http://Top.Mail.Ru
В ЯНАО из-за неспешащего ледохода скорректировали доставку топлива для ЖКХ | Север-Пресс

0

0

Централизованный завоз топлива – 2024. Руководитель компании-оператора рассказал, как поздний ледоход повлиял на сроки доставок на Ямале

В ЯНАО из-за не спешащего ледохода скорректировали доставку топлива для ЖКХ

Читать «Север-Пресс» в

Запаздывающий ледоход заставил менять сроки доставок топлива в отдаленные районы Ямала. Как подстраиваются под погоду и природу, сколько планируют доставить, кто основной получатель и какие моменты прошлой навигации учли, планируя нынешнюю? Об этом в пресс-центре «Север-Пресса» рассказал генеральный директор АО «Ямалгосснаб» Владимир Жадовский.

Содержание

  • 01:53 Вместо мая топливо поедет в июне
  • 04:48 Куда и сколько повезут?
  • 07:44 Кто получает топливо первый, а когда на север?
  • 11:06 Про сложности прошлогодней кампании
  • 16:35 Как учли прошлогоднюю ситуацию?
  • 21:30 Про бюджетный кредит
  • 24:44 Кто основные получатели топлива?
  • 28:22 Про хорошую альтернативу дизельному топливу
  • 32:13 О поисках нового угля
  • 37:00 Куда отправят дрова?
  • 41:53 Какой флот будет задействован?

Вместо мая топливо поедет в июне

Из-за позднего ледохода сроки доставок сдвинулись на июнь. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
Из-за позднего ледохода сроки доставок сдвинулись на июнь. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

01:53 В этом году во всем Обь-Иртышском бассейне достаточно поздно начался ледоход. Это повлияло не только на поставку топлива в ЯНАО, но и, прежде всего, на погрузку с заводов. Если в прошлом году первые отгрузки с Омского НПЗ были уже в конце апреля — в начале мая, то в этом не весь флот зимовал в Омске, часть была в районе Сургута, поэтому были задержки с выходом из реки Обь, мы не смогли вовремя подойти к погрузке. Фактически сегодня смещение графика по погрузке на Омском НПЗ составило 10 тысяч тонн. То есть объем зимнего топлива, который мы должны были забрать в мае, перенесся уже на июнь.

В целом программа сложена так, что нам необходимо поставить более 27 тысяч тонн светлых нефтепродуктов в мае и в июне этого года. Планы с компаниями «Газпром», «Газпром нефть» относительно дизельного топлива согласованы. Перенос сроков погрузки глобально на работу не повлиял. Я думаю, что программа, которая ежегодно утверждается Сергеем Викторовичем Карасевым (заместителем губернатора, директором департамента Госжилнадзора ЯНАО — Прим. ред.) в рамках централизованного завоза, будет выполнена в срок, как и в предыдущие 20 лет. Это 21-я навигация для нашего предприятия, уверен, что мы достойно справимся с этой непростой задачей.

Куда и сколько повезут?

04:48 Структура централизованного завоза выстраивается следующим образом. В апреле правительство автономного округа в лице заместителя губернатора Сергея Викторовича Карасева утверждает нам плановые потребности. Они состоят по факту поставки в навигацию прошлого года. Это касается предприятий жилищно-коммунального комплекса, агропромышленного комплекса, социальной сферы, АЗС, потребительских обществ, которым поставляются различные виды топливно-энергетических ресурсов в летнюю навигацию по воде. В общем запланирована поставка 67,7 тысячи тонн нефтепродуктов, более 1000 кубометров дров и более 15 тысяч тонн угля. Но потребность — не догма, она подлежит корректировке в зависимости от различных факторов. Прежде всего это погода, плюс возможности предприятий по максимуму запастись топливом, чтобы обеспечить безопасную работу в зимний период.

Лидер по поставке — Шурышкарский район, сюда завезем более 16 тысяч тонн нефтепродуктов и весь объем угля. Далее идет Ямальский район, куда совокупно, мы завозим более 23,5 тысячи тонн нефтепродуктов. Следом — Тазовский район с 10,5 тысячи тонн. В Приуральский район — 7 тысяч тонн нефтепродуктов, в Пуровский и Красноселькупский районы — по 2,5 тысячи тонн, в Надымский район — 1,5 тысячи тонн. Всего в рамках поставки обеспечивается 33 удаленных населенных пункта. Навигационный период по прошлому году составил 146 дней. Надеюсь, что и в этом году погода позволит завезти этот немалый объем топлива.

Кто получает топливо первый, а когда на север?

07:44 Первыми принимают топливо по реке Обь Горки, Питляр, Лопхари в Шурышкарском районе. Сюда суда идут вслед за льдом. В Пуровском районе поставку открывают Самбург и Халясавэй. Как только будет возможность доставить топливо, мы первым делом поедем и туда. Халясавэй — один из самых сложных населенных пунктов, навигация там длится всего лишь три недели, за это время необходимо завести 450 тонн конденсата. Это ровно два рейса.

Как правило, после 20 июля с открытием Обской губы становятся доступными самые северные поселки — Сеяха, Антипаюта, Гыда. Гыда — один из дальних наших рубежей по поставке нефтепродуктов. Туда поставляется более 3500 тонн топлива. Здесь навигация тоже имеет особые условия, длится не больше месяца. Есть сложности, связанные с отливами и приливами воды, бывает, что мы ожидаем выгрузки по несколько недель.

Про сложности прошлогодней кампании

Владимир Жадовский стал гостем пресс-центра «Север-Пресса». Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Владимир Жадовский стал гостем пресс-центра «Север-Пресса». Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

11:06 В прошлом году была одна из самых сложных кампаний, что связано с двумя факторами. Первый — это остановка и невыход вовремя заводов с профилактики. В частности, вовремя не открылся после профилактики Сургутский ЗСК, а Омский НПЗ как раз вошел в ремонтную программу. В итоге в конце июля в стране образовался колоссальный дефицит не только арктического топлива, но топлива в целом. Второй фактор — достаточно низкий уровень воды. Но дноуглубительные работы, которые были выполнены ранее, позволили в достаточно сложные населенные пункты, такие как Яр-Сале, завезти топливо в полном объеме. В прошлом году осень была очень хорошая, теплая и, на удивление, она нивелировала те риски, которые были в начале навигации. Как я уже отметил, в прошлом году по состоянию на 20 июля северный завоз был выполнен всего лишь на 45%. Мы искали разные альтернативные варианты отгрузки — не только водным транспортом, но и доставки до Лабытнанги по железной дороге. Последняя выгрузка на реке у нас была 24 октября в Горках — это самая поздняя дата за всю историю.

Что касается ситуации с заводами, тут не могу не отметить участие нашего губернатора Дмитрия Андреевича Артюхова, который в ежедневном контакте смог урегулировать вопросы отгрузок. Было достигнуто соглашение с «Газпромом», из резервов найден необходимый объем для доставки в поселки, где вода находилась на минимуме, в том числе это Сеяха. Здесь уровень был настолько критичен, что шланги пришлось растягивать более километра!

Как учли прошлогоднюю ситуацию?

16:35 В рамках подготовки к централизованному завозу 2024 года при заключении договоров мы учли определенный объем, помесячно необходимый для нашего региона в навигацию. Согласовали, что часть топлива будет обеспечено для нас в резервуарных парках. Так, в Сургутском ЗСК на период профилактики будет предусмотрен резерв в 17 тысяч тонн.

Что касается реки, я думаю, что с начала июня до начала июля будет достаточно большой уровень воды в целом в Обь-Иртышском бассейне. Это как раз на руку, позволит полным баржам зайти в отдаленные поселки без дополнительных перегрузок. Сейчас корректируем сроки поставки в Находку. Она стояла у нас в плане в прошлом году со второй декады июля и до начала августа. В этом году мы сдвинули поставку на первую декаду июля, будем стараться закрывать ее максимально быстро. То же самое касается и Сеяхи.

Про бюджетный кредит

21:30 Бюджетный кредит помогает в первую очередь не только нам, а предприятиям — получателям топлива. Как это влияет? Вся деятельность «Ямалгосснаба» подлежит государственному регулированию. Департамент тарифной политики, энергетики и ЖКК ЯНАО определяет для нас снабженческо-сбытовую надбавку. Она складывается из суммы понесенных предприятием обоснованных затрат, деленных на объем поставляемого топлива. 90% поставок проходит в рамках летней программы. Основной расход топлива происходит зимой, за него получатели рассчитываются с нами после нового года. У предприятия не было необходимых оборотных средств, чтобы все закупать самостоятельно, и мы вынуждены были ранее привлекать банковский кредит, проценты по которому платили по коммерческим ставкам. Соответственно, все эти расходы ложились в конечную стоимость товара. Бюджетным кредитом предусмотрена льготная ставка под 0,1%, и, конечно, это имеет огромное значение для наших получателей топлива. К примеру, если в 2019 году надбавка составляла 4200 рублей на тонну без НДС, то в 2022 году с бюджетным кредитом мы смогли ее сократить в два раза, а в 2023-м — до 1800 рублей. Я думаю, что эта тенденция будет продолжаться. С учетом увеличения объемов поставок, в том числе в рамках коммерческих продаж, снабженческо-сбытовая надбавка будет снижаться, а это прежде всего конечная стоимость топлива в отдаленных населенных пунктах.

Кто основные получатели топлива?

24:44 Если говорить о структуре централизованного завоза, то 90% поставки предназначено для сферы ЖКХ. Здесь лидер — предприятие «Ямалкоммунэнерго».

Но наша компания поставляет топливо не только в рамках северного завоза. Мы выступаем гарантированным поставщиком и для других получателей, которые работают не только в Ямало-Ненецком автономном округе. За последние пять лет география продаж достаточно сильно увеличилась, у нас добавился ХМАО, в прошлом году мы заехали в Красноярск, и это уникальный опыт для нашего предприятия. Если в рамках северного завоза мы доставляем около 65 тысяч тонн светлых нефтепродуктов, то в прошлом году в рамках коммерческих продаж мы дополнительно смогли обеспечить поставку 60 тысяч тонн нефтепродуктов, из них 3000 тонн битума. Основные получатели — предприятия- перевозчики, работающие в Обь-Иртышском бассейне. На втором месте подрядчики компаний ТЭК, которые работают на месторождениях. Нельзя не отметить компании в дорожной отрасли, которые с нами активно работают. Это «Уренгойдорстрой», «Ямалавтодор».

Про хорошую альтернативу дизельному топливу

28:22 Газовый конденсат — хорошая альтернатива дизельному топливу. Если в 2019 году в структуре завоза он составлял всего лишь 2000 тонн, то с этого времени поставки выросли практически в девять раз. В целом можем сказать о том, что наш эксперимент, который мы начинали с «Ямалкоммунэнерго», оказался успешным. Сегодня объем поставок газового конденсата уже превышает 11 500 тонн.

Что касается использования, газоконденсат интересен в одном случае: — если его цена относительно дизельного топлива как минимум на 10—15 тысяч рублей ниже. По прошлому году конденсат как раз был более эффективным: волатильность на рынке была большая, и дизельное топливо, и бензины в цене были очень высоки. Соответственно, конденсат позволил сэкономить в том числе бюджетные средства.

О поисках нового угля

На Ямале изучают возможности по доставке угля из российских регионов.  Фото: Parilov/Shutterstock/Fotodom
На Ямале изучают возможности по доставке угля из российских регионов. Фото: Parilov/Shutterstock/Fotodom

32:13 На протяжении последних десяти лет уголь поставлялся с Шубаркольского месторождения Казахстана. Он обладает уникальными техническими характеристиками, зольность менее 2%. Но мы уже не первый год проводим эксперименты по поиску альтернативного угля в России. Ранее привозили уголь из Ростовской области, с Кузбасса. В прошлом году поставили 1000 тонн с Аршановского месторождения Хакасии. Он очень хороший по прочности, при перегрузке практически не разрушается. Относительно технических характеристик у него параметры хуже, зольность до 10%. Его можно использовать для использования в котельных, но объем нужно увеличить. Когда же мы считаем экономику, то получается, что уголь Шубарколя в настоящее время более выгоден. Но мы понимаем, что нужна альтернатива на случай возникновения негативных факторов: сбой на заводе, например, или будет открыт пласт с иными техническими характеристиками. На этот случай у нас должны быть проработаны варианты. Сегодня у нас есть как минимум три возможных замены этого угля. Два с Кузбасса и один из Хакасии. В настоящее время идет конкурс по выбору поставщика угля. Процедура заканчивается 30 июня. Посмотрим, кто победит.

Куда отправят дрова?

37:00 В этом году на конкурсе в рамках северного завоза у нас было два участника по поставке дров. Изначально объем был утвержден в 850 метров кубических, но с учетом поставки для коренных малочисленных народов он увеличился до 1700 кубов. Традиционно дрова будем доставлять в четыре наших поселка. Это Сюнай-Сале, Кутопьюган, Ныда и Нори. Два последних — самые маленькие, и там очень сложный заход в реку.

Если говорить о цене, то, к сожалению, в этом году очень большой рост. Причем подорожали в основном не сами дрова, а доставка — более чем на 25%.

Если говорить по нефтепродуктам, то по сравнению с прошлым годом цена также значительно выросла. В прошлом году в начале навигации мы покупали зимнее топливо на Омском НПЗ по 54 000 рублей за тонну. Сегодня старт был с 63 250 рублей за тонну. Сургутский ЗСК сегодня торгует уже по 72 500 за тонну, хотя в прошлом году мы начинали с 56 000 рублей.

Какой флот будет задействован?

41:53 В прошлом году из-за ситуации с низким уровнем воды и заводами мы вынуждены были обратиться ко всем перевозчикам, находящимся в Обь-Иртышском бассейне. Это «Омтранснефтепродукт», «Северное речное пароходство», «Иртышское пароходство» и еще ряд компаний, которые были привлечены к поставке северного завоза. Всего 54 единицы судов.

В настоящее время у нас договоры подписаны с «Омтранснефтепродуктом» и «Северным речным пароходством». Это две крупнейшие компании, которые уже имеют опыт работы в нашем бассейне. «Иртышское пароходство» пока не подтвердило работу в рамках программы северного завода на 2024 год. Могу предположить, что у них достаточно много коммерческих продаж: большое развитие идет Тамбейского месторождения, плюс «Восток ойл» на Енисее, компания «Синарастройкомплект» запрашивала достаточно большие объем на Диксон. Это говорит о том, что у них уже пул контрактов по коммерческим перевозкам сформирован. Они будут сосредоточены на этой программе.

Я уверен, что двух перевозчиков нам будет достаточно, чтобы справиться с задачей. Но мы постоянно находимся в контакте с руководством «Иртышского пароходства». Если будет какая-то острая необходимость привлечь их к работе — уверен, что они протянут руку помощи и подключатся.

Ранее «Север-Пресс» сообщал, что из-за припозднившегося ледохода отменили первые рейсы паромов между Салехардом и Приобьем.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0