На внедорожнике по ЯНАО. Автопутешественники рассказали, зачем едут в арктический регион | Север-Пресс

На «москвиче» по Арктике и на внедорожнике по Ямалу. Пенсионерка из Подмосковья рассказала, почему колесит по северам на машине

Автопутешественница из Подмосковья дала совет, стоит ли ехать на машине в ЯНАО

Читать «Север-Пресс» в

Пенсионерка из Подмосковья Наталья Шиповская ради автопутешествий обзавелась внедорожником, доказала, что может быть в команде колесящих по арктическим регионам на «москвиче» и добралась на собственном автомобиле до Мыса Каменного. В нынешней поездке она побывала вместе с заядлой путешественницей из Московской области Лилией Буториной и известным любителем пересекать целые континенты на четырех колесах Алексеем Евпятьевым из Тулы. О своих приключениях они рассказали в пресс-центре агентства «Север-Пресс».

Содержание

• 00:27 От туриста и пассажира в «москвиче» до автопутешественницы
  • 03:05 Почему машина лучше самолета?
  • 04:48 О таксовке, внедорожниках и комфорте
  • 07:30 О том, как в жизни пенсионерки появился «москвич»
  • 10:08 Часто ли пришлось копаться на ямальских зимниках?
  • 12:32 На «буханке» в Африку
  • 13:35 Про бег и купание в проруби
  • 15:10 Про самые запоминающиеся случаи
  • 16:47 Стоит ехать на Ямал на машине?
  • 17:05 Про рак, который перевернул жизнь
  • 18:28 Как осуществить мечту о поездке?

От туриста и пассажира в «москвиче» до автопутешественницы

Двое из тройки путешествующих бывали ранее на Ямале. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Наталья Шиповская, автопутешественница, Московская область:

00:27 До нынешнего путешествия и прошлогодней поездки на «москвиче» я уже бывала в вашем регионе. Первое мое посещение Ямала было в 2020 году, тогда я приезжала как турист, проехали на вездеходе до самой западной точки европейской части страны. Меня зацепили виды летней тундры, и уже вернувшись домой, часто возвращалась к этим картинкам. Когда подвернулась возможность приехать сюда еще, посмотреть зимний регион, — не могла себе отказать в этом удовольствии и приехала.

В прошлом году я была здесь на «москвиче». Это ребята, с которыми я уже давно езжу, и которые решили меня взять с собой, за что им благодарна.

Сейчас приехала уже сама. В команде нас трое. С Алексеем мы ездили в прошлом году в Нарьян-Мар. У нас была аналогичная поездочка по северным регионам. Там мы набрали команду чуть побольше. Здесь проблема в том, что далеко и долго — по плану поездка занимает три недели, мало кто может позволить себе так вольно распоряжаться временем. Поэтому у меня один пассажир — Лиля [Буторина], с которой, мы познакомились ранее в Якутии. У нас была интересная поездка на Оймякон.

Алексей Евпятьев, автопутешественник, Тула:

На Ямале я тоже уже побывал три года назад. В этом посещении мы решили разнообразить поездку новыми маршрутами, потому что в прошлый раз я только до Яр-Сале доехал, а сейчас мы прорвались еще севернее. Плюс обратно мы едем уже по трассе от Нового Уренгоя до Тюмени. Там я не был. И это тоже, скажем, опция, которая привлекает в этой поездке.

Лилия Буторина, путешественница, Московская область:

У вас я первый раз, очень давно хотела приехать. Естественно, когда Наталья предложила, я изыскала такую возможность. Я заядлый путешественник, и мне очень нравится дорога. Поэтому, если есть возможность, я всегда готова поехать. А вообще я хочу попасть на мыс Челюскин и мыс Дежнева. Они в планах на следующий год, наверное.

Почему машина лучше самолета?

Наталья Шиповская побывала на праздновании Дня оленевода в Шурышкарском районе и добралась на машине до Мыса Каменного. Фото Лилии Буториной, предоставлено Натальей Шиповской

Наталья Шиповская, автопутешественница, Московская область:

03:05 Это преодоление, это достижение какой-то точки. Вот мы в эту поездку добрались на машине до Мыса Каменного. Туда не каждый доедет. Нам очень повезло: карты сложились удачно, погода была шикарная, и мы смогли добраться. Это такая определенная галочка, что я, между прочим, первая пенсионерка, которая достигла этой точки на своем автомобиле за рулем. Такое у меня маленькое достижение! Мы все ставим себе реперные точки, хотим чего-то достичь, что не сделает другой. Почему на машине? А почему нет?

Лилия Буторина считает, что поездка на машине лучше всего помогает составить представление о своей стране. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Лилия Буторина, путешественница, Московская область:

Когда на самолете путешествуешь, ты точечно изучаешь страну. Ты был во Владивостоке, был на Сахалине, был на Курилах, в Якутии, у тебя отмечены точки на карте, но нет целостного представления. А когда ты ездишь на автомобиле, ты все эти бусинки можешь нанизать на ниточку, понять, из чего состоит страна: из каких дорог, столовых, людей. Весь путь прошел и посмотрел, из чего он состоит. И Наталье я очень благодарна. Все-таки она уникальный человек. В своем возрасте — полна сил, оптимизма. Это человек, который говорит, чтобы исполнить свою мечту, достаточно выйти из дома и завести автомобиль. И все!

О таксовке, внедорожниках и комфорте

Наталья Шиповская, автопутешественница, Московская область:

04:48 Как только можно было получить водительские права, я их получила. Потом…Ну, я давно живу, и в моей жизни, как и в стране, были всякие моменты. Закончила Бауманское училище, был год инженерной работы. Затем помните, что случилось в стране: мы все стали торговцами на рынке, стали таксистами, чтобы заработать на жизнь. И машина мне в этом очень помогла. Я больше пяти лет жила в Сочи, занималась частным извозом. Потом переехала в Москву, там продолжила таксовать. Это все было в 90-е годы. У меня были разные машины, это как часть моей семьи. Сейчас у меня внедорожник Pajero Sport, немножко переделанный для таких суровых путешествий. Эту машину я взяла года три назад. Раньше у меня были паркетники, седаны, на которых было просто удобно ездить по городу. А тут я прониклась тем, чтобы куда-нибудь залезть подальше, туда, где нельзя проехать на простой машине. Внедорожник прямо поменял жизнь, открыл возможности поехать туда, куда нельзя было раньше.

Алексей Евпятьев, автопутешественник, Тула:

У меня тоже автомобиль Pajero Sport, он тоже имеет определенную подготовку. Усилен опциями, которые позволяют автономно находиться в салоне. Есть спальные модули, встроенный автономный отопитель, который при заглушенном двигателе сохраняет комфортную атмосферу внутри. Да, еще душ есть, но зимой это не актуально.

О том, как в жизни пенсионерки появился «москвич»

Наталья Шиповская вошла  в состав команды знаменитого «москвича». Фото Алексея Жирухина, предоставлено Натальей Шиповской
Наталья Шиповская вошла в состав команды знаменитого «москвича». Фото Алексея Жирухина, предоставлено Натальей Шиповской

Наталья Шиповская, автопутешественница, Московская область:

07:30 С ребятами (Александром Еликовым, Алексеем Жирухиным, Дмитрием Гостинщиковым — Прим. ред.) я знакома уже три года. Первая моя поездка с ними была в Якутию. Они перегоняли машины из Усть-Кута до Мирного по зимнику. Через соцсети предлагали поехать всем желающим. Я была подписана на Сашу Еликова, он мне тогда казался такой звездой — проехал бешеное количество арктических маршрутов. Написала ему, а уже был поздний вечер, легла спать. Утром просыпаюсь, а он мне пишет: поехали. Я пишу, что, видимо, все пропало, опоздала, проспала свое счастье. Он отвечает: давай бери билет, поехали. Я полетела в Красноярск, где и началась наша первая поездка на «Тойотах» до Мирного. В дороге у меня был случай показать, что я разбираюсь в машинах, что я хороший попутчик, могу поддержать разговор, долго не спать. В итоге они стали мне предлагать и другие поездки.

Поездка на «москвиче» — наверное, Александр рассказывал вам, что это мечта. У его папы был такой автомобиль, на котором он из Нового Уренгоя доехал в Тверь в одиночку. И мы поехали, значит, из Твери до Нового Уренгоя, и поначалу планировалось, что это будет одна поездка. Но по дороге поняли, что «москвич» вызывает очень много позитивных эмоций у людей. Многие подходят, говорят, что у папы, у дедушки такой был. По реакции людей стало понятно, что нужно продолжать дарить позитивные эмоции. И еще один момент. Поездками на «москвиче» мы хотели показать, что дороги у нас доступные, что в северные регионы можно доехать даже на простом, немолодом автомобиле.

Часто ли пришлось копаться на ямальских зимниках?

В некоторых местах на зимниках пришлось орудовать лопатой. Фото Лилии Буториной, предоставлено Натальей Шиповской

Наталья Шиповская, автопутешественница, Московская область:

10:08 Мы шли вдвоем, это очень удобно. Это моя первая самостоятельная поездка по тундре, но я уже узнала, что такое «камазовская» колея или колея от трэкола. Конечно, случались промахи, проваливались в снег, но поскольку у нас две машины, приходили друг другу на помощь, выдергивали.

Самое сложное на зимнике — следить, чтобы не закопаться. Это очень напряженно.

Алексей Евпятьев, автопутешественник, Тула:

Чуть-чуть отвлекаешься, на телефон или чтобы снять красивый кадр, — и тут же попадаешь. След от трэколовской колеи очень небольшой, плохо заметен, чуть влево или вправо — и можно сразу подхватить мягкого снега, уйти в него.

Наталья Шиповская, автопутешественница, Московская область:

Встречных и попутных машин было мало, в основном снегоходы. Один из них, заглохший возле Мужей, вытащили из сугробов. Поскольку мы ехали на двух машинах, справлялись сами, ехали спокойно, критичных ситуаций не было.

На «буханке» в Африку

Алексей Евпятьев рассказал, как попал в экипаж «буханки», путешествующей вокруг света. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Алексей Евпятьев, автопутешественник, Тула:

12:32 Принцип отбора в проект «На «буханке» вокруг света», собственно, такой же. Организатор Саша Холодный приглашал всех желающих проехать с ним по тем или иным континентам. Я участвовал в двух этапах по Африке. Первый — Уганда, Кения и Руанда, второй — ЮАР, Ботсвана, Мозамбик и Эсватини.

К вопросу о привлекательности ретроавтомобилей, как в случае с «москвичом», — «буханка», собственно, выполняет ту же самую роль, потому что ей все радуются. Она забавная, интересная, так красно-белая, ярко раскрашенная, привлекает внимание и вызывает положительные эмоции.

Про бег и купание в проруби

Наталья Шиповская, автопутешественница, Московская область:

13:35 Да, я бегаю. Последний забег был в Эмиратах. Приехала из Якутии, поехала в Эмираты, пробежала свою первую «десятку», потом поехала на Ямал. Я пока только полумарафоны бегаю, но, думаю, еще все впереди.

В детстве и в молодости я достаточно сильно занималась лыжными гонками, была в хорошей форме, потом лет 30 ничего не делала. Затем появился человек, который сказал: а давай побежим, вот есть в Дагестане хороший забег, по Дербенту. Думаю: надо потренироваться, ну и побежала. Как ни странно, в Дербенте я выиграла, правда, в моей возрастной категории мало людей было. Но это же опять достижение! У меня в мозгах или в каком-то другом месте сидит вот это желание чего-то достичь, чем-то отличиться.

Да, я и в проруби купаюсь. Это обалденность такая, ощущения непередаваемые, когда выходишь из проруби. Вы попробуйте, у вас тут вариантов-то полно.

Про самые запоминающиеся случаи

Наталья Шиповская, автопутешественница, Московская область:

15:10 Ну, все они связаны с «москвичом», конечно. С ним постоянно что-то происходило. «Москвич», он нам делает контент все время сам по себе, потому что не мы, а он руководит нашей поездкой. Из последнего, например: ехали мы, ехали, и по плану бензина должно было быть много, должны были доехать, а он раз — и закончился, а до заправки — чуть меньше километра. Вокруг едут фуры огромные, а мы толкаем бедолагу.

Лилия Буторина, путешественница, Московская область:

Наверное, самый печальный случай был, когда я плохо подготовилась и пошла на Казбек, в итоге на высоте 4000 метров поломала ногу. И я смогла оттуда самостоятельно выбраться, перелезая через трещины на леднике, спускаясь по отвесной скале, переправляясь через реку. Это заняло очень много времени, но я добралась. Единственное что — когда все это случилось, думала: вот в мае обязательно вернусь и полезу на Казбек. Но к маю желание поубавилось, когда я два месяца в гипсе походила.

Стоит ехать на Ямал на машине?

Наталья Шиповская, автопутешественница, Московская область:

16:47 Однозначно надо ехать. Не нужно чего-то бояться, чего-то ждать. Для поездки не нужен крутой внедорожник, не стоит ждать, пока ты на него заработаешь. Лучшая машина для путешествий — та, что есть у человека.

Про рак, который перевернул жизнь

17:05 Именно эта болезнь подтолкнула меня чуть-чуть шевелиться и выйти из зоны комфорта. Как в основном мы живем? Работа — дом, работа — дом и больше ничего. Ну, раз в год можем куда-то поехать, но и это не точно: сначала маленькие дети, потом пожилые родители, потом работа, которую надо работать. Бац! И понимаешь, что жизнь-то конечная. А хотелки, они же всегда есть. Вот хорошо бы куда-то поехать, но мне же завтра на работу, послезавтра — отчет, а еще к бабушке надо съездить — и все, никуда не поехал. И узнав о болезни, я вдруг поняла, что может случиться, что я больше никуда и никогда не смогу поехать, это меня и подтолкнуло действовать. Конечно, был долгий процесс лечения, операция, я все эти коллизии пережила и спустя пять лет уже смогла свободно ездить. И это затягивает все больше и больше.

Как осуществить мечту о поездке?

Путешественники уверены, что если хочется ехать, не стоит откладывать поездку на потом.

Алексей Евпятьев, автопутешественник, Тула:

18:28 Если человек даже очень плотно загружен своим графиком, семьей, работой и так далее — все равно есть много примеров, когда он не может позволить себе длинные путешествия, но активно использует поездки выходного дня. Поверьте, маршрут можно составить просто грандиозный!

Наталья Шиповская, автопутешественница, Московская область:

Вот человек хочет заниматься флористикой, а он, например, всю жизнь поваром работает. Вот сидит со своими кастрюлями и мечтает. А может, не надо сидеть, не надо тебе заниматься этими кастрюлями, лучше все-таки флористом стать и делать, то, что нравится? Надо стремиться свою мечту осуществить, потому что это твоя жизнь, и никто другой за тебя это делать не будет. Просто надо собраться и понять, что важнее: все время сидеть с нелюбимым делом или заняться тем, что хочется.

Лилия Буторина, путешественница, Московская область:

Я в принципе всегда так живу. Хочется — значит, надо делать. Вот у нас с мужем двое детей, и мы путешествуем по очереди. Один сидит — другой едет, один сидит — другой едет. В принципе, раз в месяц удается куда-то съездить. В чем видят притяжение Ямала ученые — читайте в материале «Север-Пресса». Эксперты поделились мнениями о том, какими должны быть северные города, чтобы привлекать туристов со всего света. Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».