http://Top.Mail.Ru
Эксперты рассказали, как спортивная психология помогает в воспитании юны спортсменов | Север-Пресс

0

0

Спортивная психология: какие приемы помогут вырастить психически здорового чемпиона

Секреты воспитания сильного духом спортсмена раскрыли спортивные психологи

Читать «Север-Пресс» в

В какой вид спорта отдать ребенка-интроверта и как помочь юному хулигану направить энергию в правильное русло, рассказали эксперты в агентстве «Север-Пресс». Эти приемы работают не только в спорте. Они помогут родителям вырастить физически и психически здорового ребенка, раскрыться творчески и не подхватить звездную болезнь.

Содержание

  • 01:13 Как и с чем работает спортивный психолог
  • 03:28 Что может стать ресурсом для развития ребенка в спорте
  • 05:06 Что такое спортивный азарт и когда он мешает добиваться результатов
  • 09:41 К чему готовит спортивный психолог командных игроков и одиночек
  • 12:41 Что объединяет агрессию и шаг навстречу
  • 21:49 Как спортивные психологи предлагают лечить звездную болезнь
  • 25:45 Кто и как помогает спортсменам не опускать руки
  • 33:18 Спорт и характер: как выбрать спортивное направление для ребенка по темпераменту
  • 35:24 Какой спорт поможет успокоить хулигана
  • 39:24 Как правильно хвалить ребенка
  • 41:07 Психологические трюки для тренеров от хандры у спортсменов

Как и с чем работает спортивный психолог

Елена Хвацкая, заведующая кафедрой психологии НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург:

01:13 Спортивная психология позволяет ребенку вступить в спортивную деятельность и, самое главное, — в этой деятельности реализоваться при соблюдении прочих равных условий максимально. То есть спортивная психология помогает освоить спортивную деятельность и чувствовать себя компетентным в ней. С учетом того, что это не только спортивные результаты в узком смысле, а это еще очень хорошая вещь для формирования жизненных принципов. Потому что спортом вечно никто не занимается.

В 1952 году была защищена первая докторская диссертация по психологии спорта Авксентием Пуни. Именно с этого года спортивная психология приобрела свои реальные очертания. Но, конечно, с учетом того, что Советскому Союзу нужно было очень хорошо себя зарекомендовать на всевозможных международных соревнованиях, то акцент изначально делался на психологическую помощь, прежде всего на уровне спорта высших достижений. Но, подчеркну, в конце девяностых стал активно развиваться ракурс спортивной психологии — психология спортивной карьеры, которая включала в себя работу со всеми этапами спортивной подготовки. И сейчас это направление культивируется. Мы все прекрасно понимаем, чем лучше начало, чем более грамотное вхождение ребенка в спортивную деятельность — тем больше возможностей для того, чтобы он построил хорошую, долгосрочную спортивную карьеру.

Что может стать ресурсом для развития ребенка в спорте

Елена Хвацкая, заведующая кафедрой психологии НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург:

03:28 У каждого спортсмена свои ресурсы. Сейчас и в отечественной, и в зарубежной спортивной психологии мощный вектор психологического сопровождения спортсменов связан с ответом на вопрос, за счет чего спортсмен может поддерживать активность в этих замечательных условиях — в том числе в соревновательной деятельности, такого постоянного и требующего поддерживающей активности тренировочного процесса.

Существуют разные абсолютно модели, и, по большому счету, можем говорить о том, что ресурсом может быть все что угодно. Но это может быть связано с самим спортсменом: кто-то одарен, кто-то антропометрически идеально вписывается, например, в парные виды спорта. У кого-то — совершенно потрясающая работоспособность.

Но все зависит от условий, в которых находится спортсмен. Поэтому однозначно — если хорошее взаимодействие с тренером, если хорошая тренерская философия, если родители понимают, что их задача — поддерживать своего ребенка, подростка, а позже и взрослого спортсмена, — то будет и личностный ресурс разнообразный. Если он в командном спорте, то и хороший социально-психологический ресурс. И, конечно, средовой ресурс в виде тренера, тренерского штаба, родителей и ближайшего окружения.

Что такое спортивный азарт и когда он мешает добиваться результатов

Елена Хвацкая, заведующая кафедрой психологии НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург:

05:06 Спортивный азарт, да. Есть такая вещь, что нужно гореть своим видом спорта. Но вы знаете, кто-то сразу видит себя в своем виде спорта, кто-то по телевизору посмотрел и загорелся, может быть, принимал участие в физкультурно-спортивных массовых мероприятиях, которые организует, например, ваш департамент физической культуры и спорта, — и захотел себя попробовать. Но если мы фиксируем внимание только на том, что ты придешь — и у тебя сразу все получится, ты сразу будешь выигрывать, то это не совсем правильный подход. Потому что не у всех сразу все получается.

Но может быть так, что мне интересно соревноваться, узнавать себя, пробовать себя в новых условиях. То есть акцент в большей степени в этом случае делается на сравнении себя с самим собой в прошлом. Всегда найдется кто-то, кто окажется более высоким, быстрым и т. д. И такое сравнение будет не очень хорошо. Есть дети, которые не понимают сути конкуренции. Например: я же умею плавать, для чего мне улучшать свой результат? В такой ситуации, если мы покажем (и тренер, и родители, психолог), что в соревновательной деятельности может быть не только мотив достижения успеха, а повод раскрыть себя с новой стороны — тогда это будет хороший мотиватор для реализации себя в соревновательной деятельности.

К чему готовит спортивный психолог командных игроков и одиночек

Дмитрий Миков, психолог федерации самбо Пермского края:

09:41 Единоборства — это индивидуальный вид спорта. Если в командных видах спорта все зависит больше от взаимодействия членов команды, то мы ставим акцент так, чтобы эти лидеры, которых много, как сказал тренер Слуцкий, чтобы они не съели друг друга. И здесь нужен психолог, потому что они все конкурентоспособны. Каждый хочет проявить себя. И нужно сделать так, чтобы они взаимодействовали и делали то, что сказал тренер. А когда мы говорим про единоборства, то любой единоборец, будь то самбист, дзюдоист, боксер, кикбоксер, представляет свой клуб. Он представляет своих товарищей, свой город, свою страну. Он член команды, но выходит на бойцовский ринг один. Он решает те задачи, которые перед ним поставлены, в одиночку. Поэтому здесь больше акцент идет на то, как ему самостоятельно принимать решения. Бывает так, что мы вроде бы все продумали, и в голове три плана — но работаем все равно по пятому. И вот здесь очень важно для единоборца, конечно, — это самостоятельность. Как сказал Александр Карелин в своем интервью, единоборства — это узаконенный эгоизм. Мы можем быть из одного зала, мы можем быть друзьями и каждый день вместе оттачивать технику, справлять дни рождения. Но если мы встречаемся в финале чемпионата России, то это все уходит в сторону. Мы должны выявить, кто из нас быстрее, выше, сильнее. И основной акцент: мы сотрудники. Если же я выйду на личностной конкуренции, то это будет деструктивная агрессия. Если мы стоим на идеалах спорта, то тогда мы говорим о том, что мы оба достойны, и давай сейчас решим, кто из нас будет быстрее, выше, сильнее.

Что объединяет агрессию и шаг навстречу

Дмитрий Миков, психолог федерации самбо Пермского края:

12:41 Основная работа, во-первых, — с юных лет рассказывать, что такое спорт. Что такое спортивное поведение, черты спортивного характера, чтобы люди различали, что есть злость, а есть смелость. Хотя и то, и то — агрессия. Ведь агрессия от природы нам дана для того, чтобы достигать цели. Если мы дословно переведем слово «агрессия», то оно переводится как «шаг навстречу». Не все спортсмены про это знают. И этот шаг, он на самом деле может быть окрашен наглостью, враждебностью, а может быть окрашен смелостью, настойчивостью, решительностью. Если мы с юных лет об этом рассказываем — это будет совсем другое отношение к сопернику, к судьям. А когда мы видим деструктивное проявление на спортивной арене, когда вроде бы добрый человек, порядочный, воспитанный — и вдруг ведет себя каким-то странным образом, то, скорее всего, здесь произошел сбой и происходит эмоциональное затопление. Это со спортсменами тоже происходит, когда давит ответственность, например. И вот здесь психолог как раз помогает подготовиться к тому, как управлять своими эмоциями в стрессе.

Как спортивные психологи предлагают лечить звездную болезнь

Дмитрий Миков, психолог федерации самбо Пермского края:

21:49 Вопрос: с кем и с чем мы боремся? Если бороться со звездной болезнью, то, получается, я борюсь сам с собой. Как можно выиграть у себя самого? Возможно, какая-то моя часть победит сейчас — но тогда проиграет другая. И в любом случае я в чем-то проиграл. Если мы говорим про звездную болезнь, то, скорее всего, спортсмен вошел в определенный имидж. И дальше он находится в этом имидже и все силы тратит на его поддержание. Нам нужно вернуть его в реальность. Каким образом это может сделать тренер? Он видит: ага, спортсмен поймал корону, как это говорится — считает, что он выше, сильнее всех. И теперь так будет всегда. Значит, нужно создать ему условия, где бы он встретился с реальностью. Мы моделируем ситуацию: приглашаем какого-то спортсмена, который действительно покажет ему, что еще здесь и здесь надо потренировать. Но это не для того, чтобы указать на место, а чтобы показать, что вот это у тебя уже хорошо, а вот тут надо еще потренироваться. Многие спортсмены, я лично их знаю, заслуженные мастера спорта, которые говорят, что они чемпионы, пока находятся на пьедестале. Как только с пьедестала сошел —все, снова претендент.

Кто и как помогает спортсменам не опускать руки

Елена Хвацкая, заведующая кафедрой психологии НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург:

25:45 Мы все прекрасно понимаем, что есть некий рейтинг. Конечно, в видах спорта с объективным судейством это более прозрачно, то есть ты показал конкретный результат, время — и ты видишь свою иерархию. Но может быть так, что изначально и тренеры, и родители строили взаимодействие на основе сравнительного критерия оценки (лучший — худший, перспективный — неперспективный). Эти вещи очень нестабильны. И получается, что для тех, кто в группе всегда лучший, всегда выигрывает, особенно в начале, — это одна из уязвимых проблем, особенно для одаренных детей.

Я думаю, что так происходит не только в спортивной деятельности, но в спортивной деятельности — более ярко. Проявляется, закрепляется такая вещь, что я чувствую себя благополучно, уверенно, компетентно, когда я лучше другого. Но всегда будет кто-нибудь, кто окажется лучше меня, и я не готов к этому. И получается, что я ставлю в зависимость свою деятельность от другого. А я не могу контролировать другого. Но могу контролировать себя. Уважаемые родители, уважаемые тренеры, важно правильно расценивать конкретные задачи, которые ставит тренер на конкретные соревнования, дистанцию, схватку — как ориентир для получения положительного подкрепления деятельности. В итоге я могу быть внизу турнирной таблицы по ряду соображений. Но в итоге я решил поставленную задачу. И, значит, я тоже молодец.

Спорт и характер: как выбрать спортивное направление для ребенка по темпераменту

Елена Хвацкая, заведующая кафедрой психологии НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург:

33:18 Очень привлекательная всегда тема для родителей — отдать ребенка в спорт по складу характера. Понятно, хочется вкладывать и силы, и время так, чтобы у ребенка все получалось. Но один известный специалист по теории спорта, Владимир Платонов, в своих работах всегда подчеркивает, что при отсутствии яркой одаренности к какому-то виду спорта — на начальном этапе занятий спортом требуется допуск только врача.

Но, конечно, тренеры знают свои нюансы. Они смотрят и знают специальные упражнения. Для вратарей в хоккее очень важно, например, исходное положение стоя, присед глубокий. И если ребенок спокойно это делает, не отрывает пятки и так далее — ему будет легче в этом спорте.

Иногда родители спрашивают: «Мой ребенок — интроверт. Но он хочет заниматься баскетболом, а это команда. Как он там будет?»

Уважаемые родители, конечно же, мыслится, что раз командное взаимодействие, то проще будет освоиться экстраверту. Но обратная может быть сторона — что каждый захочет проявить свои лидерские особенности. Это тоже будет очень хорошо. А интроверт — наоборот, индивидуальные. Но это не значит, что он будет не успешен, а экстраверт в меньшей степени сможет проявить себя в индивидуальных видах спорта.

Категорически нет. Еще раз повторюсь, что все зависит от условий, в которые попадает спортсмен. Но если изначально есть предрасположенность к лидерским качествам, интересно посоревноваться — конечно, командные виды спорта дают больше возможностей для тренировки лидерских качеств.

Какой спорт поможет успокоить хулигана

Дмитрий Миков, психолог федерации самбо Пермского края:

35:24 Хулиган — это человек, который способен на поступок. А раз он способен на поступок — значит, у него есть характер. И это отличная работа для педагога, для тренера-педагога. Вот из этих хулиганов на самом деле вырастают очень даже прекрасные мастера спорта.

Я могу привести пример. Сопровождал сборы у пловцов. В команде был ребенок, который каждый день что-то такое вот вытворял. Тренер говорит: «Я его выгоню». Я в ответ: «Выгнать на самом деле недолго, пропадет парень». А там был такой ритуал: каждый вечер команда собирается и рассказывает, кто какой совершил поступок. И вот каждый день назначался лучший и, соответственно, тренер ему дарил килограмм конфет. Потом смотрели, делится он или в одного ест. И тут этого парня назначают человеком дня. Он растерялся и спрашивает: «За что?». «А за тобой сегодня ни одного косяка», — отвечают ему. Парень убежал. Он закрылся в комнате. Это на самом деле были очень эмоциональные переживания. Но с этого дня он стал дисциплинированный. А в конце сбора он подошел и сказал: «Тренер, засеки, мне 200 метров баттом (баттерфляем. — Прим. ред.), я хочу поставить рекорд». То есть вот, казалось бы, всего-то момент — коллектив оценил то, что ему сложно, но он справился.

Как правильно хвалить ребенка

Дмитрий Миков, психолог федерации самбо Пермского края:

39:24 Родитель должен быть вовлеченным. Если ребенок видит, что родители интересуются тем, что он делает, — это значит, у него закрепляется мысль: «Оказывается, я важный человек для папы и мамы. Они мной интересуются. То, что я делаю, имеет значение». И тогда он начинает придавать смысл и значение тому, что он делает. Исследование проводилось в Европе: когда ребенок собирает конструктор и заходит родитель, говорит: «Молодец, красиво сделал» и уходит — ребенок как правило заканчивает деятельность. Другая модель поведения родителей: он заходит, смотрит, восхищенно говорит: «Ты посмотри, как он это делает. Как ты это делаешь? Я бы никогда так не додумался». И у детей всегда была одна реакция: «Да, смотри, как я еще могу». Вот тут проявляется творчество. Проявили интерес. Хотя и в том и другом случае похвалили, но какая разница! Родители часто говорят: «А что я буду хвалить, с короной вырастет. Зазнается». Но речь не о том, чтобы похвалить, сказать «молодец, красиво». В этом случае он всегда будет подгонять под «красиво». Тогда средство достижения цели выходит на другой план. А когда работает вовлечение в процесс, тогда ребенок начинает раскрывать себя.

Психологические трюки для тренеров от хандры у спортсменов

Елена Хвацкая, заведующая кафедрой психологии НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург:

41:07 У нас все волнообразно, поэтому совершенно понятно, что если ребенок занимается спортом, для которого характерна ранняя спортивная специализация — фигурное катание, к примеру, плавание, — то совершенно понятно, что не может быть у спортсмена всегда один и тот же уровень. У желания заниматься может быть волнообразный характер. Нужно разобраться в причинах. Например, не позвали на день рождения. Ребенок обиделся. Это взрослые могут к этому относиться снисходительно. А для подростков эти переживания действительно очень важны.

После определенного перерыва — например, перерыв после летних сборов — спортсмен снова вступает в деятельность и могут быть моменты, которые связаны с вопросом: «А нужно ли мне это?».

Задача — снова показать, что этот вид спорта для тебя отличен, сколько здесь интересного: и друзья, и поездки, и ты сам — умелый, востребованный. И, если вернуться к видам спорта с ранней спортивной специализацией — очень часто появляются сомнения, связанные с новыми ступенями в развитии: может, мне попробовать что-то другое? Очень важная задача — предупредить уход детей и подростков из спорта. Вообще задача — переориентировать на другой вид спорта.

0

0