0
0
Московский художник Эрдни-Араева рассказала об «охоте» на овцебыков и чем они ее покорили
Неделя в заповеднике художнику из Москвы Юлии Эрдни-Араевой запомнится не только красивыми пейзажами. Здесь исполнилась ее давняя мечта — поближе познакомиться с титанами Арктики. Сколько пришлось ждать в «засаде» овцебыков и как удалось уговорить их позировать, живописец рассказала агентству «Север-Пресс» и показала быстрые зарисовки из «Ингилора».
Содержание
- 00:15 Первое знакомство с Ямалом
- 02:49 Что получилось зарисовать через подзорную трубу и бинокль
- 06:06 Как позируют овцебыки
- 07:57 Чем впечатляют бизоны?
- 08:56 О набросках в дорожном скетчбуке
- 12:07 Зачем художникам фотоаппарат
- 12:37 Летом- акварель, зимой — масло
- 13:57 Почему художники не пишут зеленым
- 14:56 Самое опасное «животное» в тундре — мошка
- 15:50 Жизнь в чуме очищает сознание
- 18:20 Какие художественные материалы созданы для Ямала
- 19:12 В планах — выставка на Ямале
Первое знакомство с Ямалом
00:15 Я приехала познакомиться с животным миром региона и в первую очередь с овцебыком. Очень давно мечтала об этом. Лет пять назад услышала о его существовании, познакомилась с ним в энциклопедии. И мне очень хотелось увидеть его вживую.
А поехать на Ямал я мечтала, условно, как закончила Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова. И на протяжении 15—20 лет в голове держала идею съездить на Ямал. Ну и после ковида остро ощущалась нехватка пространства, нехватка очищения, и я подумала, что откладывать больше нельзя. Надо ехать.
К этому моменту у меня уже появились друзья на Ямале, которые приглашали к себе. Они готовы были оказать мне моральную и физическую поддержку, показать красоты родного края и, собственно, я поехала в первую очередь даже к ним.
В «Ингилоре» и овцебыки, и люди меня встретили замечательно. Очень благодарна егерю Александру за встречу и помощь, оказанную в сборе материала и зарисовок.
Овцебыки — современники мамонта и они, конечно, даже на фотографии производят неизгладимое впечатление. Это монументальность и мощь. Это Арктика, такая заснеженная, суровая, холодная. Даже когда смотришь на него [овцебыка] летом — холодно, потому что у него очень хороший мех.
Что получилось зарисовать через подзорную трубу и бинокль
02:49 Первые дни было сложно их найти, потому что, как оказалось, я приехала в самый разгар гона. То есть это борьба за выживание, за размножение между самцами. Поведение их было очень непредсказуемо. Если раньше он предупреждал о том, что собирается напасть, чтобы человек смог совершить маневр во избежание столкновения, то сейчас он мог этого не делать, а просто взять и атаковать. О чем меня предупреждал егерь и говорил: не стоит к ним подходить и надеяться встретиться ближе, чем на сто метров.
Поэтому за ними я наблюдала в подзорную трубу с «Орлиного гнезда». Этого, конечно, было недостаточно. В результате они получились очень маленькими.
Но потом случилось так, что мы их обнаружили поближе. Удалось подъехать на вездеходе, встать к вольеру. Они были на расстоянии уже примерно 50 метров. В этом случае у меня получилось воспользоваться биноклем. Все это осложняло взаимодействие с натурой. Тем не менее мне удалось сделать небольшие зарисовки. Мы подкрадывались к ним постепенно.
Были и небольшие особи. Как мне сказали, годовалые. Они отличались по размеру. На самом деле понять, кто из них кто, было довольно сложно. На внешность они были практически одинаковые. Когда я стала шуршать за забором, они, не увидев во мне, наверное, угрозы, смирились и стали вести себя спокойно и естественно. В идеале нужно было подойти метров на три-пять, а получилось на 20—30. Но так я хотя бы могла видеть их общий контур, пропорции, ощутить контакт с ними.
Как позируют овцебыки
06:06 Потом получилось их увидеть довольно близко, и даже один попозировал. В предпоследний день моего пребывания в парке они снизошли до общения. Вышли навстречу, но, опять же, по своим нуждам. Хотели пополнить, наверное, запасы соли, которую им оставили работники парка.
Человеку, чтобы он смог увидеть животное в естественной среде, познакомиться с ним, — нужно ждать, наверное, неделю. До этого были дни, когда мы вообще не видели ничего, кроме елок, полянки и озера.
Что значит попозировал — он перестал замечать меня и вел себя естественно. Овцебык, насколько я поняла из опыта уже взаимодействия с другими животными, более неповоротлив, более спокоен. Он самодостаточен. Не прыгает туда-сюда. И если занял позу, то уже в ней стоит довольно долго, что позволяет его изобразить поточнее.
Чем впечатляют бизоны?
07:57 У меня получилось зарисовать и бизонов. Они меня тоже поразили, потому что вблизи их не видела никогда. А тут случилось то, что можно было с ними познакомиться поближе. По сравнению с быками, конечно, они немножечко проигрывают. Во-первых, они молоденькие, им всего полтора годика.
Были и крупные самцы. Некоторые из них были впечатляющие. Их стать, мускулатура. Они потом вырастут в серьезных зверей, которые будут превосходить даже овцебыков по размерам. Мне сказали, что взрослый бизон может достигать семисот килограммов. Да, это огромный зверь.
О набросках в дорожном скетчбуке
08:56 Вот на этом скетче они чешутся рогами. У них, я так понимаю, растут рожки, и они испытывают дискомфорт, поэтому пытаются чесаться обо все — и друг о друга, о сотоварища.
Рисовать животных очень интересно. В чем прелесть этого процесса? Потому что животное всегда ведет себя естественно. Оно не примеряет на себя какие-то маски, не лицемерит. Как бы оно ни встало, какую бы позу ни приняло — это все красиво.
В зарисовках животных полагаешься на свой опыт и профессиональную подготовку. То есть так или иначе он, конечно, меняет позу. Но все равно в какой-то момент возвращается в нее. А ты повторяешь то, что увидел. Он стоит в профиль — ты рисуешь его в профиль. Он повернулся — ты ждешь. И в какой-то момент он возвращается в ту же позу — и ты продолжаешь. В результате получается такой вот достаточно серьезный и живой рисунок. В целом набросок может длиться от трех до пятнадцати минут.
А вот картина пишется долго. Может и несколько месяцев, а может и годами. Художник должен постоянно смотреть на свою работу взглядом постороннего человека, тогда видны все ошибки.
Зачем художникам фотоаппарат
12:07 Да, конечно, я делаю фотографии. Потому что есть свое впечатление, которое ты трансформируешь на бумагу, а есть объективный независимый взгляд камеры, которая нужна для уточнения деталей. Она не дает живого восприятия, поэтому важно делать и зарисовки, и параллельно фотографировать.
Летом- акварель, зимой — масло
12:37 Хотелось бы приехать зимой. Это очень интересное время года. И вообще любое время года интересно. У меня получилось так, что первая поездка была в летний период и вторая поездка тоже на исходе лета.
Да, и осень бы хотелось посмотреть, и зиму, и весну. Зима — единственное, что останавливает — говорят, очень холодно. Надо к этому просто готовиться. Брать другие материалы. Скорее всего, это будет не акварель (в этот раз это была акварель и карандаш). Зимой, скорее всего, это будет что-то морозоустойчивое, скорее всего масло, но оно очень тяжелое по весу.
В зиме красок даже больше, чем в другие времена года. Кажется, что белый цвет снега — белый цвет. Нет там, допустим, деревьев, и, как я слышала, у вас же полярная ночь. У них очень много цветов, которые нужно показать, которые нужно найти.
Почему художники не пишут зеленым
13:57 Зелень нарисовать гораздо проще, если можно так упрощенно сказать. Единственное скажу — что мы не пишем зеленым. Мы не используем зеленый цвет вообще. Художники составляют его из синего и желтого. Отсюда идет модификация зеленого, добавляется даже черный и белый. Используется много разных оттенков, но только не зеленый.
Снег писать сложнее, потому что оттенки белого располагаются в одной тональности светлого.
Самое опасное животное в тундре — мошка
14:56 Мне хотелось увидеть оленей и попробовать их отобразить. Я наблюдала их у других художников. Меня поразила цветовая гамма. Их можно было застать только рядом с оленеводами, которые каслают. Пришлось поехать за ними в тундру.
Это был конец июля, и комарики кусались. Даже не столько комарики, а мошка. Она, когда кусается, прям выгрызает, и от нее нет никакого спаса. Если с комарами можно бороться какими-то средствами, то ее, по-моему, никакое средство не берет. Вечером и утром стабильно вьется рядом и кусается.
Как жизнь в чуме очищает сознание
15:50 Из жизни в чуме запомнилась простота жизни. Когда там живешь, чувствуется, как очищается сознание. Ты абстрагируешься от всего, что находится в городе. Чувствуешь себя как никогда близким к природе. И, по большому счету, это основа жизни. Но, наверное, мы все-таки избалованы цивилизацией. Хочется в какой-то момент и ванну принять, и чашечку кофе, и посидеть у телевизора.
Когда там была, я, естественно, тоже рисовала. И хотела, конечно, зарисовать людей, но они очень стеснялись. Но потом сами говорили: может быть, все-таки нарисуете. И я изобразила женщину. В результате этого родилась картина «Домокур», которую я представляла на выставке в прошлом году в Москве в Центральном доме художника на Кузнецком мосту. Еще там были работы «Ночь в тундре» и «Горы». У меня было восхождение на ледник Романтиков. Мне сказали, что это очень красивое место, которое нужно посетить.
Какие художественные материалы созданы для Ямала
18:20 Овцебыки, я думаю, все-таки это классическое плотное масло, станковый холст. Они достойны того, чтобы быть единственными героями картины. И даже пейзаж тоже ограничен в их случае. Потому что любое вмешательство, горы, леса — снижают напряжение, снижают внимание к их персоналиям. Они, несмотря на то, что все одинаковые на мордочку, — тем не менее все разные. У каждого выражение мордочки разное, с каким вниманием он смотрит на окружающий мир.
В планах — выставка на Ямале
19:12 Когда сформируется после этой поездки некое количество работ, совместив с предыдущей поездкой, можно будет попробовать устроить выставку на Ямале.
0
0
Теги: