0
0
Открыть новые тайны Мангазеи. Зачем археологи вернулись на территорию «златокипящей»
В ЯНАО ученые хотят найти остатки старинной часовни в Мангазейском городище
Археологи вновь вернулись к полевым работам на территории Мангазейского городища. Экспедиция продлится до середины сентября. Что в планах ученых, какие факты из прошлого «златокипящей» уже известны и как они связаны с именем святого первомученика Василия Мангазейского? Об этом узнали в пресс-центре «Север-Пресса» у директора НПО «Северная археология — 1», ведущего научного сотрудника СурГУ Георгия Визгалова и директора АНО «Институт археологии Севера», ведущего научного сотрудника СурГУ Олега Кардаша.
Содержание
- 01:07 Мангазею копали не один раз
- 03:40 Как родилась идея проекта по Василию Мангазейскому
- 06:17 Такого богатства нигде не видели
- 11:24 Не война, так пожар и голод
- 15:38 О судьбе Василия Мангазейского
- 26:03 Связь Мангазеи и Обдорского острога
- 35:02 Про задачи на сезон и на будущее
- 45:51 Что стало с мощами Василия Мангазейского?
- 52:37 Что произошло с Мангазеей?
Мангазею копали не один раз
Георгий Визгалов, директор НПО «Северная археология — 1», ведущий научный сотрудник СурГУ:
01:07 Дело в том, что Мангазею раскапывают уже не первый год и не первая экспедиция. Наша экспедиция начала вести работы с 1999−2000 годов и проводила их до 2014 года, пока выделялись средства. Материал собран огромнейший, до сих пор он окончательно не исследован, хотя уже вышло много статей, изданы монографии. Но до сих пор еще можно писать и писать, работать и работать.
Город просуществовал 71 год, больше здесь никогда не было никакого строительства, то есть он дошел до нашего времени без изменений. Учитывая еще мерзлоту, к нам пришла, как я называю, замороженная посылка из прошлого — все, что лежало в то время, особенно в нижних слоях, сохранилось в том же виде, в том же качестве. Поэтому интерес к Мангазее есть не только у археологов, но и у представителей других наук — у палеозоологов, палеоботаников. То есть тех, кто занимается исследованием, чем питались, каких животных разводили, на кого охотились, самими животными, как они изменялись. Мы находим остатки, по которым можно делать современные анализы, даже можем сказать, какими паразитами люди болели: какие паразиты они привезли с собой, какими стали обладать на месте. Это очень ценная информация для современной медицинской науки, ведь чтобы знать, как лечить болезни и жить северянам сейчас, давайте посмотрим, что было в прошлом.
Как родилась идея проекта по Василию Мангазейскому
Георгий Визгалов, директор НПО «Северная археология — 1», ведущий научный сотрудник СурГУ:
03:40 Идея проекта, посвященного святому первомученику Василию Мангазейскому, родилась прежде всего в епархии, когда Николай был не владыкой, а отцом Николаем. Мы встречались с ним на конференции по истории православия Ямала. Он уже тогда высказывал интерес. Я все удивлялся, почему такое внимание, ведь там очень много спорных вопросов, почему именно Василий Мангазейский. Но это действительно единственный мученик и единственный святой на Крайнем Севере.
Раньше мы думали, как здорово, что Мангазею построили, начали копать — какой богатый город. Недаром дьяк в письме к московскому начальству, к царю написал: «Государь, твоя златокипящая вотчина». Это был действительно очень богатый город, нас это восхищало. Потом он ушел, потому что изменились обстановка — в низовьях рек Турухан и Енисей оказалось лучше ввести хозяйство, ближе связь с югом, чтобы завозить продукты земледелия. В любом случае история Мангазеи рассматривалась с экономической точки зрения. Однако с возрастом начинаешь задумываться, что ни одной же материальной жизнью люди жили — было что-то и духовное, и какие-то противоречия, и страсти были, и искания, наверное, были. Как во многих «Житиях», особенно поздних говорится, что Мангазею и ее жителей наказали за их грехи. Это был очень богатый город.
Такого богатства нигде не видели
Георгий Визгалов, директор НПО «Северная археология — 1», ведущий научный сотрудник СурГУ:
06:17 Мы раскапывали Березов, копали Новую Мангазею, раскопки вели в Нижнеколымском остроге, сейчас ведем в Якутском остроге. Наши коллеги копают в Тобольске, Тару, Енисейск. Но такого богатства, как в Мангазее, мы не видели. Просто представьте, 30-летний культурный слой, на каждом метре — монета, на каждом метре — шахматы, на каждом метре — кубик для игры в зернь, сосуды из германской майолики, стеклянная посуда, штофы расписанные. Украшения тоже очень разные — бусы амстердамские в огромных количествах, мы их даже не считали, это просто как мусор. Но богатство, оно не только обогащает, но и разлагает человека. В Мангазее были, конечно, трудовые доходы, но это немного шальные деньги. Вспомним рассказ Мамина-Сибиряка о том, что в какой-то деревне кто-то нашел золото, а потом это золото стало проклятием этой деревни. Вначале было богатство, самовары появились, красивые ткани, все счастливы от этих шальных денег, и только один дед говорил, что это принесет несчастье. Так же, наверное, и в Мангазее происходило. Кто-то приходил с пушниной, вмиг обогащался, — а это неимоверные деньги, — а вместе с ними появлялись и различные шулера. Мы говорили про шахматы, про кубики — их очень много в Мангазее, гораздо больше, чем в Новгороде, который просуществовал сотни лет. Мангазея — сейчас городище, в котором больше всего найдено шахмат, больше всего кубиков для игры в зернь, а также тавлеев (типа нарт). Это сейчас шахматы мы считаем благородной игрой, а в те времена она считалась азартной, преследовалась церковью и государством. Среди кубиков для зерни мы находили экземпляры, в которых просверлена дырочка и залита ртуть. Такой кубик всегда выпадает на одну и ту же сторону, то есть там процветали шулера, где большие деньги — начиналось жульничество, обман. В те времена хватало шкур десяти соболей и двух лис, чтобы купить на Большой земле какую-нибудь корчму или трактир, завести хозяйство, скотину, дом. Всего одна зима — и ты богат. Но тебя в Мангазее встречали всякие нехорошие заведения. Человек начинал играть, выпивал и через два-три дня ходил в одних обносках между дворов и просился на следующий год в какую-нибудь ватагу на промыслы новой пушнины, может и погибал где-то.
И недаром, наверное, Мангазея процветала. А потом в 1630 году началась война воевод. Люди стреляли, убивали друг друга, никакие нападения местных аборигенных народов не причинили столько ущерба, сколько война воевод.
Не война, так пожар и голод
Георгий Визгалов, директор НПО «Северная археология — 1», ведущий научный сотрудник СурГУ:
11:24 В 1642 году был пожар в Мангазее, в 1646 году начался голод — не пришли суда, потому что все разбились на Тазовском полуострове. И недаром еще через три года вдруг случается явление нетленного тела Василия Мангазейского, вышедшего из земли. Люди просто бросились к нему молиться, поставили сначала ограждение, потом часовня возникла уже в 1652−1653 годах. Вполне возможно, что Господь наказывал Мангазею за ее неправильное распоряжение богатством, а после пришествия святого, может, многие стали задумываться, что надо замаливать грехи. Поэтому Василий Мангазейский стал очень популярным святым у народа.
Мы решили, что хорошо бы провести раскопки, изучить, как же выглядела часовня Василия Мангазейского, найти ее остатки. Предварительно они были еще в первой экспедиции института. Она горела, но строилась снова, при этом в Мангазеи были соборная церковь Троицы, Успенская церковь и церковь Макария Желтоводского — это же очень большой по тем временам город был, можно сказать предшественник Салехарда.
О судьбе Василия Мангазейского
Георгий Визгалов, директор НПО «Северная археология — 1», ведущий научный сотрудник СурГУ:
15:38 По «Житию», которое писалось в 50-е годы XVII века, отец Василия Федор был из города Ярославля. Ярославские купцы торговали с Западной Сибирью, участвовали и в строительстве Мангазейской церкви. Юношу, а он честный и очень набожный был, отправили с купцом в Мангазею. Но склады у этого купца обокрали, а вину он повесил на Василия Мангазейского. Стал избивать, допытываться, юноша очень смиренно принимал побои, говорил, что ни в чем не виноват. Тогда купец обратился к воеводе Савлуку Пушкину. Воевода был так суров, что подверг Василия пыткам жестоким, и по одной из версий, убил его связкой ключей. Ну, это мы сейчас представляем, что связка ключей совсем несерьезная вещь, а тогда ключи были огромные, так что можно и убить. Василий был захоронен не на кладбище — его в землю закопали между приказной избой, возникшей позже, и главным собором Троицким. А в 1649 году вдруг вылез помост, стрелец Степан Ширяев первым обнаружил, что это нетленный юноша.
Позже, через восемь лет, приезжал епископ Тобольский, который удостоверил, что тело нетленное, тогда были записаны и чудеса исцеления. Человек, у которого рука не двигалась, во сне увидел, что придет исцеление, если он построит часовню. Он часовню построил — рука исцелилась. Потом еще ряд чудес был. К примеру, в тайге заблудившийся человек, увидел видение и вышел. И люди стали верить в этого святого. А почему именно в него? У нас русский человек всегда несправедливость чувствует. И несправедливо забитый человек, чистый человек, вызывает уважение. А потом Василий Мангазейский стал первым мучеником в Сибири — единственным на севере. Все остальные святители, либо преподобные, начиная от Семена Верхотурского, Данилы Ачинского до святителя Филофея Лещинского, Иоанна Тобольского, жили на юге Западной Сибири, в зоне земледелия, в совсем других условиях. То есть, на севере Сибири Василий Мангазейский — единственный святой и первый святой мученик.
Но с ним и его мощами столько связано всяких непонятных моментов. То его перевозят в Туруханск, то считают, что он не святой. Причем это решала либо епархия, либо Синод, потому что в XIX веке уже истлели мощи — только кость оставалась. А раз нет нетленности — значит нет святости. С другими святыми такого не было, а почему-то именно с Василием Мангазейским никак не хотели принимать. Но в конце концов руководство епархии и Синода пошло навстречу желанию простых жителей. К примеру, во время эпидемии в Туруханском монастыре, а это 1800–1802 годы, жители просто восстали. Они говорили, что эпидемия из-за того, что перестали Василия Мангазейского почитать, перестали ему служить, вытащили его мощи. Пришлось Тобольску службы восстановить, а уже в 1837 году даже Синод вмешался. То есть это действительно святой народный.
Поэтому археологически интересно посмотреть, как выглядела часовня, сделать ее реконструкцию. Сейчас мы уже обладаем такими технологиями, когда делаем графическую реконструкцию, 3D-реконструкцию, можно даже сделать дополненную реальность. Одна из целей нашего проекта — продукт, который мы передадим в Фонд грантов губернатора. Это данные для того, чтобы часовню можно было реконструировать и показывать в музее.
Связь Мангазеи и Обдорского острога
Олег Кардаш, директор АНО «Институт археологии Севера», ведущий научный сотрудник СурГУ:
26:03 Мангазея строилась как уездный город, центр огромного уезда. В Мангазее было два воеводы — военный и гражданский. Один управлял делами общины, значит, промыслово-торговый, а другой сбором ясака, освоением новых территорий. То есть, как бы, военная и светская власть были разделены. Это потом их объединили. В 1603 году, — на следующий год после основания Мангазеи, — появляется свой архиепископ, архиепископский двор.
Но Мангазея же еще была форпостом, то есть там-то дальше была неосвоенная территория, немирная территория — практически Китай, ведь никто не знал, какое расстояние. Пока в конце XVII века Семен Ульянович Ремезов не нарисовал карты всей Сибири и России, картографии не было.
Василий Мангазейский — потомок ярославских купцов. А это где? Уже дальнее Подмосковье. Значит, путь из Москвы, Подмосковья на север, в Мангазею, лежал по Москве-реке, Волге, Каме, через Казань, через Пермь, через Урал, потом в Тюмень и дальше на кочах до Верхотурска. Василий Мангазейский мог попасть в Мангазею из Ярославля через Обдорск — мимо он никак не мог проехать. И Обдорская таможенная застава в первую очередь возникает в связи с основанием Мангазеи. В «златокипящую» стремилось огромное количество торговцев и жулья всякого, и все проходили через Обдорскую таможенную заставу и Собскую таможенную заставу. Вот такая вот связка. Самое интересное, что Мангазея как более высокого статуса уездный город прекращает свое функционирование, а волею судьбы Обдорск становится центром торговли, где потом возникла Обдорская купеческая ярмарка. Поэтому невозможно будет рассказать про Василия Мангазейского, не рассказав, как же он попал в Мангазею.
Про задачи на сезон и на будущее
Георгий Визгалов, директор НПО «Северная археология — 1», ведущий научный сотрудник СурГУ:
35:02 Наша задача на раскопе, который исследовали еще в 1970 году, найти остатки часовни Василия Мангазейского и все, что вокруг связано. Поискать обрядность, приклады, какие-то еще сооружения, чтобы максимально получить данные о том, как выглядела эта часовня. Раскоп небольшой — где-то 9 на 9, или 10 на 10 метров. Кроме того, у нас есть разведочная задача, потому что геодезия и вообще наука идут вперед. С помощью современного георадара хотим сделать сканирование, чтобы в дальнейшем создать 3D-модель с реконструированным рельефом, с постройками. Также хотим просканировать окрестности. Зачем это нужно? У епархии есть цель в будущем сделать какое-то место паломничества. Мы работаем в Ханты-Мансийском автономном округе и на Ямале, регионы во многом схожи. И здесь был и будет актуален вопрос туризма, туристических объектов. В ХМАО мы предлагаем такой проект, как уездный город Березов, на Ямале жемчужина, которой нет нигде, — это Мангазея. Да, объект труднодоступен, но если не полениться посмотреть в интернете отзывы, то мы увидим, что туда добирается много путешествующих. Люди просто летят в Красноселькуп, садятся на моторную лодку, на байдарки и плывут по реке Таз. И все про что пишут? Это разъезд «Долгий» (503-я стройка) и Мангазея. Конечно, у многих, кто добирается туда, есть разочарование: на месте они думали увидеть кремль, часовню Василия Мангазейского, что вся сказка еще стоит — но прошло 400 лет и уже ничего не осталось. Такой объект можно сделать, но нужно вкладываться. Река Таз — до сих пор главная транспортная магистраль для Красноселькупского и Тазовского районов. Все люди ездят по этой реке. В будущем, я думаю, и дорогу до Красноселькупа сделают, но и сейчас туда туристы добираются. При этом был проект одного из студентов, с нами работавших: он сделал модель кластера с постройками того времени, с отдельным зданием для туристов со всей атрибутикой, зданием для ученых — ведь Мангазею еще можно столетиями копать, — местом для паломников, часовню было бы неплохо восстановить. Все это, конечно, непросто, но надо помнить, что это объект, который есть у Ямало-Ненецкого автономного округа, и он никуда не денется.
Что стало с мощами Василия Мангазейского?
Георгий Визгалов, директор НПО «Северная археология — 1», ведущий научный сотрудник СурГУ:
45:51 В рамках гранта у нас не только археология, но и большие архивные работы. Мы уже нашли несколько документов, которые раньше не публиковались, в том числе в Государственном архиве древних актов. Это фонд, относящийся к Священному синоду. Что касается мощей, то тут надо разбираться, потому что есть данные, что их вывезли. А если вывезли, то почему там часовня была? А какой святой лежал в Туруханском монастыре? Тот ли это святой, или нет — до сих пор не понятно.
Во время раскопок, которые были в Мангазее в 1970 году, нашли кости, но без черепа. Череп потом нашли под берегом, примерно прикинули, что это его. Точного доказательства по черепу нет. Кости отвезены в Москву, что с ними дальше было — неизвестно, просто есть заключение, что они принадлежали подростку 11−12 лет. Насколько точно сделаны эти данные? Василию было где-то 17−18 лет или 18−19 лет, потому что известно, когда он точно был убит — а по рождению не очень ясно.
Олег Кардаш, директор АНО «Институт археологии Севера», ведущий научный сотрудник СурГУ:
С убийством тоже есть вопросы, потому что стоит две даты: 1602 и 1603 годы. Почему? Потому что есть воспоминания от очевидцев того времени, что Василий был захоронен у церкви. Савлук Пушкин воеводой был в 1602 году, а церковь построили только в 1603 году. То есть и воспоминания немножечко не бьются, поэтому остается загадка с Василием Мангазейским, которую можно решить только археологическим способом. Чем углубленнее изучается история, связанная с Василием Мангазейским, тем у нас еще больше возникает вопросов. Но ответить на них иным способом, кроме как археологическим, сейчас не представляется возможным. Поэтому на экспедицию возлагается очень большая надежда — мы хотя бы чуть-чуть приоткроем завесу и получим новые данные.
Что произошло с Мангазеей?
Георгий Визгалов, директор НПО «Северная археология — 1», ведущий научный сотрудник СурГУ:
52:37 Несмотря на то, что численность населения тогда была не такой, как сейчас, соболя изничтожали очень быстро. Уходили дальше на промыслы, на восток, и получалось, что везти все добытое в Мангазею уже очень далеко. Кроме того, был освоен Енисей, в устье реки Турухан возникло Туруханское зимовье, появился Енисейск, построен Красноярск. И оказалось, что возить в Туруханск вниз по Енисею намного легче, чем добираться из Тобольска мимо Обдорска в Обскую губу, потом в Тазовскую губу, а потом — в Мангазею. Поэтому переехали в Туруханск, который стал потом называться Новой Мангазеей. Несмотря на то, что он всего на 50 километров южнее Мангазеи, там действительно условия лучше, в том числе и для скотоводства. Также туда можно было все провести по Енисею. И это тоже одна из основных причин, почему перебрались на эту территорию. До середины XVIII века он назывался Новой Мангазеей и Мангазейским уездом, только потом его переименовали в Туруханск. А сейчас эта маленькая деревня, где живет 100 человек, называется Старотуруханском.
Олег Кардаш, директор АНО «Институт археологии Севера», ведущий научный сотрудник СурГУ:
Следует отметить, что Мангазея в метафизическом смысле не исчезла — исчез ее статус. В 1671–1672 годах город на реке Таз прекратил свое функционирование как уездный центр, администрация переехала на место нынешнего Старотуруханска, а сама Мангазея продолжала функционировать как пункт ясачного сбора. Во время Великой Северной экспедиции геодезист Пряничников, который делал съемку побережья Северного Ледовитого океана, прятался в этом пункте ясачного сбора от самояди и благодаря этому выжил. В XIX веке Мангазея уже теряет даже статус пункта ясачного сбора, потому что происходят общероссийские реформы, вместо ясачного сбора начинают собирать денежные подати, расцветает Обдорск как ярмарка, где продавали пушнину, получали деньги и выплачивали ими.
Георгий Визгалов, директор НПО «Северная археология — 1», ведущий научный сотрудник СурГУ:
Более того, что же осталось? Как владыка однажды заметил, не стало ни крепости, ни кремля, ни дома воевод, ни гостиного двора, ни промышленных лавок, а часовня Василия Мангазейского жила до 20-х годов XX века. Она была закрыта волевым решением, службы исчезли. В 1914 году в Мангазее был омский исследователь Шухов. На его фотографиях мы видим, как выглядела часовня Василия Мангазейского, как выглядел домик служащего, который обслуживал эту часовню, и икона Василия Мангазейского того времени. Так что Василий Мангазейский продолжал жить, пока существовала часовня, Мангазея продолжала жить.
На Ямале создадут базу данных источников о жизни и деятельности Василия Мангазейского и об архитектуре Мангазеи. Археологические исследования на территории Мангазейского городища в Тазовском и Красноселькупском районах проходят с 1 августа по 15 сентября.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: