http://Top.Mail.Ru
«АрхиТекстура». Фестиваль скульптурных инсталляций в Салехарде станет традиционным | Север-Пресс

0

0

Первая «АрхиТекстура» подарила Салехарду «Скамью-семью», хранителя снов и чум из бетона

Фестиваль скульптурных инсталляций в столице ЯНАО сделают традиционным

Читать «Север-Пресс» в

Фестиваль скульптурной инсталляции «АрхиТекстура» в Салехарде станет традиционным и будет проходить один раз в два года. Об этом организаторы рассказали в пресс-центре «Север-Пресса». В рамках беседы удалось узнать, чем фестиваль отличается от всех остальных, с каким материалом оказалось работать труднее всего, из каких регионов были поданы заявки и что будет дальше с созданными инсталляциями.

Организаторы и жюри побывали в пресс-центре «Север-Пресса». Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Организаторы и жюри побывали в пресс-центре «Север-Пресса». Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Содержание

  • 00:45 Чем фестиваль отличается от предыдущих?
  • 03:18 Сколько участников отбирали и как?
  • 08:28 Инсталляции обоснуются на пешеходной улице
  • 11:11 Про состав участников и оценку
  • 13:49 Работали и в дождь, и в сильный ветер
  • 18:17 Про самый быстрый и самый сложный материал
  • 19:48 Почему бы не сделать кочующим?
  • 22:51 Задействовать металлолом и камень
  • 27:28 Интересно было наблюдать за мастерами
  • 31:18 Помогло жидкое стекло
  • 37:58 На пороге открытий новых художественных форм

Чем фестиваль отличается от предыдущих?

Галина Туманова рассказала, какие условия были для конкурсантов. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Галина Туманова рассказала, какие условия были для конкурсантов. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Галина Туманова, начальник управления культуры и молодежной политики администрации Салехарда:

00:45 Это был первый городской фестиваль скульптурных инсталляций в нашем городе. До этого в Салехарде проходил окружной фестиваль парковой скульптуры «Легенды Севера», который известен не только в нашем регионе, но далеко и за его пределами. Поэтому администрацией было принято решение провести аналогичный городской фестиваль, но изменив его условия. На фестивале парковой скульптуры «Легенды Севера» мастера изготавливают фигуры из дерева. Здесь мы не ограничивали участников конкурса, можно было представить эскизы скульптур из разных материалов: и дерево, и металл, и бетон, и другие; сделать не только одиночные объекты, но и целые композиции, что некоторые авторы и предложили. Планируется, что фестиваль «АрхиТекстура» станет традиционным, будет проходить раз в два года, также в два этапа. Первый — отборочный, второй — финальный, непосредственно в Салехарде.

Минсалим Тимергазеев, председатель жюри, Тобольск:

Основной материал, который использовался на фестивале, это дерево. Бетон есть, но его немного. В любом случае у мастеров есть подвижки, потому что они ищут новые возможности, полны идей и стремятся к созданию инсталляций — невыразимо удивительных объектов.

Сколько участников отбирали и как?

Галина Туманова, начальник управления культуры и молодежной политики администрации Салехарда:

03:18 В адрес организаторов поступило 20 заявок. География участников очень обширная — заявки пришли более чем из 15 регионов нашей страны. Это и Нижний Тагил, и Якутия, и Ижевск, и Сочи. Но по условиям конкурса мы набирали 10 команд участников, и члены жюри из 20 поступивших заявок отобрали лучшие. В итоге в финальном туре участвовали 10 команд, в каждой от одного до трех человек.

Минсалим Тимергазеев пояснил, какие работы искали эксперты среди заявок. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Минсалим Тимергазеев пояснил, какие работы искали эксперты среди заявок. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Минсалим Тимергазеев, председатель жюри, Тобольск:

Тема семьи и детства очень обширная. Но за двадцать лет, которые прошли с первого фестиваля «Легенды Севера», набирается очень много одинаковых скульптур или эскизов, поэтому при отборе приходится жестко отбрасывать, отказывать. И жюри, и оргкомитет искали не просто оригинальность, но и идеи, отвечающие постулатам скульптурной инсталляции. Однако есть пара работ, когда даже в деревянной скульптуре авторы нашли что-то удивительное и приятное для нас.

Галина Туманова, начальник управления культуры и молодежной политики администрации Салехарда:

Самое главное требование при отборе — соответствие заявленной теме, которая была выбрана не случайно. Все мы знаем, что в России президентом объявлен Год семьи, на Ямале губернатором — Год детства. Поэтому и хотелось, чтобы именно семья и детство отразились в скульптурных инсталляциях. Ну и, конечно же, нельзя было использовать никаких предварительных заготовок. Мастера полностью делали скульптурные инсталляции непосредственно на площадке проведения фестиваля в Салехарде.

Инсталляции обоснуются на пешеходной улице

Хранитель снов и другие скульптуры разместятся на улице Ленина. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Хранитель снов и другие скульптуры разместятся на улице Ленина. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

Галина Туманова, начальник управления культуры и молодежной политики администрации Салехарда:

08:28 Скульптурные инсталляции мы разместим на пешеходной улице Ленина. Впереди у нас большой праздник. 14 сентября — День города, и все жители, посещая праздничные мероприятия, увидят их.

Минсалим Тимергазеев, председатель жюри, Тобольск:

Было бы хорошо, чтобы место для инсталляции было известно заранее, чтобы мастер стремился сделать так, чтобы она соответствовала ему, органично вписывалась в этот уголок. Иначе все инсталляции — а они разные, что хорошо, — начинают «спорить», мешают друг другу. Ведь, понимаете, когда художник рисует картину, это происходит в мастерской, атмосферно, вокруг никого нет. А когда он выносит ее на выставку, то удивляется, что картина маленькая, заскорузлая, не подходит по цвету, еще что-то. Есть объекты, которые надо вокруг рассматривать. А есть объекты, которые видны с другого конца города. Это надо учитывать.

Про состав участников и оценку

Минсалим Тимергазеев, председатель жюри, Тобольск:

11:11 С любым составом можно работать на фестивале, любой подходит, потому что он уже отобранный. Не бывает ситуации, когда любишь или не любишь. Мы оцениваем работу, труд, идею. Нам важно понимание. То есть не по принципу, что мастер лучше всех, а потому что это профессиональное техническое решение.

Работали и в дождь, и в сильный ветер

Виктория Тищенко отметила, что впервые работала в составе жюри такого фестиваля. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Виктория Тищенко отметила, что впервые работала в составе жюри такого фестиваля. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Виктория Тищенко, член жюри, Москва:

13:49 Для меня это первая практика в составе жюри фестиваля. Очень интересный опыт. Я работаю немножко в другом направлении — классическая скульптура, высокое искусство, которое, в общем-то, требует времени. Фестиваль проходит семь дней и, конечно, создать за это время произведение искусства сложно. Но, честно говоря, я получила большое удовольствие, наблюдая, как мастера из ничего создают что-то невероятное, это удивительный процесс. Был сильный ветер, дождь, мы видели, как ребята стараются выполнить свои произведения. Это вызывает еще большее уважение к мастерам, потому что в таких сложных условиях они создают работы, которые потом будут украшать город.

Минсалим Тимергазеев, председатель жюри, Тобольск:

В жюри вошел человек, занимающийся классическим искусством, нам было очень важно его мнение. В инсталляции тоже есть понимание классики, очень хотелось, чтобы мастера не увлеклись какими-то современными безобразными искусствами, чтобы их работы были достойными этого города.

Про самый быстрый и самый сложный материал

Минсалим Тимергазеев, председатель жюри, Тобольск:

18:17 Самым быстрым материалом остается дерево.

Виктория Тищенко, член жюри, Москва:

Самый сложный материал, скорее всего, бетон — сразу не сделаешь скульптуру, нужно создать каркас, пройти определенные технологические этапы. Погодные условия тоже влияют, мы переживали, чтобы ребята все успели, чтобы бетон стабилизировался.

Почему бы не сделать кочующим?

Кирилл Никифоров считает, что и жюри вне конкурса могли бы создавать скульптуры на таких фестивалях. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Кирилл Никифоров считает, что и жюри вне конкурса могли бы создавать скульптуры на таких фестивалях. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Кирилл Никифоров, член жюри, Ноябрьск:

19:48 Я хочу поздравить организаторов с проведением фестиваля, понимаю, насколько им было сложно и насколько трудно нам «жюрить». Вроде бы не первый раз оцениваю, но сложность в том, что это конкурс современной инсталляции: это разные материалы, погода, технические условия. Конечно, я бы хотел, чтобы в Ноябрьске прошел подобный фестиваль, возможно, чтобы он стал дружеским мостом с Салехардом. Если главы двух городов договорятся, то почему бы и нет. Коллеги бы приехали к нам, могли бы провести его не только в Ноябрьске, но и в Муравленко, Губкинском, Надыме, Тарко-Сале, Новом Уренгое. Может, и название трансформируется в «Кочующую АрхиТекстуру».

Участники нынешнего конкурса — это профессионалы, о многих можно слагать истории, легенды. Это сильный состав. Когда приезжают лучшие из лучших, сложно жюрить, но это наша задача. Когда мы ходили по площадке, руки чесались помочь отстающим. Если еще приеду к вам сюда на фестиваль в жюри, хотел бы тоже повырезать вне конкурса. Может быть, какую-то совместную работу могли бы сделать от членов жюри.

Задействовать металлолом и камень

Кирилл Никифоров, член жюри, Ноябрьск:

22:51 Не могу сказать, что у меня есть какой-то любимый материал, все зависит от темы. Но я мечтаю сделать скульптуру из кости мамонта. Кстати, на встрече с главой города и губернатором Дмитрием Андреевичем Артюховым я предложил использовать металлолом, который есть в районе речпорта, Обдорского острога. Тем самым мы еще поднимем экологическую повестку, а от скульптуры будет идти не только энергия автора, но еще и история предыдущих лет. Кроме того, у вас есть горы, Полярный Урал, давайте и камень внедрять. Жители увидят разнообразие скульптур, определятся, какой материал им больше нравится: дерево, металл, камень, кость или пластик.

Интересно было наблюдать за мастерами

Наталья Талигина отметила, что тоже хотела бы попробовать совместить материалы в своих работах. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Наталья Талигина отметила, что тоже хотела бы попробовать совместить материалы в своих работах. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Наталья Талигина, член жюри, Салехард:

27:28 Большое спасибо организаторам, что они решились и взялись за проведение фестиваля. Первый раз — и сложно, и очень кропотливо. Я тоже участвовала в фестивалях парковых и ледовых скульптур, было интересно смотреть, как работают мастера, создают инсталляции, совмещают разные материалы. Хотелось бы самой попробовать совместить тоже дерево и бетон. Было бы интересно.

Помогло жидкое стекло

Роман Петров рассказал, как с напарником создавал свою инсталляцию. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Роман Петров рассказал, как с напарником создавал свою инсталляцию. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Роман Петров, участник фестиваля, Якутия:

31:18 Работалось очень хорошо, погода замечательная была. Дождь для работы с бетоном был не сильной помехой, потому что мы применили более густое соотношение, плюс добавляли жидкое стекло, которое ускоряло процесс в разы. Кроме того, есть еще некоторые приемы, которые использовали для создания фактуры — чиркали руками. Моя скульптура посвящена детству и тундре. По сюжету родители ушли пасти оленей, ребенок остался дома, но ветер немножко повредил чум, девочке пришлось его ремонтировать. В это время к ребенку заглянул маленький олененок, который живет в чуме как домашнее животное. Есть такие дополнения, как печка, чайник. Все живые фигуры мы решили сделать из дерева. Изначально планировали из бетона, но организаторы предоставили нам просто шикарное бревно, грех было не воспользоваться по полной. Сам чум у нас из бетона, достаточно много ушло, плюс основание у нас очень хорошее, крепкое. Рога оленя решили делать из железа, у меня напарник — опытный сварщик Иван Румянцев, он воплотил их в жизнь. Наш чум высотой около четырех метров, олень — метр и десять сантиметров в холке. С бетоном работал впервые, очень пригодилась первая специальность, которую я получил, когда заканчивал школу, — штукатур-маляр.

Работа мастеров из Якутии завоевала второе место на фестивале. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Работа мастеров из Якутии завоевала второе место на фестивале. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

На пороге открытий новых художественных форм

Андрей Вахрушев уверен, что фестиваль даст толчок дальнейшему развитию творчества в городе. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Андрей Вахрушев уверен, что фестиваль даст толчок дальнейшему развитию творчества в городе. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Андрей Вахрушев, член жюри, Салехард:

37:58 Замечательно, что в Салехарде появился свой фестиваль, потому что город уникальный, находится на полярном круге, и здесь появилось молодое современное искусство. Хотелось, чтобы эта инициатива продолжалась, появились молодые художники, которые воплощали какие-то новые течения, новые веяния. У фестиваля очень хорошее и емкое название. И я думаю, что посыл, который мы сейчас делаем, не только даст толчок для развития творчества, но и укажет какое-то новое направление, которое у нас здесь появится, и город станет культурной столицей. Думаю, что мы с вами стоим на пороге открытий новых художественных форм.

Галина Туманова, начальник управления культуры и молодежной политики администрации Салехарда:

Безусловно, при подготовке следующего фестиваля мы учтем все пожелания и предложения. Для нас это был первый опыт такого городского фестиваля с использованием разных материалов. Каждый год будем совершенствоваться.

Ранее «Север-Пресс» рассказывал, как создавали скульптуры мастера на фестивале.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0