друга поддерживать. Но на период экзаменов или пересдачи все разъезжаются, ребенок остается один, начинаются настоящие сложности, психологический коллапс. И в такое время ребенок должен пребывать в доверительных отношениях с созданной средой, психологом, педагогами. Он должен осознавать, что взрослые хотят понимать его чувства, мысли, и тогда он раскрывается.
Знаете, когда наступает фрустрация, столкновение с непреодолимыми обстоятельствами, вспоминается одна притча. Некий мореплаватель подготовил обезьян, которые раскрывали паруса, и он доволен был тем, что у него это получилось. Но наступила буря, и сколько бы раз не было необходимости спустить паруса, обезьяны все время их распускали. В итоге корабль разбился, потому что дрессировщик не предвидел того, что будет плохая погода. Мы не дрессировщики и должны предвидеть, быть готовы к любым обстоятельствам, к тому, что может быть и несправедливость. Потому что есть всегда много мнений, и когда ты эти мнения учитываешь, принимаешь, то получаешь опыт. Я много раз занимался боевыми искусствами, тренировался и понимал, что сломанный нос или выбитый зуб — это может быть и неправильно, тем не менее ты понимаешь, что потом это в жизни, оказывается, пригождается. То есть принятие — это такая степень, которая делает наш дух сильнее, закаляет.
Про пробники, в чем их полезность?
Александр Ефимов, директор регионального центра оценки качества образования:
35:38 Для системы образования пробник — это прежде всего возможность обкатать процедурные моменты. Мы можем 50 раз задать пробники, но это ничего не даст, если мы не учимся. Это как с гриппом: сколько температуру не меряй, если не лечиться, болезнь не пройдет. В первую очередь надо учиться, но ребенок должен знакомиться с заданиями, с тем, как учителя будут эти задания оценивать. Важно, что, проходя через пробники, с этими процедурами и заданиями знакомятся учителя, команды, которые вовлечены в работу пунктов проведения экзаменов. Это очень сложная работа. К примеру, инструкция действий сотрудника, который вовлечен в государственную итоговую аттестацию на пункте проведения экзаменов занимает две страницы. И ответственные должны очень хорошо эту инструкцию проиграть, чтобы достоверно и безболезненно измерить реальную «температуру». Поэтому без пробников никак, но увлекаться ими не следует.
Пробовать пересдавать ЕГЭ или нет?
Александр Ефимов, директор регионального центра оценки качества образования:
39:08 Как педагог, я бы сказал, что нет, и своих учеников наводил на то, чтобы они не смущали себя возможностью пересдать предмет. Почему бы я так сказал? Потому что при повторной сдаче предыдущие результаты аннулируются. Если ты готовился, то, по сути, переброской кубика не решишь задачу по достижению определенного балла. Но, с другой стороны, по некоторым предметам, здесь я уже обращаюсь к опыту, мы в прошлом году увидели прирост среднего балла, однако по некоторым он вообще отсутствует. По английскому языку, например, пересдача не поменяла баллы даже на десятую долю. То есть неумолимая математика нам говорит, что пересдача английского ничего не дает. По некоторым предметам изменения есть. Я с осторожностью, наверное, скажу, что по химии, биологии и профильной математике прирост существует. Поэтому не как педагог, а как человек, находящийся внутри измерительных процедур, могу сказать, что в определенных случаях пересдача имеет смысл, если она осознанна. Но, как учитель, еще раз повторюсь: вдумчиво, хорошо учим предмет, сдаем и получаем заслуженный балл.
Итоги ЕГЭ не порадовали, что дальше
Александр Ефимов, директор регионального центра оценки качества образования:
41:28 Я не был на апелляционной комиссии по русскому языку, о которой рассказывала Регина Ринатовна, но, действительно, это важная история. Учащийся рассчитывал получить определенный балл, но не вышло. Это в некотором смысле такая травмирующая история. Но насколько важен этот балл? Мы понимаем, что результат получен, и что дальше с нашими планами? В вуз все-таки с этими баллами поступаем мы на трек, который себе выбрали, проходим? Если отвечаем на этот вопрос «да», то вообще неважно 95 или 97 баллов, это ни на что не повлияет, поэтому просто перестаем об этом думать. Если ответ отрицательный, тогда мы должны остановиться, отрефлексировать, подумать и решить, куда с этими балами можно поступить. Может, это не будет та самая романо-германская филология, но это все равно будет филологический факультет, просто немножко другой. Может быть, следует задуматься о системе среднего профессионального образования: на Ямале сильнейшая в стране система подготовки кадров для сервиса ТЭК. Ну, понятно, об этом мы в повседневности не думаем, но, может быть, есть смысл и туда обратить свое внимание. У нас ребята действительно в очень хороших условиях учатся и обретают высокооплачиваемую полезную специальность. Поэтому нужно обязательно держать в голове эту вилку, надо останавливаться и еще разочек смотреть на себя с высоты. Не нужно задумываться о разнице в баллах, если она все равно ни на что не повлияла.
Регина Фахрутдинова, мама первого в ЯНАО трехсотбалльника Роберта Яшкина:
Я всегда говорю: все, что ни делается, — все к лучшему. Значит, так должно быть. Надо принять это и выбирать другие пути. Это неизбежно, что сделано — то сделано.
Виталий Соболевич, психолог центра социального обслуживания населения «Доверие»:
Я хотя и не священнослужитель, чтобы учить людей смирению, но факт остается фактом — иногда нам приходится принимать свершившееся. Есть такой момент, как внешняя и внутренняя мотивация. Внешняя больше говорит об оценках или о какой-то внешней привлекательности для вуза, еще для кого-то. А есть внутренняя мотивация, которая может указывать на личную удовлетворенность собой как человеком. Успешный человек везде успешен, и он везде пробьется, какая бы несправедливость ни была. Как мне сказал один именитый боксер, который успешен везде, когда однажды упал: «Я успешен в том, что смог встать после падения». Встать после любого падения, быть личностью, готовой к разным эксцессам в жизни — это, наверное, главное достижение. Для меня, как для психолога, подготовить такую личность — первостепенная задача.
Ранее «Север-Пресс» сообщал, что ямальский школьник стал победителем Всероссийского конкурса чтецов «Поэтика». В нем участвовали 60 ребят со всей страны.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: