http://Top.Mail.Ru
Централизованный завоз топлива в ЯНАО. Как доставляют необходимое в отдаленные районы региона? | Север-Пресс

0

0

Централизованный завоз топлива в ЯНАО. Региональный оператор рассказал, как справлялись с доставками в отдаленные районы

В навигацию в отдаленные районы Ямала доставили 82,3 тысячи тонн топлива

Читать «Север-Пресс» в

На Ямале все предприятия ЖКХ в отдаленных населенных пунктах, куда можно добраться только по реке, получили на зиму необходимый объем топлива. Региональный оператор сумел обеспечить доставки, несмотря на низкие уровни воды и ситуацию на рынке нефтепродуктов. Об особенностях нынешнего сезона и его итогах рассказал во время прямого эфира в агентстве «Север-Пресс» генеральный директор АО «Ямалгосснаб» Владимир Жадовский.

Содержание

  • 00:44 Юбилейный год и выполненная задача
  • 03:17 Что и когда везут в поселки
  • 05:05 Как формируется потребность?
  • 06:18 Кто основные получатели и есть ли новички?
  • 11:00 Знаковые новшества прошедшего сезона
  • 16:24 Учет и проверка качества топлива
  • 18:13 Про этапы поставок
  • 20:02 Об основных поставщиках и новой логистике
  • 24:15 Удалось закупить все необходимое в срок?
  • 26:48 Были ли задержки в доставках?
  • 30:32 Зимой будет новый этап поставок

Юбилейный год и выполненная задача

00:44 Этот год для нас необычный. В этом году компании «Ямалгосснаб» — 20 лет. И все это время предприятие осуществляет завоз топливно-энергетических ресурсов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Необходимо отметить, что мы осуществляем поставку не только для предприятий жилищно-коммунального комплекса. В структуру централизованного завоза также входят сектор АПК, предприятия жизнеобеспечения, такие как дорожники, которые содержат зимники, предприятия пожарной сферы, скорой помощи, наши компании-партнеры, обслуживающие АЗС в удаленных поселках.

Из года в год «Ямалгосснаб» по поручению правительства Ямало-Ненецкого автономного округа доставляет дизельное топливо, газовый конденсат, дрова, уголь, масла в объеме, необходимом для того, чтобы пережить очередную зиму.

Условия поставки ограничены временными рамками. Навигация на Ямале длится от 120 до 140 дней. В этот период наша задача — завезти максимальное количество топлива, это более 100 тысяч тонн различных видов продуктов. Нынешняя навигация по сравнению с предыдущими годами завершилась достаточно поздно — 24 октября. На сроки повлиял ряд факторов, но в целом основная задача по поставкам в удаленные поселки, а их ни много ни мало 34, выполнена. Все семь районов региона получили топливо в полном объеме в соответствии с заявками, утвержденными правительством автономного округа.

Что и когда везут в поселки

В этом году навигация длилась дольше. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»
В этом году навигация длилась дольше. Фото: Андрей Ткачев / «Ямал-Медиа»

03:17 В рамках централизованного завоза поставляется в основном дизельное топливо. В начале навигации — летнее топливо, его завозим в наименьшем объеме, это 1000 тонн.

После этого везется зимнее топливо, по году совокупный объем поставок — около 20 000 тонн. Дальше, уже с учетом наших климатических особенностей, доставляем арктическое дизельное топливо. В целом для предприятий ЖКХ мы завозим более 40–45 тысяч тонн такого топлива. Также обеспечивается поставка газового конденсата в районе 10 тысяч тонн, угля — 13 тысяч тонн, а также масла и дрова.

Как формируется потребность?

05:05 Подготовка начинается с начала календарного года. Профильный департамент осуществляет сбор информации по необходимым поставкам в рамках централизованного завоза от предприятий ЖКХ. Это основной и самый большой объем поставок. Также учитывается информация от предприятий агропромышленного комплекса. И после этого уже формируются заявки от прочих получателей — предприятий жизнеобеспечения. К 1 апреля Сергей Викторович Карасев как заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа утверждает плановую потребность на текущий год. В соответствии с ней осуществляется завоз топлива в отдаленные населенные пункты.

Кто основные получатели и есть ли новички?

Большая часть получателей топлива — предприятия ЖКХ. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Большая часть получателей топлива — предприятия ЖКХ. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

06:18 Более 90% получателей — предприятия жилищно-коммунального комплекса. Здесь нужно выделить главного якорного участника — «Ямалкоммунэнерго», он занимает более 90% в структуре завоза всех топливно-энергетических ресурсов для ЖКХ. Из новых предприятий, которые вошли в состав централизованного завоза в этом году, я хочу отметить аэропорт Тольки и компанию «Автодор» Красноселькупского района.

Тут нужно назвать важную составляющую централизованного завоза. В 2022 году по решению губернатора Дмитрия Андреевича Артюхова было принято решение о выделении «Ямалгосснабу» бюджетного кредита. Его цель — формирование экономически выгодного эффекта от централизованного завоза для конечного получателя, чтобы стоимость продукта была наиболее низкой. Раньше эти компании осуществляли закуп по прямым договорам, но когда проанализировали возможный экономический эффект — поняли целесообразность от включения в централизованный завоз и написали обращение в адрес департамента тарифной политики, энергетики и ЖКК ЯНАО.

Я думаю, что ежегодно число предприятий, включенных в централизованный завоз, будет увеличиваться. Уже сегодня есть две новые компании, которые обращались к нам с просьбой проработать этот вопрос.

Знаковые новшества прошедшего сезона

В эту навигацию оператор централизованного завоза привлек больше перевозчиков. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
В эту навигацию оператор централизованного завоза привлек больше перевозчиков. Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

11:00 Этот год был очень сложным по двум факторам. Первый — достаточно низкий уровень воды, который фиксируется на протяжении последних трех лет и создает проблемы при завозе топлива в поселки. Второй фактор — это дефицит топлива.

Про первый фактор скажу, что мы ведем определенную аналитику и не видели в этом году тенденций к повышению уровня воды. Поэтому, чтобы обеспечить стопроцентный завоз, мы ввели новшество. Помимо двух основных перевозчиков, «Омтранснефтепродукт» и «Иртышское пароходство», привлекли иные компании. Сегодня смело могу сказать, что все компании, которые находятся в Обь-Иртышском бассейне, такие как «Альбатрос, «Северное речное пароходство», «Трансойл», сотрудничали с нами по завозу топлива. Во-первых, у них есть мелкосидящий флот, во-вторых — это позволило увеличить тоннаж перевозок, что обеспечило единовременный большой забор топлива на заводах.

Кроме того, на протяжении последних трех лет мы неоднократно на совещаниях обозначали одну из больших проблем — это подходы к таким населенным пунктам как Яр-Сале и Антипаюта. В прошлом году мы смогли решить вопрос с дноуглубительными работами в районе Яр-Сале. В этом году благодаря совокупным усилиям департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО, его директора Дениса Ивановича Напольских, заместителя губернатора Сергея Викторовича Карасева, которые оказывали колоссальное содействие и искали возможные источники финансирования, мы совместно с «Обь-Иртышводпуть» провели работу по дноуглублению подхода к Антипаюте, это ни много ни мало полтора километра. Я считаю, что это важный аспект, Антипаюта — знаковый для нас поселок. Туда совокупно завозится более 5,5 тысячи тонн топлива, достаточно большой объем, и ежегодно есть определенные риски, связанные со входом в реку Широкая, на которой находится село.

Третье новшество, которое нужно отметить, — это работа профильного департамента по выставлению водной обстановки. Мы на протяжении четырех лет вели аналитику, и говорили, что водная обстановка как правило подстраивалась под пассажирские перевозки. Поясню: водная обстановка — определенные маяки для судов: какие глубины есть, как подойти к тому или иному поселку. Мы неоднократно поднимали вопрос о том, что она не должна быть привязана к пассажирским перевозкам — должны учитываться сроки навигации, когда завозятся не только тонны топлива, но и строительные материалы, которые доставляют другие компании. И вот в этом году обстановка была выставлена с уходом первого льда. Это позволило в более ранние сроки начать подход к первым населенным пунктам. И если в прошлые периоды обстановка снималась где-то 1 сентября, то в этом году держалась до 24 октября.

Учет и проверка качества топлива

16:24 Отдельно нужно отметить итоги работы за последние четыре года по учету и оценке качества топлива. У нас работают сюрвейерские компании международного уровня на погрузке всех видов топлива. На заводах независимые эксперты отбирают пробы, проверяют качество продукта, который отгружается, готовность флота.

Совместно с «Ямалкоммунэнерго» за три года провели работу по установке счетчиков-массомеров. Это очень затратная часть — один счетчик стоит больше трех миллионов рублей. Сегодня, можно сказать, во всех населенных пунктах есть массомеры, которые работают в онлайн-режиме и отслеживают не только прием, но и выдачу топлива. Это обеспечивает ежедневный контроль остатков в емкостных парках.

Про этапы поставок

Первыми топливо получили в Шурышкарском районе. Фото: Екатерина Пшенцова /«Ямал-Медиа»
Первыми топливо получили в Шурышкарском районе. Фото: Екатерина Пшенцова /«Ямал-Медиа»

18:13 В этом году первая отгрузка прошла чуть позже, 4 мая — на Омском НПЗ. Получателем этого топлива было «Ямалкоммунэнерго» в селе Мужи. Так получилось, что завершали навигацию 24 октября также в Мужах.

В целом завоз топлива проводится в два-три этапа. Первый этап — май и июнь. Второй этап — в июле — августе, когда уменьшаются остатки в емкостных парках. И в сентябре — октябре наша задача — обеспечить полный завоз для емкостного парка, находящегося в том или ином поселке.

Об основных поставщиках и новой логистике

20:02 Объем потребностей в дизельном топливе закрепляется в рамках ежегодно заключаемых соглашений между правительством автономного округа и компаниями «Газпром» и «Газпром нефть». Там фиксируются основные параметры будущей сделки с «Ямалгосснабом», объемы и структура видов топлива. С 2020 года мы стали заключать долгосрочные договоры и с «Газпром нефтью», и с «Газпром». Это гарантирует нам необходимые объемы и подход к ценообразованию.

Если говорить про новых поставщиков, то в этом году мы совместно с «Ямалкоммунэнерго» осуществили завоз угля из Хакасии, примерно по характеристикам схожим с тем, что доставлялся в прошлые периоды. Посмотрим, как он себя покажет. Это делается для поиска альтернативных рынков. Наша задача — закупать топливо напрямую у производителей, но есть вопрос, связанный еще с логистикой. Сейчас уголь идет из Казахстана, доходит до Лабытнанги, в порту происходит выгрузка в баржи, и только после этого он доставляется в конечный пункт назначения. Мы рассчитываем, что поставка из Хакасии, когда уголь идет не через всю Россию в Лабытнанги, а перегружается на баржи в Омске, позволит удешевить транспортную составляющую и снизит стоимость самого продукта.

На протяжении прошлых лет так мы постепенно вводили поставки газового конденсата, заменяя им дизельное топливо. Мы начинали с объема в 2000 тонн, сегодня в структуре завоза поставки конденсата превышают 15 000 тонн. Благодаря этому мы решаем задачу по удешевлению ресурса, который участвует в производстве тепловой энергии. Для сравнения: стоимость дизельного топлива сегодня в районе 75 –77 тысяч рублей, стоимость газового конденсата — 5054 тысячи. Это значительная экономия, в том числе и для бюджета, и в целом отражается на тарифах на теплоснабжение и электроэнергию для получателей.

Удалось закупить все необходимое в срок?

24:15 Год был непростой, но достаточно большой объем был закуплен в первый период навигации. Больше 65% всего объема ресурсов отгрузили на воду в период с мая по июль. И незначительные объемы пришлись на август — сентябрь.

Что касается ценообразования, в этом году рост и динамика были очень большие. Если в начале навигации мы закупали дизельное топливо по 50 — 55 тысяч рублей за тонну, то к концу навигации стоимость доходила до 88 тысяч рублей за тонну. На это повлияли два важных фактора. Во-первых, в целом в стране была огромная нехватка нефтепродуктов. На ситуации сказались и экспортные механизмы, и переход заводов на отечественное оборудование, замена агрегатов, что не могло не отразиться на объемах на рынке. Второй фактор непосредственно касается нашего округа. В периметре Обь-Иртышского бассейна находятся два завода — Омский НПЗ и Сургутский ЗСК. Сургутский ЗСК в этом году вышел из профилактики на месяц позже, и мы получали топливо в более поздние периоды.

Были ли задержки в доставках?

Ситуацию с доставками отслеживали в ежедневном режиме. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Ситуацию с доставками отслеживали в ежедневном режиме. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

26:48 Честно: были. Нельзя об этом не сказать. Если говорить о показателях первого периода централизованного завоза, по состоянию 31 июля все было в графике. Как только начался дефицит продукта и вовремя не вышел с профилактики Сургутский ЗСК, сроки значительно сдвинулись. А особенность Ямала в том, что у нас северное направление открывается после 15 июля, это такие отдаленные поселки как Сеяха, Антипаюта, Гыда. И в этом году отдельно стоит отметить критичность завоза в Гыду. Мы смогли отгрузить топливо на Сургутском ЗСК для села только, по-моему, 5 сентября. Это при том, что согласно условиям плавания мы должны все операции в губе провести до 30 сентября. А от Сургута до Гыды как минимум еще две недели хода! С учетом погодных условий, ветровых нагрузок, низких уровней воды (в районе Надымского бара пришлось ожидать больше шести дней подъема воды) Гыда была на жестком контроле не только в нашем предприятии, но и в правительстве. У Сергея Викторовича Карасёва чуть ли не ежедневные были планерки по тому, где находятся конкретные баржи, куда они идут. Это можно сказать о Гыде, Сеяхе, Антипаюте — значительные объемы топлива, порядка 10 000 тонн. Благо все обошлось. В целом могу сказать, что эта навигация была очень непростой, но мы справились, на 100% исполнив заявки.

Зимой будет новый этап поставок

30:32 Зимняя кампания поставок тоже относится к структуре централизованного завоза. В это время завозится газовый конденсат для Самбурга, пуровской Тольки. Также в этот период доставляется дизельное топливо. Почему это происходит? Емкостной парк ограничен, и в летний период завозится максимально возможный объем, который к февралю уже заканчивается. Частично программа начинается в декабре. Накапливаем топливо в Новом Уренгое и доставляем по зимникам. Еще один этап — доставка топлива дорожникам, которые занимаются обслуживанием зимников. По графику, как правило, на одно предприятие (а таких более 10) в месяц доставляем от 200 до 500 тонн. Эта программа начинается где-то с 1–15 декабря и заканчивается 15 апреля. Далее уже переходим в летнюю навигацию.

0

0