http://Top.Mail.Ru
Новый главред «Красного Севера» Ольга Сытник рассказала о журналистике, своем опыте и главной газете Ямала | Север-Пресс

0

0

Новый главред «Красного Севера» рассказала, какие фразы не пропустит и что добавит в публикации

Главную газету ЯНАО возглавила Ольга Сытник

Читать «Север-Пресс» в

В старейшей газете Ямала назначен новый главный редактор. «Красный Север» возглавила Ольга Сытник, которая не только знает весь процесс создания печатной полосы, но и открыла удивительные факты в истории издания. О журналистике, своем опыте и главной газете региона главред рассказала в пресс-центре «Север-Пресса».

Содержание

  • 00:16 Что-нибудь на журналистском…
  • 01:05 Где работала и как пришла в журналистику?
  • 02:06 Почему называла себя тункором?
  • 02:36 Об истории «Красного Севера»
  • 04:15 Про удивительную находку и газету «Рыбак»
  • 05:31 На журналистику, когда за тридцать
  • 06:24 Как появилась школа молодых журналистов
  • 08:27 В командировку? Утром? Не вопрос!
  • 09:52 Про первую заметку и лучшую авторскую колонку
  • 11:39 Про стоп-слова и изменения

Что-нибудь на журналистском…

Ольга Сытник вспомнила, о чем была ее первая заметка и кто помог освоить журналистскую профессию. Фото: Юлия Чудинова /«Ямал-Медиа»
Ольга Сытник вспомнила, о чем была ее первая заметка и кто помог освоить журналистскую профессию. Фото: Юлия Чудинова /«Ямал-Медиа»

00:16 «А Соловей — это ваше имя или фамилия?», «Что вас заставило встать на путь грабежа и разбоя?» — очень люблю этот момент в мультике. Девушка-журналистка с косой и в сарафане, ее связал Соловей-разбойник, и в этот момент звучит такой характерный для нашей профессии тон. Авторы очень классно передали специфику журналистики — в любой ситуации не забывать о своей работе. У меня подобные ситуации тоже были несколько раз. Например, в совершенно другом городе прихожу на выставку кукол как зритель и начинаю у гардеробщицы выспрашивать: «Что за авторы? Откуда? А чего?» Видимо, что-то журналистское проскакивает, и гардеробщица мне говорит: «Ну вы поднимитесь, поговорите с организаторами, возьмите у них комментарии».

Где работала и как пришла в журналистику?

01:05 Я начинала в городской газете «Полярный круг», проработала там восемь лет. Затем был «Красный Север», должность корреспондента. Потом на несколько лет стала заместителем и главным редактором журнала «Ямальский меридиан». Работала на сайте «Красного Севера», это было очень интересное время. Сейчас странно вспоминать, но тогда интернет-изданием занимался один человек, иногда двое. Сегодня сайты — это очень-очень много людей и совершенно потрясающая, развитая структура.

В журналистику, часто говорю, многие приходят, как и на Север, временно. А потом остаются навсегда. Я пришла попробовать себя в «Полярном круге» на лето. Заключила договор на месяц: просто почему-то решила, что могу писать. Главный редактор Валентина Николаевна Киселева быстро привела мою самооценку в соответствие с действительностью. Она и учила меня писать, это была очень серьезная школа.

Почему называла себя тункором?

02:06 В 30-х годах прошлого века журналисты выезжали в тундру, у них было официальное название — тундровый корреспондент, или тункор. В газете так и подписывали — тункор такой-то. Когда у меня появился свой блог, нужно было придумать какое-то яркое название. Подумала, что это слово вполне передает региональность и экзотичность моего места жительства, поэтому и назвала блог «Записки тункора».

Об истории «Красного Севера»

Работа над курсовой и дипломом помогли выявить уникальные факты о газете. Фото: Андрей Ткачев /«Ямал-Медиа»
Работа над курсовой и дипломом помогли выявить уникальные факты о газете. Фото: Андрей Ткачев /«Ямал-Медиа»

02:36 Историей газеты заинтересовалась, работая еще в «Полярном круге». Я тогда училась в университете, нужна была тема для курсовой. Меня всегда интересовала история, я писала достаточно много материалов и решила, что будет интересно покопаться в архивах. Подошла к научному руководителю, она предложила взять первое десятилетие «Красного Севера», то есть 30-е годы прошлого века. Тема меня заинтересовала, и следующие курсовые и диплом я посвятила тоже «Красному Северу». Объездила все архивы, связанные с газетой. Салехард и Ямал в разное время входили в разные административно-территориальные единицы, поэтому побывала и в Тюмени, и в Омске, и в Екатеринбурге, и в Тобольске. Потом случилась еще одна удача. Выяснила, что один из первых журналистов Анатолий Климов, который работал с 1931 года, приехал тогда еще в Обдорск из Троицка Челябинской области. Я отправилась в Троицк, где в архиве хранится огромная коробка с его личным делом, документами, картинами, подробными воспоминаниями жены о жизни на Севере, которые она написала уже после его смерти. Все, что я узнавала, ложилось в основу публикаций, которые в конце концов взяли награду на конкурсе «Летящий голубь».

Про удивительную находку и газету «Рыбак»

04:15 Во всех методичках, во всех публикациях мы пишем, что первый номер газеты вышел 19 апреля 1931 года, я доказала, что это не так. Я нашла первый номер газеты «Рыбак», который датировался июнем 1931 года, но оказалось, что и это не все. Просто фантастическая история, потому что выяснилось — газета «Рыбак» выходила годом раньше, в 1930-м. Ее выпускала выездная редакция из Тобольска, которая отправлялась в наш регион на время путины, отрабатывала и возвращалась назад.

Как-то с коллегой обсуждала вариант художественной подачи всех найденных материалов. Но, зная, как пишут одаренные художественным словом люди, думаю, что у меня так не получится, я все-таки журналист, а не писатель. Поэтому размышляла о том, чтобы подготовить что-то в публицистическом изложении, но пока руки не дошли.

На журналистику, когда за тридцать

05:31 В университет на профильный факультет я пришла, когда мне было уже за 30 лет, причем поступила на заочное отделение на бюджет. Я не знала, что такое бывает, но как-то очень хорошо сдала русский язык, и меня взяли на бюджетное обучение. Это было шесть лет совершенно потрясающей учебы. Что это мне дало? Нам всегда преподаватели говорили, что очников они учат, а у заочников учатся сами, потому что у каждого такого студента есть свой опыт.

Снова окунуться в среду, которая вроде бы и студенческая, но одновременно и профессиональная, было очень интересно, всегда заряжало. Работаешь, работаешь в городской газете, в окружной газете, идет текучка. А потом ты вырываешься на сессию и возвращаешься с горящими глазами: ты видишь, что другие делают, и тоже хочется делать что-то большее.

Как появилась школа молодых журналистов

Интересом к журналистике Ольга Сытник увлекла школьников. Часть из них поступили на профильный факультет. Фото: Юлия Чудинова /«Ямал-Медиа»
Интересом к журналистике Ольга Сытник увлекла школьников. Часть из них поступили на профильный факультет. Фото: Юлия Чудинова /«Ямал-Медиа»

06:24 Была очень сильная нехватка кадров, мне хотелось решить эту проблему глобально: сейчас приду, всех научу, за собой поведу, а потом эта толпа ринется в газету и у нас будет молодая свежая кровь. Это был хороший проект, я вела его пять лет. Сначала мы осваивали жанры, то есть как создавать разные тексты. Было очень много практики: мы писали заметки, выходили на репортажи, готовили интервью с совершенно разными героями. У нас даже были пресс-конференции с какими-то очень важными людьми, например, с директором департамента образования. Приглашала педагогов из разных университетов. У нас было два педагога из МГУ, два — из Тюменского госуниверситета. Приезжал коллега из Кемерова, который тоже рубит награды на всех возможных уровнях.

Я старалась показать ребятам профессию не только пишущего журналиста. У нас были телевизионщики: лекции оператора и монтажера. Для меня это тоже было очень интересно. Тогда впервые осознала, что с помощью телевидения можно показать что угодно. Одно дело — набрать картинку, а другое дело — ее смонтировать, причем это можно сделать по-разному, с совершенно разными акцентами. В те годы о журналистике узнала больше, чем за время работы и учебы в университете.

Подсчитала, что в итоге из нашей школы 18 выпускников поступили по профилю. У нас были хорошие победы — мы стали лучшими на медиасмене в Ноябрьске, взяли два гранта, моя большая гордость — третье место среди школьных журналов на всероссийском конкурсе TIME CODE в Екатеринбурге.

В командировку? Утром? Не вопрос!

08:27 Вообще, командировки все достаточно яркие — когда ездишь по Ямалу, хотя он кажется достаточно компактным, видишь очень разные вещи, очень разную природу и людей. Я была на Ямале практически везде, во всех городах и районах, кроме Надыма. Благодаря «Красному Северу» поездила по командировкам. Конечно, было много ярких, запоминающихся моментов. Например, вечером все расходятся из редакции, ко мне в кабинет заглядывает руководитель и говорит: «Завтра в командировку поедешь?» Отвечаю: «Поеду, а куда?» Лететь надо под Мыс Каменный, там якобы нашли мамонтенка. В 9 утра с паспортом нужно быть на вертолетной площадке. А уже конец августа, свежо, пришлось срочно резиновые сапоги покупать. Когда прилетели, оказалось, что обнаружили бивень или кость моржа. Да, действительно палеонтологическая находка, но не мамонтенок! Ученые были очень расстроены. Помню, летим обратно в вертолете, смотрю: просто ужасное разочарование написано на лицах.

Про первую заметку и лучшую авторскую колонку

09:52 Первая публикация? Это 2000 год, как мне кажется, это проба пера, когда в редакции решали, возьмут меня или нет. Я писала материал о своей свекрови, небольшая зарисовочка про человека, который давно живет на Ямале, трудится, умеет печь пирожки, такой теплый и душевный.

Авторская колонка, за которую получила награду всероссийского конкурса «Лучшая региональная газета», называлась «Пособие для шариков». Кстати, это была моя первая колонка. Страшно волновалась, потому что колонка — это вообще достаточно ответственная штука, надо писать что-то из головы, чего многие журналисты, и я в том числе, не умеют. Могу писать только то, что я сама видела и слышала, а что-то придумать для меня сложно. А тут надо придумать какую-то острую тему. И я взяла — сейчас это странно звучит, потому что все так сильно изменилось — проблему получения льгот или каких-то государственных услуг. Раньше для этого нужно было собрать очень много документов. Ты идешь куда-то, тебе говорят, что нужен такой-то список документов, а потом приходишь и оказывается, что еще чего-то не хватает. У меня дети тогда играли в игру, где нужно было строить лабиринт для шариков. Он должен быть как можно больше, с каждым этапом игра усложняется — шарики подскакивают, перекатываются по наклонной. Игра называлась «Заработало!» И я подумала, что люди, собирая необходимые документы, похожи на эти шарики. Так и появилась мысль: если с чиновников требовали бы результат, они бы быстренько сами собирали все документы, что сейчас и происходит. Очень приятно осознавать, что настолько все изменилось.

Про стоп-слова и изменения

Новый главред объяснила, почему не бывает «снежных сугробов». Фото: Юлия Чудинова /«Ямал-Медиа»
Новый главред объяснила, почему не бывает «снежных сугробов». Фото: Юлия Чудинова /«Ямал-Медиа»

11:39 Как главный редактор не пропущу в тексте канцеляриты: «данные», «являются», а еще плеоназмы — типа «снежные сугробы». Не знаю почему, но плеоназмы — это какая-то страшная штука, самые опытные журналисты их пропускают. И я тоже пропускаю, а когда вижу в газете свой текст с какими-нибудь снежными сугробами, думаю, где же были мои глаза.

За 93 года, конечно, в газете было много перемен. Сейчас снова наступает время, когда нужно что-то менять — уходить от газетности к восприятию человека, который привык читать и видеть в интернете. Мы сделаем упор на визуал, у нас уже появились интересные проекты, связанные с инфографикой, — чтобы человек не столько читал страничку, сколько ее рассматривал. Хочется делать сложные, красивые вещи, и я думаю, мы все будем этому учиться.

Ранее «Север-Пресс» сообщал, что материалы ямальского медиахолдинга стали лауреатами фестиваля СМИ «Щит России».

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0