http://Top.Mail.Ru
Каждый урок должен удивлять. Лучшие учителя Ямала раскрыли секрет профессионального успеха | Север-Пресс

0

0

Каждый урок должен удивлять. Лучшие учителя Ямала раскрыли секрет профессионального успеха

Победители конкурса «Учитель года Ямала» рассказали, как провести урок на «5»

Читать «Север-Пресс» в

Можно ли было избежать дуэли между Ленским и Онегиным? Что делать, если ученик не в теме или уверен, что предмет ему не пригодится? Какие подходы нашли к школьникам победители окружного конкурса профмастерства «Учитель года Ямала»? Об этом узнали в пресс-центре «Север-Пресса».

Содержание

  • 00:25 Осознание приходит перед новым конкурсом
  • 01:31 Готовых тем не было, но календарный план учитывался
  • 03:08 Как заинтересовали современных детей «Онегиным»
  • 03:56 Робот помог со сложным модулем
  • 04:59 Словом заманить труднее
  • 06:49 Если ученик не отвечает
  • 09:45 Про ГДЗ, нейросеть и другие помощники
  • 13:26 Как изменились дети?
  • 17:13 Предмет не нужен, учить не буду, не пригодится

Осознание приходит перед новым конкурсом

Анастасия Соловникова, инструктор по физической культуре, победитель окружного конкурса «Воспитатель года Ямала-2025», Тарко-Сале:

00:25 До меня еще не дошло, что я стала победителем. Осознание приходит постепенно, нахожусь, так сказать, в стадии принятия. Знаете, когда начала готовить конспекты к конкурсным испытаниям районного конкурса, только тогда я осознала, что я среди участников. Возможно, и здесь придет понимание, когда начну готовиться к всероссийскому конкурсу. Конечно, все поздравляют, все очень рады, но я пока еще не поняла, что победила.

Готовых тем не было, но календарный план учитывался

Руслан Мамакин рассказал, как выбирал тему для конкурсного урока и какую интригу приготовил для учеников. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»
Руслан Мамакин рассказал, как выбирал тему для конкурсного урока и какую интригу приготовил для учеников. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»

Руслан Мамакин, учитель русского языка и литературы, победитель окружного конкурса «Учитель года Ямала-2025», Новый Уренгой:

01:31 Для учителей сложность была в том, что нам не выдавали готовую тему, нужно было определить ее самим, исходя из своих предпочтений, но в пределах календарно-тематического плана. У меня это легло на возрастную категорию девятых классов, следовательно, попался роман «Евгений Онегин». Я как раз по программе со своими девятиклассниками его проходил и нужно было уже из системы уроков выбрать какое-то одно зерно, которое стоило бы показать.

Таковым зерном для меня стала тема дружбы, потому что для девятиклассников, я считаю, очень важны личностные результаты, которые мы воспитываем в процессе урока, умение взаимодействовать, коммуницировать и вообще духовно и нравственно расти. Поэтому акцент в тематике урока делался в первую очередь на разбор таких понятий, как баланс, конфликт, взаимоотношения, коммуникация между людьми, и самое важное — каким образом можно избежать конфликта или, если он уже неминуем, то каким образом можно его решить мирно. В целом было очень сложно выбрать из целого ряда близких для меня тем только одну, которую стоило бы показать на региональном уровне всем.

Как заинтересовали современных детей «Онегиным»

Руслан Мамакин, учитель русского языка и литературы, победитель окружного конкурса «Учитель года Ямала-2025», Новый Уренгой:

03:08 В начале урока была интрига, я решил связать тему с региональным проектом «Восточный вектор», а именно мой заглавный слайд содержал в себе элемент инь-янь, потому что Онегин и Ленский — это тоже своего рода противоположности, и баланс их отношений был для нас основополагающим. Это основа, та самая канва, на которой урок основывался. Дети сначала с недоверием, с опаской смотрели, к чему вообще этот слайд. Но когда окунулись в концепцию урока, им все стало ясно. Моей целью и было эту интригу создать, потому что каждодневный урок должен удивлять. Не только научить, а удивить, чем-то мотивировать знания.

Робот помог со сложным модулем

Михаил Балацкий, учитель информатики, победитель окружного конкурса «Учитель года Ямала-2025», Салехард:

03:56 Так оказалось, что во всех классах — в седьмом, восьмом, девятом — в это время идет программирование. Модуль программирования по информатике — самый сложный. По нему дать конкурсный урок очень трудно, потому что такой неяркий. Вводятся очень сложные информационные единицы, детям трудно их усваивать, поэтому акцент больше делается на отработку. В итоге я взял седьмой класс, там тоже было программирование, но программирование исполнителя — это такой маленький робот, который перемещается по полю, детям нравится. На самом деле хотелось больше со старшими поработать, но там глубокое программирование, и это было на конкурсе неприменимо.

Словом заманить труднее

Руслан Мамакин, учитель русского языка и литературы, победитель окружного конкурса «Учитель года Ямала-2025», Новый Уренгой:

04:59 Я уже неоднократно сравнивал литературу и русский язык с информатикой, потому что у меня друг в Новом Уренгое тоже информатик. Я даже с какой-то с долей зависти говорю: слушайте, у вас что-то собирается, мигает, летает. А словом детей нынче очень сложно заманить, в особенности классической литературой. Поэтому спасает нестандартная постановка задач, творческие задания. И на конкурсном уроке я старался сделать акцент на том, чтобы концепцию произведения немного перевернуть. По содержанию «Евгения Онегина» друзья были дуэлянтами, между ними возник конфликт, который привел к фатальным последствиям. По сути, мы переписывали пушкинское произведение, чтобы сделать все-таки хэппи-энд, чтобы примирить друзей, чтобы самим научиться дружить. Поэтому неформальная, нестандартная подача вкупе с творческими заданиями, я думаю, не панацея, конечно же, но это один из рычагов, инструментов, которые помогают мотивировать ребенка.

Если ученик не отвечает

Михаил Балацкий считает важным, чтобы ребенок понимал, что на уроке ему дают возможность выразить свои мысли. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»
Михаил Балацкий считает важным, чтобы ребенок понимал, что на уроке ему дают возможность выразить свои мысли. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»

Михаил Балацкий, учитель информатики, победитель окружного конкурса «Учитель года Ямала-2025», Салехард:

06:49 Мне кажется, обычная ситуация для любого урока, когда ребенок не отвечает. И есть много способов либо разговорить, либо дать возможность высказаться другим, а потом вернуться к нему, для того чтобы он тоже включился в деятельность. На конкурсном уроке тоже такое было пару раз, когда я ребенку задавал вопрос, он пожимал плечами. Но я выкрутился нормально, зашел с другой стороны, и он заговорил. Вот что важно! Учитель для того и есть в классе, чтобы реагировать на такие ситуации, создавать дружественную атмосферу и давать возможность высказываться. Даже если у ребенка не получается, то нужно создавать ситуацию для какой-то похвалы, чтобы он чувствовал, что здесь ему дают возможность выразить свои мысли. Необязательно отвечать правильно, главное, чтобы он научился говорить, потому что мы должны развивать в детях в том числе коммуникацию.

Руслан Мамакин, учитель русского языка и литературы, победитель окружного конкурса «Учитель года Ямала-2025», Новый Уренгой:

Целенаправленно к ситуации, когда ученик не отвечает, не готовился, но такое бывает в обыденной работе. Знаете, хотелось бы вопрос проблемный, может быть, даже риторический задать: «Если ребенок все знает и не ошибается, зачем ему нужна школа?» Школа — это то место, куда ребенок приходит ошибаться, к этому нужно отнестись с пониманием. И самое важное донести, что фатальность ошибки переоценена. Сейчас, к сожалению, многие родители сильно реагируют на ошибки, на оценки ребенка. Пусть он получил двойку — но это даже не оценка, это скорее индикация того, что он где-то недоработал, и все! Это не страшно, потому что легко исправляется. Даже если ребенок чего-то не знает, самое главное – дать ему понять, что за это с ним ничего не случится, ничего не произойдет, такое бывает, это нормально, это исправимо.

Про ГДЗ, нейросеть и других помощников

Руслан Мамакин, учитель русского языка и литературы, победитель окружного конкурса «Учитель года Ямала-2025», Новый Уренгой:

09:45 Я ни в коем случае не противник всего нового, наоборот, я очень сильно люблю технологии. Но не стоит недооценивать работу человека, потому что иначе вспоминается советский мультик «Вовка в Тридевятом царстве». Помните фразу: «А вы и есть за меня будете?» Конечно же, какие-то естественные человеческие действия машина выполнять не должна, иначе получится, что и дышать вместо нас будут, и пищу принимать вместо нас. Я как раз хотел бы разделить пищу духовную и пищу физическую. Ведь мозг тоже нужно тренировать, его нужно подкармливать, выполнять умственную деятельность вместо человека машина не должна. Иначе будет происходить процесс деградации и мы не сможем воспитать ребенка лучше, не сможем раскрыть его потенциал. Поэтому нужно научить детей фильтровать информацию, жить в безопасном информационном поле, дружить с искусственным интеллектом, но не заменять им естественный интеллект.

Михаил Балацкий, учитель информатики, победитель окружного конкурса «Учитель года Ямала-2025», Салехард:

Это реалии, и мы должны к этому относиться как к тому, что есть, мы не можем этому противостоять, мы можем только перенаправить, и тут роль учителя немножечко меняется. Допустим, вы говорили про то, что с помощью ГДЗ и с помощью искусственного интеллекта ребята выполняют домашнюю работу, но здесь появляется тоже творческая ниточка, за которую можно потянуть. Надо придумать такие задания, когда дети будут использовать искусственный интеллект, но он будет помощником. Допустим, я практиковал такую вещь: у меня есть очень простые, базовые задачи по программированию: давал задание каждому придумать пять задач с использованием искусственного интеллекта. Но самое интересное в том, что мы потом решали эти задачи на занятиях. То есть искусственный интеллект не решил за них проблему, он просто помог в быстром временном отрезке, а задачи дети решали сами.

Руслан Мамакин, учитель русского языка и литературы, победитель окружного конкурса «Учитель года Ямала-2025», Новый Уренгой:

Подглядывать в ГДЗ не надо. Дети очень часто спрашивают, а зачем нам логарифмы на математике в школе изучать, мы же и так сможем зарплату посчитать или в магазине расплатиться. Все, на самом деле, очень просто. В первую очередь мы учимся для того, чтобы нейронные связи развивать и просто становиться лучше, умнее, это один из процессов саморазвития. Как мышцы растут в человеческом теле и должны получать нагрузку, так и мозг, чтобы он стал сильнее и лучше, тоже должен получить какую-то нагрузку. Поэтому у нас есть четкое ранжирование материала по классам. Почему, например, синтаксис не изучается в начальной школе в большом объеме, а только в старших классах? Потому что не готова еще система в голове у ребенка воспринять сложную информацию, которая будет ему дана. Поэтому подглядывать нельзя, лучше развивать в себе те же грамматические навыки и вообще лучше все делать самостоятельно.

Как изменились дети?

Руслан Мамакин, учитель русского языка и литературы, победитель окружного конкурса «Учитель года Ямала-2025», Новый Уренгой:

13:26 Знаете, чем больше за детьми наблюдаю, тем больше себя вспоминаю. Мне кажется, они не изменились. Дети как были детьми, так ими и остались. Время просто другое, окружение другое, возможности иные. В силу того, что сейчас есть возможность быстро получать информацию, они, возможно, обладают более оперативными навыками, чем мы. Нам нужно объемно, развернуто говорить, им надо быстрее и короче. Поэтому в эмоциональном плане, я думаю, что дети как были детьми, так и остались, они как любили играть, так и любят по сей день играть, они как были ранимы в подростковом возрасте, так они ранимы и сейчас в подростковом возрасте. Разве что акцент я бы сделал на нервной системе, а именно что сейчас у детей очень-очень сильное воздействие гаджетов, потому что они даже спать ложатся с телефоном в руках. Все мы знаем рекомендации врачей, что надо за несколько часов до сна исключать гаджеты и вообще то, что может раздражать нервную систему, для того чтобы отдыхать лучше, чтобы спать более качественно. Конечно, сейчас более сильное воздействие на нервную систему, а отсюда может быть эмоциональная нестабильность, а в основном это все те же дети.

Михаил Балацкий, учитель информатики, победитель окружного конкурса «Учитель года Ямала-2025», Салехард:

В любом случае детки как были детками, так они и остаются. Очень сильно изменяются среда и общественный запрос. Мы же в школе работаем, постоянно слышим о том, что меняются навыки, которые становятся современными, которые требуются сейчас на рынке труда, меняется среда. Но в любом случае треугольник «родитель — ребенок — школа», мне кажется, всегда будет оставаться, просто немножечко меняется вектор. Допустим, сейчас семья вносит огромный вклад, ее роль становится больше. Руслан говорит о том, что дети используют гаджеты очень часто и много, это влияет на нервную систему. И вот здесь, наверное, очень важно родителям сделать так, чтобы ребенок воспринимал это устройство как определенный инструмент, а не как место, куда ты уходишь с головой и пропадаешь все свое время. Поэтому меняется время, меняется обстановка, но дети как были детьми, так и остаются.

Анастасия Соловникова считает, что нынешние дети более инициативные. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»
Анастасия Соловникова считает, что нынешние дети более инициативные. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»

Анастасия Соловникова, инструктор по физической культуре, победитель окружного конкурса «Воспитатель года Ямала-2025», Тарко-Сале:

Мне кажется, дети стали более раскрепощенными. Они не боятся высказывать свое мнение, не боятся каких-то ошибок. И сейчас же по ФОПу (Федеральная образовательная программа — Прим. ред.) в детях нужно развивать инициативность. И они как раз такие, они ничего не боятся и пробуют новое. Это очень здорово, потому что таким образом ребята вырастут и не будут бояться пробовать себя в конкурсах, мероприятиях, может быть, им будет проще выбирать профессию.

Предмет не нужен, учить не буду, не пригодится

Руслан Мамакин, учитель русского языка и литературы, победитель окружного конкурса «Учитель года Ямала-2025», Новый Уренгой:

17:13 На самом деле сейчас введены очень хорошие инициативы от государства. Например, это курс внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты», то есть профориентация, что способствует профилактике подобных высказываний. Ребенок уже изначально будет обладать мотивацией, зачем это нужно, для чего он будет изучать те или иные циклы, как это поможет найти свое место в жизни.

Я всегда стараюсь показать ребенку прикладную сторону знания. Зачем нужны запятые технарю? Потому что от неправильно поставленной запятой смысл может меняться. Все в таком случае приводят пример «казнить нельзя», но надо знать, что там не запятые, а двоеточие и тире, потому что это бессоюзное сложное предложение.

Хотелось бы добавить, что любая наука — это некая система знаний, которая показывает наше мироощущение. Видеть мир через призму гуманитарного цикла — это нормально. И видеть этот мир через призму технического цикла — это тоже нормально. Все профессии важны, все профессии нужны, но ребенок пока еще не знает, что его ждет, и заниматься гаданием, наверное, я бы никому не рекомендовал. Не попробовав, ты не знаешь, насколько тебе это будет нравиться. И хотелось бы, вспомнить Татьяну Владимировну Черниговскую, которая сказала однажды в интервью, что ко всему нужно готовиться обязательно со школы, потому что мы не знаем наши дальнейшие пути, не знаем, куда кривая нас заведет. В школе нужно овладевать и техническими, и гуманитарными, и естественно-научными циклами, чтобы потом уже смог определиться в жизни и найти свое место, которое действительно будет устраивать.

Ранее ямальский департамент образования рассказал об изменениях в зарплате бюджетников.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0