http://Top.Mail.Ru
Старшая школа. Какие возможности появились у старшеклассников на Ямале | Север-Пресс

0

7

«Школа ступеней» на Ямале. Специалисты рассказали, какие возможности появились у будущих выпускников

В ЯНАО оценили первые итоги создания школ для старшеклассников

Читать «Север-Пресс» в

На Ямале с этого учебного года в Салехарде, Губкинском, Лабытнанги и Тазовском районе для старшеклассников создали отдельные школы. Первыми этот опыт опробовали в Муравленко. В чем преимущество проекта, какой опыт рассматривали, что будет дальше? Об этом на пресс-конференции в агентстве «Север-Пресс» рассказали представители департамента образования ЯНАО и ямальских школ, где учатся старшеклассники.

Содержание

  • 00:44 Новые стандарты для старшеклассников
  • 02:21 Какой опыт изучали?
  • 05:04 Каковы первые результаты?
  • 06:24 В Лабытнанги удовлетворили запрос всех старшеклассников
  • 09:16 Что происходит со второй школой Салехарда
  • 16:57 Про создание старшей школы и судьбу школы №7 в Ноябрьске
  • 17:47 Как дальше будет развиваться проект?

Новые стандарты для старшеклассников

Марина Кравец подчеркнула, что проект дает больше возможностей для старшеклассников. Фото: Сергей Зубков /«Ямал-Медиа»
Марина Кравец подчеркнула, что проект дает больше возможностей для старшеклассников. Фото: Сергей Зубков /«Ямал-Медиа»

Марина Кравец, директор департамента образования ЯНАО:

00:44 Когда проходила пресс-конференция в конце прошлого учебного года, мы с вами говорили, что 1 сентября 2023 года — это старт новых стандартов для старшей школы. И важно было, чтобы на старте внедрения этого стандарта были созданы такие условия, в которых была бы возможность выбора профильных направлений не исходя из возможностей школы, а исходя из пожеланий ребят. Мы также с вами говорили о том, что как правило в школе в одной параллели десятых классов есть два-три класса, в редком случае — когда четыре-пять, и для того, чтобы выбрать порядка 10 и более профильных направлений, нужно, чтобы было немножко больше классов. Укрупнение старшей школы — та идея, которая позволяет осуществить выбор и предоставит возможность учителям открыть большее количество таких классов.

И, конечно, раз это взрослеющие ребята, уже не подростки, — для них нужно создать такие условия, где они могли бы ознакомиться с формами работы, которые свойственны будут для вуза, поэтому возрастосообразная среда, которая подходит именно для старшеклассников, является задачей школы, которая открывается в том числе и на Ямале.

Какой опыт изучали?

Станислав Ивженко рассказал  об уникальном опыте Муравленко. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Станислав Ивженко рассказал об уникальном опыте Муравленко. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Станислав Ивженко, заместитель директора Регионального института развития образования:

02:21 Прежде чем обратиться к опыту других регионов, нужно отметить опыт Ямал-Ненецкого автономного округа. В 2004 году в Муравленко был открыт многопрофильный лицей, который принял в свои стены всех старшеклассников города. Этот опыт уникальный, аналогов по стране не было — ориентировались только на экспертные мнения, исследовательские позиции. Только в 2011 году в Москве, в Московской области после реструктуризации системы общего и среднего общего образования стали появляться так называемые комплексы, когда дошкольные учреждения, начальные школы, основные школы были выведены в отдельные здания. Туда же добавлялись учреждения дополнительного образования. С 2018 года в Москве и Московской области появился проект «Школа старшеклассников». Тогда же появился стандарт для старшеклассников Москвы и Московской области. Коллеги подтверждают: когда они проектировали идею старшей школы, они опирались именно на опыт города Муравленко. В Новосибирске есть подобные школы, в Екатеринбурге.

Но мы видим, что топ школ, которые являются школами ступеней, проводят специальный отбор в свои образовательные организации. Например, лицей Высшей школы экономики определяет конкурсный набор с 9 по 11 класс. Я считаю, что ямальская специфика заключается в том, что у нас массовая школа, для каждого старшеклассника, которая предоставляет право и возможность всем обучающимся получить среднее общее образование.

Марина Кравец, директор департамента образования ЯНАО:

На момент создания муравленковской школы мы смотрели внимательно калининградский опыт. Нужно сказать, что в этот период в Калининграде большое количество школ работало по модели: только начальные школы — с 1 по 4 классы, только подростковые — с 5 по 9 и только школы для старшеклассников — с 10 по 11 класс. Сейчас я вижу, что они, например, точно так же, как и Высшая школа экономики, открывают школы с 8 по 11 класс, но это на основе отбора. Станислав Станиславович [Ивженко] прав, когда говорит о том, что среднее общее образование должно быть доступным. Ребята выбирают профильный класс необязательно для того, чтобы поступить в вузы. Они могут поступить в колледжи, техникум.

Каковы первые результаты?

Название школы в Губкинском придумали сами старшеклассники. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»
Название школы в Губкинском придумали сами старшеклассники. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»

Марина Кравец, директор департамента образования ЯНАО:

05:04 В пятницу, 13 октября, мы подвели первые итоги, что я для себя отметила: профилей много, взяли всех ребят, создали условия для выбора. Есть определенное напряжение, но при этом больше положительных моментов. Вижу, что ребята в течение сентября — начала октября поменяли профили. В условиях школы, в которой один или два профиля, это сделать нельзя, а здесь, когда предоставлена возможность выбрать, да еще и сменить профиль, — к этому нужно относиться очень уважительно. На самом деле это неплохо: я уже на старте 10 класса понимаю, что у меня были другие представления относительно того, как будет выстроено обучение по конкретному профильному направлению.

В Лабытнанги удовлетворили запрос всех старшеклассников

Директор школы Светлана Демчук проводит со старшеклассниками постоянные встречи. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Директор школы Светлана Демчук проводит со старшеклассниками постоянные встречи. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Светлана Демчук, директор школы № 1, Лабытнанги:

06:24 Мы приступили к реализации проекта с первого сентября, но пока что не в собственной школе, она у нас находится на ремонте, но наши условия — вполне оптимальные. Одна из лабытнангских школ предоставила весь четвертый этаж со специализированными кабинетами, которыми мы можем пользоваться, и поэтому у нас такая небольшая уютная образовательная среда. Всего у меня 143 старшеклассника. Я не сказала бы, что это очень много, это позволяет им сейчас тесно общаться. Мы удовлетворили требования, скажем даже так, привередливых учеников, потому что реализуем все 14 вариантов профиля. Сейчас обучение идет с новыми подходами: потоковые лекции — кстати они очень нравятся детям, — практические семинарские занятия. Я всегда наблюдаю за детьми, за их поведением, откликами. У меня есть традиция — директорский четверг, когда прихожу на общение с представителями самоуправления, которых выбрали дети, и отвечаю на их вопросы, обсуждаю их проблемы. Вы знаете, первое наше заседание — это боязнь: а вдруг не получится? Сейчас уже два месяца прошло — и я вижу уверенность, я вижу чувства детей: мы сами, мы хозяева. Всегда обращаюсь к педагогам: не давите, дайте больше самостоятельности. Пусть методом проб и ошибок они самостоятельно принимают решения как в урочной, так и в неурочной деятельности. Дети уже сейчас говорят, что неплохо бы еще какие-то курсы во внеурочке. И это очень хорошо в плане перехода в систему нашего развития в дальнейшем. В будущем мы хотели бы разнообразить эти курсы, чтобы всем ученикам дать право большого выбора. Сейчас тесно сотрудничаем с лицеем Высшей школы экономики: они нас сопровождают, поддерживают, обучают педагогический персонал, в дальнейшем у нас будет сетевое сопровождение. Они помогут по выбору курсов, которые позволят детям в дальнейшем уверенно встать на ноги.

Что происходит со второй школой Салехарда

На пресс-конференции пояснили ситуацию с переполненностью школы № 2 в Салехарде. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
На пресс-конференции пояснили ситуацию с переполненностью школы № 2 в Салехарде. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

Марина Кравец, директор департамента образования ЯНАО:

09:16 Я со статистики начну, Анна Александровна [Вилль] продолжит, поскольку она входила в состав рабочей группы, которая работала по салехардским школам, чтобы посмотреть какие проблемы есть на месте.

Здание площадью 9249 квадратных метров — большая школа сама по себе, по числу мест фактических — 1537. Ребят там 2038, то есть учетом двух смен ребята помещаются и в первую смену, и чуть меньше обучается во второй смену. Если мы сопоставим, что в прошлом учебном году в первую смену обучались 1116 ребят, то в этом году — 1132 ученика. Разница — единицы, как в прошлом году школа была перегружена с точки зрения того, что много детей ходит в школу, так и в этом году. Мне думается что проблема во второй школе возникла в связи с тем, что изначально, когда планировался учебный процесс, нерационально были сформированы классы. В одном классе может быть 16 человек, а в другом 30–31. Так не может быть на одной параллели. И это просматривается по 16% всех классов. Не один, не два, это все-таки каждый шестой класс сформирован так. Дальше мы видим, что нерационально были распределены места в гардеробе, и там произошел сбой.

Анна Вилль входила в специальную рабочую группу. Фото: Сергей Зубков /«Ямал-Медиа»
Анна Вилль входила в специальную рабочую группу. Фото: Сергей Зубков /«Ямал-Медиа»

Анна Вилль, начальник управления государственного контроля (надзора) в сфере образования департамента образования ЯНАО:

Я продолжу, и продолжу тоже языком цифр, потому что ситуация сложилась не в текущем году. В 54 классах на сегодняшний день количество детей превышает 30 человек — 54 класса с 1 по 11. Аналогичная ситуация у нас и по количеству детей, и по площадям в первой школе [Салехарда]. У нас есть вокруг первой школы такие вопросы, такой шум-гам? Нет. Количество кабинетов у них меньше, количество детей чуть меньше, и туда тоже были переведены все дети вторых-четвертых классов из закрывшегося здания лицея по улице Республики, 50. И то, что во второй школе ситуация усугубилась за счет того, что были переведены параллели пятых-шестых классов, — это не верно. Решение по переводу было не случайно, потому что от шаговой доступности предыдущего здания вторая школа находится ближе всего. Да, детей могли, конечно, перераспределить в четвертую школу, но понимая, что все-таки исходя из возраста им нужно создать благоприятные условия, чтобы они спокойно могли при любых погодных условиях и городским транспортом, и пешим ходом добраться до этой школы, — классы были перераспределены именно в это здание. Но не за счет этих детей, как сейчас пытаются нас убедить, произошло переуплотнение данного учреждения. Проверка подтверждает, что площади столовой позволяют уместить ту поточность детей, которая распределена по сменам для приема пищи как обязательного, так и по льготным категориям. Да, потребуется замена мебели для увеличения посадочных мест — это безусловно. Заказаны новые гардеробные, более мобильные и разноростовые, для того, чтобы ими могли пользоваться одновременно дети и пятых, и одиннадцатых классов.

На самом деле в эту ситуацию погружены очень глубоко сотрудники муниципального и регионального департаментов образования. Мы провели расчеты, и у нас есть очень оптимальные, но очень неудобные для родительской общественности решения. И мы не думаем, что, если учредитель примет их на данном этапе, то они не вызовут новый всплеск негодования, потому что уже у всех детей на сегодняшний день сформировано расписание в учреждениях допобразования, в кружках, секциях, а сменность поменять непросто даже на этапе второй четверти.

Мы можем предложить вариант шестидневной учебной недели, которая безусловно разгрузит детей, разгрузит сменность и поточность. Но наверняка и родители, и дети, и педагогические работники эту идею не поддержат, хотя она является одной из оптимальных. Кроме того, мы можем предложить вариант, когда параллель восьмых классов уходит на обучение во вторую смену, что СанПиН не запрещено, и я уже сказала, что это также по отношению к детям будет не совсем справедливо, и не все родители на это пойдут.

Есть еще целый ряд мер, которые мы обсуждали, которые на родительском собрании той общественности, которая представляла каждый класс с 5 по 11, предложили для рассмотрения. Вынесли в конце концов на голосование только те объективно работающие меры, которые бы удовлетворили на протяжении этого года все стороны. Кроме того, если опять же к языку цифр возвращаться: вторая школа в этом году не набирала десятые классы, они ушли в лицей. А это порядка 120 обучающихся, взамен им как раз и пришли те пятые классы на первую смену, которые из здания лицея. О ситуации мы знаем, мы работаем и максимально стараемся в настоящее время не навредить детям.

Марина Кравец, директор департамента образования ЯНАО:

Нужно назвать некоторые меры: закрепили кабинеты за пятыми классами. У них меньше всего предметного обучения, поэтому нет необходимости ходить по всей школе.

Хотела бы еще пояснить, что, в отличие от пятидневной учебной недели, при шестидневной меньше уроков в день у каждого класса, и тогда распределение потоков ребят более рациональное в течение недели. Поскольку несколько лет назад в Салехарде приняли решение о том, что ребята будут учиться по пятидневной неделе, а в шестой день только внеурочная деятельность, — тогда это тоже ситуация, когда на каждый день приходится больше уроков. Но тут нужно было выбирать. Когда общались с коллегами и с родителями, переход обратно на шестидневную учебную неделю не был поддержан. Поэтому сейчас нужно по пятидневной неделе продолжать, но разгрузить внеурочную деятельность, чтобы меньше было часов у ребят на каждый день, приходящийся в неделе с понедельника по пятницу.

Про создание старшей школы и судьбу школы № 7 в Ноябрьске

Марина Кравец, директор департамента образования ЯНАО:

16:57 Нужно сказать, что решение не принято, это первое, что нужно зафиксировать. Прорабатываются варианты, среди них есть вариант седьмой школы, которая находится в центре города. До этого вариант был — строящаяся школа на 1200 мест. Коллеги смотрят на реакцию родителей, обсуждают. На сегодняшний день среди вариантов, которые рассматриваются, — гимназия, потому что имеет отдельный корпус и там старшеклассники обучаются, и новая строящаяся школа.

О дальнейшем развитии проекта

Марина Кравец, директор департамента образования ЯНАО:

17:47 Станислав Станиславович [Ивженко] в своем выступлении говорил о том, что существуют разные модели. Для малого города идеальный вариант — это отдельная школа. Для большого города, как пример приведен был по Москве и Московской области, — это образовательные комплексы. Модели есть, нужно по ним идти. Это может быть не одна старшая школа в более крупном городе, таком как Новый Уренгой. Естественно, такое количество ребят 10–11 классов в одной школе, какая бы это мегашкола ни была, объединить будет сложно.

Я знаю, что коллеги прорабатывают вопрос, мы двигаемся в этом направлении, будем смотреть в течение ноября, какие есть проработки, и будем вас обязательно информировать. Будем признательны, если вы подключитесь к обсуждению — для того, чтобы были погружены больше в вопрос, разбирались, советы нам давали. Нам очень важно, чтобы мы придумали возможности для выбора старшеклассниками в сельских территориях. Особенно в таких как Шурышкарский район, когда очень много школ в разных поселках, а число обучающихся старшеклассников очень маленькое. Вот если мы сможем эту задачу решить — было бы здорово. Мы находимся в поиске и приглашаем к обсуждению.

0

7