http://Top.Mail.Ru
Секреты СВОЯков: как в ямальской школе вожатых готовят главных «заводил» для оздоровительных лагерей | Север-Пресс

0

0

Секреты СВОЯков: как в ямальской школе вожатых готовят главных заводил для детских лагерей

Более 600 студентов и учащихся решили пройти Школу вожатых Ямала

Читать «Север-Пресс» в

Как управлять детским коллективом, когда ты чуть старше своих подопечных? Что делать, если лагерь засыпает, а в отряде есть неспящие? Чему учат в Школе вожатых Ямала, гарантируют ли трудоустройство и насколько сегодня популярно вожатство? Об этом говорили с представителями Содружества вожатых Ямала Ольгой Конюшок и Андреем Измоденовым.

Содержание

  • 00:56 От 16 и старше
  • 03:43 Быть интересным и не только
  • 07:21 Как оторвать от телефона?
  • 09:12 Как отрабатывают практику и сложные ситуации
  • 12:50 С каким возрастом комфортнее на сменах
  • 15:00 Какие темы даются труднее
  • 17:46 Сколько отсеивается и как понять, что будет хороший вожатый
  • 19:44 Как вожатый успевает поесть и поспать
  • 23:12 Отбой, а если не спят?
  • 26:39 Обязательно нужно отработать?
  • 31:56 Как решились стать вожатыми?
  • 36:24 Страх перед первой сменой
  • 38:03 Про возраст в лагере и в школе вожатых
  • 45:24 Что запоминается?
  • 51:53 Что заставляет ехать на новую смену?

От 16 и старше

Ольга Конюшок, руководитель Школы вожатых в Салехарде:

00:56 Вообще Школа вожатых Ямала как проект реализуется Содружеством с 2012 года. Она проходила в разных форматах: и очно, и заочно. На этот раз мы занимаемся по большей части в очном формате, предусмотрены еженедельные занятия. Школа открылась аж в девяти городах. Не знаю, было ли больше, но масштаб довольно большой. На Ямале школа работает в Салехарде, Муравленко, Ноябрьске, Тарко-Сале, Губкинском и Надыме. Среди больших городов в других регионах — Санкт-Петербург, Москва и Тюмень, там школы вожатых открылись на базе наших штабов. В ямальских муниципалитетах учениками могут стать желающие в возрасте от 16 лет, в больших городах ребята от 18 лет. И на сегодняшний день на Школу вожатых зарегистрировался 651 человек.

Как показывает практика, каждый год у нас довольно большое количество заявок и такого инцидента, что на школу в том или ином городе зарегистрировались три-пять человек, такого еще просто не было и, я думаю, не будет.

Быть интересным и не только

Ольга Конюшок рассказала, что на обучение в Школе вожатых поступила 651 заявка. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»
Ольга Конюшок рассказала, что на обучение в Школе вожатых поступила 651 заявка. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»

Ольга Конюшок, руководитель Школы вожатых в Салехарде:

03:43 Программа рассчитана на два месяца и включает несколько ключевых блоков: что такое лагерь в целом, как он работает, как в него попасть, кто такой вожатый. Большой блок связан с играми: почему в них надо играть, почему это один из самых важных инструментов работы в лагере в целом. Предусмотрены разделы, связанные с психо-возрастными особенностями, по внутриотрядной работе: чем занять ребенка внутри отряда, как сформировать коллектив, по обеспечению безопасности, решению педагогических кейсов и большое количество практики.

Андрей Измоденов, организатор Школы вожатых в Салехарде:

Как правильно играть, чтобы ребенок не отвлекался? Нужно быть интересным, хорошо объяснить правила, чтобы он не чувствовал себя обделенным. Если окажется, что все поняли и он один все прослушал, тогда ему будет неинтересно, он уйдет, либо просто сядет, либо отойдет в сторонку. В любом случае нужно понять, почему ему не нравится игра, найти какую-то альтернативу, попробовать заинтересовать либо замотивировать. Условно, он говорит, что хочет играть в догонялки, а может, чуть-чуть попробуем в эту, а потом в догонялки. Но надо будет обязательно потом сыграть в догонялки, иначе он запомнит и больше не поверит вам никогда.

Каких-то сверхъестественно новых игр нет, по большей части это старая, добрая классика. Иногда детям нравится какая-нибудь максимально простая игра, в которую уже и вожатые не хотят играть, но дети просят. Пожалуй, самая любимая — это «Лягушка», когда дети стоят по кругу и показывают друг другу язык. Правила там абсолютно простые, по опыту и у маленьких, и у более взрослых детей она входит в топ-3 любимых игр.

Как оторвать от телефона?

Андрей Измоденов, организатор Школы вожатых в Салехарде:

07:21 У нас нет такой системы, чтобы забирать телефоны, они всегда при детях, чтобы они могли быть на связи с близкими. Как оторвать детей от телефонов? Мне кажется, все просто. Надо быть интереснее, чем телефон. Если вожатый сам по себе интереснее, чем телефон, то все, внимание ребенка будет на нем. Либо же узнавать, что детям интересно сейчас, чтобы подстраивать игры. Условно, если у них есть какой-то интернет-мем, вставить его в игру, чтобы они сказали: «Ооо, этот мем я знаю, мне интересно, мне нравится». И они начнут больше втягиваться в процесс.

Ольга Конюшок, руководитель Школы вожатых в Салехарде:

Для подготовки мероприятий сегодня все необходимое есть: принтеры, сканеры, компьютеры. Все находится в свободном доступе в штабе, где сидит команда управления. У нас есть ребята на отдельной ставке, которые дизайнят весь визуал смены, к которым можем подойти с запросом, помочь нам что-то свизуализировать для любого внутриотрядного дела, для «огонька». Многие вещи сейчас проще и лучше доносятся через визуал. И по большей части вожатые, приходящие последние пару лет, уже сами владеют графическими редакторами, чтобы самостоятельно сделать какую-то раздатку, которая останется у ребенка на память.

Как отрабатывают практику и сложные ситуации

Ольга Конюшок, руководитель Школы вожатых в Салехарде:

09:12 Есть практические занятия по теории. К примеру, изучили игры: какие бывают, как объяснять правила, и целое занятие играем, учимся объяснять, поправляем друг друга. Даем какие-то конкретные ситуации, которые могут случиться в лагере. Кроме того, в календаре школы есть две крупные практики, когда мы зовем детей. В прошлом году просили целый класс третьеклассников. Ребята проводили с ними игры, сделали полноценный «огонек», большую игру в пространстве. Я думаю, что в этом году будет точно так же. Возьмем детей и младшего школьного возраста, и чуть постарше — 11−12 лет.

Андрей Измоденов, организатор Школы вожатых в Салехарде:

У нас есть довольно большая база педкейсов, которые взяты из нашего же личного опыта работы в лагере. В конце лета мы собираемся на слетах либо на фестивале, обсуждаем сложные моменты, которые были на сменах, как их разрешали и что можно было бы еще сделать. По итогу формируем пять ситуаций, которые потом предлагаем ребятам на школе вожатых, смотрим, смогут ли они справиться.

С каким возрастом комфортнее на сменах

Андрей Измоденов, организатор Школы вожатых в Салехарде:

12:50 Меня первый раз поставили на самых старших — 16—17-летних, когда мне был 21 год. Выглядел я еще моложе, чем сейчас, а там такие лбы были, что я такой думаю: «Вау, а как с ними работать?» Но понял, что если я завоюю их авторитет, то все нормально будет. Им будет плевать, сколько мне лет, главное, какой я человек. До прошлого года был небольшой страх работы с самыми маленькими, но летом удалось поработать и опасения пропали. С более младшими все по-другому. Сложнее их внимание удержать, оно у них переключается моментально, постоянно находишься в тонусе. И работая на других возрастах, наблюдая, как устают вожатые младших отрядов, всегда думаю: «Ой, не завидую я вам».

Ольга Конюшок, руководитель Школы вожатых в Салехарде:

Я наоборот с самых первых смен всегда работала на младших отрядах. Для меня это самый комфортный, простой и понятный возраст. И чаще всего, когда спрашиваешь у ребят перед экзаменами или перед сменой, чего хотите, чего боитесь, всегда какое-то переживание вызывает работа на младших отрядах. Моя задача убедить, что это абсолютно не страшно, надо попробовать, потому что это всегда какая-то абсолютно сказочная история, немножко возвращающая в детство, потому что с малышами классно баловаться.

Какие темы даются труднее

Андрей Измоденов уверен: если вожатый интересен, то дети забудут о телефонах. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»
Андрей Измоденов уверен: если вожатый интересен, то дети забудут о телефонах. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»

Андрей Измоденов, организатор Школы вожатых в Салехарде:

15:00 Мне кажется, что это большое внутриотрядное мероприятие, потому что у ребят нет еще опыта в его придумывании и организации. В определенный день дается полтора-два часа, чтобы ребята, поняв, какая у них есть проблема в отряде, проанализировали и сделали мероприятие, которое решит ее на стадии зарождения. В силу неопытности на школе им чуть-чуть сложно справиться, не всем все-таки дано быстро придумывать. Поэтому, мне кажется, это одна из таких трудных тем. Но именно поэтому на первую смену им ставят в пару опытного напарника или напарницу, которые знают, что такое БВМ, могут его прописать. Также есть команда организаторов, которая без проблем поможет придумать что-то, добавить.

К примеру, в отряде может быть проблема с тем, что девочки не дружат с мальчиками, и надо организовать активность, где они начнут коммуницировать. Самое простое — мероприятие по станциям, но только для одного отряда. Чтобы они выполняли задания, где есть взаимодействие девочек и мальчиков, получали пазлы, а в конце собирали из них общую картину. В конце проходит «огонек», где вожатые подводят к тому, что как хорошо, как работаете вместе, все получается.

Сколько отсеивается и как понять, что будет хороший вожатый

Ольга Конюшок, руководитель Школы вожатых в Салехарде:

17:46 Сложно сказать, сколько отсеивается, сколько в итоге становятся вожатыми. Учим в любом случае всегда всех, а так уже ребята в течение школы сами понимают, что им по силам. Но в любом случае мы всегда как организаторы рядом, чтобы помочь, подбодрить, подсказать и максимально дать знания, поддержать, чтобы большая часть ребят дошла до конца, до первой смены.

Мне не кажется, что даже с первой вожатской смены сложно понять, будет ли человек хорошим вожатым. У меня есть друзья, которые первую вожатскую смену отработали не супер радужно. Там были свои казусы, там было тяжело, не смогли справиться. Но сейчас они отработали уже третью, пятую, десятую смены. Это потрясающие вожатые, которых обожают дети. Точно так же и на школе. Очень тяжело судить по первому впечатлению. Потому что человек может примерно сдавать домашки, делать все отлично, но попав на практику к настоящим детям, немножко растеряется. И наоборот. Человек может быть довольно замкнутым, стеснительным, но попав к детям, раскрывается какая-то другая сущность.

Как вожатый успевает поесть и поспать

Ольга Конюшок, руководитель Школы вожатых в Салехарде:

19:44 Это же режим, он вырабатывается, к нему привыкаешь. Когда работаем с младшими, едим по очереди. Один смотрит, как едят дети, другие два напарника или один едят, потом меняемся.

Андрей Измоденов, организатор Школы вожатых в Салехарде:

Если нет никаких концертов, мероприятий, к которым надо готовиться, то часов шесть-семь точно можно поспать. В целом мне кажется, что есть такое старое заблуждение, что работа вожатого — это отпуск, отдых, потому что сложно отдохнуть, когда ты несешь полную ответственность за жизнь детей. Ты должен быть с ними 24 на 7, чтобы дети даже ночью знали, где твоя комната, чтобы они пришли за помощью, например, отвести в медпункт. Так что это в первую очередь работа. Мало кто на отдыхе несет ответственность за 30 человек.

Отбой, а если не спят?

Андрей Измоденов, организатор Школы вожатых в Салехарде:

23:12 Все от ситуации тоже зависит. Мы же понимаем, что иногда после какого-нибудь концерта, после дискотеки у детей эмоции такие, что быстро уложить их спать ни за что не получится. Но сильную слабину не даем, все равно обращаем внимание на то, что другие, может быть, устали больше и уже спят. Со средними и старшими возрастами это работает, малыши просто устают и сами ложатся спать. А со старшими просто разговоры, что не хотите спать, ну не спите, но не шумим, просто лежите в кроватях и все. В какой-то момент они сами все равно уснут.

Ольга Конюшок, руководитель Школы вожатых в Салехарде:

Я всегда вывожу правило «15−10−5», то есть за 15 минут дети уже должны быть в комнатах, за 10 минут до отбоя уже должны все умыться, помыться, за пять минут до отбоя выключаем свет. Точно так же за 10–15 минут до подъема я уже начинала потихоньку проходить и будить ребят, чтобы они к 8 часам все проснулись и уже за 15−20 минут успели заправить кровати, собраться к зарядке, к общему сбору.

Обязательно нужно отработать?

Ольга Конюшок, руководитель Школы вожатых в Салехарде:

26:39 Отрабатывать смену необязательно. А по поводу трудоустройства, мы выступаем всегда за взаимную симпатию. Мы выбираем и нас выбирают. Мы можем предоставить рекомендации для трудоустройства, знакомим с будущим руководителем, а там уже как сложится между руководителями и новоиспеченными вожатыми. Но никто не запрещает самим искать подходящую смену, связываться с руководителем смены, выбирать лагерь. По итогам школы ребята получают сертификаты, а при трудоустройстве — свидетельство, которое дает право в дальнейшем работать в любом лагере.

Как решились стать вожатыми?

Андрей Измоденов, организатор Школы вожатых в Салехарде:

31:56 Это был далекий 2013 год. Я просто пришел в Дом молодежи в Надыме в лагерь вслед за друзьями. И под конец смены к нам пришла руководительница следующей смены Ира Шатаева (она сейчас работает в Салехарде) и объявила о том, что набирает из старшего отряда трех стажеров на август. Был конкурс какой-то, я его прошел, потом придумал какой-то танец, потом какую-то песню, и меня позвали работать. Также узнал, что есть специальный клуб вожатых, и с 13 лет под кураторством Иры много смен в Надыме отработал. Она мне и посоветовала ехать в лагерь, мне повезло, что первая смена была под ее руководством. Там уже познакомился с другим руководителем смены и поехал снова. Так и закрутилось, что теперь у меня минимум две смены летом есть. Сейчас в Салехарде на школе вожатых есть ребята, которые были в отрядах на моих сменах.

Ольга Конюшок, руководитель Школы вожатых в Салехарде:

Я тут пыталась вспомнить, в какой момент вообще захотела стать вожатой, но так и не вспомнила. Но помню, что в 2015 году я еще в Кургане в школе училась, пришла в Дом творчества и записалась в клуб «Вожатенок». Записалась, проходила год, поехала летом на смену как ребенок, и так сложилось, что я попала на смену организации, руководителем которой был руководитель смен в Содружестве вожатых Ямала. Он стал мои учителем вожатства. Училась у него до 18 лет: ходила в молодежное объединение, ездила помощником вожатого. Так что вожатой работаю с 15 лет, с 2017 года.

Страх перед первой сменой

Андрей Измоденов, организатор Школы вожатых в Салехарде:

36:24 У меня особо страха не было из-за большого опыта в пришкольном лагере. Но я понимал, что это совершенно другой лагерь, потому что в пришкольном у нас на 4 часа дети приходят, и мне рассказывали, что будет тяжело. Но с учетом, что я ехал со своей наставницей, мне намного легче было: если что, есть к кому обратиться за помощью.

Ольга Конюшок, руководитель Школы вожатых в Салехарде:

Мне кажется, это переживание длится ровно до момента, пока ты не увидишь первого ребенка, который идет в твой отряд. У меня это переживание существует до сих пор, но это просто какой-то приятный мандраж. Но как только ты видишь первого ребенка, который к тебе подходит, бьешь «привет», узнаешь, как его зовут, как доехал, и все — страх как-то сам по себе пропадает.

Про возраст в лагере и в школе вожатых

Андрей Измоденов и Ольга Конюшок путь в вожатство начали еще школьниками. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»
Андрей Измоденов и Ольга Конюшок путь в вожатство начали еще школьниками. Фото: Александр Чирва / «Ямал-Медиа»

Андрей Измоденов, организатор Школы вожатых в Салехарде:

38:03 Мало кто говорит сразу детям свой возраст, по большей части многие переводят это просто в шутку, и этого ребятам достаточно. Даже со старшими, когда они подходят: тебе сколько лет? 45. И все, они посмеялись, забыли уже. Просто нужно добиваться авторитета, уважения, им неважно будет, сколько тебе лет. В конце смены они, конечно, могут узнать твой возраст. Ты можешь сам им рассказать, они такие: «Что? Правда? Вау!» Но априори это же дети, они приезжают в незнакомое место, где незнакомые люди, им чуть-чуть некомфортно, и вряд ли они начнут строить что-то из себя. Конечно, в отдельных случаях такое может быть, но тут нужна уже индивидуальная отработка.

Ольга Конюшок, руководитель Школы вожатых в Салехарде:

Мне кажется, это работа через уверенность. Ты показываешь человеку, который пришел учиться вожатству, своим примером, что ты уверен в себе, эта уверенность помогает в работе. По большей части если это подростки, которые начинают подшучивать, ты тоже можешь работать через шутку. Понятно, не через обидную, задевающую, но к любому ребенку можно найти подход. Как бы он ни говорил, тут уже дело в том, насколько ты уверен в себе и насколько ты сам веришь в то, что ты говоришь.

Что запоминается?

Каждая из смен приносит эмоции не только детям, но и вожатым. Фото: Lia_Russy / Shutterstock / Fotodom
Каждая из смен приносит эмоции не только детям, но и вожатым. Фото: Lia_Russy / Shutterstock / Fotodom

Андрей Измоденов, организатор Школы вожатых в Салехарде:

45:24 От случая к случаю, мне кажется. Может запомниться просто какой-нибудь красивый концерт, в котором ты участвовал, просто как постановка. Либо какие-нибудь дети просто очень смешные, и из этого они запомнились. Либо наоборот, с которыми было потруднее работать и они могли запомниться, либо просто вот команда.

Ольга Конюшок, руководитель Школы вожатых в Салехарде:

У меня был небольшой перерыв вожатства, и до этого в последний раз я работала осенью 2022 года. У меня были дети лет 10−11, это был самый младший отряд в лагере. И в конце смены мне девочка сделала открытку, которая у меня сейчас висит на рабочем столе, она мне безумно понравилась. Там текст «Ты самая лучшая вожатая из всех лагерей, в которых я была. Хотя я так говорю каждому вожатому, который бы у меня был. Ты лучшая». Она мне так сильно понравилась, потому что она настолько искренняя и неправдивая, типа «Ну вот я тебе сказала, я еще кому-нибудь так скажу». Открытка мне сильно запомнилась, я иногда на нее смотрю и хихикаю.

Андрей Измоденов, организатор Школы вожатых в Салехарде:

Забавный один случай был. В последнюю смену прошлого года ко мне подошли две девочки из другого отряда и говорят: «А ты нас помнишь?» Лица знакомые, но с именами у меня всегда плохо, даже на сменах. Я говорю: «Так, ну, ты вроде была в том году у меня, а ты два года назад». Они в ответ «Да! И мы сейчас попали в один отряд, прикинь. Мы всем говорим, что ты крутой». Супер, спасибо, приятно.

Что заставляет ехать на новую смену?

Андрей Измоденов, организатор Школы вожатых в Салехарде:

51:53 Я по большей части езжу либо к руководителям, которые мне симпатичны в плане работы, понимаю, какую команду они себе соберут. Если мне комфортно работать в команде, то и с детьми вообще будет супер. Они будут чувствовать, что я на своем месте, и я буду отдаваться им по максимуму. Наверное, в большей части езжу из-за команды, из-за общения, из-за атмосферы.

Ольга Конюшок, руководитель Школы вожатых в Салехарде:

Для меня вожатый — это свободный и небезразличный взрослый. Классно, что хотя бы для одного ребенка, которому это нужно, стать этим самым свободным и небезразличным взрослым хотя бы на какой-то короткий срок. Наверное, движет понимание, что классно работать с друзьями и создавать сказку в том числе для себя.

Ранее «Север-Пресс» сообщал, что 17-летняя режиссер из ЯНАО возглавила конкурсную программу Fashion Film Festival.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0