0
0
Централизованный завоз — 2025. Регоператор рассказал, как удалось сэкономить на покупке топлива и куда его больше не доставляют
Зимой отдаленные поселки ЯНАО получат три тысячи тонн топлива
На Ямале во время навигации в отдаленные поселки завезли более 60 тысяч тонн нефтепродуктов, 13 тысяч тонн угля и 1150 кубометров дров. О том, как проходили поставки, как удалось приобрести необходимое по приемлемым ценам, как повлияли уровни воды, какие объемы доставят по зимникам и как развивается промышленный парк «Обской причал», узнали в пресс-центре «Север-Пресса» у генерального директора АО «Ямалгосснаб» Владимира Жадовского. Компания выполняет в регионе роль единого оператора централизованного завоза.
Содержание
- 00:50 О поставщиках и подрядчиках
- 03:40 Про летние и зимние поставки
- 08:34 За рамками централизованного завоза
- 10:29 Как развивается промпарк «Обской причал»
- 13:25 Туристический комплекс принял шесть тысяч гостей
- 17:42 Как формируется централизованный завоз
- 21:12 О чем говорят цифры
- 27:30 Про точность подсчетов и счетчики
- 33:16 Как готовятся к завозу перевозчики
- 35:57 Про сложности и погодные факторы
- 54:57 Что с ценами на топливо?
- 01:03:27 Про прогноз на следующий централизованный завоз
О поставщиках и подрядчиках
00:50 В этом году для нашего предприятия состоялась 22-я навигация. В целом могу сказать, что команда, которая работает над исполнением важной окружной задачи, собралась профессиональная. Из года в год люди занимаются этой непростой работой. Мы привлекаем достаточно большое количество наших субподрядных компаний, которые помогают обеспечивать выполнение завоза.
Как и в прошлые годы, основными поставщиками топлива остаются компании «Газпром» и «Газпром нефть». Мы получаем топливо с Сургутского ЗСК и Омского НПЗ. Конденсат получаем местный, ямальский, с Бованенковского и Юбилейного месторождений. По углю контракт по традиции выиграла компания из Омска, но, исходя из характеристик по необходимому качеству, к нам идет уголь из Казахстана. Дрова также поставляли из Омска. В целом, если говорить о структуре централизованного завоза по поставкам топливно-энергетических ресурсов, баланс в этом году относительно прошлого не изменился.
Если говорить о подрядных компаниях — здесь тоже без изменений. Основным подрядчиком по перевозке нефтепродуктов остается «Омтранснефтепродукт», он осуществляет львиную долю поставок в самые удаленные населенные пункты. У них на подряде с этого года компания «Северное речное пароходство», один из крупнейших перевозчиков в Обь-Иртышском бассейне, который доставлял уголь и подключался к поставкам нефтепродуктов. Есть компания «Альбатрос», они с нами работают уже на протяжении последних шести лет.
Про летние и зимние поставки
03:40 Структура централизованного завоза — это не только летняя кампания. Конечно, львиная доля завоза осуществляется в летний период. Это связано с тем, что большинство труднодоступных населенных пунктов находится на реке Обь, а самым дешевым видом транспорта до сих пор остается именно водный, что позволяет завозить 90% объема грузов в летнюю кампанию. Зимняя кампания значительно меньше. Завозим примерно три тысячи тонн газового конденсата, 350 тонн дизельного топлива. Почему мы это делаем? Потому что есть ограничения в емкостном парке в том же Самбурге или Халясавэе. То есть мы вынуждены завозить топливо туда, после того как начинается активный расход ресурсов и как только стабилизируются зимники.
Если говорить уже о цифрах — в летнюю кампанию поставлено более 60 тысяч тонн арктического, зимнего и летнего дизельного топлива, более 9 тысяч тонн газового конденсата, его объем, повторюсь, из года в год продолжает расти, более 3,5 тысячи тонн бензина, 13 тысяч тонн угля, 1,1 тысячи кубометров дров и 45 тонн масла. Дрова мы поставляем в три населенных пункта — Нори, Ныда и Кутопьюган — для малочисленных коренных народов. Доставляем на баржах хлыстами не больше четырех метров, потому что, во-первых, это в хранении удобно, во-вторых, это дерево в некоторых случаях люди используют не только для печей, но и чтобы построить какое-то ограждение для тех же оленей.
За рамками централизованного завоза
08:34 Помимо централизованного завоза у компании есть еще миссия по обеспечению прочих получателей топлива — дорожный и строительный сектор. Доставляем битум, щебень компаниям с учетом наших логистических возможностей. Сегодня у нас крупные контракты с перевозчиком. Когда мы на рынок заявляем достаточно большие объемы для перевозки либо дизельного топлива, либо щебня, то у нас стоимость транспортных услуг значительно ниже, чем в целом на рынке. Мы торгуем большие лоты, и это позволяет нам быть конкурентными на рынке. Самое главное, мы выступаем как гарантирующий поставщик. Наш слоган — «Гарантия качества», и мы его стараемся выполнять до конца. Мы понимаем, что наши руки дотягиваются до всех населенных пунктов, мы представлены на всей территории Ямало-Ненецкого автономного округа, имеем возможности поставить не только дизельное топливо, но и тот же щебень, в том числе с Полярного Урала, из Харпа, около 120 тысяч тонн. География поставок щебня вышла уже далеко за пределы Ямала. Мы поставляем его и в Ханты-Мансийский автономный округ, и даже в Красноярск.
Как развивается промпарк «Обской причал»
10:29 «Ямалгосснаб» — еще и управляющая компания промпарка «Обской причал» на территории Лабытнанги. Мы занимаемся развитием промышленных производств на территории округа. «Обской причал» — не только логистический порт, где осуществляется погрузка, разгрузка, хранение грузов. Сегодня идет проектирование и строительство объектов для размещения промышленных производств. Но уже сейчас мы делаем блоки типа «Сибит», которые используются на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Реализован проект по крупноузловой сборке автомобилей, которые работают в районе Бованенково. То есть, если раньше эти машины уезжали в Омск, Сургут, сегодня это производство налажено здесь. Мы ведем проектирование по строительству цеха производства блочного камня из гранита с местного месторождения на Полярном Урале. Я думаю, что в следующем году у нас на территории появится резидент с технологией по производству гранитных камня и брусчатки. Ведем работу с крупными компаниями, в частности, с «Газпромом по производству ППУ-изоляции для труб. Сегодня поступает достаточно большой объем уже готовых труб с ППУ-изоляцией из вне. Удобнее и быстрее, с меньшими потерями мы точно сможем это организовать на территории «Обского причала», поскольку находимся в непосредственной близости к месторождениям. Это позволит нам дотягиваться к коротким транспортным маршрутам до самых удаленных месторождений.
В 2024 году в «Обском причале» закончена в полном объеме реконструкция всей необходимой инфраструктуры. Самое главное — железнодорожного полотна, в том числе капитальный ремонт двух локомотивов. Сегодня мы соответствуем всем требованиям, предъявляемым к железнодорожным инфраструктуре, к транспорту. За последние два года, благодаря поддержке автономного округа, завершили все необходимые работы.
Туристический комплекс принял шесть тысяч гостей
13:25 У «Ямалгосснаба» есть проект туристического комплекса, который сегодня тоже набирает достаточно большие обороты, становится неким местом большого притяжения туристов. Если посмотреть фотографии, которые гуляют на просторах интернета, по тематике «поиски северного сияния», среди них однозначно будет локация «Ямал-парка». Мы специально построили площадку для просмотра северного сияния. Губернатор Дмитрий Андреевич Артюхов дал поручение найти точку недалеко от Салехарда, куда могли бы все желающие приехать в любое удобное время и совершенно бесплатно. Мы построили купольный шатер — он обогреваемый: там стоит печечка, поставили столики, можно заварить чай. И люди ездят. А если говорить о развитии, у нас есть достаточно много объектов. Коротко скажу, что за последний год количество посещений туристов увеличилось, «Ямал-парк» посетило уже более шести тысяч человек. Это большая цифра с учетом турпотока на Ямал. Я считаю, что это очень конкурентная площадка, исходя из того, что она находится в 10 километрах от Салехарда. Есть где разместиться, переночевать, что посмотреть. Достаточно хорошая инфраструктура потихонечку формируется. Наконец-то мы выходим на положительный финансовый результат, потому что поток пошел. Очень много людей из разных регионов приезжает. Самое интересное, что Тюмень, наверное, пока лидер по гостям. На втором месте будет Пермь. Только третье и четвертое места — Москва и Санкт-Петербург. Но львиная доля гостей — это жители Салехарда и Лабытнанги. Коротко скажу, что мы тоже взяли тренд на пошив одежды: разработали одежду с брендом «Ямал», так что скоро она будет в торговом центре «Апельсин».
Как формируется централизованный завоз
17:42 Ежегодно плановая потребность по завозу в отдаленные населенные пункты утверждается правительством автономного округа в лице заместителя губернатора Сергея Викторовича Карасева. Объемы формируются исходя из прогнозных остатков топлива в населенных пунктах, фактической зимы, которая прошла, прогнозных остатков на начало навигации. Исходя из этого структурируется потребность, которая разбивается на три части. Первая кампания начинается с южных поселков, где освобождается емкостной парк. Вторая часть кампании связана с тем, что открывается Обская губа. Мы называем это «большая северная работа». Она одна из самых сложных, потому что это совершенно другой класс судов, много факторов погодных включается, сроки ограничены, в том числе нужно учитывать и взаимодействие с поставщиками, поскольку в то же время Сургутский ЗСК уходит на профилактику. Третья часть кампании — завершающий этап, что мы называем «завезти под горлышко предприятиям». То есть наша задача в этот период завезти топливо туда, где расход у предприятий начинается уже с августа на теплоэнергию, а электроэнергия безостановочно вырабатывается. Поэтому в августе корректируем планы с «Ямалкоммунэнерго» и другими предприятиями ЖКХ, в том числе дорожники подключаются, потому что у них пиковый сезон, как правило, в августе-сентябре. Формируем финальную потребность, которую нам необходимо обеспечить к завозу. Понятно, что мы берем всегда больше топлива на случай каких-то форс-мажоров, то есть всегда топливо на воде с запасом. Потребность утверждается немножко с запасом.
О чем говорят цифры
21:12 Если про цифры — в этом году всего было заявлено около 72 тысяч тонн топлива. Это дизельное топливо летнее, зимнее и арктическое, бензин и газовый конденсат, плюс дрова и уголь. На прошлых пресс-конференциях я говорил, что мы отказались от поставок летнего дизельного топлива для предприятий ЖКХ, но в этом году мы его вернули исключительно для наших перевозчиков. Мы включили их в структуру централизованного завоза. В Салехарде формировали бункер-базу, чтобы суда могли здесь заправляться. Зачем это было сделано? Это позволило сохранить льготные тарифы от перевозчиков, чтобы доставляемое топливо не дорожало для ЖКХ.
Незначительно изменилась структура завоза зимнего топлива. Если в прошлом году мы завозили 23 тысячи тонн, в этом году — 24. В основном увеличение связано с одним из новых контрагентов, к которому завозили топливо на заправку в Сеяху. Видно изменение по структуре дров: в прошлом году завозили 1,7 тысячи, в этом — 1,1 тысячи. Потребности уменьшились с учетом остатков прошлого завоза. Увеличился немножко уголь: в этом году на 500 тонн завезли побольше. Еще одно изменение — из структуры централизованного завоза ушел Новый Порт. Населенный пункт газифицирован, и теперь топливо завозить не нужно. Вся структура ЖКХ построена на газе. Но топливо в Новом Порту осталось с прошлой навигации, мы его перевезли в Сеяху.
Про точность подсчетов и счетчики
27:30 С 2025 года Сургутский ЗСК перешел на выдачу топлива через счетчик — массомер, о чем мы говорили в прошлом году. В целом могу сказать, что это хорошая тенденция, более точный подход к определению объема и массы отгруженного топлива.
Мы получаем топливо с погрешностью 0,2% и сдаем с погрешностью 0,2%. К чему это привело? К уменьшению потерь. Мы сдавали раньше по судовым замерам, и класс погрешности измерений допускался в 0,5%. При тех объемах, которые мы завозим, это сотни тонн. Фактически определить, на чьей границе долили или не долили топливо и где осталось, нельзя, такой метод был всегда качелями. Сейчас более точный метод измерения. Есть счетчик, определяющий массу и количество тонн, которое сдается предприятиям уже на местах. По такому счетчику мы сдаем топливо «Ямалкоммунэнерго», и если пять лет назад совокупные потери у нас доходили до 170 тонн, то в прошлом году — 13 тонн.
Есть, как я и сказал, сложности в работе Сургутского ЗСК с массомером, потому что они в этом году только поставили его. У нас есть достаточно большие расхождения — около 70 тонн — между данными, которые получили, и теми, что сдали. Но мы ведем работу с правительством, в том числе и с «Газпромом», чтобы погрешности в измерениях, существующие сегодня между нашими компаниями по приемке топлива, нивелировать и вернуться к цифре прошлого года, когда потери на воде составляли 13 тонн.
Если говорить про зимнюю кампанию, когда мы начинали готовиться к навигации, у нас достаточно большая проблема была. Стояла аномально теплая зима, зимники не соответствовали тоннажу, заявленному изначально в требованиях по контракту. Но, благодаря слаженной работе наших подрядных компаний и наличию необходимого транспорта, возили тоннажем, который был разрешен: чаще, но меньше. Это как раз та гибкость, которую проявляют наши подрядчики в длительном периоде. Они понимают, что у них эта работа из года в год есть, они вкладывают в свою инфраструктуру и имеют не только большие машины для перевозки, но и маленькие, 10-тонные. Когда такая ситуация сложилась, а в поселок необходимо завозить топливо, все понимают задачи, перегружаются и везут. Но в целом повторюсь, что по итогу этого года заявленные объемы, которые необходимо было обеспечить в рамках потребности, утвержденной правительством региона, выполнены полностью.
Как готовятся к завозу перевозчики
33:16 Мы видим работу, которую перевозчики проводят на протяжении пяти лет. По итогам каждого календарного года они приезжают в регион, мы проводим большое совещание в правительстве, где они отчитываются об итогах завоза. И самый главный вопрос, который ставит заместитель губернатора Сергей Викторович Карасев, это программа модернизации флота на ближайшую перспективу. В частности, компания «Омтранснефтепродукт» переквалифицировала больше восьми судов из класса «Р» в класс «МСП», что позволяет нам сегодня большим количеством флота дотягиваться до самых дальних северных поселков. И это не просто паспорт поменять. Это техническое перевооружение и двигателей, и навигационного оборудования. Инвестиции в сотни миллионов рублей, которые сегодня наши партнеры вкладывают.
Сейчас уже есть план работы на зимний период. У коллег из «ОТП» есть программа по модернизации двигателей на других судах, я думаю, что это хорошая практика, потому что подрядчик с уверенностью на 100% должен отвечать и нашим заявленным требованиям, и, соответственно, тем вызовам, с которыми мы сталкиваемся в навигацию ежегодно.
Про сложности и погодные факторы
35:57 Мы с вами уже говорили в прошлый раз о трубопроводах, упоминали Сеяху. В этом году она опять была одним из самых сложных населенных пунктов. Сеяха находится в месте, где погода влияет очень сильно, и нагонно-сгонные ветра как раз говорят о том, что мы должны быть готовы к самым непредвиденным ситуациям. У нас есть фото, по которым видно, что к береговому резервуару, где находится трубопровод «Ямалкоммунэнерго», мы, к сожалению, подойти не смогли. В этом случае, как и в прошлом году, мы растягивали шланголинию длиною более полутора километров. Кроме того, у нас есть село Мужи, где вода начинает падать, поэтому на судах в моменте должно быть столько трубопроводов, насосного оборудования, чтобы не ждать. То же самое касается и Гыды. Там есть уникальное природное явление, называется «Надымский бар». То есть 40-километровая зона держит соленую воду, которая в Обской губе присоединяется к пресной речной. В этом году очень много судов, которые остались так или иначе работать в Обской губе с учетом длительного периода южного ветра. Как бы смешно ни звучало, но ветер сдул водичку, и, по состоянию на 10 октября — а это уже критическая фаза была, суда разных судовладельцев, с разными задачами там остались. Они фактически дрейфовали в Обской губе в ожидании того, чтобы ветер поменялся, водичка поднялась. В районе Нового Порта суда вообще обсохли, когда вода ушла. Длилось это около двух недель. И это критично, потому что туда таскали топливо, чтобы заправлять. На каждом судне минимум восемь, а то и 14 человек. Это же провизия, топливо, работа судна, генераторов. Если кто-то думает, что централизованный завоз — это просто экспедиционная работа, то это не так. Это колоссальная работа, в которую «Ямалгосснаб» погружен еще и как оператор, к которому обращаются наши перевозчики, сталкиваясь с определенными сложностями. Они говорят: «Мы в Новом Порту, нам нужно топливо, помогайте». Мы находим инструменты, как им помочь.
Что с ценами на топливо?
54:57 По дизельному топливу в этом году рынок в начале навигации был менее волатильный. Изменение цены не так ярко выражено относительно прошлых периодов. Я думаю, что это немножко связано со стагнацией в экономике. Часть проектов, которые либо заморожены, либо объемы подсокращены у «Газпрома», в том числе на их месторождениях, — все это влияет на формирование цены. Исходя из сложившихся условий, нам удалось купить дизельное топливо даже дешевле, чем в прошлом году. Кроме того, повлияло, что мы смогли найти компромисс с нашими перевозчиками — «Омтранснефтепродуктом» и «Северным речным пароходством». У них высвободился чуть раньше прошлых лет флот от других контрактов по завозу в Ханты-Мансийском автономном округе, и мы договорились его использовать в том числе как бункер-базу: погрузить при меньшей цене, пока рынок еще не разогнан. И фактически в начале мая мы забрали больше 20 тысяч тонн дизельного топлива, чего не было на протяжении последних пяти лет. В июне, сдав топливо в Шурышкарский район, хотя еще Обская губа не открылась, мы уже получили топливо в Сеяху, Гыду, Антипаюту. Фактически мы понимали, что топливо будет на воде. Да, это не совсем удобно для перевозчиков, потому что они не могут брать дополнительные коммерческие объемы, что они стоят с топливом в ожидании льда. Не могли они в Тазовскую губу долго в этом году тоже зайти. Но в целом это позволило как раз прийти к цифрам ниже прошлогодних. Если средняя взвешенная цена по арктическому топливу в прошлом году сложилась на уровне 77,5 тысячи рублей, в этом она даже не дошла до 70 тысяч. Топливные дрова тоже получилось привезти значительно дешевле, чем в прошлом году, потому что у нас не было одного из сложных поселков. Уголь увеличился в цене, но здесь необходимо отметить — это произошло потому, что в стоимость товара в этом году мы включили услуги нашего подрядчика по подаче и уборке вагонов и по погрузке на баржу. Это было сделано специально. У нас по итогам анализа прошлого года были достаточно большие расходы, связанные с простоем вагонов, с расхождениями между товаром в вагоне и объемом погруженного на баржу. Когда проанализировали данные, приняли решение для минимизации рисков включить услуги по подаче-уборке и погрузке в стоимость контракта поставщику угля. Приведу пример. Пришел вагон, написано, что в нем 68 тонн, а по факту на весах 65. Это нормы естественной убыли или не догрузили на карьере? Разбираться в навигацию времени не хватает, ведь в Питляр, Лопхари, Овгорт он завозится до 15 июня. Мы говорим, что у нас недостача, подрядчик предлагает писать претензию. Какая претензия? У нас поселки с ограниченными сроками завоза, но юридический аспект никто не отменял. В этом случае мы стали немножко умнее, включили все эти риски нашему поставщику и говорим: «Нас устраивает: либо вот такие условия, либо никакие». Подрядчик по поставке угля в этом году поменялся, это компания «Речфлот». Они приняли наши условия. Как у них сложились взаимоотношения по недостачам, мы не знаем, нам это не интересно. Мы получили уголь в объеме, погруженном на баржу, и тем самым минимизировали риски.
Про бензины, наверное, сегодня это большая боль не только централизованного завоза, но и всех автолюбителей. Мы видим, что и на заправках был дефицит. Но в целом могу сказать, что мы смогли его купить по цене 63 тысячи рублей за тонну — это почти 55 рублей за литр. Благодаря тому, что мы в ранний период забрали бензины, договорились с перевозчиками, смогли цену стабилизировать для тех труднодоступных поселков, в которые его завозим. Это Мужи, Горки, Овгорт, где жители обеспечены топливом в полном объеме до следующей навигации.
Про прогноз на следующий централизованный завоз
01:03:27 Я расскажу о планах. Мы пять лет назад приняли хорошее решение в связи с заключением долгосрочных договоров. Раз в три года заключаются соглашения между правительством региона и компаниями «Газпром», «Газпром нефть». Фиксируются основополагающие принципы наших договоров — принцип формирования цены, объемы. Под эти соглашения мы как раз формируем и долгую кампанию с нашими перевозчиками, то есть стараемся заключать с ними долгосрочные договоры, чтобы они знали, что у них эта работа есть. Если говорить о рынке, мы предварительно ведем переговоры, что тарифы централизованного завоза должны быть проиндексированы относительно среднего уровня на 4–5%, может быть, 7%. Опять же, почему мы пришли к длительным контрактам? Мы не можем повлиять на стоимость топлива на рынке, потому что у нас принцип ценообразования — это биржевой индикатив. Мы можем варьировать только сроки, когда забрать топливо: в начале навигации на низковолатильном рынке, либо, если этой возможности нет, на высоковолатильном рынке уже по высокой цене. Вот этой историей мы так или иначе можем либо управлять, либо как-то ее моделировать.
Что касается второй львиной доли затрат — это наши перевозчики. Как говорили великие: «Не можешь управлять, возглавь». Как можно возглавить эту историю? Только длинным контрактом. Длинные отношения говорят, что перевозчик может немножко больше демпинговать в цене, потому что он понимает, что у него будет работа на три-пять лет, перспектива есть уже сегодня. Второй момент: «Ямалгосснаб» — государственное предприятие со стопроцентным участием округа. Перевозчики понимают, что мы полностью выполним обязательства по оплатам в те сроки, которые определены договором. Сегодня многие говорят о крупных компаниях, которые не соблюдают сроки оплаты. Двигаются эти сроки на 60−90 дней. Кроме того, «Ямалгосснаб» сегодня имеет достаточно большую базу по прочим контрактам для дорожного, строительного сектора. И мы даем работу перевозчикам уже по другому тарифу.
Если говорить о перспективах, у нас стоит задача заключить долгосрочные договоры с компаниями «Газпром» и «Газпром нефть». Уже заключили договоры с «Ямалкоммунэнерго» на следующие пять лет. Во исполнение этих договоров хотим в 2026 году провести торги с нашими основными поставщиками дров и угля, в том числе заключить долгосрочные договоры на их перевозку, тоже на пять лет. То есть дать понятное понимание по объемам и срокам на ближайшую перспективу, зафиксировать цену и заняться той работой, которую мы уже делаем на протяжении 22 лет, завозом топлива. Заниматься не договорной, претензионной работой, а той, которую мы делаем. И, наверное, делаем на сегодня неплохо.
Ямало-Ненецкий автономный округ, Якутия и Мурманская область стали лидерами в ежегодном рейтинге устойчивого развития «Полярный индекс. Регионы 2025». ЯНАО становится победителем второй год подряд.
Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».
0
0
Теги: