http://Top.Mail.Ru
Реставрация ямальского мамонта Тадибе: какую работу провели эксперты международного уровня | Север-Пресс

0

0

Кусочки шкуры собирали пинцетом. Уникальный ямальский экспонат преобразили реставраторы международного уровня

В Петербурге закончилась реставрация найденного на Ямале скелета мамонта

Читать «Север-Пресс» в

Ямальский найденыш, живший в Арктике примерно 44 тысячи лет назад, стал сенсацией 2020 года. Спустя пять лет уникальный скелет мамонта преобразили эксперты Международного центра реставрации. Работы заняли около семи месяцев. Тщательно упакованный экспонат доставляли в несколько этапов: сначала самолетом замороженные части, затем все остальное. Обновленного мамонта Тадибе представили на выставке в Ленинградской области. О том, как преображали находку, какие условия нужны для ее хранения, когда экспонат вернется на Ямал и смогут ли его увидеть в городах округа, узнали в пресс-центре «Север-Пресса». Тему обсудили с представителями МВК им. И. С. Шемановского и Международного центра реставрации.

Содержание

  • 01:25 Уже привлекает внимание
  • 03:50 Древность — это значимо
  • 05:50 Про пигмент для живописи
  • 10:04 Более 250 костей и их фрагментов
  • 17:24 Без принтера, но с собственным опытом
  • 21:30 Про подиум и расположение мамонта
  • 23:26 Руками лучше не трогать
  • 25:05 Сколько мамонт еще будет гостить и когда вернется?
  • 29:35 Люба, шерстистый носорог и Тадибе
  • 34:31 Работа не осталась без внимания экспертов
  • 36:58 Будет ли поддержка мамонта?

Уже привлекает внимание

Евгения Хозяинова, заведующая отделом гуманитарных исследований МВК имени И. С. Шемановского:

01:25 Результаты работ устроили полностью, все выполнено в соответствии с техническим заданием. Это стало возможным благодаря тому, что мы задолго до планирования реставрационных работ пообщались с Юрием Владимировичем Стариковым и обсудили все детали — вплоть до позы мамонта, что должно быть сохранено или восстановлено. Мамонт Тадибе у нас представлен в лежачем состоянии — мы не пошли по инерции: традиционно скелеты, как, например, Монгоченского мамонта, находятся в стоячей позе. Мы приблизили нашу находку к более естественному состоянию.

Виктория Хижина рассказала, смогут ли Тадибе увидеть в других городах Ямала.  Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»
Виктория Хижина рассказала, смогут ли Тадибе увидеть в других городах Ямала. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»

Виктория Хижина, менеджер отдела развития и продвижения МВК имени И. С. Шемановского:

Безусловно, обновленный Тадибе уже привлекает посетителей и будет привлекать, потому что эта история очень многогранна. Во-первых, это, собственно, драматическая судьба самого мамонта, который погиб более 40 тысяч лет назад. Во-вторых, это история Ямала, его прошлое, что всегда интересовало людей. Конечно, после завершения выставки в реставрационном центре в Ленинградской области и возвращения мамонта в Салехард мы будем рассматривать возможности организации передвижных выставок и по Ямалу, и по всей России.

Древность — это значимо

Дмитрий Пейчев, и. о. заместителя директора по реставрации музейных предметов Международного центра реставрации:

03:50 У реставрации есть универсальные принципы, которые соблюдаются и в иконе, и в картине, и в керамике, и в мамонте. То, что сделал Юрий Владимирович Стариков, так называемая археологическая реставрация, присутствует во всех реставрационных отраслях. Это варианты, когда мы сохраняем только то, что у нас есть, и не добавляем каких-то новых деталей, как в случае с мамонтом, например, полностью отсутствующих костей. То есть мы не делаем реконструкцию, а консервируем то, что у нас сохранилось, чтобы было понятно изначально, в каком виде предмет дошел до нас.

И если говорить об особенностях, я бы здесь хотел сказать, что реставраторы любят гордиться какими-то особо значимыми предметами, экспонатами, которые они реставрировали. Одним из факторов значимости предмета служит его древность. Реставраторы средневековой живописи гордятся тем, что они делали вещи XIII−XV века, реставраторы русской масляной живописи — работами XVIII−XIX века. Здесь же мы говорим о 44 тысячах лет, которые мамонт лежал и ждал Юрия Владимировича! Такого древнего мамонта просто больше нет у нас, и вряд ли когда-то будет, поэтому работать с настолько древним предметом дорогого стоит.

Про пигмент для живописи

Дмитрий Пейчев рассказал, какие интересные параллели нашлись между работой с мамонтом и древнерусской живописью.  Фото: Паулина Пастиева / ГАУК ЛО «Международный центр реставрации»
Дмитрий Пейчев рассказал, какие интересные параллели нашлись между работой с мамонтом и древнерусской живописью. Фото: Паулина Пастиева / ГАУК ЛО «Международный центр реставрации»

Дмитрий Пейчев, и. о. заместителя директора по реставрации музейных предметов Международного центра реставрации:

05:50 Я не мамонтолог, я реставратор древнерусской живописи, но всегда интересно находить какие-то параллели. Самое главное, что мы нашли на скелете мамонта достаточно большое количество пигмента вивианита, который произрастает на костях ископаемых животных. Впоследствии он не очень часто, но использовался, например, в древнерусской иконописи, кстати, используется до сих пор. Это было, наверное, самое интересное для меня, как для специалиста по средневековой иконописи.

В реставрационной работе пигмент, конечно, не нужен, но в живописи, к примеру, можно его смешать с яичной эмульсией и писать им иконы.

Более 250 костей и их фрагментов

С представителями Международного центра реставрации пообщались по телемосту. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»
С представителями Международного центра реставрации пообщались по телемосту. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»

Юрий Стариков, заведующий реставрационной мастерской Международного центра реставрации:

10:04 Когда я впервые увидел мамонта в музее в Салехарде, представил объем предстоящей работы. Кости сильно руинированы, потому что это было молодое животное. У взрослого кости, особенно крупные трубчатые, как правило, целые, а здесь каждая состояла из трех фрагментов. Череп очень сильно поврежден: почти половина отсутствовала, были крупные и мелкие части, в целом где-то 40−50 фрагментов. В общем объеме — более 250 костей и их фрагментов, и все это нам предстояло обработать.

В первую очередь в октябре к нам прибыл замороженный материал — два контейнера: в одном лежал крестцово-поясничный отдел с остатками мягких тканей и шкуры, отдельно — фрагмент шкуры и кисть мамонта с остатками мягких тканей. Уже в ноябре мы начали таксидермические работы, методики, которые взяли для применения, используются в современных методах при изготовлении чучел животных. Сначала была припаровка, то есть пришлось шкуру отделить от мягких тканей, потом мездрили — она толщиной около пяти сантиметров, нам предстояло добиться хотя бы 10 миллиметров. Далее проводили консервацию, сушку, в последнюю очередь — жировку, чтобы получившиеся фрагменты были мягкими и эластичными.

Татьяна Дьяконова, художник-реставратор Международного центра реставрации:

Конечно, было немного страшно работать со шкурой, потому что мы не предполагали, что получится в результате. Оказалось много фрагментов, которые нужно было собрать в один кусок. Собственно, чем мы и занимались с января по май. Это очень большая работа, нужно было подобрать кусочки друг к другу. Кусочки — примерно 15–20 квадратных сантиметров, были и более мелкие фрагменты — около пяти кв. см. Все это нужно было составить, подобрать по цвету, фактуре. В общем-то, это был мой первый опыт работы с таким объектом. Интересно и сложно.

Юрий Стариков, заведующий реставрационной мастерской Международного центра реставрации:

У нас в конечном итоге получилась команда из 11 человек. Могу даже зачитать список. Дьяконова Татьяна Павловна реставрацией занималась и тонировками, поскольку она еще замечательно рисует. Андрей Смирнов, реставратор высшей категории по металлу, принимал участие в изготовлении подиума, металлической его основы. Борис Михайлов, наш столяр, занимался обшивкой подиума, покраской и нанесением фактуры, которая имитировала почвенное покрытие. Максим Коротков и Анастасия Каверзина —тонировками. Карина Ивазова, Александр Пастиев, Паулина Пастиев — фотофиксацией, потому что это необходимый процесс, и специально для этого у нас есть фотолаборатория. Мария Макарова и Дмитрий Шумилин помогали изо всех сил контактировать с прессой, информацию выдавали в интернете, по телевидению, по радио, принимали большое участие в выполнении экспозиции, где, помимо скелета мамонта, есть еще информационные стенды. Спасибо большое коллегам.

Без принтера, но с собственным опытом

Юрий Стариков, заведующий реставрационной мастерской Международного центра реставрации:

17:24 При реставрации Тадибе в основном использовал свой личный опыт, поскольку мне неоднократно приходилось работать с плейстоценовыми животными. Был скелет ископаемого бизона в Кирове, с музеем в Салехарде много сотрудничали. Реставрировал чучело медвежонка, один из первых экспонатов музея, ногу Монгоченского мамонта, его шерсть, потом изготовил мумию мамонтенка Любы, а после длительной зарубежной передвижной выставки пришлось заниматься ее реставрацией. Делал комплекс предметов, то есть скелет, чучело и анатомические препараты, для Таймырского краеведческого музея, это мамонт Женя. Приходилось реставрировать скелет в Зоологическом музее. Поэтому опыт достаточно большой, но, конечно, интересовался и опытом других коллег.

Искусственному интеллекту я не доверяю, пользуюсь традиционными методами и материалами. Были вопросы, почему не используем 3D-принтер и прочее. Ну, во-первых, не до конца еще оснащение нашего центра завершено, а с другой стороны — такой задачи не ставили.

Некоторые части приходилось делать скульптурным методом, то есть использовать специальные пластические массы на основе эпоксидной смолы. Они очень прочные, но при этом мягкие, как пластилин. Можно лепить недостающие фрагменты, крепить на место, а потом уже делать тонировку.

Я по первому образованию зоолог, заканчивал в свое время Санкт-Петербургский университет, кафедра зоологии позвоночных. Кстати, как и Татьяна Павловна. Поэтому биологическое образование позволяет работать в нашем направлении — важно иметь не только навыки художника-реставратора, но еще и биологическое образование, знания анатомии в первую очередь.

Про подиум и расположение мамонта

Так мамонт представлен на выставке после реставрации. Фото: Паулина Пастиева / ГАУК ЛО «Международный центр реставрации»
Так мамонт представлен на выставке после реставрации. Фото: Паулина Пастиева / ГАУК ЛО «Международный центр реставрации»

Юрий Стариков, заведующий реставрационной мастерской Международного центра реставрации:

21:30 По поводу того, что мамонт лежит на боку, — мы попытались представить процесс залегания скелета в толщах отложений. При этом расположение костей несколько нарушено, но основная топография сохранена. Подиум и отдельные блоки скелета соединены между собой металлической арматурой. Каждый имеет монтажные штифты, которые вставляются в отверстие в подиуме таким образом, что наш предмет можно разобрать в течение дня, куда-то транспортировать и обратно вставить эти блоки на те же самые места. За один день можно собрать и разобрать, что было учтено по просьбе заказчиков.

Утраченные кости представлены в виде трафаретов из черного пенокартона. Мы занимались только реставрацией поврежденных костей. Это было молодое животное, поэтому часть костей еще не прошла окончательное костенение, и, скажем, эпифизы с диафизами были разделены. Поэтому нам нужно было собрать одну кость в единую из трех, иногда из четырех, фрагментов.

Руками лучше не трогать

Юрий Стариков, заведующий реставрационной мастерской Международного центра реставрации:

23:26 Вообще, я очень отрицательно отношусь к этой, извините, бредовой идее «трогательного» музея. Экспонаты в музеях все-таки должны быть экспонатами и храниться в музее, а не на потребу публики. Для этого можно делать сколько угодно муляжей, копий. Есть всякие «Диснейленды», развлекательные центры. А вот музейные экспонаты, на мой взгляд, трогать категорически запрещено. Скажем, если разрешить трогать икону Рублева «Троица», что потом останется после нее?

Виктория Хижина, менеджер отдела развития и продвижения МВК имени И. С. Шемановского:

Я соглашусь с Юрием Владимировичем. Действительно, для того чтобы как можно больше посетителей смогли увидеть этот экспонат, оставить его в сохранности, не стоит разрешать его трогать руками. Тем более подиум, на котором сейчас размещается мамонт, очень удобен для посетителей. Можно рассмотреть экспонат буквально со всех сторон. Он без купола, обзор прекрасно позволяет увидеть мельчайшие фрагменты шкуры, костей. Единственное — не трогать, а так все прекрасно и для взрослого, и для ребенка, и для всех возрастов. Удобные высота, расположение.

Сколько мамонт еще будет гостить и когда вернется?

Виктория Хижина, менеджер отдела развития и продвижения МВК имени И. С. Шемановского:

25:05 Смотрите, во-первых, нужно сначала дождаться завершения выставки в реставрационном центре. И сейчас у посетителей, да и у жителей Ямала, Санкт-Петербурга, у гостей Ленинградской области, есть такая возможность — первыми увидеть этого мамонта, посетить выставку в Центре реставрации. Выставка закончится, и тогда уже будем говорить о транспортировке. Подписывайтесь на страницы музейно-выставочного комплекса в соцсети «ВКонтакте», Telegram. Мы будем анонсировать новости о транспортировке, открытии выставки уже у нас в музее. Поэтому следите за новостями, мы будем вам об этом сообщать.

Татьяна Черняева рассказала, что к мамонту есть большой интерес. Фото: Паулина Пастиева / ГАУК ЛО «Международный центр реставрации»
Татьяна Черняева рассказала, что к мамонту есть большой интерес. Фото: Паулина Пастиева / ГАУК ЛО «Международный центр реставрации»

Татьяна Черняева, директор Международного центра реставрации:

Мы надеемся, что до конца года нам коллеги позволят все-таки оставить выставку, и мы их приглашаем на закрытие. У нас после мамонта будет еще очень интересная выставка, из Хакасии к нам привезут эпиграфику и эстампажи. Планируется приезд руководства республики, мы хотели бы и руководство вашего округа пригласить, надеемся, что и наш губернатор будет. Было бы очень здорово, если бы нам удалось собрать такое торжественное мероприятие и проводить Тадибе со всеми почестями.

Юрий Стариков, заведующий реставрационной мастерской Международного центра реставрации:

После консервации и реставрации мамонт Тадибе может храниться в тех условиях, которые общеприняты для музея при хранение музейных экспонатов. Поскольку мы обработали мягкие ткани и провели консервацию шкуры, это все теперь легко транспортировать, не потребуются специальные климатические камеры.

Хранить его можно очень долго, например, в геологическом музее в Санкт-Петербурге фрагменты мамонтов больше двухсот лет хранятся. Чучелу сто лет уже, даже больше. Во многих краеведческих и других музеях фрагменты мамонтов хранятся, и ничего страшного. Поэтому можно бесконечно долго хранить, на мой взгляд. Но мы с радостью примем его еще к нам на «курорт», на профилактику.

Люба, шерстистый носорог и Тадибе

На счету Юрия Старикова много уникальных экспонатов. Фото: Паулина Пастиева / ГАУК ЛО «Международный центр реставрации»
На счету Юрия Старикова много уникальных экспонатов. Фото: Паулина Пастиева / ГАУК ЛО «Международный центр реставрации»

Юрий Стариков, заведующий реставрационной мастерской Международного центра реставрации:

29:35 Каждый такой экспонат представляет интерес для работы, потому что сохранность всегда разная. Это разные животные, размеры. Мамонтенок Люба почти целый был, но пришлось его сначала вскрывать для того, чтобы взять части образцов для научных исследований, потом консервировать, бальзамировать. Шерстистого носорога, с которым я работал в Якутске, мы размораживали. Это была туша самки-носорога, очень хорошая сохранность от кончика хвоста до кончика носа. Но на боку была выедена часть брюшины, поврежденная часть органов заполнена мерзлым грунтом, мы оттаивали в лаборатории постепенно, удаляли грунт, в процессе находили новый и новый материал для исследования.

Тадибе запомнится: я впервые сталкивался с таким крупным мамонтом. В то же время это молодое животное, что тоже интерес представляет, особенно расположение костей, как они между собой закреплены, потому что можно было посмотреть внутренние поверхности, которые обычно у взрослых мамонтов не видны. Опять же, мы апробировали таксидермическую методику, которую я применял со своими коллегами, когда делали чучело для Таймырского краеведческого музея. Мы здесь повторили этот опыт и пришли к определенным выводам, что он годится для таких методик и можно его в дальнейшем использовать.

Работа не осталась без внимания экспертов

Татьяна Черняева, директор Международного центра реставрации:

34:31 Экспертное сообщество очень заинтересовалось нашей работой, и мы с Юрием Владимировичем планируем в следующем году провести конференцию по реставрациям предметов. Об этом мы уже будем говорить после того, как Юрий Владимирович вернется из отпуска, отдохнет. И, конечно, я думаю, что на этой конференции мы бы могли более подробно рассказать про реставрацию и Тадибе, и черепа мамонта из Горного музея, который к нам, возможно, тоже поступит.

Дмитрий Пейчев, и. о. заместителя директора по реставрации музейных предметов Международного центра реставрации:

В экспертном сообществе, в котором вращаюсь я, все-таки привыкли работать с предметами, экспонатами, созданными человеком, а не Творцом, как в данном случае. Поэтому, конечно, для моих знакомых это всегда интересно. Мне немножко даже уже надоели сообщения на телефон с вопросами: «Как там наш мамонт, что с ним?» Для нашего региона это достаточно редкая работа. Поэтому, конечно, всем интересно.

Юрий Стариков, заведующий реставрационной мастерской Международного центра реставрации:

Мамонты не так часто попадаются, у меня во всяком случае, в работе. У нас сейчас основная задача — приводить в порядок естественно-исторические коллекции из краеведческих музеев Ленинградской области. Ну а если будет такая оказия, то, в принципе, да, можно, конечно, продолжить.

Будет ли поддержка мамонта?

Евгения Хозяинова рассказала о дальнейшем сотрудничестве с реставраторами. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»
Евгения Хозяинова рассказала о дальнейшем сотрудничестве с реставраторами. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»

Евгения Хозяинова, заведующая отделом гуманитарных исследований МВК имени И. С. Шемановского:

36:58 По договору на мамонта есть гарантия, то есть в течение пяти лет качество обеспечено. Если в течение этого периода какие-то дефекты произойдут, мы вправе пригласить Юрия Владимировича снова к нам в гости, и он благополучно все устранит. Но я думаю, что этого не случится, потому что работа выполнена качественно. Думаю, что мы действительно можем хранить 200 лет, как в Зоологическом музее. Мы должны повторить этот подвиг и сохранить экспонат. Кроме того, у нас есть своя реставрационная мастерская, и мы выяснили моменты, касающиеся того, как можно пройти повышение квалификации в Международном центре, потому что там действительно современные технологии, оборудование. Это, конечно же, очень престижно, и, думаю, кто-то из наших специалистов побывает там обязательно, потому что мы были впервые, мы восхищены. Думаю, реставраторы наши тоже будут восхищены тем, как ведется работа, как коллектив дружно и слаженно все это делает, к тому же это возможность познакомиться и чему-то научиться.

В Международном центре реставрации Ленинградской области открылась экспозиция «Как мамонт Тадибе в Рождествено приехал». Гости выставки увидят уникальный экспонат из коллекции МВК им. И. С. Шемановского. Молодой самец мамонта, возраст которого на момент гибели оценивается в 10–14 лет, жил около 44–45 тысяч лет назад. Сохранность скелета составляет более 80%.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0