2
0
Предсказание Жюля Верна: как французский классик повлиял на развитие туризма в Шурышкарском районе. О маршрутах рассказала туроператор Брусницына
Туроператор из Мужей Брусницына: Жюль Верн предсказал паромы в Мужах
Это точно наши Мужи! Откуда Жюль Верн узнал о маленьком северном селе, которое в XIX веке было всего в несколько домов, выяснила туроператор Анна Брусницына. Она сопоставила факты и предложила гостям экскурсию по Мужам вместе с героями приключенческой истории.
О том, что фантаст предсказал для села Мужи, а также по каким еще маршрутам предлагают проехать туристам в Шурышкарском районе, основательница Центра развития познавательного туризма «Земля Лугуя» рассказала в агентстве «Север-Пресс».
Содержание
- 00:16 Почему Шурышкарский район называют землей Лугуя
- 04:13 Как развивается туризм в Шурышкарском районе
- 10:43 «Обские камушки»: о производстве шоколадных конфет из дикоросов
- 12:22 Почему приходится хвататься за все сразу и сколько человек в команде
- 13:49 Плюсы и минусы «Тильтимской зимы»
- 16:59 Откуда Жюль Верн узнал о Мужах и почему отправил героев романа туда, а не в Обдорск
Почему Шурышкарский район называют землей Лугуя
00:16 Лугуй — первый достоверный исторический персонаж, который связан с территорией Шурышкарского района. Жил в конце XVI века, во времена правления Бориса Годунова. Он отправился в Москву просить защиты у государя от остяков, которые жили в более южных территориях. Дело в том, что те территории несколько раньше отошли к России. Остяки, которые там жили, предки сегодняшних хантов, чувствовали себя очень вольно под защитой русских товарищей с топориками, поэтому совершали набеги на места, которые находились под властью Лугуя.
Для того, чтобы как-то от них защититься, пришлось отправиться в Москву. По сути, Лугуй привел территорию Березовского района ХМАО и современного Шурышкарского района в подданство Московского государства.
Любопытно, что когда он ходатайствовал о защите, он представлялся князем от семи городков, некоторые из которых находились по ту сторону Уральских гор. То есть они контролировали торговые пути, которые шли через Урал в наши места.
У нас есть интересная экскурсия на трэколе по старой дороге. На картах пишут, она тракторная. И это была та самая дорога, по которой коми-зыряне когда-то пришли в Мужи. У нее очень интересная история. Здесь мы рассказываем об истории торговых отношений. Про коми, которые шли сюда торговать. То есть сначала как проводники, а потом и со своей торговлей. Например, на этой дороге всегда стоял деревянный крест, и есть описание самого первого. Мы знаем, что он был высотой три с половиной аршина. Проезжавшие мимо этого места ставили на нем тамги [метки]. Удивительно, что этот крест все время обновляют. К сожалению, традиция отмечаться не сохранилась. Хотим ее возродить.
Мы создаем этнопарк «Тамга». Для этого оформили «арктический гектар». Воссоздадим первоначальный облик креста и предложим нашим местным жителям, у которых есть кешбэк за спиной [истории родовых знаков], чтобы отметиться на нем. Вообще, у нас много интересных задумок для этой территории.
Как развивается туризм в Шурышкарском районе
04:13 Пока мы начинающая туристическая организация. Получается, что сидим на двух стульях. Потому что, с одной стороны, мы занимаемся бизнесом. Хотя организация некоммерческая. Но в рамках предпринимательской деятельности мы вправе это делать. И для нас важно получать доход, чтобы устойчиво существовать. И основная деятельность сейчас — это все-таки поддержка жителей района, которые поверили нам и в свои собственные силы, стали создавать туристические локации.
Для таких активных, вовлеченных людей в муниципалитете уже три года проводится грантовый конкурс. И мы как раз помогаем понять, чего они хотят, как написать проект, где можно найти финансирование на реализацию своих проектов и что сделать, чтобы все получилось.
Так, несколько объектов работают в этнической тематике. Можно услышать и национальную речь, и увидеть людей, которые не только на праздники надевают традиционную одежду. Для них это повседневность. Например, в Мужах чум стоит во дворе частного дома. Там можно услышать песни на хантыйском языке, примерить традиционные украшения и костюмы, можно поразгадывать головоломки. Даже сделать их под руководством хозяина Леонида Лонгортова и увезти с собой, чтобы друзья и родственники тоже голову поломали.
Есть замечательная площадка в Кушевате. К сожалению, сегодня это пустырь, но поблизости с этим местом развивается рыболовецкий стан. Там можно пожить в чуме, можно в хантыйском доме остановиться, можно съездить на рыбалку. Есть площадки, которые демонстрируют традиции коми. Например, в деревне Новый Киеват развивается туристическая локация, где хозяева тоже работают с рыболовецкой темой. Но главная прелесть этого места — кедровый бор. Мне кажется, там каждый кедр — со своей историей, со своим характером. На эту площадку у нас зашел круизный теплоход. В этом году он девять раз вставал там на «зеленую» стоянку. То есть это просто маленькая локация, где работает семья. Хозяин построил беседку, где можно попробовать традиционные блюда из рыбы. Ничего особенного, мы на этом живем, а для людей, которые приезжают, это особое гастрономическое впечатление.
В горках работает «Чайный домик» Галины Черноокой. Она одна из первых активных участников проекта. Занимается и сбором трав, и выращивает их на огороде. Очень тщательно и профессионально обрабатывает, перерабатывает. К ней можно прийти на экскурсии, мастер-классы, дегустации.
Одно из направлений нашей деятельности — сувенирная продукция, в том числе гастрономическая. Мы тоже делаем чай. И вот она — основной поставщик сырья для наших чаев.
Мы зашли на Ozon, но, к сожалению, там, где мы находимся, нет точек, через которые маркетплейсу было бы удобно продавать нашу продукцию. Я надеюсь, что это со временем поменяется, и появятся более эффективные способы продвижения.
«Обские камушки»: о производстве шоколадных конфет из дикоросов
10:43 У нас работает мастерская с 2020 года. Нам удается получать грант департамента занятости населения на трудоустройство инвалидов. Вот сейчас мы уже четвертый раз реализуем такой проект. Сложились замечательные отношения с девочками, у них руки золотые. Мы то чаем все занимаемся, то подушечки с пушицей нашиваем, то еще что-то делаем. Теперь мы еще и перерабатываем кедровый орех и ягоды. Пока мы делаем драже. Мы получили небольшой грант 500 тысяч рублей на покупку оборудования, чтобы обеспечить хранение, переработку дикоросов. И попробовали летом выпустить первую партию конфет. Купили барабан для изготовления драже. Это сложно, но, возможно. Неделю мы колдовали над этой партией. Получили в итоге около трех килограммов.
Почему приходится хвататься за все сразу и сколько человек в команде
12:22 У нас много разных видов деятельности. Это нужно для того, чтобы иметь устойчивость, чтобы стоять на ногах. Потому что раз мы с этой мастерской работаем, нужно наполнять ее деятельностью. И мы ищем, через какие ресурсы можно для нее найти такие источники, которые позволят не только на гранты существовать, но и зарабатывать, чтобы мастерская сама себя обеспечивала.
Не секрет, что Шурышкарский район — территория дотаций. Мы ищем сами для себя и для людей, которые там живут, варианты, чтобы показать, что у нас есть свои ресурсы. Да, у нас нет нефти и газа. Да, мы не будем зарабатывать огромных денег. Но мы все равно можем на этих ресурсах развивать свою территорию.
Сейчас у нас в активной группе, кто принимает туристов или формирует что-то на своей площадке, чтобы начать принимать туристов, наверное, человек 14.
Плюсы и минусы «Тильтимской зимы»
13:49 Некоторые площадки, конечно, очень удалены от Мужей. Для нас как для туроператора отдельная задача — продвинуть и включить их в маршруты. Например, есть такая деревня Тильтим. Вот по той самой дороге, про которую я вначале рассказывала, можно доехать до этой старой хантыйской деревни в верховьях реки Сыня. Рядом семья Талигиных несколько лет назад создала свою маленькую деревеньку. Они живут там вдвоем. Сегодня у этой деревни уже есть название — Рользингорт. Ее нет на карте. Люди просто ведут традиционный образ жизни. У них нет чума, но как выглядит настоящий хантыйский зимний дом — там как раз можно прожить день-два по-хантыйски, что называется. Это очень интересно. И под эту площадку мы разработали тур «Тильтимская зима».
Получается недешево, потому что мы арендуем туда трэкол. И потом — это длинная дорога. Мы видим, что сегодня тренд на сокращение времени путешествий. А туда нужно все-таки запланировать от трех до пяти дней в общей сложности. Чтобы прилететь в Салехард, приехать в Мужи и потом еще отправиться в это путешествие.
В Тильтим приезжала молодежная группа. Им не повезло или повезло, не знаю. В общем, они попали в пургу. То есть мы их обходными путями вывозили из Салехарда, и когда мы ехали в Тильтим, дороги не было совсем. Мы обычно перед поездкой накатываем дорогу, но тут бессмысленно было что-либо делать, потому что мело со страшной силой. Когда мы уже были больше семи часов в дороге от Мужей, оказалось, что они выбирали путешествие между тремя направлениями — Рио-де-Жанейро, Казахстан и наш Тильтим. Они выбрали нас, потому что здесь дорога занимала меньше всего времени. Очень классные ребята. Не были разочарованы в том, что выбрали нас.
Откуда Жюль Верн узнал о Мужах и почему отправил героев романа туда, а не в Обдорск
16:59 Мне об этом сказал замечательный человек, житель Шурышкарского района и села Мужи Александр Анатольевич Удалей. Ему в свое время тоже кто-то сказал. Он нашел, прочел, мне сказал. Роман называется «Цезарь Каскабель». Я тоже удивилась, нашла, прочла и думаю: нет, об этом нельзя молчать! Нужно об этом громко кричать и всем рассказывать. И мы сейчас этим активно занимаемся. Разработанная экскурсия называется «В прошлое села Мужи с героями Жюля Верна». Мы ее стараемся включать в детские путешествия.
Приезжайте к нам на эту экскурсию — перестанете сомневаться. Все начинают с того, что это, наверное, что-то созвучное. Абсолютно точно: это наши Мужи. В то время через Мужи проходило много экспедиций РГО, а Жюль Верн состоял во Французском географическом обществе.
Роман вышел в свет в 1890 году, а события в нем происходят в 1867—68 годах. Конкретно в Мужах — это июнь 1868 года. В это время Мужи существовали 24 года. Ну то есть как Мужи существовали — существовал храм. Постоянные жители появились несколько позже. Тогда коми только начинали здесь оседать. Но это действительно было маленькое торговое село.
Мужи оказались не просто местом, где куча событий произошла. И самое главное — Мужи оказались такими воротами в Европу для них. Герои этого романа совершали невероятное путешествие из Соединенных Штатов Америки через азиатскую часть России.
Как они выбрали Мужи при том, что знали, что есть Березов и что есть Обдорск? Но они намеренно не пошли через эти населенные пункты, потому что там были полицейские участки.
Мы провели расследование. Через нас в XIX веке проходило много исследовательских экспедиций, в том числе Русского географического общества. Жюль Верн был представителем Французского географического общества. У них были очень тесные контакты, и, судя по всему, у писателя был доступ к новейшим материалам.
Мы прямо по пунктам искали. Например, упоминается, что в Мужах был кабак. И там некоторые герои не очень хорошего качества провели ночь, сговариваясь с подельниками о том, как ограбить цирковую труппу. И знаете, да: обнаруживаю, что был кабак. Как былички записаны в 60-х годах XX века воспоминания местных жителей.
Конкретно этот кабак существовал позднее, а что мешало в 60-х годах XIX века появиться такому питейному заведению?
А если Жюль Верн что-то преувеличивал, мы это воспринимаем как его предвидение. Например, герои романа прибывают в Мужи на пароме. Ну мы же понимаем, что никаких паромов тогда не было, но сегодня-то они есть. Как Жюль Верн предвидел подводную лодку или воздушные шары, космические корабли — вот так же он предвидел, получается, и паром в Мужи.
2
0
Теги: