От стоповера до сапсёрфинга на леднике. Глава профильного агентства рассказал, чем удивляют на Ямале приезжих блогеров и местных туристов | Север-Пресс

Читать «Север-Пресс» в

На Ямале фиксируют рост турпотока, создают новую инфраструктуру для путешественников и удивляют блогеров гостеприимством. О том каким был летний туристический сезон, как развивается стоповер-программа, какую турбазу планируют скоро открыть, что ждет школьников, участвующих в проекте «Ямал — полуостров открытий», рассказал директор Агентства по развитию регионального туризма Павел Хромов.

Содержание

• 00:40 О предварительных итогах летнего сезона и турпотоке
  • 02:26 От событий к продвижению турпродуктов
  • 03:45 О восхождениях на ледник Романтиков и Рай-Из
  • 07:18 О свадьбах в горах и фотосессии на леднике
  • 11:16 О турах на выходные и блогерах
  • 16:36 Про приезд медиа
  • 23:09 Про планы по развитию стоповера
  • 25:50 Откуда приезжают на Ямал туристы?
  • 27:39 О новых базах, приютах и тропах
  • 31:43 О реконструкции метеостанции
  • 34:26 О горнолыжном комплексе «Рай-Из»
  • 35:25 Про образовательный проект «Ямал — полуостров открытий»
  • 36:43 Об онлайн-магазине с мерчем и турами, принципе одного окна

О предварительных итогах летнего сезона и турпотоке

Фото:  Кадр из видео ИА «Север-Пресс»
Фото: Кадр из видео ИА «Север-Пресс»

00:40 На самом деле июнь в этом году нас немножко расстроил, потому что в начале был довольно-таки холодный, ветреный, и мы долго запускали наш туристический сезон. Потом погода наладилась, ситуация выправилась, и мы видим кратное увеличение туристического потока, заинтересованность людей не только за пределами региона — наконец-то наши туристы начинают больше путешествовать по Ямалу. Если обратиться к сухим цифрам, (за август данных пока еще нет), то в июне — июле в 2022 году у нас турпоток был порядка 32 000 человек, которые к нам приехали. Если говорить за июнь — июль 2023 года, то это уже 37 000 человек, то есть практически увеличение на 5000 человек, и в целом это неплохо. Для кого-то, конечно, может показаться, что цифры небольшие, но нужно не забывать, что это все-таки Ямал, где есть сложности с точки зрения инфраструктуры, того, как сюда добираться. Тем более, лето — отпускной период, когда у нас авиакомпания загружена местными пассажирами, которые едут в отпуск. В то же время появление дороги позволяет и автотуристам добираться к нам в регион.

И в целом мы видим рост турпотока. Если в 2021 году у нас турпоток был 177 000 человек, то в 2022 году он уже достиг 191 000 человек. Для арктического региона с такой сложной логистикой, очень суровым климатом — цифры довольно-таки хорошие.

Опять же, нас часто сравнивают с Камчаткой по удаленности, по сложности добраться. Там турпоток составляет 300 000. Но Камчатку знают, мне кажется, все, очень раскрученный бренд. Мы в ближайшее время планируем их перегнать.

От событий к продвижению турпродуктов

02:26 Если говорить про само лето, то в прошлом году делали большой упор на событийные мероприятия, проводили какие-то активности. В этом году мы сделали акцент на медиаработе, на продвижение, и от туроператоров есть очень хорошая «обратка». Например, в июне разговаривали с одним из наших туроператоров — Алексеем Тарасовым, который специализируется на сплавах. Он говорит: у меня до конца лета уже все расписано, давно такого не было — и выходные, и среди недели, есть большие группы, корпоративные, индивидуальные заказы, очень круто, и рад, что есть такой запрос от туристов, спасибо, работаем вместе.

О восхождении на ледник Романтиков и Рай-Из

Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»

03:45 Считаем, что это очень удачный опыт. Вообще у нас таких восхождений в течение года два. Первый мы делаем в апреле на Рай-Из, летом — второй, к леднику Романтиков. Откуда появилась такая мысль? Мы понимаем, что внутри региона у нас есть пока проблема (но она тоже исправляется) — люди в целом не знают о том, что у нас есть Полярный Урал. Для меня было вообще открытие, что в Салехарде есть такие люди, из Надыма и в Ноябрьске люди удивлялись: «У нас горы есть?» Ребята, конечно, есть, приезжайте, посмотрите! И они теперь до нас добираются.

Опять же, у нас Полярный Урал сложнодоступный. Ты можешь доехать до Харпа на машине, там асфальтовая дорога, но дальше только специально подготовленная техника. Даже не каждый стандартный стоковый внедорожник сможет пройти, в идеале лучше ехать на трэколе. И для того, чтобы люди заинтересовались, надо как-то организованно это делать. Так у нас появилось восхождение на Рай-Из, которое проводится уже несколько лет. А в этом году у нас было третье восхождение на ледник Романтиков. Если мы первый год начинали со 100 участников, то в прошлом году поехали 180, а в этом у нас вообще было 250 участников! Но, опять же, тут ограничения идут только по транспортной логистике, то есть там закрытая дорога и проезд согласовывается с «Конгор-Хромом», есть возможность проехать только организованными группами через туроператоров. Но приоткроем завесу: там есть объездные пути (о которых мы официально не говорим), но если есть большое желание, дорогу можно найти. И в этом году у нас было заявлено изначально 200 человек, 50 человек еще доехали самостоятельно. Мы там прямо считали, волонтер стоял на входной арке, отслеживал, сколько человек пошли в гору до ледника.

Если говорить о восхождении на Рай-Из, то мы должны выполнять квоту в 200 человек, в этом году там присутствовало 537 человек, для нас это абсолютный рекорд! То есть 200 человек мы привезли организованно, а остальные — еще 337 — добирались самостоятельно. Спрос растет!

И самое главное — что после таких массовых восхождений остается очень большой шлейф: не все могут попасть, кто-то был в отпуске, кто-то в командировке, просто мест не хватило, и у туроператоров происходит всплеск на заказ таких туров. Еще мы по итогам делаем медиаподсветку: фотографии выкладываем. Люди видят, что там побывали их друзья, им тоже хочется попасть и, соответственно, они начинают искать лазейки, обращаются к нам в Туристско-информационный центр, и мы их уже перенаправляем на наших туроператоров, которые организуют для них данные туры.

О свадьбах в горах и фотосессии на леднике

07:18 Мне кажется, ледник Романтиков в целом, в силу своего названия, предполагает такое событие. Опыт такой у нас был в прошлом году. У нас три пары поженились возле нашего плато Рай-Из, но знаете, было двоякое ощущение. С одной стороны, очень круто, очень романтично, красиво: невесты, фата, горы, белые горнолыжные костюмы. С другой стороны — это немного затягивает всю процессию: пока доехали, пока вышли, пока какая-то невеста отошла носик припудрить, и мы понимаем, что, совмещать эти события не надо, чтобы не все участники были задействованы, подумаем, как будет лучше.

Вообще каждый год стараемся наши мероприятия насыщать какими-то интересными действиями. Если первый год было просто восхождение на ледник Романтиков, то в прошлом году мы сделали наверху лекцию. Наш туроператор Игорь Сегеда поднял туда аппаратуру, рассказывал про Полярный Урал, про ледник, про туризм.

В этом году мы же сделали костюмированный заплыв на сапбордах. Вообще поплавать на сапе среди ледников — отдельное удовольствие, если говорить про фотокарточки — это вообще что-то сногсшибательное. И притом мы сделали такую историю, что если ты приходишь в каком-то костюме, то можешь бесплатно и без очереди поплавать на сапе и пофотографироваться. Но пока сложно прививается — в этом году у нас пришло в костюмах всего 10 человек.

Думаю, что здесь есть момент стеснения. У нас была такая история в этом году, когда мы закрывали в Лабытнанги горнолыжный сезон — тоже делали костюмированный спуск. С Игорем Воробьевым решили попробовать практику, которую используют в крупных горнолыжных комплексах, но в начале кое-как нашли 15 человек. Даже, честно скажу, некоторых людей своих уговорили: давай, надо одеваться и спускаться. В итоге мы сделали этот спуск, появились фотографии, появилось видео — и посыпалось огромное количество звонков: когда еще будет такое мероприятие, мы хотим, мы решились, давайте. Круто, что люди теперь это видят, понимают, что так можно делать, что это очень круто и красиво смотрится. Я думаю, что на следующий год количество участников будет только расти.

О турах на выходные и блогерах

11:16…У нас в приоритете тур выходного дня: если у ямальцев получается отдохнуть больше, чем в выходные, — они стараются уезжать за пределы региона. Раньше таких туров было мало, и сейчас как раз в эту сторону наш турбизнес разворачивается, предложений становится намного больше. Нельзя сказать, что это какое-то дикое разнообразие, все равно из-за удаленности не так много локаций красивых, которые можно посетить за несколько дней — их в пределах 10, наверное. В этом году у нас особой популярностью пользуется озеро Хадатаёганлор. Живописнейшее место в горах, притом горы, которые в том районе, — они более северные, отличаются от того, что у нас здесь. Острые пики, чистейшая вода, зелень, сверху снежники — это незабываемые впечатления. И в этом году у нас приезжало несколько медиа-проектов (Туту.ру и VK), участников которых мы возили туда. Они остались под большим впечатлением от всей этой природы, которая есть на Ямале. Когда они сюда ехали, мы им пытались объяснить, что их ждет, что будет происходить. Естественно, никто ничего не понял, никто не подготовился. Они говорили, что вообще такого не ожидали, остались под огромнейшим впечатлением. Два популярных блогера, которые побывали здесь в рамках проекта VK «Места», сказали, что много путешествуют по стране и раньше говорили, что самое классное место, где они были, находится за границей — теперь для них это реально Ямал. И мы это видим по тем постам, которые они выкладывают в своих социальных сетях. Думаю, это ценно для нашего региона и позволит нам дополнительно привлечь туристов.

Про приезд медиа

16:36 У нас такая работа ведется давно, мы стараемся популяризировать наш регион. В прошлом году работали более индивидуально, находили отдельных фотографов, видеографов, блогеров. Получился хороший результат — один из фотографов вывозит авторские туры, сейчас он набирает группу и привезет ее в декабре к нам на Ямал. У него туры дорогостоящие, порядка 200 000, VIP-обслуживание под ключ, и надеемся, что небольшой турпоток, но будет.

В этом году решили сделать более массово. Есть проект Туту «Медиаразведка», и к нам приезжали 12 участников от различных СМИ: ТАСС, «Комсомольской правды», «Известий», плюс блогеры-миллионники. Мы показали им наши основные достопримечательности. В поездке у них было две задачи. Первая — освещение, они набирают огромное количество материалов, и в течение полугода будет выходить различные статьи. Ну и второе — это опытные люди, не один регион посмотрели, они приезжают и делают честную оценку увиденного. При этом они себя очень капризно ведут, но в конце признаются. Действительно с ними было тяжело, в какой-то момент даже подумали: зачем мы их привезли? Но потом они рассказали, что специально так себя вели, как самый ужасный, капризный и нежелательный турист. В итоге мы получили от них огромный отчет. Очень много критериев, то есть они оценили все: начиная там от того, как их в аэропорту встретили, как в самолете бортпроводники работали, сколько мыла в гостинице было положено, как полотенце свернуто — и заканчивая привлекательностью самих туристических объектов. Их оценка — 9,6 из 10, мне кажется, это очень хороший показатель того, что на Ямале умеют встречать гостей и здесь есть что посмотреть.

Второй проект — VK «Места». Сейчас набирает популярность молодежный туризм, это направление работы приобретает государственное значение. И мы понимаем, что все равно молодежь черпает все из соцсетей, яркий тому пример — Дагестан. Как вообще про него все узнали? Просто люди поехали в Грузию, граница была закрыта, развернулись, посмотрели по сторонам — Дагестан. Что-то непонятное, но поедем посмотрим. Съездили, посмотрели, пофотографировали, выложили в соцсеть — и все захотели поехать туда.

Здесь мы преследуем ту же цель. «ВК» сейчас самая популярная социальная сеть в России, самое большое количество просмотров, поэтому мы с ними стали сотрудничать. К нам приезжали два блогера, понятно, для взрослой аудитории не очень понятно кто эти люди, но это ребята-миллионники, у них миллионные просмотры, у молодёжи они очень популярны, и наша задача — как раз-таки через них транслировать те достопримечательности, которые есть у нас в регионе.

Про планы по развитию стоповера

Фото: Василий Петров / «Ямал-Медиа»

23:09 Когда мы открывали программу, было два направления: Москва — Салехард — Тюмень, Москва — Салехард — Горно-Алтайск и обратно. Сейчас у нас уже 13 направлений: Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург появились. Есть вообще маршрут Екатеринбург — Салехард — Тюмень, и он пользуется популярностью…

Но есть большой нюанс, который нас тормозит с точки зрения продвижения. Так как это уникальная программа, билеты продаются только на платформе АК «Ямал» — естественно, об этом мало кто знает. Когда мы запускали рекламные кампании, то у нас сразу было кратное увеличение продаж. Но делать это только благодаря рекламе сложно. Сейчас мы начинаем выходить на партнерство с «Авиасейлсом», несколько месяцев работаем над тем, чтобы там появилась наших подборка билетов.

В ближайшее время планируем, что запустим ежедневный стоповер. Сейчас он работает только в выходные, но мы понимаем, что это тоже ограничения. К нам приходят запросы от людей, которые говорят, что сложно иногда совместить поездку с отпуском, потому что-либо ты уже летишь в отпуск, либо из отпуска, не всегда уже есть на это силы и деньги. Говорит: а вот прикольно было бы совмещать как раз-таки с какими-то командировками, но они среди недели. Проговорили уже с представителями авиакомпании «Ямал» и гостиницы «Юрибей, от всех получили положительный ответ. Некоторые юридические моменты сейчас дорешаем и в ближайшее время стоповер начнет летать каждый день по тем направлениям, которые у нас сейчас работают.

Откуда приезжают на Ямал туристы?

25:50 Если говорить откровенно — четкой статистики у нас, к сожалению, нет. Когда туристы останавливаются в гостинице или еще где-то, такие данные есть, но очень часто бывает, что туристов просто забирают в аэропорту и сразу туроператоры вывозят их горы. Сейчас мы работаем с туроператорами над тем, чтобы они тоже такие данные собирали. Ну вообще мы понимаем, что все равно это, конечно же, туристы из центральной части России, это основная часть нашего турпотока. Сейчас УрФО тоже набирает обороты. И вообще, как мне кажется, сейчас жители в стране начинают больше путешествовать и открывать для себя новые места.

Когда стали рисовать свой портрет туриста, мы стали понимать, что это не начинающие — это профессиональные туристы, которые побывали уже во всех попсовых местах страны (в Сочи, в Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге), и теперь говорят: хотим что-то новое, какое-то новое направление, в котором никто не был. В целом география очень обширная — со всех концов России к нам приезжают.

О новых базах, приютах и тропах

27:39 В этом плане огромная работа ведется. В этом году должна запуститься у нас база «Харбей» — прекрасное место прекрасная база. Плюс там сейчас обустраивается несколько троп, которые будут как для пешего туризма, так и для туризма на внедорожной технике — квадроциклы, снегоходы. В том году мы промаркировали маршрут к леднику Романтиков, чтобы каждый мог приехать самостоятельно. В этом году будет маркировка на горе Черной, в сентябре будем делать. Конечно, возникает вопрос: почему в конце сезона, почему раньше не делали? К сожалению, у нас очень поздно сходит снег — пока все подготовительные работы пройдут, мы только к концу сезона начинаем. Сейчас, набирая опыт, планируем, что будем уже делать в следующем году, чтобы уже в июле начать строить.

Мы поняли, что наш жилой модуль, который был установлен возле Черной, имеет огромную популярность, видели, как туда приезжают туристы из других ямальских городов, остаются, проводят там какое-то время. И в этом году у нас по итогам будет установлено ещё шесть жилых и девять санитарных модулей на Полярном Урале, получится такая небольшая сетка.

Сейчас у нас в разработке еще один большой проект — «Большая ямальская тропа», но это такой небольшой спойлер. Мы сейчас все доделаем, над проектом работают три органа исполнительной власти, чтобы вы понимали масштабы — суммарно будет 230 километров. Я думаю, чуть позже расскажем о нем более подробно.

О реконструкции метеостанции

31:43 В этом году, если говорить про инфраструктуру, наш большой проект — реконструкция метеостанции на горе Рай-Из. Тоже культовое место — она хоть и заброшенная, но там бывает огромное количество туристов, каждые выходные группы ходят. Понимаем, что пользуется спросом, поэтому Дмитрий Андреевич [Артюхов] принял решение ее реконструировать. Сейчас проходят ремонтные работы, мы планируем, что где-то в середине сентября они закончатся, мы ее сможем уже открыть — и наше следующее восхождение уже будет к обновленной метеостанции.

Общий вид с точки зрения конструктива останется прежним, но поменяется крыша, облицовка окон и полностью внутреннее убранство. При этом мы хотим сделать не просто приют, а приют-музей, сохранить историю, которая была на метеостанции: тот журнал, где записываются туристы, какие-то фотографии, приборы. Будут полки специальные, картины повесим, чтобы люди пропитывались духом, который был в те времена. Но, понятно, мы сделаем его более комфортным с точки зрения проживания. Это более качественные спальные места, печи с большей теплоотдачей, ветрогенератор, то есть для жизни он станет довольно-таки комфортным. Плюс поставим хороший санитарный модуль. И если раньше, как мы знаем, туристы оставались там на день-два, то после реконструкции можно будет спокойно жить.

О горнолыжном комплексе «Рай-Из»

34:26 Сейчас идет подготовительный документальный этап, со следующего года начнется активное строительство. В первую очередь начнут строить дорогу — для нас это тоже огромный плюс. Как только появится дорога, Полярный Урал станет намного доступнее. Многие туристические достопримечательности (та же Нефритовая долина) находятся по пути, и это позволит людям на обычных легковых машинах добираться туда. Планируется, что в 2026 году будет сдана первая очередь комплекса. Мы сами с нетерпением ждем и понимаем, что ГЛК может стать сердцем туризма на Ямале. Он находится в центре Полярного Урала, и оттуда идут все направления, которые нам интересны.

Про образовательный проект «Ямал — полуостров открытий»

35:25 Из нововведений: ребята, которые приедут к нам в сентябре и потом в октябре (но будем смотреть по погоде), посетят Полярный Урал, побывают на леднике Романтиков. Сейчас работаем с коллегами из образования, возможно, в следующем году сдвинем поездку — может, на летний период, чтобы больше ребят у нас посетило Полярный Урал.

Но в целом основная задача — познакомить детей с нашей этнографией, со столицей региона. Не скажу, что что-то в корне меняется, но каждый раз стараемся программы разработать по-новому, чтобы не было такого, чтобы ребята говорили, что то же самое было в прошлом году. Сейчас молодежный туризм в приоритете, поэтому форматы общения, взаимодействия постоянно меняются.

Об онлайн-магазине с мерчем и турами, принципе одного окна

36:43 Онлайн-магазин мы запустили, потому что было много запросов на него. Пока это бета-версия, чтобы там никто не думал, что сделали очень простое. Оно правда простое — но красивое, нам нравится и людям тоже, отзывы получаем хорошие. Сейчас разрабатываем полноценный маркетплейс, где будет уже большее количество товаров, где будет возможность купить большее количество туров, сувениров.

Вообще хотим, чтобы наш портал «VisitYamal» стал неким порталом одного окна, куда ты можешь зайти, получить всю информацию, чтобы она отвечала запросам разной аудитории. Есть туристы-профессионалы — сами сидят, скрупулезно составляют маршрут, прописывают себя тайминг. И мы хотим, чтобы такие люди нашли на портале необходимое. Далее — есть те, кому нужны рекомендации, как, к примеру, провести идеальный день в городе на полярном круге. Также чтобы была возможность купить готовый тур, где вообще включено у тебя: из аэропорта забрали, заселили, покормили, увезли, развлекли. В таком направлении движемся и планируем в декабре запустить уже полноценную работу нашего интернет-магазина.