http://Top.Mail.Ru
Билет в Арктику. Победителей конкурса поощрили поездкой на Ямал и в Мурманскую область | Север-Пресс

0

0

От маршрута для ледокола до вертолетного шатра. Победители конкурса рассказали, за что получили «Билет в Арктику»

Победители конкурса «Билет в Артику» побывали в экспедиции на Ямале

Читать «Север-Пресс» в

Ямал стал одним из двух регионов, где побывали победители конкурса «Билет в Арктику». Какие проекты предложили на суд экспертов студенты и молодые ученые, чем они готовы помогать в развитии Арктики и что их впечатлило на Ямале, — об этом они рассказали в пресс-центре «Север-Пресса».

Содержание

  • 00:21 О цели конкурса и организаторах
  • 01:21 Насколько оказался представительным второй сезон?
  • 03:20 Победителей поощрили поездкой на Ямал
  • 04:39 Какими должны быть морские платформы?
  • 06:39 Про универсальный ангар для ремонта вертолетов
  • 07:48 На каждое судно по наблюдателю за моржами
  • 09:17 Что поможет сохранять экологию в Арктике?
  • 12:16 Маршрут для атомного ледокола
  • 15:02 Какая идея понравилась вертолетчикам?
  • 18:09 Конкурс помогает готовить кадры для Арктики

О цели конкурса и организаторах

Анна Карасёва рассказала, какие треки предложили участникам конкурса. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Анна Карасёва рассказала, какие треки предложили участникам конкурса. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

Анна Карасёва, представитель оргкомитета конкурса «Билет в Арктику»:

00:21 В этом году у нас завершился второй сезон конкурса. Как и в прошлом году он реализуется при грантовой поддержке Минобрнауки в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий». Организатором выступает автономная некоммерческая организация «Чистая Арктика». Участниками могли стать студенты, аспиранты и молодые ученые в возрасте от 18 до 35 лет. Конечно, главная цель конкурса — это привлечение талантливой молодежи к исследованию арктического региона, повышение доступности информации о приоритетных направлениях российской науки и перспективных отраслях для Арктики.

Насколько оказался представительным второй сезон?

Анна Карасёва, представитель оргкомитета конкурса «Билет в Арктику»:

01:21 В этом году в конкурсе приняло участие более 250 тысяч человек со всей России. По количеству регистраций наиболее ярко себя проявили Московская, Ленинградская и Челябинская области. Финалисты у нас представляют самые разные города и вузы России: Томск, Иркутск, Тюмень, Москву, Санкт-Петербург.

При составлении треков мы ориентировались на ключевые компетенции, которые будут наиболее актуальны сейчас и в ближайшее время для Арктического региона. И ориентируясь на них, мы подобрали группы из 25 самых актуальных профессий. Таким образом у нас получилось пять тематических треков. Первый — «Добыча и транспортировка нефти и газа». Второй — «Новые материалы и технологии для Арктики». Третий — «Экология и биологические ресурсы Арктической зоны Российской Федерации». Четвертый — «Добыча и переработка полезных ископаемых». Пятый — «Транспортная инфраструктура и Северный морской путь».

За некоторыми из треков закреплены индустриальные партнеры — крупнейшие российские компании. Например, в треке, посвященном новым материалам и технологиям, стратегическим партнером конкурса выступила компания «Вертолеты России». В треке «Добыча и переработка полезных ископаемых» наш стратегический партнер — компания «ФосАгро», а в треке «Транспортная инфраструктура и Северный морской путь» — госкорпорация «Росатом».

Победителей поощрили поездкой на Ямал

Анна Карасёва, представитель оргкомитета конкурса «Билет в Арктику»:

03:20 Для поездки победителей выбраны именно Ямал и Мурманская область, поскольку мы убеждены, что эти регионы могут наиболее ярко и полно представить научный и технологический потенциал Арктической зоны Российской Федерации.

Пять человек, которые победили в спецноминации компании «ФосАгро» по треку «Добыча и переработка полезных ископаемых», отправились в Мурманскую область, на Кольский полуостров. Они посетили предприятие кировского филиала АО «Апатит», посмотрели производство, максимально близко познакомились с тем, как устроена добыча и переработка нефелиновых руд. Ямал — замечательный северный регион, где, как нам кажется, собран огромный научный и технологический потенциал. Думаю, что ребята должны быть очень довольны нашей экспедицией.

Какими должны быть морские платформы?

Егор Агешин рассказал, почему решил углубиться в тему добычи нефти и газа. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Егор Агешин рассказал, почему решил углубиться в тему добычи нефти и газа. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

Егор Агешин, победитель конкурса, Московский авиационный институт:

04:39 Для меня конкурс интересен тем, что он позволил не ограничиваться только авиационной индустрией, а расширить знания в инженерной области, посмотреть, какие решения могут быть реализованы в нефте- и газодобыче. По моему треку «Добыча и транспортировка нефти и газа» необходимо было ознакомиться с условиями нескольких месторождений, которые находятся в Баренцевом море, и предложить свое видение, как они могут быть разработаны, какие конструкции нефтяных и газовых платформ использовать. В авиации очень часто применяется принцип, когда мы выбираем какие-то общие направления, общие конструкции для изделий. Соответственно, почему бы такой способ не применить для разработки нефтегазовых платформ? У нас есть примеры успешных реализаций платформ в Печорском море, в частности, «Приразломная». Почему бы не распространить этот опыт на месторождения по соседству? Я так понимаю, что эксперты оценили такой подход.

Про универсальный ангар для ремонта вертолетов

Кристина Николаева считает, что ее проект может быть реализован. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Кристина Николаева считает, что ее проект может быть реализован. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

Кристина Николаева, победитель конкурса, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»:

06:39 Я с самого детства интересовалась арктической местностью, мне было интересно изучать тему, выполнять проекты, участвовать в различных конкурсах. На конкурсе «Билет в Арктику» представила проект, посвященный ангару для восстановительного ремонта вертолетов. Это достаточно интересный проект с технической точки зрения, пришлось рассмотреть множество аспектов, начиная с безопасности и заканчивая самим строительством ангара в арктических условиях. На мой взгляд, с технической точки зрения получившееся можно реализовать. Разработаны 3D модель, чертеж, естественно, нужно вместе с экспертами обговорить некоторые детали, но проект выполнен достаточно хорошо.

На каждое судно по наблюдателю за моржами

Ирина Аксаментова, победитель конкурса, СПбГУ:

07:48 У нас было два этапа отбора: заочная презентация решений кейсов, затем уже очная защита в финале. В рамках своего кейса мы выбирали территории, которые важно сохранить и оставить нашим потомкам; разрабатывали мероприятия для защиты млекопитающих. Сначала нужно определить, что это за млекопитающие, когда они заходят в этот регион, как это может повлиять на работу Северного морского пути. Разрабатывая мероприятия, мы углубились в тему, смотрели, где и какая есть антропогенная нагрузка, где шум или свет могут даже повлиять. На моих участках в рамках проекта были белые медведи, тюлени, моржи и киты. Я впервые столкнулась с тем, что, оказывается, мне на корабле обязательно нужен наблюдатель, чтобы ни один морж не пострадал. Ранее в моей практике таких вопросов не было, так как я работала по особо охраняемым территориям Байкальского региона и Дальнего Востока, там совсем другие условия. Очень интересно было погрузиться в специфику Арктической зоны, получить новые знания и потом презентовать проект жюри.

Что поможет сохранять экологию в Арктике?

Ирина Аксаментова, победитель конкурса, СПбГУ:

09:17 Первое и самое важное — это сознательность людей, потому что порой, когда мы начинаем куда-то стремиться, что-то развивать, мы забываем про экологию. В Арктике, учитывая ее природный ресурс и потенциал, рекреационное значение, экология и биологические ресурсы — это возможности роста и развития региона. Поэтому важно уважать окружающую среду и соблюдать природоохранное законодательство. А чтобы сформировалось такое отношение, в первую очередь необходимо образование. Я стала экологом, потому что мне с детства прививали это, и мне искренне нравится работать с маленькими детьми, которые не понимают, что такое климатические изменения, что есть парниковые газы, но, увидев, что кто-то вбил гвоздик в дерево, обязательно предложат его убрать.

Воспитывая осознанность с детства, мы получаем поколение с бережным отношением к окружающей среде. Ну, а для тех, кто не хочет к этому стремиться, есть прекрасные регуляторные меры Российской Федерации. У нас сильное природоохранное законодательство.

При посещении карбонового полигона на Ямале я была искренне удивлена, что сотрудники Научного центра изучения с горящими глазами нам рассказывали о том, что получают данные об изменении климата 24 на 7, выясняют, как развивать дороги в условиях вечной мерзлоты, как строить здания, как фундамент заливать. Это база, на которую ты смотришь и думаешь, что это здорово, что ведь могут, когда хотят. Я искренне надеюсь, что полигон действительно достигнет своих целей и задач. Нам рассказывали, что изначально это была вышка радиосвязи, и очень уже круто с точки зрения экологии, что взяли готовый проект, преобразовали под свои нужды с минимальным использованием ресурсов.

Маршрут для атомного ледокола

Победители конкурса рассказали, чем им интересен «Билет в Арктику». Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Победители конкурса рассказали, чем им интересен «Билет в Арктику». Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

Михаил Ремизов, победитель конкурса, МГТУ им. Н. Э. Баумана:

12:16 Все мы понимаем, что, наверное, главным аспектом развития Арктики и всей экономики нашей страны сейчас выступает Северный морской путь как глобальная водная артерия, благодаря которой мы взаимодействуем с нашими партнерами за рубежом. Перед нами была задача разработать маршрут проводки атомного ледокола самого нового проекта через Карское море. Это очень важный экономический аспект, потому что ледокол может идти в чистой воде с большой скоростью, а судно за ним, соответственно, и это будет выгодно и быстро. Если мы входим в зону льдов или приближаемся к каким-то архипелагам, скорость нам нужно снижать, уменьшать расстояние между судами, увеличивать мониторинг за безопасностью движения. Соответственно, это увеличивает стоимость прохождения и влияет на экономику. Исходя из статистических данных прошлых лет, прогнозируемым изменениям ледовой обстановки, данным, которые есть сейчас, можно просчитать оптимальный маршрут. На защите проекта, кстати, присутствовал капитан атомного ледокола. Я был бы рад, если бы у меня появилась возможность оказаться на борту такого судна в реальных условиях.

Какая идея понравилась вертолетчикам?

Даниил Бустонов, победитель конкурса, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет:

15:02 У меня кейс был от «Вертолетов России». Надо было разработать ангар с использованием инновационных материалов или систему защиты от разлива нефти. Я прочитал этот кейс и подумал: ну, могу предложить что-то существующее, но вряд ли это может зацепить, данный продукт не будет решать насущную проблему. Посидел, решил вспомнить опыт из прошлого, что лично бы меня беспокоило. Вспомнил историю транссибирской магистрали, когда по ленд-лизу перегоняли самолеты. Больше 80 бортов разбилось из-за непогоды, из-за жесточайших условий как для людей, так и для техники. Пилоты просто замерзали, большинство до сих пор не найдено. И я решил разработать спасательный комплекс в виде быстро надувающегося ангара. Физические процессы, которые там будут происходить, примерно, как в термосе. Есть две стенки, между которыми находится вакуум, и есть определенный реагент. Например, непогода, случились какие-то неполадки, вертолет приземлился, и чтобы спасти технику и экипаж, расстилается тент и надувается с помощью реагента. Как действует реагент, становится понятно на примере уксуса и соды, я на защите проекта показывал такой пример с шариком. Предлагаю использовать прорезиненное полотно, можно сшить на каждую модель вертолета. Комплекс будет располагаться внутри кабины, и при необходимости в экстренных случаях его можно будет использовать. Вертолетчикам идея понравилась.

Конкурс помогает готовить кадры для Арктики

Анна Карасёва, представитель оргкомитета конкурса «Билет в Арктику»:

18:09 Эксперты, безусловно, заинтересовались работами наших ребят. И более того, я скажу, что на экспертном совете, где определяли финалистов, все наши ученые, члены жюри отметили очень высокий уровень работ и большую конкуренцию. Думаю, не ошибусь, если скажу, что победители — это лучшие из лучших, которые прошли действительно непростой отбор из нескольких этапов. Безусловно, конкурс ставит перед собой глобальную цель — поиск талантливой молодежи и развитие ее компетенций. В дальнейшем мы надеемся приобщить финалистов к исследованию и работе в Арктике. Мы надеемся, что поездка и на Ямал, и на Кольский полуостров покажут, насколько Север прекрасен, насколько здесь можно и нужно жить.

Ранее «Север-Пресс» сообщал, что студенты из ТюмГУ на практике изучат здания и мосты в ЯНАО.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0