0
0
Первая ямальская биеннале современного искусства: какие арт-объекты художникам помогают создавать северяне
Искусствовед Пронина: ямальская биеннале по-новому откроет Салехард для туристов
В Салехарде северное сияние можно увидеть в любое время года и при любой погоде. Об этом позаботились художники — участники первой ямальской биеннале. Яркими красками они расписали здание ионосферной станции в окружной столице. Какой узор они взяли за основу, а также какие еще проекты готовят художники и как им могут помочь салехардцы, рассказала в агентстве «Север-Пресс» куратор биеннале Анастасия Пронина.
Содержание
- 00:58 Что такое ямальская биеннале, первый арт-объект и где его можно увидеть
- 04:18 Маршрут «Эталонные цвета Ямала»
- 04:47 Маршрут «Житель — сам себе художник»
- 05:51 Что такое партисипаторные практики в искусстве
- 12:10 Туристический потенциал биеннале
- 26:58 О выставке Самарии Нуруловой «Глаза попозже зайдут»
- 31:28 Почему художник выбирает «большую» пленку
- 51:11 Время больших проектов
Что такое ямальская биеннале, каков ее первый арт-объект и где его можно увидеть
Анастасия Пронина, куратор биеннале, искусствовед (Санкт-Петербург):
00:58 Почему биеннале? Потому что мы показываем разноплановые проекты, объединенные тем, что они представляют собой именно современное искусство. Это выставки, инсталляции, городские маршруты, исследования. И если рассказывать историю ямальской биеннале — она появилась в сентябре 2022 года, когда в Салехард приехали художники и один исследователь, приехала я как куратор.
В рамках арт-резиденции «Место рождения» ребята исследовали город. После изучения мы презентовали эскизы проектов, которые хотели бы реализовать. И вот спустя полтора года мы открылись с реализованными проектами.
Мы создали небольшой аудиоспектакль «Дотянуться до солнца», посвященный метеорологам, в том числе Раисе Дмитриевне Сухановой. Он выложен на общедоступной площадке izi.travel. Там же можно будет посмотреть еще один арт-объект — ионосферную станцию. Мы расписали фасад здания, а это более 200 метров.
В Салехарде Аня Червонная, гуляя по городу, наткнулась на это неприметное здание, заинтересовалась историей людей, которые изучают северное сияние. Была поражена тем, что Раиса Дмитриевна Суханова 58 лет проработала на одном месте и посвятила фактически свою жизнь изучению ямальского неба. Аня придумала проект в память о человеке. Он мемориальный, но не мемориальная доска.
Северное сияние, если его послушать, звучит как некий треск, и когда этот треск визуализируют на бумаге, — он выглядит как глитч, разноцветный орнамент. И, соответственно, вся наша станция теперь — как одно большое северное сияние.
Поэтому, гуляя по маршруту «Дотянуться до солнца», можно не только послушать историю изучения неба, но и узнать о людях, которые занимались им. Это и Чубынин, и Гервасий, и Шемановский, который тоже попал в наш маршрут, и, естественно, люди, которые сейчас работают в этом здании.
Еще два исследовательских маршрута запускаем. И они нуждаются в участии жителей. Это маршрут «Житель — сам себе художник» и маршрут «Эталонные цвета Ямала».
Маршрут «Эталонные цвета Ямала»
Анастасия Пронина, куратор биеннале, искусствовед (Санкт-Петербург):
04:18 Мы предлагаем ямальцам придумать свою палитру цветов Ямала. Есть уже загруженные на карту Салехарда цвета, которые жители придумали вместе с художницей Анной Червонной. Карта пополняется в онлайн-режиме. Любой человек может перейти по QR-коду, заполнить специальную форму и подарить городу свой цвет. Нужно будет только его придумать, объяснить, что это значит, и прикрепить его к какому-то адресу, чтобы мы могли его визуализировать.
Маршрут «Житель — сам себе художник»
Анастасия Пронина, куратор биеннале, искусствовед (Санкт-Петербург):
04:47 Этот маршрут создан исследовательницей Линой Филип из Санкт-Петербурга. За год она записала больше 15 интервью. Этот маршрут — карта народных топонимов, на которой собраны неофициальные достопримечательности города, озвученные горожанами. Это интересные места, связанные с очень трогательными воспоминаниями людей. То есть там закреплены точки на маршруте, к которым привязаны отрывки интервью, записанных Линой. Мы очень надеемся, что в ближайшее время карты появятся в городе. Планируем разместить их на остановках.
Что такое партисипаторные практики в искусстве
Анастасия Пронина, куратор биеннале, искусствовед (Санкт-Петербург):
05:51 Смысл нашей биеннале в том, чтобы жители стали ее частью и создавали искусство вместе с нами. Потому что мы занимаемся искусством в общественном пространстве. Это паблик-арт. В этом слове публика на первом месте, а искусство — на втором.
Цель проекта — чтобы жители Салехарда запускали свои маршруты. Напомню: каждый человек может загрузить свой маршрут на портал izi.travel. Главное — иметь желание, идею и потратить на это время.
То есть мы максимально со своей стороны сделали все: напечатали большое количество буклетов, которые распространяем во всех точках притяжения города, размещаем карты, но я вам честно могу сказать: это всегда лотерея, работа с людьми — всегда сюрприз.
Есть партисипаторные практики — практики соучастия. Это самое сложное, что есть в искусстве. Гораздо проще пригласить художника и предложить ему нарисовать мурал. А вот если ты хочешь создавать искусство вместе с жителями, ты не можешь людей заставить участвовать. Я очень надеюсь, что, прочитав историю других людей, другим захочется поделиться своей. Да, и мы дали возможность делиться анонимно. И это очень важно, потому что люди стесняются, считают свои воспоминания неважными. Люди не ценят свои воспоминания.
И когда они видят, что кто-то поделился совершенно смешным моментом о том, что здесь очень белый снег, поэтому ребенок постоянно его хочет есть… и как его остановить... а я не хочу его останавливать. Казалось бы, это же совсем неважно. Но в своем детстве мы все лизали качели и бегали с сосульками. И вот одна такая маленькая история может пробудить воспоминаниях у людей разных возрастов.
Смысл этих маршрутов в том, что на основании материалов мы архивируем память вашего города. Художники потом смогут создавать работы, которые не будут оторваны от Салехарда.
Туристический потенциал биеннале
Анастасия Пронина, куратор биеннале, искусствовед (Санкт-Петербург):
12:10 Ямальская биеннале современного искусства — мероприятие, у которого большой туристический потенциал. Это мероприятие, которое может стать брендом региона. У нас есть хороший пример — Уральская биеннале современного искусства, которое из локального события выросло в событие федерального масштаба.
У нас есть желание работать именно с городом, создавать здесь комьюнити. Моя задача как куратора была в том, чтобы позвать художников из разных регионов России. Но главный смысл биеннале в том, чтобы спустя, например, 5—10 лет здесь появились свои художники, которые будут работать так же. То есть других художников вы сможете приглашать уже просто для того, чтобы разнообразить мероприятие.
О выставке «Глаза попозже зайдут»
Самария Нурулова, художница (Санкт-Петербург):
26:58 Я часто занимаюсь довольно трогательными вещами, которые связаны с домом, с семьей, обычаями. И очень важная тема, которая меня волнует, — тема архетипов и символов. Мне было интересно, как я могу увидеть те же самые архетипы детства, семьи, материнства в условиях совершенно другой культуры, которую мы как обычные жители центральной России не видим. Мы не переезжаем каждый месяц, не собираем свой дом. Причем это делает женщина! И это довольно сложно и невероятно. Мне уже прилично лет, а я приехала в тундру и почувствовала себя очень инфантильной. Для меня это был очень сильный опыт.
И важный момент для меня — как не сделать то, что называется «сладенькие картинки». Очень благодарна резиденции, которая дала мне возможность непосредственно жить в чуме в течение недели. Это не просто туристическая поездка, когда мы приехали, может быть, одну ночь переночевали, оленину поели, в стадо сходили, оленей погладили, поулыбались, уехали. Это была непосредственная жизнь.
Мне хотелось найти контакт, потому что часто взрослые люди не готовы фотографироваться. И вообще зачем это надо? Я даже услышала такую фразу, когда приехали гости к семье, в которой я жила. Они сказали: «Не фотографируйте. Это наша жизнь». Я понимаю эту сложность. Но в то же время я приехала за этим. Я подумала: надо втереться в доверие. В общем, подхожу, спрашиваю, чем могу помочь по хозяйству. И мне говорят, ну, набери воды. И я беру пакет и иду за снегом. Для меня, человека, который всегда может просто повернуть кран, это очень необычный эмоциональный опыт.
Очень благодарна людям, которые меня принимали. Волей судьбы так случилось, что когда я жила там, смешались стада оленей. Я была в конце апреля. Важенки еще не рожали.
Из-за того, что было стадо других оленеводов, важенки отелились раньше. Я увидела олененка, который родился буквально три часа назад. Природные факторы дали мне возможность увидеть жизнь в ее полноте.
Почему художник выбирает «большую» пленку
Самария Нурулова, художница (Санкт-Петербург):
31:28 Я снимаю не на обычную камеру. То, что называется узкая пленка. Я снимаю на средний формат. Это большая пленка, где всего 12 кадров. Нужно просчитывать момент, когда ты будешь снимать. Как будто ты это делаешь случайно, но на самом деле, ты просто постоянно 24/7 анализируешь пространство и время. Еще пленка задает художественный язык. То, что не дает сладенькой картинки. Еще я снимала черно-белую пленку, что, наверное, немножко отдает архивом, документальной историей.
Время больших проектов
Анастасия Пронина, куратор биеннале, искусствовед (Санкт-Петербург):
51:11 Сейчас наступает время реализации больших объектов. У нас в проекте есть арт-объект Владимира Абиха. Этот амбициозный проект аналогов на данный момент в России не имеет. Мы его пока не показываем, потому что нам нужно подписать договор с художником, что он уже осознанно принимает решение, что этот проект будет здесь. Я думаю, это решится в ближайшие месяцы.
Это большая — если точнее, пятиметровая — инсталляция в тундре. Это действительно будет большой вызов в плане реализации. У вас тяжеленные условия.
Есть художник из Воронежа, который придумал два проекта. Один из них — выставка, посвященная археологическим изысканиям в Усть-Полуе.
Второй проект — настенная роспись. Не могу назвать это муралом, потому что он предлагает проект росписи целого здания. Проект на данный момент находится на стадии обсуждения и принятия. Это не мурал в привычном понимании. У вас, например, в городе классические пока реализуют проекты. У Яна невероятно интересный проект. Он взял за основу, например, навигационные карты коренных народов, исследовательские карты, которые создавали первые поселенцы, и еще он поднял материалы, связанные с первыми раскопками Усть-Полуя. Сейчас ведем переговоры с Кунсткамерой, чтобы его допустили к просмотру. Художник хочет включить изображение этих объектов в свою роспись.
0
0
Теги: