0
0
Неленивые были люди. Археологи рассказали, чем удивило древнее погребение в Обдорском остроге
Археологи подвели итоги раскопок на территории Обдорского острога в Салехарде
Полевой сезон на территории Обдорского острога в Салехарде для археологов стал богатым на сенсации. Увиденное в древнем погребении эксперты назвали шок-контентом, а находки помогут открыть новые страницы из жизни первых салехардцев. Итоги работ подвели в пресс-центре «Север-Пресса» с директором АНО «Институт археологии Севера», ведущим научным сотрудником СурГУ Олегом Кардашом и студентами пятого курса Глазовского государственного инженерно-педагогического университета имени Короленко Дарьей Шкляевой и Олегом Китовым.
Содержание
- 01:04 Изучали участки, где раньше не было раскопок
- 05:11 Искреннее удивление и шок-контент
- 10:47 Про количество погребений и позу эмбриона
- 17:19 Про самое интересное и датировку
- 20:30 Связь с захоронением, найденным в городском саду
- 23:45 Про жилой комплекс
- 25:33 Студенты о своей работе в Салехарде
- 35:42 Как жили первые салехардцы
- 43:05 Когда случился новый этап расселения?
- 48:57 Что будет по итогам?
- 53:28 Как могли выглядеть первые салехардцы?
Изучали участки, где раньше не было раскопок
Олег Кардаш, директор АНО «Институт археологии Севера», ведущий научный сотрудник СурГУ:
01:04 Локации для работ мы выбирали не сами, они связаны с проектом реновации архитектурно-музейного комплекса «Обдорский острог». Это участки, которые при предыдущих исследованиях в 2004−2005 годах не раскапывались. При необходимости по согласованию с УКСом администрации Салехарда зоны работ расширяли, когда, к примеру, занимались найденным погребением. В соответствии с методикой археологических исследований из могилы нельзя достать половину человека, можно только целиком. Игнорирование этого правила — довольно грубое нарушение, да и вообще неэтично, даже если человек умер очень давно, 5 тысяч лет назад.
Общая площадь работ по контракту составляет около двух с половиной тысяч квадратных метров — это археологические раскопки, археологические наблюдения. Мощность культурного слоя достигала 3,5 метра от уровня современной поверхности, а если мы уберем полметра техногенного слоя — до трех метров всех культурных напластований, сформировавшихся с древности до начала XX века. Мы сумели обследовать не все, но большую часть, потому что существуют разнообразные моменты, которые невозможно учесть ни одним проектом. Например, никто не рассчитывал, что глубина отложений будет свыше трех метров, предполагали, что уложимся в полтора. К тому же мы работаем со строителями, и, как это водится, при производстве работ происходят разнообразные изменения, которые согласовываются, вносятся в качестве дополнений.
Искреннее удивление и шок-контент
Олег Кардаш, директор АНО «Институт археологии Севера», ведущий научный сотрудник СурГУ:
05:11 Для меня погребения, обнаруженные на глубине 3,5 метра от современной поверхности, были неким шок-контентом, вызвали искреннее удивление. Я много раскопал могильников на севере Западной Сибири, но хочется сказать про первых салехардцев: «Ну неленивые люди были». Глубоко копали, много строили, погребальные сооружения добротные, с деревянной опалубкой, с покраской. В общем, творчески подходили к делу и не ленились, очень много понастроили, большие объемы земляных работ. Смотришь на современных студентов — они железной лопатой с трудом справляются и периодически хотят отдохнуть, а здесь каменный век, деревянная лопата, чтобы закопаться на глубину два с половиной метра, надо иметь серьезное целеполагание.
Обычно самые глубокие погребения — вождеские. Может быть, их делали, чтобы вождю ближе было идти в нижний мир, может, просто старались выделить. Обычный уровень захоронения для всех остальных — это метр двадцать, полтора метра. А здесь было больше. Для сравнения: в Бухте Находка на могильнике эпохи великого переселения (VI–VII века) вообще не заморачивались, чтобы копать. Есть выдув, аккуратненько туда сложили, засыпали песочком с того же самого выдува.
Погребальный комплекс первых салехардцев очень большой, имеющий планировочную организацию: ряды, центр, периферия. Центральная часть заполнена наиболее богатыми погребениями, периферийные части попроще. Ряды растянуты на очень длинное расстояние, пока примерно от 150 до 200 метров протяженность. Это значит, что коллектив был большой и погребальный комплекс функционировал длительное время, в течение нескольких поколений. Все это поддерживалось, все функционировало, потому что нам удалось обнаружить разные интересные вещи. Впервые обнаружены склепы, шесты к могилам вставлены, шесты еще обозначались на поверхности. Были ритуальные площадки, и большая редкость — найти два одинаковых захоронения по типу, инвентарю. Большое многообразие, с одной стороны, устоявшаяся религиозная традиция, с другой — еще в стадии некого формирования, возможно, адаптации вновь прибывшего населения, которое, приезжая на территорию, начинает формировать с ней некую связь. Так все поступали. На новой территории должна сформироваться какая-то эмоциональная метафизическая связь, она выражается в том числе в разнообразной ритуальной деятельности.
Про количество погребений и позу эмбриона
Олег Кардаш, директор АНО «Институт археологии Севера», ведущий научный сотрудник СурГУ:
10:47 В могильнике примерно 25−30 погребений, но боюсь соврать, потому что не все из них разобраны: некоторые выявлены и законсервированы в стенках. Невозможно бесконечно расширять строительные объекты, потому что за одним потянется другой, третий, и мы тогда никогда не закончим. К тому же обязательно нужен момент, когда надо остановиться и осмыслить, что мы понаделали, что понаходили, чтобы двигаться дальше, чтобы какой-то объект сохранился, к которому могли бы вернуться, чтобы напиться знаний.
Олег Китов, студент 5-го курса ГИПУ имени В. Г. Короленко, Удмуртия:
Одно из погребений, которое я обнаружил, было большей частью под домом. Вначале около края могилы мы нашли череп, потом руку, которая была похожа на ногу. Когда под зданием все зачистили, оказалось, что это скелет человека, но в очень странной форме. Он лежал на боку, смотрел в сторону юга, захоронение очень богатое. Еще интересно, что оно оказалось квадратной формы, с опалубкой.
Олег Кардаш, директор АНО «Институт археологии Севера», ведущий научный сотрудник СурГУ:
Человек лежал в погребении в позе эмбриона, что говорит о том, что момент смерти — это обратное рождение, перерождение. Тут нужно подчеркнуть, чем интересны погребальные комплексы для нас. Они позволяют откопать не вещи, это в археологии вообще дело десятое, а информацию. Раскрывая погребальные сооружения, раскрывая могилы древних, мы находим информацию, можем воспроизвести, что думали люди. Соответственно, поза эмбриона — это своего рода возврат в тело матери-земли, и в этой связи у нас и возникла гипотеза. Был откопан еще охристый канал — некое такое цилиндрическое сооружение метров пять-шесть, заполненное охрой и керамическими сосудами. И таким образом можно предположить, что это своего рода путь перерождения, возрождения после смерти, что очень волновало тогда людей. Эта проблема мучила Гильгамеша, правителя Шумер, об этом первая книга в истории человечества написана: как умереть и после смерти бесследно не исчезнуть. Поэтому и был обратный обряд, который необходим для перерождения в ином мире. Соответственно, в нашем случае от поселения шел этот охристый канал, где происходило тоже какое-то ритуальное действие, благодаря чему впоследствии люди попадали в город мертвых и там должны были возродиться в своих домах, склепах и продолжать жить.
Про самое интересное и датировку
Олег Кардаш, директор АНО «Институт археологии Севера», ведущий научный сотрудник СурГУ:
17:19 Самое интересное, когда мы сталкиваемся с обнаруженными предметами, обнаруженными позами, это информация, наши размышления. Важно объяснить происхождение, почему такая форма, почему так. Когда ты объясняешь студентам, журналистам, таким образом объясняешь самому себе, тогда выстраивается какая-то картина.
По датировке: у нас есть одна — 5000 лет до наших дней, может, чуть меньше. При этом могильник функционировал на этом месте около 100–150 лет, может быть, и 200. Мы можем предположить, что было далее. Произошли климатические изменения, которые в любом случае приводили в обществах с традиционным природопользованием к неким миграциям. Сейчас с представителем Института истории материальной культуры из Санкт-Петербурга, который участвовал в раскопках в Карелии, обсуждаем эту тему. В Карелии есть аналогичные памятники, но немного позднего времени. Местные археологи считают, что немного позднее, в бронзовом веке, произошла миграция населения из Зауралья на северные территории Европейского Севера в эпоху бронзы. Немножечко в сторону Гольфстрима люди пошли. Возможно, какие-то миграции животных происходили, может, и олень туда двинулся или еще кто-то. И жители отправились за ними.
Связь с захоронением, найденным в городском саду
Олег Кардаш, директор АНО «Институт археологии Севера», ведущий научный сотрудник СурГУ:
20:30 Это все одно и то же время. Именно у этого захоронения имеется дата. Мы на нее и ориентируемся в первую очередь. Если бы мы ориентировались на сравнительно типологический анализ посуды, то там посуда разнообразная. Это один некрополь, который развивался в течение 100, 150, может быть, 200 лет. Он был приличных размеров, и, соответственно, поселение (и не одно) не могло быть меньше.
Как это не удивительно, на Севере происходит расселение довольно крупных коллективов. Мы отмечаем, что, по крайней мере, в таежной зоне в Югре в эпоху каменного века численность общин охотников-собирателей была больше, чем сейчас коренных малочисленных жителей, тех же самых представителей народа ханты. Это было зафиксировано документально. Были описи населения 1896−1897 годов, самые большие остяцкие юрты зафиксированы — это 38, 39, 40 человек. А когда мы имеем дело с древними поселениями каменного века, у нас численность, судя по количеству жилищ, получается больше, до 200–250 человек на 10–15 жилищ. Это совсем большие поселения, но и здесь, на территории Салехарда, оно было немаленьким.
Про жилой комплекс
Олег Кардаш, директор АНО «Институт археологии Севера», ведущий научный сотрудник СурГУ:
23:45 Там было несколько жилых комплексов. В частности, жилой комплекс построек был вытянут вдоль берега Полуй, он был приурочен к Полую. Но и на противоположной стороне от лога, там, где храм Петра и Павла, там тоже было поселение, там тоже жили. Это было в одну некую эпоху, но не значит, что это был одновременно большой город. Все равно деревянные строения, деревянно-земляные строения приходят в негодность с течением времени. Поэтому в древности их систематически перестраивали, но редко делали это на одном и том же месте, обычно старались рассредоточить. Была система представлений, что лучше построить в другом месте, в чистом, потому что на старом может всякая нечисть завестись, поэтому и рассредоточивались по территории.
Студенты о своей работе в Салехарде
Дарья Шкляева, студентка 5-го курса ГИПУ имени В. Г. Короленко, Удмуртия:
25:33 Это моя вторая экспедиция. В прошлом году меня звали в Салехард, но из-за того, что нужно было выходить на учебу, не смогла поехать. В этом году я работаю камеральщиком, а не копаю. Для меня тут все в новинку, особенно находки. В прошлом году, к сожалению, в моей первой экспедиции не было находок, а в этой все смогла увидеть своими глазами, потрогать руками. Необычно видеть предметы спустя огромное количество времени. Недавно мы нашли на раскопе ложки. Они очень хорошо сохранились. Одна русская, другая ханты-мансийская. Интересные находки.
Олег Кардаш, директор АНО «Институт археологии Севера», ведущий научный сотрудник СурГУ:
Это ложки из бивня мамонта, но разной формы. Почему они разные? Одна форма идентична русским дорожным ложкам, которые в огромном количестве обнаружены в Мангазее и лежат в коллекции МВК имени Шемановского. Мы их насмотрелись, напубликовались в огромном количестве. Но из бивня мамонта ложки резали как раз коренные, у них была немножко другая форма, более прямоугольная. Кроме того, они обязательно были с дырочкой, с веревочкой, чтобы можно было повесить. И вот что это? Это подражание традиции, копирование формы остяками, коренным населением или же это копирование материала русскими жителями Обдорского острога? Это такой культурный диалог народов по предмету, который самый близкий. Ведь что может быть ближе ложки — главная вещь в нашей жизни: не будет ложки, так и останешься голодным. Поэтому ложки, обнаруженные в Обдорском остроге, — интересный объект, это послание нам из того времени о том, как происходило взаимоотношение населения 200–300 лет назад.
Олег Китов, студент 5-го курса ГИПУ имени В. Г. Короленко, Удмуртия:
Я наблюдал раньше одно захоронение. Это было после первого курса, на практике. Копали тоже в Югре. Там было погребение позднего Средневековья, материальных находок было больше. Здесь история немножко другая, потому что 5000 лет назад не было железа и других металлов, вот медь нашли, но ее очень мало. Но в любом случае интересно черпать информацию. Мы студенты, хотя и не занимаемся исследованиями, но все равно наблюдаем, обдумываем, очень хочется посмотреть в прошлое, как там все происходило: какие обряды были, как изготавливались те или иные предметы.
Как жили первые салехардцы
Олег Кардаш, директор АНО «Институт археологии Севера», ведущий научный сотрудник СурГУ:
35:42 Чем занимались первые салехардцы? Я надеюсь, не будет секретом, что и в каменном веке на полярном круге по объективным причинам невозможно было заниматься земледелием. Поэтому в любом случае это присваивающая экономика, охота в первую очередь на северного оленя. Помимо северного оленя были в изобилии перелетные птицы, гусь, к примеру, и это пищевая основа экономики. Вся жизнь в то время была подчинена обеспечению продуктами питания, и люди жили здесь долго, потому что было очень много дикого северного оленя, просто невообразимое количество. Поэтому-то отсюда уходить не хотелось. Погода хорошая, тепло, много оленя, комфортно жить.
Почему все-таки ушли? Холодать стало, климат изменился. А чтобы ответить на вопрос, куда ушли, надо понять, откуда они пришли, чего мы пока не знаем. Пока найденный материал нам дает двоякий смысл. Здесь было местное население, местный азиатский компонент, безусловно, присутствует, но сюда пришел и какой-то протоиндоевропейский компонент. Изучив костные останки, в недалеком будущем мы что-то сможем сказать по этому поводу. То, что расселение азиатских народов сюда приходило и здесь оставалось, продвигалось дальше на запад в сторону Гольфстрима, в сторону более теплых регионов, это мы можем предположить, но надо их легенды еще посмотреть, почитать повнимательнее: про предков что пишут? Есть у нас чудесный исследователь Березкин, который написал не одну книгу по фольклору: как фольклор позволяет реконструировать расселение, кто, где, откуда, как сформировалось. Целая база данных им создана, большая работа, поэтому фольклор надо изучать. Причем не только фольклор народов Севера, но и вообще всех евразийских народов, да и североамериканских в том числе, потому что существуют разные представления, легенды, мифы, которые позволяют нам какие-то векторы верифицировать.
Когда случился новый этап расселения?
Олег Кардаш, директор АНО «Институт археологии Севера», ведущий научный сотрудник СурГУ:
43:05 В эпоху поздней бронзы здесь происходит новый этап расселения. Есть такие загадки Крайнего Севера, что на некоторых территориях жизнь на несколько сотен лет может исчезнуть. Куда пропадают? Как пропадают? Как раз в эпоху нормандского потепления, климатического оптимума, с VIII века примерно на 300 лет население исчезает, а к XI веку возвращается, причем тот же самый народ, начинают жить на тех же местах. У людей были другие представления о времени и пространстве, то есть они жили в Арктике, и неважно, на Ямале поживут, на Гыдане поживут или в Большеземельской тундре. В гости съездят на 200−300 лет, а потом обратно вернутся и точно будут знать, что там никого не будет — до той поры, пока не началось расселение славяно-финских народов, и Российское государство не начало расширяться на эту территорию, впитывать в себя вот эти пространства.
Но при этом есть загадки, откуда у нас возникают какие-то скандинавские штучки. Возможно, с острова Колгуев. Нам кажется, что это далеко — 800 километров отсюда, но даже до восточного Ямала скандинавы могли доходить на своих судах. Например, у них была проблема — нужно было строить драккары, чтобы осваивать Северную Америку, Гренландию. А для строительства только одного судна нужно 40 шкур моржа, представляете масштабы их потребности? У себя они выбили всех моржей еще в восьмом веке, начале девятого, и встал вопрос, где брать. Пошли дальше. Пошли на Колгуев, могли дойти до Ямала. Что мы об этом знаем? Ничего. Есть у нас памятники? Особенно нет. А есть какие-то удивительные факты? Да. У нас появляются вещи, например, в традиционной культуре, в Бухте Находка появляются кумиры, где божества снабжены скандинавскими топорами с проушинами. И самое главное, что не просто топор появляется, который могли привезти, а то, что он используется в религиозной культуре. Это косвенные факты, косвенные данные, но они дают информацию для размышлений.
Что будет по итогам?
Олег Кардаш, директор АНО «Институт археологии Севера», ведущий научный сотрудник СурГУ:
48:57 Первый итог у нас будет по Обдорскому острогу. С осени начнем формировать виртуальную выставку, которую закончим к концу реализации грантового проекта. Она будет наполнена исторической живописью, графикой, вещами, фотографиями и 3D-реконструкциями. Далее возможно создание нового грантового проекта или предложения по созданию музея истории Салехарда. Потому что его нет, а все эти материалы могут составить экспозицию. Их можно передать, сформировать какой-то первоначальный фонд. То же самое касается и могильника. Можно написать проект и создать экспозицию: отреставрировать посуду, воссоздать орудия, например, стрелы, создать виртуальные сценарии, фотовыставку. В целом экспозиционного материала от каменного века до Обдорского острога и села Обдорского для создания музея истории Салехарда уже предостаточно, и он может быть востребован в первую очередь в образовательном и туристическом направлениях.
Это может иметь коммерческую ценность, потому что это музей, куда хочется сходить. К примеру, у нас раскопки стали точкой гонения всех желающих увидеть, что происходит в остроге. Нет ни одного строителя, нет ни одного рабочего, который не задался бы вопросом, не сфотографировался бы и нос свой любопытный не засунул бы в какую-нибудь могилу. Приходил теплоход с Омска, отгоняли туристов, чтобы никто не навернулся с двухметровой высоты, чтобы не пострадали. Но это же не последнее путешествие в Салехард, а значит, нужно создать условия — реальную или виртуальную экспозицию, серию выставок или что-то еще.
Как могли выглядеть первые салехардцы?
Олег Кардаш, директор АНО «Институт археологии Севера», ведущий научный сотрудник СурГУ:
53:28 У нас есть чудесные зубы, у нас есть чудесный одонтолог Настя Слепцова, которая этим будет заниматься, есть художники, которые могут воспроизвести. По крайней мере, информацию по антропологическому типу мы получим, поэтому очень бережно собираем все костные остатки. Поэтому у нас пока что сейчас не истина в последней станции, а рабочие гипотезы. Мы точно можем сказать, что погребальная обрядность имеет очень широкое территориальное распространение. И, прежде всего, центр его возникновения — это все равно Передняя Азия, Среднее Причерноморье. Это неленивые ребята были, и они принесли с собой медь, то есть явно контактировали с людьми из Великой степи и европейских металлургических центров. То есть по крупицам мы можем говорить, что некие контакты были, а возможно, была инфильтрация какого-то очень древнего населения, которое как-то рядышком с индоевропейским формировалось в каком-то общем кругу, в общем контексте.
Глава Красноселькупского района Юрий Фишер посетил раскопки легендарной Мангазеи. С начала августа на берегу реки Таз работает экспедиция. Она является частью проекта «Святой первомученик Василий Мангазейский». Обнаружены уникальные находки: старинные шахматы и искусно сделанная обувь. Найдены фрагменты орудий труда и четырехсотлетний канат.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: