0
0
Кинофестиваль «Светоч». В Салехарде школьники написали сценарий, спродюсировали и сняли фильм
В ЯНАО подростков объединили в съемочную группу для создания короткометражки
Салехардские школьники почувствовали себя в роли создателей кинофильма. Благодаря наставникам подростки освоили весь процесс создания кино и представили премьеру на суд зрителей. Погрузиться в процесс помогли организаторы кинофестиваля «Светоч». Итоги обсудили в пресс-центре «Север-Пресса» с руководителем арт-резиденции «Полярис» Алевтиной Норенберг и руководителем киношколы им. МакГаффина Дарьей Гладышевой.
Содержание
- 00:28 От отбора до питчинга и съемок
- 03:59 Снимать помогал весь город
- 06:22 Актер или оператор? А может, режиссер?
- 08:19 Про комедии и самые популярные истории
- 11:00 Про территорию творчества и взаимовыручку
- 12:39 Передумавших не было
- 15:05 Как учите? Порежу, а потом поймешь?
- 17:03 А можно учиться дальше и какие планы на фестиваль?
От отбора до питчинга и съемок
Алевтина Норенберг, руководитель арт-резиденции «Полярис»:
00:28 Кинофестиваль «Светоч» — это возможность для ребят из Салехарда полностью погрузиться в киноиндустрию и попробовать все профессии, связанные с ней. Возможно, прощупав свои компетенции, создав что-то творческое, они в будущем увидят себя в этой сфере. В течение короткого, но интенсивного обучения они не только знакомились с теорией, но и снимали фильм.
Дарья Гладышева, руководитель киношколы им. МакГаффина (Москва):
Ребята после отбора и небольшого конкурса неделю проходили онлайн-обучение с педагогами, которые затем приехали в Салехард. Мы знакомили их с тем, кто такие сценаристы, операторы, режиссеры, продюсеры, художники-постановщики, монтажеры, колористы, звукорежиссеры. Это все люди, без которых кино не получится. Ну а если получится, то некачественное. Когда наши педагоги приехали в Салехард, то дальнейший процесс начался с питчинга — конкурса идей. Кстати, в том числе Федор Бондарчук ходит регулярно на питчинги в фонды кино или Министерство культуры. То есть даже известные киношники должны выходить на сцену с презентацией, с трейлерами несуществующих фильмов. И на питчинге обычно что-то просят. На наших — просят команду, чтобы снять придуманную историю. Мы ребят ничем не ограничивали, они придумали свои истории и представили их на сцене. Это и рабочее название, и хронометраж, и жанр, и короткое описание, референсы, кадры из фильмов, которые нравятся, актеры, пусть даже Брэд Питт, с которыми хотелось бы поработать. Было анонимное голосование, выбирали тоже ребята. Победила идея Вели (Эвелины Саитовой — Прим. ред.) с фильмом, который называется «Наше место».
Снимать помогал весь город
Дарья Гладышева, руководитель киношколы им. МакГаффина (Москва):
03:59 Участники прошли все этапы. Процесс развивается следующим образом. Вся команда пишет сценарий, параллельно мы передаем ребятам знания, которые нужны, чтобы этот сценарий написать. Потом идет подготовительный период, ребята задействовали и свои ресурсы, и родителей, и «Полярис», весь Салехард помогал в съемках фильма. Наша задача — за неделю в экстремальных условиях пройти все этапы, чтобы в итоге появилась картина.
Попытка в Салехарде — это знакомство, а вот уже дальше ребята могут выбирать профессию, в которую можно углубляться. Это уже следующий шаг, и ребятам для начала нужно просто отдохнуть.
Еще одна задача наших киношных лабораторий — проектная деятельность. Это не просто побегать и поснимать кино, а умение договориться между собой, найти актеров, скопировать снятый материал и так далее. Мы не имеем права ни до чего дотрагиваться — это наш МакГаффиновский принцип уже 10 лет. Фильмы, которые вы смотрите, правда сделаны руками детей. За кадром, конечно, кто-то есть, кто подсказывает, но весь процесс ребята проходят сами.
Алевтина Норенберг, руководитель арт-резиденции «Полярис»:
Всем ребятам по 14–15 лет, такой у нас каст подобрался. Они погодки, на одной волне, слышат друг друга, понимают буквально с полуслова. Взаимовыручка, которая необходима на съемочной площадке, у них реализовалась. Очень приятно наблюдать за тем, как дети включаются в такую сложную работу, как они увлекаются этим.
Актер или оператор? А может, режиссер?
Дарья Гладышева, руководитель киношколы им. МакГаффина (Москва):
06:22 Каких-то тестов, которые покажут, кем тебе лучше быть, мы пока не делали, хотя можно придумать. У нас в целом задача за первую неделю — все «потрогать» самим руками. То есть не только я буду режиссером, и все на этом. Нет, и камеру подержу, и письмо официальное напишу, и на монтаже несколько склеек сделаю вручную. Все это позволяет увидеть огромный объем работы, что фильм делается далеко не только на съемочной площадке. Сначала съемки — двухдневные страдания на морозе, потом все смотрят на монтаже, к чему пришли и как это все смотрится по-другому, чем когда снимаешь. А потом еще будут аплодисменты, вопросы, кто-то отзыв напишет. Финал работы осознается только через недельку, когда, как говорится, все отлежится. А потом мы фильм покажем в Москве, на фестивале для большой аудитории, и ребята увидят, что кино на премьере не заканчивается, у него целая жизнь. Первые недели ребята будут восхищаться, через месяц скажут, что тут расфокус, а тут мы неправильно сделали. А через год они будут умолять удалить фильм с сайта.
Про комедии и самые популярные истории
Дарья Гладышева, руководитель киношколы им. МакГаффина (Москва):
08:19 Самый популярный вопрос, который нам задают: «А почему вы не снимаете комедии?» Бывает, что снимают, но просто идеи у ребят очень разные, и не всегда комедии. Вообще у подростков по статистике комедии чуть реже встречаются, чем трагедии. Это нормальный закономерный процесс, возраст такой.
Если говорить о темах, то по статистике питчингов, а у нас их много (только в Москве 120 постоянных учеников, а еще партнерские школы), в первой пятерке — личные переживания, экзистенциальный страх о себе, о будущем. Я себя помню в этом возрасте, дневники недавно нашла — все то же самое. То есть за 10 лет в этом смысле ничего не изменилось. Межличностные отношения – это родители, школа, ровесники и конфликт будущего: я хочу так, а родители по-другому, взаимоотношения с братьями, сестрами. То есть все, что их окружает, что их волнует, то и отражается в историях. Мы всегда рекомендуем не придумывать, а рассказывать о том, что они прожили или чему они были свидетелями. И тогда их история становится настоящим диалогом. За последний год также было много фэнтези, триллеров, но такая тенденция и в большом кино.
Про территорию творчества и взаимовыручку
Дарья Гладышева, руководитель киношколы им. МакГаффина (Москва):
11:00 Мы всегда говорим, мы — не школа, мы — киношкола, мы — территория творчества, взаимовыручки. Мы изучаем историю кино, живопись, фотографию, операторское мастерство, работаем с художниками, работаем с музыкой. То есть мы все-таки художественная такая школа.
Плюс если художник пишет один кисточкой, то ты кино не можешь снять, если не научишься работать в команде. В Салехарде у нас были и слезы, и оператор с актрисой очень интеллигентно, но поругались. Это тоже для них опыт — когда ты устаешь, сложнее справляться с эмоциями. Пока мирились, разговаривали о том, что теперь актриса опухшая будет в кадре и надо ли было поругаться во время съемок, может, лучше уж после. В общем, прорабатывали полезные для коммуникации ситуации.
Передумавших не было
Алевтина Норенберг, руководитель арт-резиденции «Полярис»:
12:39 Мы пригласили вообще всех, кто записался. У нас есть каст: десять ребят, которые распределили между собой кинопрофессии, и слушатели, которые проходили онлайн-обучение, но не участвовали в съемочном процессе. Таких, кто отсеялся с первого дня, передумал, не было. Все, кто к нам пришел, дошли до финала.
Дарья Гладышева, руководитель киношколы им. МакГаффина (Москва):
Я хочу отметить, что в качестве педагогов на такие программы киношкола выбирает ребят среди молодых профессионалов. Мы стараемся работать с теми, кто как раз начинал снимать в 15 лет. Сейчас им уже 25–26 лет, они закончили вузы, работают в индустрии, но они еще помнят, как это было. Сначала ребятам объяснялось, кто и что делает, показывалась техника. Естественно, у нас есть «хлопушка», и с ней не только фотографируются, есть профессия такая — помощник режиссера, кстати, очень ответственная. В итоге и договорились, кто и кем будет, но команда маленькая, и это не значит, что если оператор устал, то другой не может подержать камеру.
Как учите? Порежу, а потом поймешь?
Дарья Гладышева, руководитель киношколы им. МакГаффина (Москва):
15:05 У нас все-таки сейчас ребята старшие, все начинается на уровне сценария. Сначала появляются версии двадцатиминутные, потому что пятиминутку написать сложнее. При этом снять двадцать минут невозможно и в силу времени, и в силу того, что сложно создать фильм такой длительности, который будут смотреть не только авторы и их родители, а чтобы он имел какое-то значение. Наши фильмы все-таки не зря побеждают на фестивалях, потому что у них есть задача быть фильмом, а не просто рефератом какого-то ученика. Именно на уровне сценария появляется понимание, почему слова в кино могут ничего не значить, что есть подтекст, что есть контекст, что это не театр, здесь не надо говорить «я люблю тебя» в лицо, здесь у нас есть крупные планы, есть мизансцена. Просто за неделю все эти моменты проговариваются очень быстро. А дальше у ребят при желании будет возможность учиться углубленно.
А можно учиться дальше и какие планы на фестиваль?
Дарья Гладышева, руководитель киношколы им. МакГаффина (Москва):
17:03 У нас все для этого есть. Действуют гибридные курсы для тех, кто не может учиться с нами. У нас есть записанные курсы — базовая теория. А дальше вебинары — онлайн-включение, общение с педагогами, проверка домашних заданий, обсуждение фильмов, что тоже дается в качестве домашнего задания. А потом уже очные форматы.
Мы эту историю придумали давно и потихонечку реализуем. Она важна в первую очередь для регионов, в Москве и так много всего есть. Сейчас с Салехардом у нас получился полный цикл — от первого онлайн-урока до премьеры в зале. Следующий этап — уже углубленный; или написать программу, когда два подобных фестиваля проводить в год, и тогда у вас в городе за три года будут юные киношники. Часть из них, скорее всего, выберет кинопрофессию, потому что это достаточно заразная штука, видно, как из года в год повышается процент ребят, которые после киносмен идут в профильный вуз.
Алевтина Норенберг, руководитель арт-резиденции «Полярис»:
В плане кинофестиваля — ежегодный проект. Мы уже работали с разными школами, специалистами и экспертами, снимали фильмы или какие-то сюжеты, ролики. Сотрудничество со школой МакГаффина –новый опыт, который мы, конечно, будем продолжать. Планируем обсудить с коллегами, как можно продолжать дальше — либо повышаем компетенции нынешних участников, либо будем работать с новыми ребятами.
Ранее «Север-Пресс» сообщал, что фотограф из Ноябрьска сняла социальный фильм «Прими свое тело».
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: