http://Top.Mail.Ru
«Симфония Ямала». Эксперты рассказали, почему жюри важно «выключать» эксперта» и «включать» слушателя | Север-Пресс

0

0

«Симфония Ямала». Члены жюри рассказали, почему важно «выключать эксперта и включать слушателя»

Российские и китайские музыканты оценили уровень конкурса «Симфония Ямала»

Читать «Север-Пресс» в

На Ямале отгремела первая «Симфония Ямала». Международный конкурс молодых музыкантов стал ярким событием не только для региона и России. За трансляцией следили поклонники и профессионалы в 30 странах мира. Два представителя жюри, музыканты Борис Андрианов (Россия) и Хуан Ченьсин (Китай) оценили значение конкурса и рассказали о том, как возникает магия исполнителя.

Содержание

  • 00:15 Про одно жюри на всех
  • 03:02 Всегда ли совпадают мнения?
  • 05:56 Профессионал, слушатель и мотивация
  • 08:24 О предложении войти в жюри «Симфонии Ямала»
  • 09:10 Насколько ответственно судить первый конкурс?
  • 10:16 О впечатлениях представительницы Китая
  • 12:00 Про знакомые лица, игру учеников и «танец» преподавателей
  • 15:12 Про прослушивания онлайн и акустику в филармонии
  • 16:08 О концертмейстерах и оркестре
  • 16:33 О магии, произведениях и исполнителях
  • 18:29 «Симфония Ямала» стала событием в музыкальном мире?

Про одно жюри на всех

Борис Андрианов рассказал, чем отличалась работа жюри на конкурсе «Симфония Ямала». Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»
Борис Андрианов рассказал, чем отличалась работа жюри на конкурсе «Симфония Ямала». Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»

Борис Андрианов, член жюри конкурса «Симфония Ямала»:

00:15 В Салехарде у нас сейчас общее жюри, мы слушаем всех. Моя специальность — «виолончель», в первом туре у нас было отдельное жюри, которое отбирало конкурсантов для участия во втором туре. Но сейчас специальность уже не имеет значения, потому что у нас чисто музыкантское жюри. Это интересно и, мне кажется, правильно, потому что эксперты оценивают не только исходя из специфики своего инструмента, а слушают как коллеги, как музыканты. Если я что-то не понимаю в каких-то произведениях фортепианных и какую-то узко специализированную технику мне не постичь, то составляем общее впечатление от услышанного и исходя из этого можем поставить оценку. Это, конечно же, самая важная составляющая, потому что на концерты потом ходят не пианисты, а просто слушатели, и если присутствует исполнительская магия, то, значит, перед нами хороший музыкант. Для меня важно помимо профессионала включить в себе слушателя. Это действительно необычно — я сижу в жюри и оцениваю выступления пианистов и скрипачей. Ну, скрипачи еще куда ни шло, но пианисты! Так что это очень интересно.

Хуан Ченьсин, член жюри конкурса «Симфония Ямала»:

Я испытываю радость, когда смотрю на молодых исполнителей, на молодых музыкантов, как они развиваются, какие они талантливые. В общем — только положительные эмоции. Настраиваю себя положительно перед тем, как оценивать конкурсантов.

Борис Андрианов, член жюри конкурса «Симфония Ямала»:

Струнников я оценивал разных, а пианистов нет. Никогда не приходилось. И я понимаю, что это большая ответственность для меня. Вообще вершить судьбы — всегда большая ответственность. Но в данном случае перед нами не детишки, а зрелые исполнители — вполне можно получить удовольствие как на концерте, тем более уровень очень высокий, и каким-то образом выразить свое мнение по поводу услышанного.

Всегда ли совпадают мнения?

Борис Андрианов, член жюри конкурса «Симфония Ямала»:

03:02 Мнения вообще не совпадают. Никогда ни у кого. Просто диаметрально противоположные. Это я по опыту сидения в разных жюри сужу. Начинаются подсчеты, слушаешь, кто кому что поставил. Люди за голову хватаются: как это можно? Бывает, что 25-бальная система и такие разные оценки! Это еще раз говорит о том, насколько музыка, исполнительство — субъективное дело. Но существуют все-таки базовые вещи — это интерпретация и твое ремесло, что сказать и чем сказать. Если с «чем сказать» тут вопросов нет — люди должны играть качественно, — то по поводу индивидуальной стороны нужно понимать, что нет ни одного повторяющегося исполнения. Те же члены жюри — они тоже музыканты, исполнители, у них есть свой вкус, свое видение, и очень часто эти вещи не совпадают, этим-то и интересно.

Хуан Ченьсин, член жюри конкурса «Симфония Ямала»:

В Москве был подобный конкурс, в целом два или три раза был опыт работы в таком жюри. Мнения экспертов отличаются, единого никогда не бывает, потому что каждый видит свое и вправе высказать свое мнение.

Борис Андрианов, член жюри конкурса «Симфония Ямала»:

Прийти к единому мнению помогает математика. Открою секрет: часто бывает, когда члены жюри выставляют свои оценки, потом при подсчетах убирают самый верхний и самый низкий балл. Если человек по какой-то причине не объективен, хочет кого-то подтянуть или наоборот завалить, — ему будет не так легко это сделать. Конечно, потом все равно кто-то будет недовольным.

Профессионал, слушатель и мотивация

Конкурс «Симфония Ямала» проходил в Салехарде с 6 по 11 февраля. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Конкурс «Симфония Ямала» проходил в Салехарде с 6 по 11 февраля. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

Борис Андрианов, член жюри конкурса «Симфония Ямала»:

05:56 Как раз слушателя ты не обманешь. Задача члена жюри — найти какие-то ошибки, недочеты, а слушатель просто наслаждается. И от кого он наслаждения больше получил, тот и музыкант, наверное, получше. Тут еще нужно осознавать, оцениваешь ты музыканта сегодня или исходя из пройденных туров, выступления в финале или ты понимаешь, что музыкант — талант, но сегодня выступил неудачно, или он со средними способностями, но сегодня был его день.

В любом случае конкурсы и искусство — вещи немножко несовместимые. Главная польза в том, что конкурс мотивирует музыкантов качественно работать и заниматься, варясь в этой каше, слушать других. Он двигает исполнительское мастерство, поднимает уровень музыканта, поэтому для всех, кто прошел и кто не прошел, конкурс одинаково полезен. Безусловно, если ты выиграл, — для тебя это трамплин, чтобы тебя услышали и пригласили потом на концерты, есть какая-то материальная мотивация. С другой стороны, конкурсы — это вещь противоестественная. Ну как ты можешь сравнивать вещи субъективные, о которых мы сейчас говорили?

О предложении войти в жюри «Симфонии Ямала»

Борис Андрианов, член жюри конкурса «Симфония Ямала»:

08:24 С огромным удовольствием воспринял эту идею. Я знал, что здесь еще Денис [Мацуев] будет. Нам редко приходится видеться. Мы с Денисом дружим с 1993 года, а с Ямалом — с 2005-го или с 2006-го. И я подумал, что на самом деле будет здорово, что мы все окажемся здесь. На самом деле это же праздник музыки, жизни, дружбы, общения. Поэтому я не сомневался, только боялся: только бы все получилось.

Насколько ответственно судить первый конкурс?

Борис Андрианов, член жюри конкурса «Симфония Ямала»:

09:10 Да неважно какой. Вообще ответственно слушать и как-то людей судить. Кто мы такие, чтобы судить? Все музыканты, начинающие или опытные, — личности, и это самая главная ответственность. Ведь бывают жестокие люди, которые могут сломать судьбу музыканта, сказав тонкой натуре после конкурса что-нибудь не очень приятное, тем самым задев какие-то струны и закомплексовав человека, поскольку ты для него авторитет. В этом плане, конечно, особенно важно быть осторожным на детских конкурсах. В этом плане у меня большой опыт. На Ямал почти каждый год приезжаю — в Новый Уренгой, на конкурс «Новые имена», и это очень ответственно, но приятно.

О впечатлениях представительницы Китая

Хуан Ченьсин призналась, что была рада приглашению на Ямал. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»
Хуан Ченьсин призналась, что была рада приглашению на Ямал. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»

Хуан Ченьсин, член жюри конкурса «Симфония Ямала»:

10:16 Когда получила приглашение, была, конечно, счастлива. Я всегда знала, что это замечательный город. Хотелось посмотреть на арктический регион. Все понравилось по уровню организации. Я уже давно принимаю участие в жюри, и отмечу, что получился достаточно высокий уровень мероприятия. Многое узнала о Ямале, о здешних местах. Была возможность пообщаться с членами жюри. Эта площадка — целое искусство!

Мне очень нравится музыка России. Хорошо помню с детства произведения Чайковского. Думала, что это сложно. Сейчас мы в наш город приглашаем известных музыкантов из России на подобные конкурсы. Большое счастье — работать с ними. Выражаю огромную благодарность за приглашение поучаствовать в такого рода конкурсе.

Про знакомые лица, игру учеников и «танец» преподавателей

Борис Андрианов, член жюри конкурса «Симфония Ямала»:

12:00 В отборочном туре было много хороших музыкантов, которых мы слушали по видео. Поскольку я еще преподаю в консерватории, а очень большой процент студентов был именно оттуда, конечно же, было много людей, которых я знаю. Из пяти конкурсантов, прошедших отбор, один вообще действующий мой студент, а другой у меня немножко стажировался. Они оба указали в своей биографии мое имя.

Знаю, что в различных конкурсах по-разному, но в последнее время есть тенденция, что преподаватель не имеет права голосовать за своего ученика. Мне кажется, все равно надо понимать, что люди все-таки должны быть честны. И, наверное, правильно все-таки уведомлять всех, что это конкурсант, с которым я занимался, чтобы убрать какую-то субъективность.

Знаете, я приезжал и буду, надеюсь, приезжать на конкурс «Новые имена» в Новым Уренгой. Сижу как председатель жюри, а справа и слева от меня в жюри дамы, которые преподают скрипку или виолончель. От того, кто начинает «танцевать» вместе с исполнителем, понимаешь, чей студент и ученик сейчас играет.

В любом случае наш мир музыкантов такой, что все равно все вокруг друг друга. И в таких случаях преподавателю надо абстрагироваться насколько возможно. Ты не можешь это сделать в процессе игры, но в момент, когда ставишь баллы и оценки, — надо в любом случае быть объективным. Но это не всем удается, есть большой соблазн.

Про прослушивания онлайн и акустику в филармонии

Борис Андрианов, член жюри конкурса «Симфония Ямала»:

15:12 Оценивать по видеозаписи несложно. Сейчас же качественно можно записать. Порой было лучше, чем в зале в филармонии, где нужно акустику, конечно, доработать. Профессионалы знают эти нюансы: где-то, может быть, убрать ковролин, сделать больше дерева, какие-то звукоотражатели. Есть специалисты, они подскажут. Мне кажется, у этого зала хороший потенциал.

Представитель департамента культуры ЯНАО:

Когда будут проводиться работы по корректировке акустики в зале, работа зала прекращена не будет.

Хуан Ченьсин, член жюри конкурса «Симфония Ямала»:

Я заметила, что жители Салехарда очень неравнодушны к классической музыке. Они приходят с удовольствием, слушают. Это прекрасно.

О концертмейстерах и оркестре

Члены жюри отметили потрясающую работу концертмейстеров и оркестра.  Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Члены жюри отметили потрясающую работу концертмейстеров и оркестра. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

Борис Андрианов, член жюри конкурса «Симфония Ямала»:

16:08 Концертмейстерам вообще бы дал бы все первые премии. Потрясающий был концертмейстер у скрипачей, виолончелистов, и конечно, оркестр. Они были огромными помощниками. Действительно бывает по-разному, но сейчас очень повезло. Мы знаем этих людей, низкий им поклон — такую работу провести и не помешать, и помочь.

О магии, произведениях и исполнителях

Борис Андрианов, член жюри конкурса «Симфония Ямала»:

16:33 Были такие участники, когда, несмотря на твое усталое состояние, берут первую ноту, и ты все — до конца и послушал. И сразу же все понятно. Это талант, магия какая-то.

Ноты одни и те же, но есть исполнительское искусство. Нет ни одного повторяющегося исполнения, даже у одного и того же музыканта, он никогда одинаково не сыграет. Музыкант каждый раз становится соавтором сочинения. К композитору пришло вдохновение, он написал музыку. Дальше музыкант сыграл, стал соавтором, и слушатель тоже стал соавтором. Если ты сидишь в зале и слушаешь, как музыкант играет, тебя трогает за душу и не знаешь почему — это и есть магия. У одного она есть, а у другого нет. Благодаря таким конкурсам и ищем такие таланты, которые могут эту магию донести людям. Если люди ушли наполненные, одухотворенные, — значит, это тот самый музыкант. Поэтому мы ходим не на произведения, а на исполнителей.

«Симфония Ямала» стала событием в музыкальном мире?

Международный конкурс «Симфония Ямала» будет проходить раз в два года. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Международный конкурс «Симфония Ямала» будет проходить раз в два года. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

Хуан Ченьсин, член жюри конкурса «Симфония Ямала»:

18:29 Несомненно, конкурс имеет мировое значение. Здесь собрались знаменитые, выдающиеся музыканты, мастера своего дела.

Борис Андрианов, член жюри конкурса «Симфония Ямала»:

Безусловно, это огромное дело, огромный прорыв для региона. Весь этот формат, который придумал Валерий Пясецкий вместе с Денисом [Мацуевым], то, что жюри большое, мало участников, которые играют сразу оба тура без отсева, — это очень здорово, это повышает зрелищность.

0

0