0
0
«Поэт и царь». Что расскажет о гении Пушкина уникальная выставка, открывшаяся в Салехарде
МВК в Салехарде представил стол Карамзина и локоны Пушкина
В Салехарде в МВК имени И. С. Шемановского практически до конца января будет работать выставка «Поэт и царь», посвященная Александру Сергеевичу Пушкину. Какие уникальные экспонаты можно увидеть, что смогут понять посетители и как создавался проект, узнал «Север-Пресс». Гостями пресс-центра стали главный хранитель Всероссийского музея А. С. Пушкина Ольга Захарова, куратор выставочного проекта «Поэт и царь», научный сотрудник государственного музея-заповедника «Царское Село» Юлия Ремизова и руководитель отдела по работе с посетителями МВК им. И. С. Шемановского Ирина Прохорова.
Содержание
- 01:10 Как стало возможным привезти выставку в Салехард
- 02:40 Об истории выставок, посвященных Пушкину
- 07:02 В чем новизна проекта?
- 09:32 104 подлинных предмета и другие уникальности
- 13:40 Как доставляли экспонаты в Салехард
- 14:48 Какие экспонаты помогут взглянуть по-новому
- 17:08 Дать слово самому Пушкину
- 19:48 Про использование современных технологий
- 21:54 Посмертная маска и локоны
- 28:25 Про образовательную программу
- 35:40 Про разговор с молодежью и фильм
- 44:15 О чем спросили бы Пушкина
- 47:36 Про любимые произведения
Как стало возможным привезти выставку в Салехард
Ирина Прохорова, руководитель отдела по работе с посетителями МВК им. И. С. Шемановского:
01:10 Мне кажется, это стало возможным благодаря тому, что вообще такая выставка появилась и приобрела передвижной характер. Конечно, для любого человека, кто проходит курс русского языка и литературы, истории, кто учится в школе, имя Пушкина становится главным на всю жизнь. Наверное, еще в детском саду мы впервые сталкиваемся с великим наследием, которое поменяло русский язык, наше отношение ко многим явлениям, в том числе и сказочным. Поэтому, когда стало известно, что есть такой передвижной проект, было приложено много усилий на уровне правительства региона, на уровне департамента культуры и музейно-выставочного комплекса, чтобы он оказался в самой северной точке своего тура. Сотрудничество всех сторон помогло в итоге привезти выставку к нам, сделать открытие и увидеть подлинные предметы, которых касались руки поэта, российских императоров. Поэтому, конечно, с одной стороны, это большое счастье, а с другой — большой труд.
Об истории выставок, посвященных Пушкину
Ольга Захарова, главный хранитель Всероссийского музея А. С. Пушкина:
02:40 Конечно, выставок, посвященных Александру Сергеевичу, было огромное множество — не одна, не две, а несколько тысяч. Свою историю они берут с 1937 года, когда прошла Первая Всесоюзная выставка. Как ни странно, она была посвящена столетию смерти поэта. Тем не менее эта памятная дата стала очень значимой для всего Советского Союза. Со всей страны в Москву тогда были собраны самые интересные предметы для показа в Государственном историческом музее. Потом эти предметы и стали основой Всероссийского музея Пушкина, потому что практически все они перешли в наши фонды.
С музеем-заповедником «Царское Село» мы очень активно сотрудничаем. Помимо краткосрочных, у нас было два больших долгосрочных проекта. В Камероновой галерее в 50−60-е годы проходила выставка, потом она переехала в Церковный корпус. Может показаться странным, почему музей Пушкина и почему Царское Село. Но этот вопрос возникает у тех, кто не знает Петербурга и Царского Села. На самом деле это две абсолютно взаимосвязанные вещи, потому что Императорский лицей, где учился Пушкин, — это часть Екатерининского дворца, который сейчас является основной жемчужиной Царского Села. Они до сих пор соединены аркой, которая просто заделана, и, если появится такое желание, в принципе, мы можем даже открыть этот проход. В Церковном корпусе выставка работала с 1967 по 1988 годы — 20 с лишним лет, и уже после реконструкции переехала на набережную Мойки, 12. Здесь на первом этаже воссоздана мемориальная квартира поэта, которой в 2027 году исполняется 100 лет с момента открытия. А на втором и третьем этажах находится та самая экспозиция «Пушкин. Жизнь и творчество», которая сначала находилась в Эрмитаже, потом в Камероновой галерее, затем переехала в Церковный корпус и, наконец, обрела свой дом на Мойке, 12.
Юлия Ремизова, куратор выставочного проекта «Поэт и царь», научный сотрудник государственного музея-заповедника «Царское Село»:
Дело в том, что первая послевоенная выставка состоялась как раз в Лицее, в той самой комнате, где жил Пушкин. И именно туда после войны — а город Пушкин освобожден 24 января 1944 года — вызваны молодые художники, которые запечатлели руины, в которых лежал весь город. Эти первые акварели висели на стенах, и в Пушкинской комнате, на ящике, который обтянут мешковиной, сидела та самая «Девушка с кувшином», которая приехала к вам в Салехард. Это подлинная скульптура Павла Соколова 1816 года, которая во время войны была закопана в парке и таким образом спасена.
В чем новизна проекта?
Юлия Ремизова, куратор выставочного проекта «Поэт и царь», научный сотрудник государственного музея-заповедника «Царское Село»:
07:02 Что касается новизны этой выставки, то, как правильно сказала Ольга Александровна, их было уже тысячи, и придумать что-то новое очень сложно. Поскольку 2024-й был юбилейным годом и мы отмечали 225-летие со дня рождения поэта, хотелось рассказать о нем как-то иначе. Тогда мы решили обратиться к известному петербургскому театральному художнику Юрию Сучкову, у которого особый взгляд на все и на Пушкина в частности. Он предложил разделить пространство выставочных залов на две неравные части. Одна — светлая, посвященная жизни и творчеству поэта, а другая — темная, отсылающая зрителя на Черную речку, в место его трагической дуэли.
В светлой части Юрий Сучков создал таинственный сад, наполненный фантазийными руинами с фрагментами царскосельской архитектуры, архитектуры Петербурга, Москвы. И таким образом зритель попадает в мир образов и идей. Это своеобразный лабиринт, состоящий из различных исторических, художественных сюжетов, которые разворачивались как в реальности, так и на страницах литературных произведений поэта.
Мы решили рассказать о взаимоотношениях Пушкина с властью сквозь призму его творчества, поэтому на выставке нарушена хронология. У нас есть разделы, посвященные императорам, с которыми он взаимодействовал — Александр I и Николай I, то есть это фактически его начало и конец. Но между ними еще три раздела, которые посвящены его воображаемым оппонентам. Это Борис Годунов, Петр I и Екатерина II, к образам которых он обращался в своем творчестве.
104 подлинных предмета и другие уникальности
Ольга Захарова, главный хранитель Всероссийского музея А. С. Пушкина:
09:32 На самом деле, все предметы, которые сюда приехали, уникальны. Если честно, мы не предполагали, что этот проект будет передвижным. Изначально он создавался для Камероновой галереи в Царском Селе, и предполагалось, что сам Царскосельский парк будет одним из экспонатов. Человек, приходя на выставку, в окно видел прекрасный парк: была постоянная перекличка между выставкой и окружением. Поэтому туда отобрано много предметов, которые не предполагались вообще к вывозу из Петербурга. Но когда встал вопрос о том, что надо ехать, предметы были специально подготовлены к перевозке. Однако стол Карамзина смог приехать только к вам, потому что его не успели отреставрировать к выставкам в первых двух городах: Новосибирск и Тюмень, к сожалению, не увидели этот предмет. А специально для вас, к юбилею округа, мы постарались, чтобы хотя бы в последнем городе обязательно этот предмет был, и жители смогли его увидеть.
На выставке представлена прекрасная живопись, в том числе необычная, к примеру, портрет с секретом. Когда вы придете, увидите совершенно необыкновенный портрет Емельяна Пугачева. Может быть, жители «серебряного» возраста вспомнят, что в учебниках истории они видели этот портрет. На голове Пугачева как бы размыт облик Екатерины II. Потом, правда, выяснилось, что, к сожалению, никакой художник не рисовал Пугачева на портрете Екатерины II. Это мистификация XIX века, когда антиквариат вошел в моду, когда стало популярно богатым людям иметь большие коллекции подлинных интересных вещей, особенно живописи. Именно тогда был написан этот портрет Пугачева на портрете XVIII века. Одна из фрейлин, видимо, какая-то интересная дама была. Выяснилось это все уже потом, при исследовании. Но нам этот портрет очень интересен. Во-первых, нам нужен был портрет Емельяна Пугачева, о котором Пушкин столько писал. А во-вторых, у портрета есть такая необыкновенная история, завязанная на XVIII, XIX и XX веках.
Как доставляли экспонаты в Салехард
Юлия Ремизова, куратор выставочного проекта «Поэт и царь», научный сотрудник государственного музея-заповедника «Царское Село»:
13:40 Дело в том, что есть специализированные компании, которые умеют перевозить такие хрупкие предметы. У них специальные машины, огромные «маны» с климат-контролем, климатические ящики, сделанные под каждый предмет, — все измерялось, давались списки с размерами. Более того, представители компании приезжали к нам, иногда перемеривали некоторые предметы, чтобы ящик точно подходил. Поэтому это на самом деле очень сложная и дорогая работа. Но мы сотрудничаем с надежными компаниями, и все доехало в целости и сохранности.
Какие экспонаты помогут взглянуть по-новому
Юлия Ремизова, куратор выставочного проекта «Поэт и царь», научный сотрудник государственного музея-заповедника «Царское Село»:
14:48 Мне кажется, что «Девушка с кувшином», которую я уже упомянула, действительно уникальна. Всегда и во всех путеводителях говорилось о том, что это всего лишь героиня басни Лафонтена «Молочница». Басня про девушку, которая пошла на базар продавать молоко, думая о том, что она таким образом разбогатеет, потому что продаст молоко, купит цыплят, потом цыплят продаст, купит свинью, потом продаст ее и так далее. И вот, представив, что все ее мечты уже осуществились, она подпрыгнула от счастья, кувшин с молоком упал, разбился, и девушка сидит опечаленная. Но на самом деле в последние годы очень много пушкинистов склоняются к тому, что все-таки это не героиня басни, а немножечко антикизированный образ императрицы Елизаветы Алексеевны. Для Пушкина это была главная муза вообще в жизни — и самый известный пушкинист Семен Гейченко об этом тоже писал. Наверное, эту историю знали и в те времена, потому что скульптор Павел Соколов создал этот образ. Это своеобразная дань скорби двум дочерям, которых Елизавета Алексеевна потеряла. И, может быть, для кого-то это будет новой информацией, потому что все привыкли к истории с молочницей. Но все-таки, скорее всего, это памятник императрице.
Дать слово самому Пушкину
Юлия Ремизова, куратор выставочного проекта «Поэт и царь», научный сотрудник государственного музея-заповедника «Царское Село»:
17:08 Вы знаете, мы решили не рассказывать о Пушкине и его отношении к власти от третьего лица. Мы решили дать слово самому поэту и его современникам. Поэтому на экспозиции не будет никаких баннеров, где рассказано, что дальше он поехал туда-то или написал то-то. Там будут цитаты, одни цитаты. И по этим цитатам вдумчивый зритель, который пойдет на выставку не просто на пять минут, а проведет час-полтора, сможет понять, как поэт относился к Александру I в начале, когда в лицее был, и в конце, как он относился к Борису Годунову, Екатерине II, Петру I, ну и, конечно же, к Николаю I. То есть на выставке представлен именно взгляд самого Пушкина.
Если говорить о вещах, принадлежавших правителям — у нас представлена шинель гвардии Семеновского полка, которую носил император Александр I. Есть мундир конно-гренадерского полка, ношенный его величеством. Это написано на мемориальной этикетке, которая прикреплена к мундиру Николая I. У нас представлена уникальная походная складная конторка, принадлежавшая Александру I. Дети говорят, что это ноутбук XIX века, потому что действительно в ней есть все. Чернильницы, перочинные ножи, карандаши, перья и так далее, — все, чем пользовался император. Вещи очень маленькие и хрупкие, они действительно мемориальны, принадлежали Александру I.
Про использование современных технологий
Юлия Ремизова, куратор выставочного проекта «Поэт и царь», научный сотрудник государственного музея-заповедника «Царское Село»:
19:48 У нас много интерактивных технологий, опять же, благодаря театральному художнику, который работает со светом очень серьезно. На выставке нет стационарного света, только точечный, на предметы — это во-первых. Во-вторых, есть инсталляции, которые в светлой части галереи погружают нас в Царскосельский парк. А темная галерея, которая посвящена теме Черной речки, позволяет зрителю ощутить, что он действительно попадает на это место. И у нас в этой темной галерее только мемориальные предметы, а в конце мы видим образ лошади — свободной, распряженной, которая гуляет сама по себе. Для нашего дизайнера это образ свободы. Свободы, которую Пушкин так и не смог получить в жизни, и она, к сожалению, доступна только уже после смерти.
Посмертная маска и локоны
Ольга Захарова, главный хранитель Всероссийского музея А. С. Пушкина:
21:54 Как мы уже сказали, наша выставка, поскольку она переросла в передвижной проект, претерпела небольшие изменения. Если в Царском Селе мы заканчивали ее цилиндром и жилетом Пушкина, то здесь заканчиваем посмертной маской поэта. Для многих сейчас посмертная маска — это что-то странное, вызывающее не очень позитивные эмоции. Но надо понимать, что в то время было совершенно другое отношение. Во-первых, посмертная маска обязательно снималась с императоров, с известных великих людей. Зайдя в кабинет к какому-нибудь известному писателю, еще к кому-то, и увидев, чья посмертная маска лежит у него в качестве украшения кабинета, сразу могли понять его пристрастия, предпочтения, статус. Во-вторых, было сразу понятно, что Пушкин — великий поэт, это ни у кого не вызывало сомнений даже при его жизни. Сразу же после его смерти был вызван скульптор, который снял эту посмертную маску. Так сложилось, что цилиндр и жилет гостили в Китае. Там летом была огромная выставка, посвященная Александру Сергеевичу Пушкину. Наши китайские коллеги придумали совершенно другой ход. Все знают высказывание, что Пушкин — солнце нашей поэзии. Это слова из некролога: «Закатилось солнце нашей поэзии». И они представили всю его жизнь, как будто солнце всходит от восхода до заката. Цветовое решение тоже в этой концепции — от золотых лучей восходящего солнца до практически красных заходящего. Я надеюсь, что художественное решение, которое мы применили в нашей выставке «Поэт и царь» понравится посетителям и они оценят его необычность.
Из очень дорогих для нас мемориальных предметов есть еще медальон и урна с волосами Пушкина — после смерти было срезано несколько локонов. Медальон остался в мемориальной квартире на Мойке, 12, а небольшая урна приехала к вам на выставку, и там действительно подлинные волосы Александра Сергеевича Пушкина.
Кстати, как раз эти волосы в свое время были использованы для экспертизы. Очень долго разыскивался диван, стоявший в квартире на Мойке, 12, на котором как раз умирал наш поэт. Было предположение, что он находится в Эрмитаже, и именно его выставили в квартире, но стопроцентной уверенности не было. Уже в 2000-х годах заведующая мемориальным музеем квартиры Пушкина Галина Михайловна Седова задалась целью все-таки доказать, что это действительно подлинный диван, для чего привлекли санкт-петербургских криминалистов. У нас было несколько вещей, стопроцентно принадлежавших Пушкину. Это жилет, в котором он был во время дуэли и на котором остались следы крови, а также волосы. Были приглашены судмедэксперты, которые подсказали, где могло оказаться наибольшее количество крови, если на таком диване лежал человек с таким ранением. Оттуда были взяты пробы, и было доказано, что действительно кровь с жилета, ДНК волос и кровь, которая присутствует на этом диване, принадлежат одному человеку. Это мужская кровь человека в возрасте около сорока лет. И поскольку мы уверены, что жилет и волосы принадлежат Александру Сергеевичу, мы стопроцентно можем утверждать, что это именно тот самый диван, на котором умирал Пушкин. И на самом деле нам повезло, что диван никогда не реставрировали, он так и стоял, благодаря этому органические остатки смогли сохраниться.
Про образовательную программу
Ирина Прохорова, руководитель отдела по работе с посетителями МВК им. И. С. Шемановского:
28:25 Мы начали разговор с того, что Александр Сергеевич — наше все, и он сопровождает нас от самого раннего возраста до уже очень-очень зрелого, поэтому, конечно, образовательная программа предусматривает работу со всеми аудиториями. Мы начали готовиться заранее, месяца за три до приезда выставки. Коллеги нас снабдили необходимыми материалами и каталогами, поэтому мы ждем всех — и особенно подростков, потому что, мне кажется, метущаяся душа лицеиста Пушкина как никакая другая близка им, они тоже ищут себя. Мы ждем взрослых, семейную аудиторию. И самым, наверное, большим подарком служит специальная программа, подготовленная нашими коллегами. Это кинопоказы, которые сопровождаются лекциями и дискуссиями.
Но мне кажется очень важным здесь предусмотреть для себя не только мероприятия, но и посещение самой выставки, потому что на ней есть удивительное ощущение: мы как будто чувствуем присутствие Пушкина. Мы чувствуем присутствие императоров, даже тех, с кем Александр Сергеевич вступал в мысленный диалог. Вот так сконструировано пространство, что поэт вдруг становится живым. Это удивительное ощущение, ни на что не похожее, если честно. Когда мы смотрели на посмертную маску на методической экскурсии, создавалось ощущение, что он перестал быть набором букв на бумаге и вдруг стал действительно живым человеком.
Для школьников мы подготовили отдельную программу, где они смогут найти ответы на многие вопросы, которые тревожат современного подростка. Ну а для учителей, наверное, это огромная радость, потому что выставка междисциплинарная. То, что мы проходим по истории, литературе, русскому языку, вдруг на этой выставке становится единым целым. И мы это можем увидеть и в тех цитатах, которые добавлены, и в тех предметах, которые находятся в среде.
Юлия Ремизова, куратор выставочного проекта «Поэт и царь», научный сотрудник государственного музея-заповедника «Царское Село»:
Еще есть аудиоспектакль, приготовленный специально для этой выставки петербургским драматургом Маргаритой Кадацкой, и там тоже нет повествования от третьего лица. Она создала его из цитат, из дневниковых воспоминаний, писем, заметок. Как будто Пушкин разговаривает со своими современниками. Это все озвучено петербургскими актерами, и когда ты надеваешь наушники, просто погружаешься в пушкинскую эпоху, и с тобой разговаривает сам Пушкин.
Ирина Прохорова, руководитель отдела по работе с посетителями МВК им. И. С. Шемановского:
В вечерних программах, чтобы расширить впечатление от выставки, помимо аудиокомпонента, мы планируем ввести еще запахи эпохи, потому что нам кажется очень важным дополнить образ главной музы Александра Сергеевича, поговорить о том, какие ароматы окружали жителей того времени. Выставка, на самом деле, про жизнь, про живое, про то, что поэзия нас вдохновляет и сейчас, но был период, когда эти слова складывались в произведения, и очень важно почувствовать, что же ощущали окружающие, когда впервые читали только-только написанные произведения Александра Сергеевича.
Про разговор с молодежью и фильм
Ольга Захарова, главный хранитель Всероссийского музея А. С. Пушкина:
35:40 Наш музей работает на самые разные аудитории, и у нас сложилась очень интересная коллаборация с режиссером и главными актерами фильма «Пророк». Сейчас у нас на Мойке, 12 выставлены костюмы из этой картины. Причем мы не стали делать отдельную выставку, а просто вставили костюмы в постоянную экспозицию. Наверное, это тоже в какой-то мере привлекло к нам молодых людей, потому что фильм зацепил, понравился. И, может быть, благодаря этому разговору стало понятно, что Пушкин не закостенелый, не бронзовый, живой. Он действительно всегда живой, и в его произведениях можно найти ответы на вопросы, которые ты задаешь себе сегодня. Нас волнуют те же вопросы, мы так же влюбляемся, так же на кого-то обижаемся, с кем-то ссоримся. Люди остались теми же. И просто интересно, как эти вызовы для себя решал наш великий поэт. Мне кажется, что как раз Пушкин — это тот персонаж, который дает возможность найти что-то свое для абсолютно каждого возраста, начиная от самых маленьких до самых взрослых.
Юлия Ремизова, куратор выставочного проекта «Поэт и царь», научный сотрудник государственного музея-заповедника «Царское Село»:
В Камероновой галерее был опыт проведения детских экскурсий — школьные группы из царскосельских ребят. И вы знаете, как ни странно, они были очень увлечены. Во-первых, ребята увидели пять прижизненных портретов поэта, которые у вас тоже присутствуют. А во-вторых, у нас есть павильон Шапель в Царском Селе, который был построен в начале XIX века. На нем — флюгер-петушок. И Пушкин, конечно же, этот флюгер видел и петушка, который, кстати, приехал к вам в Салехард. Поскольку во время войны павильон сильно пострадал, и этот флюгер был фактически мишенью для нацистов, он весь пробит пулями, но мы его привезли. И, возможно, именно этот петушок вдохновил поэта на написание знаменитой сказки. Дети, когда все это услышали, действительно настолько прониклись и поняли, что они живут в том же самом месте, что они питаются той же самой атмосферой. И, конечно, их впечатлила очень сильно темная галерея. Надо сказать, у нас там еще стоял подлинный кабриолет Николая I, который, к сожалению, мы не могли никуда привезти. Cтолько было восторженных отзывов и благодарности театральному художнику, который все это придумал.
Ирина Прохорова, руководитель отдела по работе с посетителями МВК им. И. С. Шемановского:
Знаете, мне кажется, еще очень важно сказать, когда приходят царскосельские дети и смотрят, как выглядело место раньше — это одна история. Но даже здесь, на Ямале, когда говорим, чем это ценно для нас, понимаем, что мы огромная страна, единое целое, и нам всем тот ампир, те прекрасные картины и произведения так же близки, как и для жителей европейской части России. Для современного человека очень важно поговорить о красивом. Когда мы видим предметы, созданные в 1810−1820-х, они поражают нас искусством мастеров, материалами. Вокруг этого тоже может строиться разговор. И то, что формировало Александра Сергеевича Пушкина, та эстетическая среда, она для нас так же ценна и важна. Поэтому, конечно, когда будут приходить дети, мы с ними будем говорить и о поэзии, но в то же время мы должны с ними говорить и о красоте. Потому что, говоря с подростками, которые очень любят свободную одежду, которые ищут себя, когда мы спрашиваем, хотели ли бы они попробовать примерить на себя такой образ, все однозначно говорят: «Да». То есть настолько глубоко в нас сидит потребность в прекрасном, что, мне кажется, эта выставка дает возможность соприкоснуться с величайшими образцами произведений мастеров.
О чем спросили бы Пушкина
Ольга Захарова, главный хранитель Всероссийского музея А. С. Пушкина:
44:15 Вы знаете, я очень долго работала в музее-заповеднике «Петергоф». И там у меня собеседником всегда был Петр Алексеевич. Когда я перешла работать в музей Пушкина, Петр Алексеевич на удивление меня как-то достаточно легко отпустил, благословил, и моим собеседником стал Александр Сергеевич. Наверное, мне бы хотелось, чтобы он рассказал, что же самое главное в жизни. В чем смысл жизни? Вдруг он все-таки нашел ответ на этот вопрос. Ведь, мне кажется, это самый главный вопрос любого человека. Наверное, я бы его об этом попыталась спросить, а вдруг он все-таки понял суть вещей.
Юлия Ремизова, куратор выставочного проекта «Поэт и царь», научный сотрудник государственного музея-заповедника «Царское Село»:
Я бы тоже задала этот вопрос, но, мне кажется, что даже знаю ответ. Он ответил бы, что это свобода, которой ему так не хватало.
Ирина Прохорова, руководитель отдела по работе с посетителями МВК им. И. С. Шемановского:
Мы неожиданно нашли для себя ответ на вопрос «А чего бы нам хотелось, если бы Пушкин был среди нас?» Когда шли последние приготовления к открытию выставки, мы вдруг поняли, что нам так хотелось бы услышать его голос, каким он был, услышать его произведение именно так, как читал он, может быть, послушать просто обычный разговор, как переплеталась русская и французская речь в то время.
Про любимые произведения
Ольга Захарова, главный хранитель Всероссийского музея А. С. Пушкина:
47:36 Если честно, я больше всего люблю сказки, обожаю. Особенно «Сказку о царе Салтане».
Юлия Ремизова, куратор выставочного проекта «Поэт и царь», научный сотрудник государственного музея-заповедника «Царское Село»:
Кстати, сказка была написана в Царском Селе в 1831 году, когда Пушкин с молодой женой приехал провести медовый месяц, но в результате задержался на пять, поскольку в Петербурге свирепствовала холера. Это было самое счастливое лето в его жизни.
Ирина Прохорова, руководитель отдела по работе с посетителями МВК им. И. С. Шемановского:
Мне кажется, что сейчас вообще весь коллектив музея в таком состоянии, что нам хочется постоянно говорить про Пушкина. Мы с большим удовольствием это делаем. Здесь есть два момента. Я, конечно, очень люблю сказки, честно. Они, с одной стороны, пишутся для детей, но ребенок внутри каждого из нас никогда никуда не девается. То есть сказки и для взрослых в том числе, мы просто считываем какие-то новые смыслы, меняем фокусы. Но у меня есть еще одна привычка, которая мне очень нравится. Я люблю открывать в случайном месте сборник произведений Пушкина и читать то, на что глаза упадут. И это всегда такое удовольствие, потому что я еще ни разу не повторилась, я не знаю, как так получилось, но это всегда новое произведение. И неважно, проза это или поэзия, одинаково приятно вновь почувствовать этот слог.
Юлия Ремизова, куратор выставочного проекта «Поэт и царь», научный сотрудник государственного музея-заповедника «Царское Село»:
Если говорить о моем любимом произведении, то это «Евгений Онегин», потому что, несмотря на то, что я его читала и в школе, и еще потом, каждый раз его открываю и что-то новое подчеркиваю. Я считаю, что это действительно энциклопедия русской жизни, по-другому не скажешь. И настолько фантастический слог, настолько тонкий юмор присутствует, что ты читаешь не для того, чтобы проследить за сюжетом, который ты и так знаешь, а чтобы получить эстетическое наслаждение.
Ольга Захарова, главный хранитель Всероссийского музея А. С. Пушкина:
Мне кажется, что «Евгения Онегина» прекрасно использовать на святки. Все же любят погадать. Вот это то самое произведение, на котором стоит гадать и которое действительно очень четко дает ответ на заданный вопрос. Попробуйте. Осталось совсем немного.
Выставка ямальских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства «Историческая память. Ямал», приуроченная к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, начнет работу 7 декабря в Тюмени. В номинации «Изобразительное искусство» будут представлены 64 картины в разных техниках — от станковой живописи до графики — и семь работ в номинации «Декоративно-прикладное искусство» из кости, керамики и батика. В состав экспозиции включили восемь картин выставки «Путь в Сибирь через Студеное море и Уральский камень» Ямало-Ненецкого регионального отделения «Союза художников России».
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: