0
0
Как заработать на личном бренде. Эксперты рассказали, почему дизайнерам готовы платить большие деньги
Дизайнеров в Салехарде прокачали профессионалы из Москвы
В России не хватает дизайнеров-профессионалов. При этом далеко не все из них могут быть востребованы и получать интересные заказы. Почему работа представителей этой сферы стоит дорого? Хватит ли для обучения платных курсов и какими они должны быть? Какая проблема существует в сфере высшего образования? Об этом говорили с экспертами профильного лектория, прошедшего в Салехарде на площадке арт-резиденции «Полярис».
Содержание
- 00:54 Как появилась идея сотрудничества с ямальской арт-резиденцией
- 02:47 Какова цель лектория?
- 04:46 Про аудиторию интенсива
- 05:51 Впечатления о Ямале
- 07:18 Про личный бренд и счастливого профессионала
- 11:24 Про творческие натуры и помощь сообщества
- 13:54 А как же одиночество творца?
- 16:37 Можно ли сразу успешно стартовать?
- 17:47 Краткосрочные курсы или высшее образование?
- 20:28 Какие курсы хорошие
- 25:21 Как часто должны обновляться курсы?
- 28:43 Сколько должны длиться курсы?
- 30:20 Про айдентику и региональную идентичность
- 36:09 Почему дизайнерам платят много?
- 40:52 Характер, образование, насмотренность?
- 48:09 Про большие конкурсы и нехватку специалистов
- 1:02:35 Заменит ли профессионала искусственный интеллект
Как появилась идея сотрудничества с ямальской арт-резиденцией
Константин Лобанов, бренд-директор Dprofile и Wemakefab:
00:54 В сообществе Dprofile мы развиваем комьюнити, помогаем людям знакомиться друг с другом, получать профессиональные знания. Мы ездим по регионам, и коллеги из арт-резиденции «Полярис» пригласили нас в Салехард провести лекторий в сфере дизайна и диджитал-арта. Почему мы сделали упор на региональную идентичность? Потому что, я считаю, не нужно забывать о том, что все регионы разные, везде есть своя специфика, аутентичность, культура, философия, глубина, и очень важно их подсвечивать. Везде есть свои фишки, поэтому мы за то, чтобы и местные ребята, и гости обращали внимание на локальные особенности и их выделяли.
Для нас это первый опыт работы на Ямале. За четыре дня мы успели пообщаться и с коллегами, и с молодежью, и с представителями других сфер, даже с нефтяниками, познакомиться с местной культурой.
Какова цель лектория?
Константин Лобанов, бренд-директор Dprofile и Wemakefab:
02:47 Интенсив — это не про какие-то узкие навыки, это в целом про коммуникацию. Наша задача — показать ребятам из регионов, что есть коллеги, которые вас могут поддержать, которые могут приехать из столицы, поделиться опытом. У нас максимально искренняя коммуникация, всегда честно отвечаем на вопросы, не скрываем никаких нюансов по поводу зарплат, условий, как работается в столичных студиях, агентствах и так далее. Наша задача — сделать такую интегральную экосистему, где специалисты разного уровня будут чувствовать себя комфортно, будут ощущать себя частью комьюнити. Моя задача — чтобы местные специалисты получили объемный заряд энергии и знания, которые помогут развиваться всесторонне: как формировать личный бренд, продвигаться в карьере, зарабатывать больше денег, работать на удаленке, в офисе, на фрилансе. В общем, чтобы получилась такая большая инъекция знаний со стороны.
Про аудиторию интенсива
Константин Лобанов, бренд-директор Dprofile и Wemakefab:
04:46 В основном это были начинающие специалисты, школьники, взрослые люди, которые уже работают, соответственно, вопросы от всех разные. Школьники интересовались, что дальше делать в жизни, какую профессию выбрать, куда поступать и так далее. Молодых специалистов интересует, конечно, карьера: как больше заработать, где больше заработать. Тут мы рассказываем о том, что необязательно куда-то уезжать из своего региона, потому что возможности есть и дома. Нужно просто развивать определенные навыки, чтобы реализоваться в рамках местной специфики, местных компаний. Ну а взрослым специалистам просто интересно пообщаться с новыми людьми, узнать, как живут коллеги в других городах, что мы увидели в регионах.
Впечатления о Ямале
Константин Лобанов, бренд-директор Dprofile и Wemakefab:
05:51 Впечатление удивительное: видимо, знали, как нас удивить. В первый день отвезли на экскурсию в чум — в локацию, где есть местная культура, показаны национальные одежды. Важно, что нам рассказали про местную культуру, обычаи. Потому что когда ты живешь в большом городе, забываешь, что есть совершенно разные культуры. Это полезно нам даже с точки зрения понимания, как выстраивать свою работу с местной аудиторией и как общаться с коллегами уже из других городов. То есть мы можем этот опыт масштабировать на другие сферы и на всю нашу работу.
Про личный бренд и счастливого профессионала
Константин Лобанов, бренд-директор Dprofile и Wemakefab:
07:18 Личный бренд, если коротко, — это пиар самого себя, то есть вы должны сделать что-то, чтобы о вас узнали и захотели с вами работать, захотели вам отдать деньги, желательно побольше и поскорее. Поэтому мы учим специалистов сделать так, чтобы работодатель и заказчик хотели работать именно с этим специалистом. Для этого есть несколько инструментов: текст, видео, нетворкинг, публичные выступления. Мы постоянно рассказываем о том, как во всех этих инструментах развиваться. Как сделать так, чтобы не просто прийти в офис, грубо говоря, и сделать свою работу, пойти домой. А чтобы сделать еще что-то дополнительное, чтобы о тебе узнало внешнее сообщество. Тогда к специалистам, к дизайнерам в том числе, начинают обращаться заказчики из других регионов и люди становятся более благополучными, более востребованными. Они начинают понимать, что ты не только работу работаешь, а можешь делать много разных вещей, которые тебя развивают и как личность, и как профессионала.
Почему это важно? Потому что это, на мой взгляд, тренд на ближайшее время. Еще 10 лет точно будет востребовано, когда люди работают не с компаниями, а с другими людьми. Поэтому я рекомендую дизайнерам, креативным специалистам подумать о том, чтобы рассказывать о себе именно как о человеке из индустрии, а не только как о дизайнере.
Личный бренд позволяет не потеряться, потому что настоящие специалисты в целом все на хорошем уровне, одинаковые — все вовремя выполняют заказы и так далее. Мы должны создавать какую-то собственную аутентичность, которая идет из нашей личности. Допустим, я более спокойный, рассудительный, системный, а кто-то более креативный, ему нравятся яркие эмоции. Кто-то просто супермолчаливый — он принял работу, прислал результат и все. И в этом и есть особенность работы Human to Human, когда ты выбираешь тех, с кем тебе максимально комфортно сотрудничать, то есть не только по какой-то рабочей задаче, но и в рамках коммуникации. Я считаю: если вы приходите в состояние, когда работаете только с теми, кто нравится, вы становитесь счастливым человеком.
Про творческие натуры и помощь сообщества
Светлана Шашлова, куратор направлений в Институте бизнеса и дизайна:
11:24 На мой взгляд, дизайнеры — очень тонкие натуры, творческие. Я дизайнер, сама прошла этот путь. И на лекции ребятам говорю, что если есть возможность сократить для них тернистый путь становления классного дизайнера, я просто должна это сделать. Смысл был в том, чтобы молодые специалисты могли вливаться в сообщество, поддерживать друг друга, когда у них ничего буквально еще нет или они уже чего-то добились. Это такая небольшая памятка, как функционировать, как жить, быть частью сообщества. Поэтому мы рассказываем про наше сообщество, про то, как в нем существовать.
На самом деле, креативная сфера очень доброжелательная, теплая и поддерживающая. За четыре года работы дизайнером я не сталкивалась с агрессией. Более того, я вижу, как студенты в Институте бизнеса и дизайна друг друга поддерживают, никаких конфликтов не случается — все, наоборот, стремятся работать в команде, и это очень здорово.
А как же одиночество творца?
Светлана Шашлова, куратор направлений в Институте бизнеса и дизайна:
13:54 На самом деле, каждый предпочитает работать в своем ритме. Но все сталкиваются с трудностями и всем нужна поддержка. Каждый сталкивается с тем, что не знает, как обращаться с заказчиком, особенно в начале своего карьерного пути. У каждого бывает, что он уже выполнил 150 проектов и не знает, хочет ли дальше работать с такими проектами. И тут тоже подключается сообщество и говорит: давай подумаем об этом. Каждый получает, на мой взгляд, ровно тот процент поддержки, который он хочет.
Можно ли сразу успешно стартовать?
Светлана Шашлова, куратор направлений в Институте бизнеса и дизайна:
16:37 Что мы называем успешным заказом? Если, например, молодой специалист, условно, только на втором курсе, но он талантлив, не стесняется показывать свою работу, наслаждается ею, его непременно заметят. А есть ребята, которые годами учатся, десятилетиями, смотрят много курсов, получают высшее образование, но они не горят, им это особо не нужно, и, конечно, тут вероятность попасть на какой-то очень крутой заказ или в классную фирму гораздо ниже.
Краткосрочные курсы или высшее образование?
Светлана Шашлова, куратор направлений в Институте бизнеса и дизайна:
17:47 Курсы нужны, но есть «но». Я как представитель института, представитель высшего образования могу сказать, что бакалавриат — это основа базы. Студенты учатся не просто использовать Photoshop и работать в SIGMA или Illustrator. Они учатся работать в команде, изучают дисциплины, которые помогают им формироваться разносторонними личностями. Потому что дизайнер с узким кругом мышления далеко, скорее всего, не уйдет. Я считаю, если человек, особенно 17–18-летний специалист, действительно хочет этим заниматься, начинать нужно всегда с бакалавриата, то есть с высшего образования.
Если у вас уже есть база, вы взрослый человек и хотите заниматься дизайном, на мой взгляд, очень хорошо подходят какие-нибудь курсы. Но нужно понимать, что курсы — это тоже не таблетка от всего, не таблетка от незнания дизайна: они требуют очень много самостоятельной работы. Курсы — здорово как дополнительное образование или при смене профессии, если у вас уже неплохая база, но обязательно нужно становиться частью сообщества, потому что без этого успеха не получится.
Какие курсы хорошие?
Константин Лобанов, бренд-директор Dprofile и Wemakefab:
20:28 Курсов действительно много. Их больше трехсот, наверное. Из них хороших около двадцати. Что такое хороший курс? Это где ты получаешь действительно полезные, актуальные знания, где преподаватели имеют базу и учат тебя не просто двигать картинку, а понимать, зачем ты двигаешь эту картинку. После хороших курсов ты можешь найти работу — и это не просто работа где-нибудь в копицентре, это работа именно дизайнером.
Поэтому хороших курсов мало, но хорошо, что других курсов в достатке, потому что это конкуренция. Если бы не было конкуренции, специалисты, которые могут делать хороший контент, продукт, расслабились бы. А из-за того, что на рынке очень много всего, талантливые ребята растут сильно быстрее, делают курсы актуальными, и это в том числе развивает высшее образование. Так что наличие любых курсов — это развитие индустрии в целом. Мы на Dprofile создали специальный раздел, который называется «Образование». Там все курсы, которые мы проверяем: смотрим программу, знакомимся лично. Поэтому если у вас есть задача найти хороший курс, приходите в этот раздел — часть работы по выбору уже за вас сделали эксперты, которые в этом разбираются.
Захар День, куратор направлений в Высшей школе экономики:
Дизайн — это прикладная сфера, то есть мы должны учиться работать головой и руками. Конечно, все в компьютере, но нужно знания и умения перерабатывать в практику. Это как в спортзале. Можно сколько угодно смотреть на подтянутых людей, на тренеров, но если ничего не делать, ничего и не будет. И хорошие курсы — те, где вами занимаются. Если вы покупаете просто записанное видео — это не очень хороший курс. Покупать курсы, где преподаются программы, — тоже не лучшая идея, потому что программы быстро меняются, материал устаревает. Нужно изучать именно дизайн и лучше всего — с куратором: не только с просмотром материалов, но и с заданиями, обратной связью и рекомендациями.
Константин Лобанов, бренд-директор Dprofile и Wemakefab:
Куратором должен быть не вчерашний студент, которому заплатили 500 рублей. Это должен быть эксперт, реально человек с большим опытом, который видит твои ошибки и понимает, как с педагогической точки зрения тебе помочь. Потому что бывают курсы, когда учат бывшие студенты, которые только получили сертификат и уже кураторы.
Как часто должны обновляться курсы?
Захар День, куратор направлений в Высшей школе экономики:
25:21 Есть мнение, что в сильно цифровизированных индустриях устаревание происходит за один год. Если прошло 2−3 года — это уже совсем устаревшая информация. Опять же, это не касается методологий, они так часто не меняются. Но какую-либо программу не стоит изучать на курсах, лучше смотреть свежие видео стримеров, обзорщиков, которые рассказывают об ее актуальном состоянии.
Константин Лобанов, бренд-директор Dprofile и Wemakefab:
Нужно еще обращать внимание на стоимость. Хорошее образование стоит дорого. Я об этом всегда говорю, пишу. Поэтому когда мы сравниваем, допустим, ВУЗ с каким-то дешевым курсом, разница в цене колоссальная. Но когда мы возьмем хороший курс с менторством, кураторством и с актуальными дополнительными уроками, тогда цена сопоставима. Поэтому если вдруг есть соблазн пойти просто на курс и проигнорировать высшее образование, нужно еще сто раз подумать.
Сколько должны длиться курсы?
Захар День, куратор направлений в Высшей школе экономики:
28:43 Есть курс для тех, кто начинает, допустим, чтобы понять, что это за профессия. Тогда он может быть коротким. Курс для того, чтобы хорошо прокачать какие-то навыки, должен быть от полугода. Бывают интенсивы — они могут длиться месяц или два, может быть вообще одно занятие, одна встреча. Это определенный формат, когда в очень сжатой форме человек получает концентрированные знания, и он предполагает дальнейшую самостоятельную проработку. Ну и самые длительные вещи — это бакалаврские программы, 4 года, но это очень эффективное время, чтобы получить современное релевантное образование.
Про айдентику и региональную идентичность
Аня Любимская, менеджер по развитию Dprofile:
30:20 Айдентика — это определенный набор каких-то символов, характеристик, шрифтов. Это все, что касается визуального образа для какой-то территории. Но важно понимать, что айдентика — это часть большого процесса, который называется брендинг. В него входят различные мероприятия и составляющие, которые формируют наиболее полноценный образ как для местных жителей, так и для туристов.
Работа с айдентикой и с брендингом в целом требует большого исследовательского пути. Необходимо много узнать об истории города, о каких-то особенностях орнаментов, о локальных особенностях (ландшафт, природные явления), о людях, которые здесь когда-то жили, и все это может лечь в какой-то визуальный код. Что именно это будет, как узнать, что же конкретно подчеркнуть? Можно провести опросы, обратиться к жителям и узнать у них, что они чувствуют, когда думают о родном городе, какой ассоциативный ряд возникает.
Но очень важно корректно и уместно использовать символы, которые существуют с давних времен, работать в связке с экспертами, которые могут подсказать, что конкретно они значат, как их правильно размещать, какие цвета использовать и как. То есть не брать просто как узоры, а всегда наделять их какими-то смыслами, чтобы это было уместно.
Почему дизайнерам платят много?
Захар День, куратор направлений в Высшей школе экономики:
36:09 Дизайнеры, во-первых, бывают разные, и стоимость работ тоже разная. Я больше специализируюсь на цифровом дизайне, а у нас в индустрии не хватает опытных кадров. И плюс еще известный для всех нас факт, что люди уезжали и уезжают за границу. Задача современных отечественных IT-компаний – а это банки или мобильный телеком — заполучить классных специалистов. Эти компании конкурируют между собой. И специалист может выбирать: за большие деньги делать скучную работу или пойти в место, где будет больше творчества, но за меньшую зарплату. Дефицит кадров огромный, я смотрел какой-то круглый стол «Яндекса» — не хватает миллиона человек в индустрии.
Характер, образование, насмотренность?
Захар День, куратор направлений в Высшей школе экономики:
40:52 В цифровом дизайне очень важна системность. Все, наверное, понимают, что программисты делают что-то сложное и, возможно, нудное. Но им это нравится, просто не всем такая работа подходит.
Цифровой дизайнер должен понимать, как все устроено в программистской среде, должен уметь свою работу похожим образом структурировать, на долгое время фокусироваться, держать в голове большое количество компонентов. А для этого всего требуется усидчивость.
Аня Любимская, менеджер по развитию Dprofile:
Должна быть высокая степень эмпатии, потому что дизайн — это про взаимодействие с людьми, и эти люди не всегда нам нравятся. Соответственно, нужно находить подход и к себе, переходить из эмоциональной плоскости в плоскость профессиональной коммуникации.
Чтобы быть хорошим дизайнером, нужно иметь большую гибкость, жадность до знаний, уметь быть и менеджером, и маркетологом, и психологом, и аналитиком.
Сильный специалист может закрыть много разных задач. Но нужно помнить и про креативность. Это смелость не останавливаться на одном каком-то решении, смелость продолжать искать.
Светлана Шашлова, куратор направлений в Институте бизнеса и дизайна:
На мой взгляд, очень важно уметь наводить порядок: в смысле, в изображении. Человеку, который не способен структурировать, отбрасывать лишнее и выделять важное, скорее всего, будет тяжело заниматься дизайном. Потому что приходит заказчик — у него 100 миллионов идей, 200 вариантов, но хочется одну картинку. И тут приходится думать, что здесь лишнее, что здесь важное. И в итоге с 10, условно, страниц требований и идей мы выдаем одну маленькую картинку, квадратненькую, и человек в восторге, потому что мы смогли понять, что ему нужно.
Захар День, куратор направлений в Высшей школе экономики:
Что такое насмотренность? Это знание истории искусств, истории дизайна, культуры страны, региона, местности, народов. Далее необходима насмотренность на современный дизайн, потому что можно с помощью современных каких-то способов обновить старый визуальный код. В цифровом дизайне тоже важна насмотренность — есть стили, сайты, приложения. Но есть еще и аналитика, где выигрывает вариант, который показывает лучшие метрики. Насмотренность, если глобально взять, — это просто большое количество опыта, и в каждой сфере он немножко разный.
Про большие конкурсы и нехватку специалистов
Захар День, куратор направлений в Высшей школе экономики:
48:09 Пропускная способность университета — это сотни человек в одной сфере дизайна, ну и пара тысяч человек в год — тройка тысяч, если на все сферы дизайна поделить. Это в разы меньше потребностей, иголка в стоге сена. Поэтому некоторые люди учатся сами, поэтому популярны курсы, поскольку не каждый может себе позволить поехать учиться в Москву и платить 800 тысяч в год. Кроме того, конкурс на бюджет в вуз — приблизительно 22 человека на одно место, очень высокая конкуренция. Если взять группу студентов, в которой 24 человека, из них только двое — бюджетники, все остальные учатся платно. Думаю, что, так или иначе, будущее за онлайн-образованием. Университеты должны трансформироваться, чтобы иметь возможность увеличивать свою пропускную способность, потому что иначе это сделает коммерческий сектор.
Константин Лобанов, бренд-директор Dprofile и Wemakefab:
Я могу дополнить, как эксперт из Института бизнеса и дизайна. У нас институт поменьше, он такой бутиковый. И суть в том, что в нем преподают эксперты высокого уровня, с прикладным опытом, и у них тоже есть свои требования к образовательному процессу. Они хотят работать с талантливыми, замотивированными студентами. Соответственно, даже если мы представим, что пропускная способность вуза расширилась, все равно такой эксперт не сможет качественно дать знания огромному количеству студентов. А экспертов, которые готовы преподавать, мало, потому что это специфическая нагрузка. И когда мы ищем новых преподавателей, я этим занимаюсь сейчас, получаем обратную связь, что это как бы интересно, но есть требования, есть определенные ожидания по условиям. Нет достаточного количества специалистов, которые готовы эту инфраструктуру качественно поддерживать. Конечно, сделать какое-то маломальское образование можно, но сами вузы этого не хотят. И это правильно.
Захар День, куратор направлений в Высшей школе экономики:
Несколько лет назад мы в школе дизайна открыли профильную магистратуру для того, чтобы готовить первых дипломированных преподавателей дизайна. Потому что все, кто преподает сегодня в дизайне, не учились быть педагогами.
Заменит ли профессионала искусственный интеллект
Константин Лобанов, бренд-директор Dprofile и Wemakefab:
1:02:35 Это самый частый вопрос на всех мероприятиях, на которых я бываю. Сейчас эксперты приходят к тому, что нейросеть — это инструмент, то есть заменять она никого не будет, «Терминатор 3» у нас не произойдет в ближайшее время. Поэтому просто нужно в этом разбираться, узнавать что-то новенькое. Это уже неотъемлемая часть индустрии, ею уже практически все пользуются, уже у многих корпораций в вакансии написано, что необходим опыт использования ИИ. Поэтому, если вы еще не используете, рекомендую начать. Если вам страшно, вы не понимаете, как это все работает, можем успокоить: у вас есть еще время догнать этот поезд, последний вагон еще далеко, во второй можно заскочить.
Я сам еще редактор, пишу тексты, статьи, и часто меня спрашивают о том, что искусственный интеллект заменит всех пишущих людей. Но, по сути, он никого из моих сотрудников и близко даже заменить не может. Важно и нужно самому что-то делать, потому что иначе просто деградируешь. Я периодически замечаю специалистов, которые любые переписки через чат GPT генерируют и уже не могут объемно среагировать на какие-то тезисы. В первую очередь начинают думать, какой промпт сделать, чтобы ответ получить. Если человек привык, что за него думают, это страшно, потому что очень важно в любой индустрии, особенно в креативной, уметь формулировать мысли, уметь реагировать на какие-то вызовы, потому что нейронка — это продукт переработки того, что уже придумали, это миллионы ответов других людей, иного там ничего нет.
Захар День, куратор направлений в Высшей школе экономики:
Искусственный интеллект сегодня не заменяет нас как людей, но он освобождает нас от рутины. Если человек развивается в какой-то области, у него будет больше возможностей для этого, поскольку рутина будет дешевле выполняться с помощью ИИ. Но есть другая сторона: например, программистам, на мой взгляд, вредно использовать нейросети, потому что люди перестают быть программистами. То есть они уже не понимают, как устроены эти системы, они просто занимаются перебором вариантов, которые им предлагает нейросеть. По итогу просто перестают пользоваться тем, что можно залезть внутрь программы, понять, как она работает, и уже под нее писать дополнения. Это потенциально может ухудшить рынок кадров.
Ранее «Север-Пресс» сообщал, что каждый второй житель ЯНАО мечтает о четырехдневной рабочей неделе.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: