http://Top.Mail.Ru
Новый учебный год на Ямале: какие изменения ждут школы и колледжи региона | Север-Пресс

0

0

Как в ЯНАО меняется система образования и зачем тут «МЭШ»

Читать «Север-Пресс» в

Какие новшества ждут учащихся, родителей и педагогов в новом учебном году? Зачем в ЯНАО будут внедрять «Московскую электронную школу», смогли ли не поступившие в колледжи попасть в 10-е классы, что подразумевает матричная модель? Об этом и многом другом говорили в пресс-центре «Север-Пресса» с директором окружного департамента образования Зоей Чернышевой.

Содержание

  • 00:50 Рекорд по количеству стобалльников
  • 03:21 Интерес формировать раньше, а не в старших классах
  • 07:10 Готова ли школа к быстрой смене парадигмы?
  • 13:30 Матричная модель с 2026 года и опасения родителей
  • 22:48 Право выбора и смена профиля в последний момент
  • 28:48 Про лидеров и кадровый вопрос
  • 32:38 Про перестройку с вузами и бесшовность
  • 39:04 Количество школьников и спрос на колледжи
  • 44:04 Можно передумать и пойти в 10-й класс?
  • 49:23 Про «Московскую электронную школу»
  • 58:10 Про оценки за поведение
  • 01:01:46 Будет ли МАХ
  • 01:04:26 Про количество смен в школах
  • 01:11:18 Заключительный этап олимпиады по физике

Рекорд по количеству стобалльников

На Ямале в этом году рекордное количество выпускников сдали ЕГЭ на 100 баллов. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
На Ямале в этом году рекордное количество выпускников сдали ЕГЭ на 100 баллов. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

00:50 Действительно, это успех этого года. С одной стороны, это наша общая победа, с другой — это победа педагогов, родителей, безусловно, самих учеников, потому что 100 баллов на государственной итоговой аттестации — не только результат в плане знаний, но и умение сконцентрироваться. Очень часто бывает, когда ребенок получает 98−99 баллов, это всегда очень обидно. А почему так вышло? Где-то что-то не дописал, разволновался. Такие ситуации бывают, и как раз 100 баллов — это и максимальная концентрация ресурсов, в первую очередь, самого ребенка, и результат слаженной работы всех участников образовательного процесса.

Что касается предметов, по которым в этом году мы заметили колоссальный рост, то нас очень радует, что это предметы естественно-научного цикла. В этом году 10 стобалльных результатов по химии, такого в регионе не было никогда. И это действительно результат не одного года, это результат системной работы.

Нас не может не радовать, что все больше ребят на этапе старшей школы выбирают, во-первых, обучение именно в классах естественно-научного направления, где профильными предметами являются химия, биология. Во-вторых, технологические классы, в том числе ТЭК, где идет углубленное изучение физики, информатики, профильной математики. Этот рост виден, и мы понимаем, что идем в ногу со временем, мы действительно вместе со всей страной повышаем математическое образование, повышаем интерес ребят к естественно-научному образованию, в том числе к инженерным специальностям, вообще к техническому творчеству.

Интерес формировать раньше, а не в старших классах

03:21 Задача, которая стоит перед нами, перед системой образования Ямало-Ненецкого автономного округа заключается еще и в том, чтобы формировать интерес у ребят не в старших классах, а намного раньше. Накануне у нас состоялось традиционное мероприятие — августовский педагогический совет (или региональное совещание педагогов). Мы говорили с коллегами о том, что закладывать базу естественно-научного, математического образования, да и вообще начинать развивать интересы ребенка в той или иной области, надо даже не со средней школы, не с пятого класса, и не с седьмого, а раньше. Конечно, фундамент всего — это дошкольное образование, и у нас прекрасное материально-техническое обеспечение наших детских садов, у нас великолепное оснащение школ, колледжей.

Основной вызов, который стоит перед нами, перед системой образования Ямало-Ненецкого автономного округа, заключается в том, как мы сумеем сообща выстроить траекторию развития ребенка, от дошкольного детства до момента поступления — либо в ВУЗ, либо в колледж.

Сейчас у нас непростой момент, когда идут споры, например, между родителями, между даже педагогами о том, с какого возраста начинать предпрофильную подготовку. Чем раньше, тем лучше. Другое дело, что осознанный выбор, который сделает ребенок, произойдет к возрасту 13−14 лет, а это седьмой класс. Но не зря же в 14 лет выдают паспорт гражданина Российской Федерации. То есть это уже такая ответственность самого гражданина за свои действия, за свой выбор. А до этого мы должны создать все условия, чтобы ребенок попробовал максимальное количество различных областей, будь то естествознание, или гуманитарные направления. Тогда на выходе мы действительно можем сказать, что ребенок получит желаемый результат, потому что будь то стобалльный результат, высокобалльный результат, поступление на бюджетное место в желаемый ВУЗ или колледж на желаемое направление подготовки — это же ведь не сиюминутное решение, это труд, это как спорт высоких достижений.

К результатам на олимпиадах, если мы говорим в спорте, идут годами. Про образование можно сказать то же самое. Когда общаюсь с детьми, с педагогами, с родителями, но особенно с детьми, всегда говорю, что никогда не надо бояться пробовать, а потом, если ты понял, что не твое, ты разочаровался, — изменить выбор.

Дать возможность ребенку выбрать то, что ему нравится, а если не получается, если понял, что не его, максимально раньше изменить направление движения — это задача всей системы образования.

Готова ли школа к быстрой смене парадигмы?

07:10 Я бы не сказала, что она быстрая. Система образования — это достаточно консервативная сфера, формируется годами. Мы понимаем, что родоначальником классно-урочной системы, которая до сих пор действует, был еще Ян Амос Коменский. Если просто сверху спустить директивы и сказать: «Да будет так», наверное, так не будет, или это будет трактоваться на местах по-другому, или педагогические коллективы будут говорить «да», кивать, но отторгать все нововведения. Поэтому нам предстоит непростой в плане диалогов год, год обсуждений.

С конца 2024 года на уровне Российской Федерации идет обсуждение уникального документа — стратегии развития образования на перспективный период. В чем уникальность этого документа? В том, что впервые в истории нашей страны создателями этого документа, его разработчиками являются не чиновники от образования, не методисты, а все участники образовательного процесса, так как это записано в 273-м Федеральном законе об образовании. Это, естественно, педагогическое сообщество, это родители — законные представители детей, потому что мы понимаем, это полноправный участник образовательного процесса. На то, что происходит в образовании в целом и в каждой образовательной организации, влияет в том числе и мнение, и выбор родителей. Именно родитель выбирает, куда привезти своего ребенка. Особенно, если мы говорим про ситуацию с городами, где есть выбор, и родитель голосует ногами.

Также к разработке стратегии были привлечены ученики старших классов, студенты колледжей, плюс научное сообщество нашей страны, ведущие научные организации, система высшего образования, ведущие предприятия нашей страны. Почему это сделано? На текущий момент ситуация в целом такова, что на формирование стратегии образования, будь то в целом и, в частности, в каждом регионе, в каждом муниципалитете, в образовательной организации, оказывают влияние не только участники образовательного процесса, но и предприятия-партнеры. Мы понимаем влияние экономики на ситуацию, мы понимаем, что наши ученики — это будущие сотрудники тех самых предприятий. Например, формирование контрольных цифр приема в наши колледжи происходит исходя из запроса экономики, а он не сиюминутный, не на ближайшие два, три, четыре, даже пять лет, это десятилетия. Поэтому вызов времени побуждает нас меняться. Если школа останется закрытым консервативным институтом, ничего дальше не получится.

Мы с вами прекрасно понимаем, что все живем в эпоху интернета. Искусственный интеллект сейчас, как бы нам хотелось или не хотелось. с нами. Общая задача сделать таким образом, чтобы не он властвовал над нами, а мы его использовали как инструмент. Сейчас как раз очень ярко проявляется ситуация, которую, наверное, еще несколько десятилетий назад мы видели в фантастических фильмах. У нас есть, к примеру, умная колонка, с которой мы общаемся, она дает какие-то рекомендации, советы, поддерживает. Но все эти технологии не должны управлять нами, мы их должны грамотно использовать, в том числе оберегать детей, чтобы эти сервисы не подменяли человеческого общения, умения налаживать коммуникацию, делать правильный выбор, чтобы не искусственный интеллект подсказал подростку что-то, а педагог, родитель, сверстники.

Кроме того, мы видим мощный ресурс в межведомственном взаимодействии, на уровне региона разрабатывается и будет пилотироваться с этого учебного года такой продукт, как «Школа Ямолод» — это как раз коллаборация образования, молодежной политики, культуры, и мы понимаем, что и спорт с нами тут же, и социальная сфера с нами. Поэтому сейчас это уже не отдельная история только про образование, мы говорим, что только вместе, только в межведомственном взаимодействии мы достигнем того самого результата, которого от нас ждет страна.

Матричная модель с 2026 года и опасения родителей

Зоя Чернышева подчеркнула, что матричная модель дает больше возможностей для выбора. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
Зоя Чернышева подчеркнула, что матричная модель дает больше возможностей для выбора. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

13:30 Что касается матричной модели, мы даже сами не ожидали, что наша история, опять же родившаяся по результатам наблюдений за тем, что есть в системе образования Ямала, вызовет живое обсуждение в соцсетях. Поясню, почему она появилась.

Первое, мы посмотрели, что есть в системе образования Ямала: мы видели, что в начальной школе, что-то на уровне 8-го или 5-го класса какие-то профильные классы открываются, есть желание начинать раннее знакомство детей с той или иной областью на более углубленном уровне. Прекрасно, хорошие наработки, берем. Второе: мы видим, что школьники Ямала, студенты, даже дошкольники принимают активное участие в различных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, проектной деятельности. Все это собрали. Потом мы увидели, что воспитательная работа ведется, какие-то проекты есть. То есть все об одном и том же, но ситуативно, как лоскутное одеяло. И наша общая задача предстоящего учебного, когда мы собираем все вместе, выстроить по шести направлениям вертикали роста ребенка, его возможностей.

Мы показываем, что, например, начальные классы — это уровень, когда ребенок овладевает базовыми знаниями, по базовым предметам, но он уже должен иметь возможность попробовать разные направления через дополнительное образование. Ребенок-то приходит к нам из дошкольного детства, ему уже что-то нравится и основная задача начальной школы — подпитать этот интерес, а не убить. Дальше, ребенок переходит в пятый класс, это вообще потрясающий возраст. Это ранний пубертатный период, когда из школьника, который был под крылом учителя начальных классов, он постепенно превращается в подростка, у него меняется ведущий вид деятельности с учебной на общение со сверстниками. Вот тут в основном воспитательная работа как раз и нужна, плюс система проб через допобразование, через внеурочную деятельность.

Опять же, мы понимаем, что на этом этапе для нас главное, чтобы ребенок не ушел куда-то из школы, не ушел из системы образования, не потерялся. Чтобы он за эти два года уже укрепился в своем выборе: ему интересна физика, или ему интересна робототехника, информатика, или он гуманитарий, или он, например, увлекается историей, обществознанием, патриотическими какими-то идеями. Поэтому именно к концу шестого класса мы говорим о том, что даем возможность ребенку в первую очередь, семье, выбрать направление и поступить в предпрофильный класс, три года обучаться по предметам на уровне дополнительного углубления, без сокращения часов, то есть выходя за страницы учебника. Если это ребенку интересно, он попадает опять же в дополнительное образование, в воспитательную работу включаем модули, которые связаны так или иначе с интересующим направлением. За эти три года он может изменить выбор. Он проучился год, и, например, понял, что неинтересно, что ошибся, и у него есть возможность перейти в другой класс.

Дальше три года (с 7-го по 9-й классы) ребенок учится на углубленном уровне, изучает те или иные предметы, плюс занимается в кружках по этому направлению, логично, что он выберет в девятом классе для экзаменов не просто предметы, которые легко сдать, а что ему действительно интересно, в чем он понимает, в чем разбирается лучше всего. Для чего он учится, например, в предпрофильном естественно-научном классе, чтобы, наверное, либо пойти после 9-го класса в колледж на специальность, которая связана с этим направлением, либо пойти в 10-й класс в естественно-научный профиль, и там уже, обучаясь на углубленном уровне, изучать химию, биологию.

И здесь мы видели большие опасения у родителей, что неужели не будет общеобразовательных классов. Ну, конечно, будут, потому что мы не ограничиваем право, а мы даем возможность выбора. Вот в этом принципиальное отличие. И в чем основная фишка той самой матрицы? Мы каждое направление будем реализовывать совместно с ведущими вузами-партнерами, научными организациями, индустриальными партнерами. Так, например, в естественно-научном направлении наш партнер — ПАО «Сибур», предположим. Мы с ними разрабатываем совместно программы, программы дополнительного образования, планируем проводить тематические профильные смены. В частности, в Новом Уренгое, в Ноябрьске есть мощные учреждения дополнительного образования, которые как раз и станут неким оплотом для концентрации ребят, которым интересны те или иные направления. И ребята уже со школьной скамьи понимают не просто, куда можно пойти дальше учиться, будь то колледж, будь то вуз, но и самое главное, а куда дальше идти работать. Мы показываем, есть такие возможности целевого обучения, трудоустройства на партнерские предприятия. Согласитесь, это важно.

Модель, которую мы сейчас в течение года будем разрабатывать, обсуждать и с педагогическим сообществом, и с родителями, подразумевает такую систематизацию. Мы переходим от ситуативности к целостности. И, соответственно, для нас очень важно показать именно целостную картину, но при этом у каждого ребенка остается право выбора, у каждой семьи остается право выбора сменить курс, уйти и так далее.

Право выбора и смена профиля в последний момент

22:48 Я могу сказать, что такие ситуации есть, но знаете, здесь, наверное, мы с вами все вместе не доработали, потому что возникает вопрос, а с чем ребенок к концу 9-го класса подошел, как он поступал в 10-й класс. А самое главное, знаете, я здесь всегда думаю о том, что это же самые лучшие годы жизни ребенка. И когда ребенок, обучаясь, например, на технологическом профиле, много-много часов в неделю изучая физику, профильную математику, информатику на углубленном, уровне говорит в конце 11-го класса: «Слушайте, а я понял, я буду поступать в театральный», возникает вопрос, а до этого что было? Родители настояли? Чей был выбор? Или действительно ребенок? Если это ребенок, это здорово, что он настолько осознанный, что он понимает, что все, чем занимался, это не то, и он говорит наперекор всем, что пойдет в другое направление. Это супер, это хорошие истории, они правильные, они случаются. И здесь, безусловно, как раз необходимо умение в том числе и классного руководителя поймать эту историю. Когда мы говорим, что особенно в рамках крупной образовательной организации, мы видим всех детей, мы растим их, мы с детства их ведем, мы знаем семью, чем раньше мы начнем проявлять эмпатию каждому ребенку, каждому родителю, как бы это тяжело не было бы, это нас приведет к тому, что дети будут более осознанно делать выбор и не жалеть о нем.

Главное в любом случае — это кадры. «Кадры решают все», этот лозунг был придуман не просто так. Можно напридумывать все что угодно, разрабатывать модели, но реализовывать их на практике будут педагоги. И здесь еще одно направление, которое для нас является приоритетным, это работа с педагогами, это персонифицированная модель курсов повышения квалификации, это диагностики, в первую очередь предметных областей, насколько у нас педагоги знают свой предмет, потому что результат ребенка — это результат учителя.

Кому-то действительно мы будем подбирать курсы повышения квалификации от ведущих педагогических вузов, например, университета имени Герцена, многолетнего партнера Ямала. Кому-то, кто обладает экспертным уровнем преподавания предмета, кто в школьной программе гуру, курсы повышения квалификации от выдающихся высших учебных заведений, например, МФТИ, СПбГУ. Поэтому важно понять, какой запрос есть от педагогов, что конкретно не хватает каждому.

Заниматься разработкой этой матричной моделей, пакетных решений будет Региональный институт развития образования, а не каждая школа будет что-то сама прорабатывать. Это будет действительно разработанная история, которую мы даем, а ты бери, делай, но сначала надо все-таки обучить.

Про лидеров и кадровый вопрос

На Ямале растет интерес школьников к естественно-научному профилю. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»
На Ямале растет интерес школьников к естественно-научному профилю. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»

28:48 Что касается естественно-научного и математического образования, у нас по итогам этого года Ноябрьск стал победителем образовательной гонки. Это очень хорошее соревнование, но не про то, что давайте еще больше 100-балльников и так далее. Для нас очень важно, чтобы не только какая-то узкая группа учеников достигала результата. Мы сейчас говорим о массовом качественном образовании. Для нас важно, чтобы у нас сократилось количество ребят, которые не перешагивают порог, имеют трудности в обучении. Перевод троечника в хорошисты — это же колоссальные усилия: мотивировать ребенка, научить его, помочь ему повысить знания.

Для кадрового обеспечения на Ямале создана и действует беспрецедентная система мер поддержки педагогов, 17 различных выплат существует. Более того, с января 2025 года запущена программа «Учитель Ямала», которая направлена на то, чтобы выпускники ведущих вузов страны, лучшие выпускники приезжали к нам на Ямал и работали. В этом году было подано 1200 заявок, из них прошли отбор 68 претендентов. Среди этих ребят есть те, кто возвращается на Ямал. Они жили здесь, учились и после вуза возвращаются в свои города и поселки. И это очень хорошо, потому что мы видим, что ситуация не про то, что Ямал до 11-го класса, например, как-то готовит, а дальше все разъезжаются, отдачи никакой нет, а есть интерес, возвращаются кадры. Например, те же самые педагогические классы, которые сейчас пользуются спросом среди родителей, среди ребят. Каждый второй выпускник психолого-педагогического класса поступает в профильный педагогический вуз. Значит, есть интерес? Есть.

Мера поддержки для победителей программы «Учитель Ямала», если они приедут работать в сельскую местность, это выплата в 1,5 миллиона рублей, в город — миллион. По-моему, прекрасно. Для вчерашнего студента, выпускника вуза, который только делает первые шаги, такие подъемные, такая помощь!

Про перестройку с вузами и бесшовность

32:38 Это наша история с маркетингом, бесшовность. Это не значит, что наши ребята должны поступать только в вузы-партнеры региона. Это не значит, что мы ограничиваем выбор, мы очень детально знакомим с тем вузом, который в рамках профиля сотрудничает с нами. Кроме того, Ямал организовывает стажировки, возит в вузы, ребята знакомятся, педагогов тоже туда вывозим, чтобы они видели, какие есть возможности, какие есть перспективные направления.

Но здесь, наверное, еще очень важно, что у нас на выбор детей во многом все-таки оказывают влияние родители. Мы — родители живем категориями еще нашими, мы понимаем, воспринимаем будущие профессии, как мы учились, а когда ребята будут поступать в вузы, тем более через несколько лет выпускаться, трудоустраиваться, первое, на что мы должны четко делать акцент, — важен многофункциональный выпускник школы, СПО или вуза. Именно так он будет конкурентоспособным. То есть мы переходим глобально от моно к поливариативной подготовке. Вузы к этому готовы. Более того, я уже говорила, что в разработке стратегии образования принимают участие лучшие федеральные вузы.

Проблему разобщенности школы и вуза уже давно выявили. Из того, что уже сделано на уровне Российской Федерации, и школы тоже об этом знают, тоже беспрецедентная мера — школьная программа 10-го и 11-го класса полностью соотносится с контрольно-измерительными материалами государственной итоговой аттестации, обеспечен бесшовный формат с вузовской программой первого курса. Теперь уже не будет такого отрыва, когда в школе была одна математика, а приходим в вуз, преподаватель говорит, что забудьте все, чему вас учили, мы вас учим по-другому. Сейчас на уровне Российской Федерации, на уровне Минобрнауки и Министерства просвещения эта тема уже проработана и стоит на контроле.

Но здесь важно понимать, и это наша задача совместно с вузами, с нашими партнерами в рамках профориентации, в рамках матричной модели, что существуют профессии, о которых мы с вами даже и не догадывались, и не знали. Это профессии, которые на стыке, они междисциплинарные, поэтому требуют от будущих абитуриентов, от будущих выпускников вузов и колледжей междисциплинарности знаний. Ровно поэтому мы в колледжах начали и дальше будем продолжать давать студентам дополнительные квалификации. Чтобы у нас не просто выпускалась медицинская сестра, но она была с квалификацией «паллиативная помощь», что сейчас востребовано, плюс владела техниками массажа. Также мы понимаем, что сейчас очень востребована помощь в реабилитации. И к этому мы также будем готовить наших выпускников СПО.

Плюс, например, если встречаюсь с руководителями наших колледжей и говорю, как строить дом из пеноблоков, мальчика научит либо папа, либо он сам где-то овладеет этими знаниями, это не так сложно, наверное. А вот рассказать, что такое современные материалы, из чего состоят те или иные, применяемые в строительстве продукты, технологии, именно на уровне химического анализа, — это другое дело, это и есть междисциплинарность. Если ребенок поступает на строительные специальности, это не значит, что мы учим его только укладывать, например, пеноблоки, кирпичи, бетон лить и так далее, это уже в прошлом. Вызовы времени — другие, мы должны учить, почему, к примеру, в Арктической зоне, применяются именно такие материалы при строительстве, почему мы строим, предположим, в Салехарде на сваях, а в Ноябрьске ленточный фундамент используем, ребята должны это понимать, а это значит, это и физика, и химия, и биология, та самая междисциплинарность, которая сейчас требуется от нас. Поэтому будем в любом случае давать и допквалификации, и выстраивать работу с вузами, с партнерами в рамках СПО, потому что далеко не все ребята просто хотят уйти в профессию. Многие хотят далее получить высшее образование, и мы здесь должны показать, где они могут это сделать, в каких вузах.

Количество школьников и спрос на колледжи

На Ямале растет спрос на обучение в колледжах. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
На Ямале растет спрос на обучение в колледжах. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

39:04 Что касается школьников, у нас порядка 81 тысяч учеников в этом году сели за парты. Мне очень не нравится эта формулировка, мне больше нравится, что школьники включаются в образовательный процесс. Из них порядка восьми тысяч — это первоклассники. И это здорово, Ямал не снижает темпы, у нас не снизилось количество первоклассников, а даже немножко подросло. Каждый первоклассник традиционно получит «Арктическую азбуку», и в этом году четвертое издание посвящено юбилею трех наших городов. Это Салехард, Новый Уренгой, Ноябрьск.

Мы прогнозируем так же, как и в прошлом году, почти четыре тысячи выпускников одиннадцатых классов и чуть больше семи с половиной тысяч выпускников девятых классов.

Знаю, что постоянно задают вопросы, и в рамках «Честного маршрута» губернатора были, касающиеся увеличения количества мест в СПО после девятого класса. Этот год очень ярко показал, что у нас большинство выпускников девятых классов на Ямале хотят поступать в колледж. Это не ребята, которые, плохо учатся, а учащиеся, которые заканчивают 9-й класс с очень высоким баллом аттестата, которые имеют аттестаты с отличием. Это ребята, которые осознанно в 9-м классе выбирают для сдачи физику, химию, биологию, информатику, прекрасно сдают математику, и они хотят получить профессию. Почему? Чтобы стать самостоятельными, начать осознанную взрослую жизнь. Это тенденция, которая наблюдается в нашей стране в течение последних лет. Поэтому один из наших приоритетов на это год — совместно с департаментом экономики проработать вопрос о том, по каким направлениям подготовки и на сколько мы увеличиваем количество мест. Для нас важно не только удовлетворить запрос, но и определить, куда дальше будут трудоустраиваться ребята. В отличие от вуза в СПО — короткий цикл обучения, это три года, 3,5, года, например. И очень важно понимать, где ждут наших ребят, по каким отраслям. Очень хорошая тенденция отмечается последние два-три года: компании ТЭК в регионе заинтересованы именно в выпускниках наших колледжей.

Работодатели активно принимают участие в разработке программ, в проведении практики, в приеме демонстрационного экзамена. Растет количество целевых договоров между работодателями и студентами, что говорит о доверии к нашей системе среднего профессионального образования. Плюс хорошим достижением этого учебного года стало то, что мы вошли в проект «Профессионалитет» с новым кластером «Подготовка кадров ТЭК». Это то, что не получилось в 2024 году и получилось в 2025-м. Но теперь наша задача делать так, чтобы ребята учились с удовольствием, наши работодатели гордились тем, что к ним пришли наши выпускники и хотели их брать на работу, ну и, собственно, чтобы заработные платы были достойны наших выпускников.

Можно передумать и пойти в 10-й класс?

44:04 Безусловно, такая возможность есть, она закреплена на уровне и Конституции Российской Федерации, и 273-го Федерального закона об образовании. Ребята, которые не прошли по баллам в колледж, или передумали, вправе вернуться в десятый класс, в каждой образовательной организации такой универсальный класс создан.

Но здесь я всегда говорю: коллеги, поймите правильно, если ребенок хотел поступать, например, на ветеринарию, но немножко не прошел, если он в девятом классе сдавал по выбору биологию и химию, зачем ему универсальный класс — это же естественно-научный профиль. Пусть свою мечту, если от нее не откажется, воплотит в жизнь спустя два года. Поэтому не надо замыкаться на том, что, если не прошел в СПО — одна дорога в универсальный класс. Да нет же! Нет! Здесь надо смотреть точечно по каждому ребенку, потому что у нас колоссальный конкурс, например, на те же специальности ТЭК, проходной балл очень высокий. И это не значит, что все эти ребята пойдут в универсальный класс. Есть технологический профиль, где предусмотрено углубленное изучение физики, информатики, профильной математики. Поэтому школы призываем к тому, чтобы работать с каждым ребенком. И важно не потерять каждого.

Здесь вызов заключается еще в том, что ребенок 15−16 лет, говорит, что очень хочет в колледж, не хочет учиться в школе, перерос все эти домашние задания. И возвращаясь в школу, они не учатся нормально, потому что эмоционально взрослые, зрелые, они хотят работать, хотят получать рабочую квалификацию рабочую, и очень важно не потерять таких детей.

И второй момент. Мы с этого года, например, в Ямальском многопрофильном колледже, в Ноябрьском колледже меняем структуру программ первого курса. Как таковую практику для них вводить еще нельзя, но можно организовать знакомство с предприятиями по профилю, встречу с представителями предприятий, посещение предприятий. Мы эту деятельность начинаем с сентября. Почему это важно? Вы представьте ребенок, который хотел в колледж, приходит и опять его сажают за школьную парту, только непривычные учителя, но ведут предметы в привычной обстановке. И ребенок говорит, зачем мне это? Зачем мне опять те же самые школьные предметы с теми же самыми домашками какими-то, а где-то, к чему я стремился? Многие как раз уходят из СПО именно по этой причине в сентябре, в октябре. Потому что им становится неинтересно. Потому что-то само касание взрослой жизни для них какое-то отложенное свойство. Второй, третий курс. И ребенок не понимает, зачем ему опять это. Поэтому перестройка всех образовательных программ очень важна и практико-ориентированность сейчас выходит вперед.

Про «Московскую электронную школу»

Переход на «Московскую электронную школу» снизит бюрократическую нагрузку, избавит от необходимости запоминать много паролей и логинов. Фото: nampix/Shutterstock/Fotodom
Переход на «Московскую электронную школу» снизит бюрократическую нагрузку, избавит от необходимости запоминать много паролей и логинов. Фото: nampix/Shutterstock/Fotodom

49:23 Пилотирование «Московской электронной школы» происходило еще в 2024−2025 учебном году, причем успешное. В частности, в Салехарде, Новом Уренгое, еще ряде городов, порядка 10 тысяч пользователей пробовали возможности «Московской электронной школы». Сам технический переход мы предполагаем после осенних каникул, то есть со второй четверти. Почему именно ноябрь? Два с половиной месяца нам дадут возможность подготовить педагогов к новому интерфейсу, будем показывать родителям, детям. Что касается технической стороны вопроса, то каждые две недели будем проводить с муниципалитетами, со школами установочные мероприятия, чтобы выстроить ту самую дорожную карту плавного перехода. Конечно, мы понимаем, что поскольку это высокие технологии, то возможны сбои, но сбои возможны везде.

Большой плюс «Московской электронной школы» заключается в том, что, во-первых, вход будет авторизовываться через портал «Госуслуг». Было очень много комментариев, нареканий на то, что заставляют родителей различные логины, пароли сохранять, пересохранять. «Московская электронная школа» позволит синхронизировать ресурсы всех существующих платформ, в том числе и «Навигаторов детства», где дополнительное образование.

Плюс мы планируем синхронизировать «Московскую электронную школу» с «Морошкой». Как раз карта «Морошка» — это карта валидации, информация автоматически поступает сразу в электронный журнал-дневник, потому что педагоги жалуются, родители жалуются, что приходится какие-то QR-коды сканировать, еще что-то делать.

Кроме того, «Московская электронная школа» передает нам не только электронный журнал-дневник, не только портфолио ребенка или педагога. Это и модуль, связанный с олимпиадами, это модуль, связанный с диагностиками, это модуль, связанный с снижением бюрократической нагрузки. Это же очень важно, есть поручение президента снизить эту нагрузку на сотрудников школ, детских садов, учреждений образования в целом. «Московская электронная школа» позволяет настолько сформировать систему отчетов в электронном виде, что администрации школ уже не надо вручную собирать какие-то данные с педагогов, а педагогам что-то писать. Эта аналитика потрясающа тем, что современный заместитель директора по управлению качеством образования не перелопачивает тонну бумажных отчетов или журналов, работает с данными по классу, по параллели, по каждому ребенку, только нажав кнопку.

Я, как родитель, законный представитель, благодаря функционалу «Московской электронной школы», при желании могу установить пуш-уведомления на телефон, и мне присылают информацию, что ребенок вошел или вышел из школы. В дальнейшем мы планируем интеграцию системы дополнительного образования, в частности, учреждений культуры, спорта. Понятно, что на это требуется время, потому что это высокотехнологичное решение, но к этому придем обязательно.

Плюс, я родитель, вижу, что мой ребенок получил какие отметки, вижу результат своего ребенка, его прогрессию успехов или, наоборот, какой-то регресс, где-то надо подтянуться. Я как родитель могу пользоваться системой отчетности и анализировать успеваемость. При этом это закрытая информация для остальных, каждый видит только своего ребенка, ребенок видит только свои результаты.

Мы как окружная структура будем видеть данные по школам и не будем с них запрашивать какие-то дополнительные данные. Плюс мы также будем постепенно в течение года подключать модули дошкольного образования, то есть детские сады –для введения своеобразного электронного журнала-дневника. Это позволит не только вести учет посещений, но и анализировать, почему в одном дошкольном учреждении у одного воспитателя практически стопроцентная посещаемость, а у другого — 50%.

Поэтому «Московская электронная школа» — это не просто какой-то портал, куда заносится вся информация. Это мощная поддержка в плане аналитики, это очень грамотный инструментарий. Лейтмотив нашего разговора — это про целостность системы, про единое образовательное пространство. Это глобальная идея всей системы образования нашей страны. Каждая школа, каждый детский сад, каждое учреждение допобразования, каждый колледж вносят вклад в результаты каждого муниципалитета, каждый муниципалитет вносит вклад в результаты региона, регион вносит свой результат в систему образования страны в целом. То есть здесь очень важен каждый и с аналитикой мы должны уже работать на современном уровне. Понятно, что по мановению волшебной палочки все не выстроится как хочется, но мы будем постепенно добавлять те или иные модули. Поэтому «Московскую электронную школу» нужно рассматривать не как какое-то очередное препятствие, а как хороший, полезный, нужный и важный инструмент.

Про оценки за поведение

В части регионов в этом учебном году начнут ставить оценки за поведение.  Фото: Kekyalyaynen/Shutterstock/Fotodom
В части регионов в этом учебном году начнут ставить оценки за поведение. Фото: Kekyalyaynen/Shutterstock/Fotodom

58:10 Помните, как на протяжении многих лет говорили о том, что верните нам советскую систему образования. Сейчас уже никто не скрывает, а наоборот, об этом вслух говорят в положительном контексте, что ведь многое из того, что было в Советском Союзе было и привносится сейчас, с изменениями. К примеру, «Орлята России» — это как октябрята когда-то были, Российское движение детей и молодежи. Мы помним, что у нас были обязательные табели, где действительно прописывалось поведение, отметка — удовлетворительно, неудовлетворительно. Наверное, сейчас возникла необходимость вернуться к этому опыту, и в этом году он будет внедрен в пилотных регионах. Связано это с тем, что в школах происходит много происшествий с участием несовершеннолетних. Понятно, что школы работают совместно с органами МВД, Росгвардии, прокуратурой, с силовыми структурами, психологами, социальными педагогами. Вроде всех много, они делают правильные вещи: вовлекают ребят в волонтерство, в Российское движение детей и молодежи, а все равно происходят происшествия. И отметка за поведение вводится как некий сдерживающий фактор, за который в том числе отвечают родители. Вопрос, как она будет на уровне региона вводиться. Удовлетворительно-неудовлетворительно — один из вариантов. Или именно неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично. Никто не говорит о том, что в аттестате отметка будет, но это тоже ответственность родителей. Родители видят, что не только, например, ребенок как-то учится и результаты имеет, но и значимость правильного поведения, норм поведения.

Мы пока не пилотируем этот проект, наша задача в течение этого года совместно с педагогическим сообществом, с родительским сообществом выбрать один из вариантов, как будет выглядеть оценка за поведение.

Будет ли МАХ

01:01:46 МАХ будет у всех. Более того, я, например, уже установила себе это приложение. На самом деле очень удобное, потому что Сферум, кстати говоря, интегрировался полностью в МАХ. Сферум с весны 2022 года было действительно подспорьем, которое дало возможность вести коммуникации, онлайн-занятия, онлайн-встречи, став аналогом Zoom и подобных сервисов, к которым нас быстро приучил коронавирус.

МАХ — это мессенджер, который обладает всеми функциями, в том числе не только переписка, но и трансляция, это возможность проведения встреч, возможность проведения занятий. Причем он действительно «летает», как принято у нас говорить в плане обеспеченности интернетом. Проблем с отправкой сообщений я лично не испытываю. И мы все дружно будем плавно будем переходить в МАХ. Если мы говорим про систему образования, то начиная с середины сентября. Сейчас как раз первые регионы туда активно заходят.

Бояться МАХ точно не стоит, это не какая-то очередная головная боль. Просто нам с вами, взрослым, надо принимать как должное, что появляются усовершенствованные сервисы, облегчающие нашу жизнь. Наши дети принимают их намного быстрее, а мы все-таки очень консервативные, неповоротливые зачастую.

Про количество смен в школах

01:04:26 Смотрите, третьей смены на Ямале нет. Вторые есть, но это всего лишь 20% образовательных организаций. В основном это все-таки первая смена. И сейчас благодаря тому, что в городах уже построены или строятся крупные здания образовательных организаций, как, например, буквально недавно в рамках «Честного маршрута» губернатор открывал школу на 800 мест в Губкинском, к следующему сентябрю планируем открыть школу на 1275 мест в Салехарде, будет возможность разгрузить ту самую вторую смену. Потому что в новых зданиях или в зданиях, выходящих после капитальных ремонтов, реноваций, предусмотрена система трансформации помещений, использования помещений, перевод, как мы говорим, бесполезной площади в полезную площади. То есть не просто рекреация какая-то, а оборудуем ее таким образом, что она может использоваться в том числе как лекционный зал. Хочешь, на перемене сиди, пожалуйста, места оборудованы, подушечки и тому подобное есть, общайся со сверстниками. Но при этом мы понимаем, что можем занять площадь в образовательном процессе, потому что установлена система мультимедиа, установлены кресла с откидными пюпитрами или, например, лекционная мебель.

Я к тому, что сам подход к формированию образовательной среды, особенно школ, меняется. Более того, на уровне региона разработан стандарт оснащения образовательных организаций. И как раз все это способствует тому, чтобы максимально грамотно научить школы использовать полезные площади.

СанПиНом вторая смена не запрещена, но, конечно, всем хочется первую. Кстати, я могу так сказать, что езжу достаточно много по региону, общаюсь со школами, с родителями, с педагогами и так далее. Я человек, который всю жизнь учился в первую смену, работала всю жизнь только в первую смену. Когда есть вторая смена, я понимаю, что в пять часов вечера изучать физику сложновато, или писать контрольную работу по математике. Но есть нормы, что первый, пятый, девятый, 11-й класс и классы коррекционно-развивающего обучения — исключительно первая смена. Все остальные, может быть, вариант второй.

По мановению волшебной палочки, сделать только первые смены везде, конечно, сразу не получится. Но именно грамотное распределение ресурсов школы, грамотные подходы к комплектованию классов помогут загрузить первую смену максимально. Но другое дело, система дополнительного образования и спорт. Общаюсь с коллегами и у них возникает вопрос о том, что им делать тогда в первой половине дня. Поверьте мне, вы займетесь той же работой, более того, есть понятие сетевого договора взаимодействия, и, например, не отдельные группы детей, а целыми классами можно выходить и заниматься в учреждении спорта, или, например, ИЗО, музыка будут в учреждениях культуры. Мы эту практику сейчас будем активно распространять на Ямале, именно для того, чтобы максимальное количество детей не только обучалось по тем или иным программам, но и было охвачено именно спортом и культурой. Это тоже задача, которую мы совместно с коллегами решаем.

Одно из нововведений этого года на Ямале для школ, детских садов, колледжей, в целом для системы образования — сетка селекторных совещаний по направлениям. Разработана циклограмма, есть совещания для руководителей, а есть совещания для заместителей по воспитательной работе, по содержанию образования, по управлению качественным образованием, по финансово-экономической деятельности. И в рамках этих совещаний наша основная задача научить, в том числе, если есть проблема, найти выход, найти решение.

Заключительный этап олимпиады по физике

01:11:18 Подтверждаю информацию, что округ подал заявку на рассмотрение участия региона в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Именно как региона, который будет у себя проводить физику. Почему физика? Ну, во-первых, нам очень интересно. Химию мы уже проводили в прошлом году, причем на высочайшем уровне, что было отмечено, в том числе на уровне Российской Федерации. До этого у нас был заключительный этап по истории. Поэтому мы поняли, что справимся, а физика — это предмет, который является приоритетным в рамках единого перспективного плана развития математического и естественно-научного образования. Нам самим, как региону, интересен опыт проведения, потому что это возможность дополнительно пообщаться с экспертами, найти партнеров, выстроить надежные связи с вузами, с предприятиями.

Плюс, это возможность у себя на Ямале создать то самое сообщество единомышленников, педагогов, учителей физики, тренеров олимпиадных. Потому что благодаря, например, тому, что Ямал проводил историю, мы приросли контактами в плане преподавания для развития олимпиадного движения. Химия дала колоссальный мотивационный толчок к тому, чтобы мы переосмыслили взаимодействие, например, с такими вузами, как МГУ, химфак МГУ, МФТИ, ну и так далее. Поэтому ждем с нетерпением, когда в ноябре мы получим результат. Шансы есть, потому что эксперты знают, что Ямал — это надежный партнер.

Начало нового учебного года на Ямале показало высокий спрос на преподавателей. Дефицитным педагогам-предметникам готовы платить более 100 тысяч рублей. Конкурс на ставку учителя — 14 резюме на место, вакансий — почти 200.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0