http://Top.Mail.Ru
Уроки для особенных детей. Эксперты рассказали о первых итогах обучения в ресурсных классах на Ямале | Север-Пресс

0

0

Уроки для особенных детей. Эксперты рассказали о первых итогах обучения в ресурсных классах на Ямале

В новом учебном году ресурсные классы появятся в Новом Уренгое и Тарко-Сале

Читать «Север-Пресс» в

На Ямале создают условия для обучения и социализации особенных детей. В 2023-м для таких школьников открыли ресурсные классы в Салехарде и Ноябрьске. В новом учебном году их число вырастет, об этом в своем ежегодном докладе рассказал губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов. Тему обсудили в пресс-центре агентства «Север-Пресс» с директором Регионального центра психолого-педагогической помощи Георгием Крюковым и заместителем директора школы № 10 Ноябрьска Викторией Скрипуновой.

Содержание

  • 00:28 В чем отличие ресурсных классов от других форм обучения?
  • 03:47 Как определяют ребенка для ресурсного класса?
  • 04:47 Почему пилотными стали Салехард и Ноябрьск?
  • 05:58 Новые классы планируют в Новом Уренгое и Тарко-Сале
  • 07:21 В ноябрьском классе учатся шесть детей
  • 09:53 Что предусмотрено для детей в ресурсном классе?
  • 11:50 О специальной подготовке педагогов
  • 13:04 Как строится общение с остальными детьми?
  • 14:54 Какой результат уже увидели родители?
  • 16:05 Куда дальше идут учиться такие дети?
  • 16:32 Какие курсы нужны, чтобы работать в ресурсном классе?
  • 17:06 Про новое оборудование
  • 17:47 Об отделениях патологии речи в Ноябрьске и Новом Уренгое
  • 18:31 Почему такая проблема стала чаще выявляться?
  • 19:00 Как себя вести дома с детьми, чтобы не пропадал эффект?

В чем отличие ресурсных классов от других форм обучения?

Георгий Крюков рассказал о том, чем отличаются ресурсные классы. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Георгий Крюков рассказал о том, чем отличаются ресурсные классы. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Георгий Крюков, директор Регионального центра психолого-педагогической помощи:

00:28 Сейчас у нас в стране проходит общероссийская неделя информирования об аутизме. Это достаточно важная тема, которую распространяют Федеральный ресурсный центр и Министерство просвещения РФ, наш регион тоже подключился к этому вопросу. По всей стране идет ряд мероприятий, где рассказывают о проблемах аутизма, о методах коррекции, адаптации, социализации, обо всем, что с этим связано, начиная от самого раннего возраста и заканчивая взрослыми людьми. На самом деле это очень важный момент, потому что не так давно вообще об аутизме говорили мало. Еще 20—25 лет назад у нас не было даже выделено такой нозологии в образовании. То есть обычно была так называемая вспомогательная школа, потом коррекционная школа восьмого вида, что больше касалось обучения детей с нарушением интеллекта, и туда ребят с РАС (расстройство аутистического спектра — Прим. ред.) тоже списывали.

Сейчас ситуация совершенно другая: теперь выделена отдельная нозологическая группа, есть адаптированные программы для ребят с аутизмом, и соответственно мы двигаемся в этом направлении. Федеральный закон об образовании говорит, что есть три формы получения образования для таких детей. Это отдельная школа, которая по-старому называлась коррекционной, это отдельный класс в обычной общеобразовательной школе и инклюзивная форма обучения, когда ребенок находится в классе вместе с нормативно развивающимися сверстниками. Для ребят с РАС предусмотрена такая интересная форма как ресурсный класс. Она рекомендована Министерством просвещения, была уже проработана профильными НКО, развивается во многих регионах и дошла до нас. В этом случае мы опираемся на сохранные функции ребенка: мы помещаем его в определенную ресурсную зону. Ребенок у нас зачисляется в обычный класс, и мы начинаем его социализировать. По предметам, которые у него идут лучше в обучении, — можем направлять с тьютором уже в обычный класс. Постепенно, к концу начальной школы, значительная часть ребят, если мы правильно построим работу, сможет адаптироваться и обучаться в обычном классе.

Но здесь сразу возникает много вопросов. И в первую очередь это вопрос отбора. Если мы определяем детей в коррекционный класс, то ребята всю свою учебную жизнь в нем и проживут. А задача ресурсного класса заключается в том, чтобы мы постепенно ребенка вывели из этой зоны в обычную среду.

Как определяют ребенка для ресурсного класса?

Георгий Крюков, директор Регионального центра психолого-педагогической помощи:

03:47 В каждой территории у нас работают психолого-медико-педагогические комиссии, их задача — отобрать детей. Есть ребята с РАС высокофункциональные, как мы их называем, есть низкофункциональные. Если ребенок с нарушением интеллекта, которому прописана программа 8.3, 8.4 (это ребенок с расстройством аутистического спектра, но с нарушением интеллекта), — тогда, конечно, сложней. Тут, наверное, ему и лучше, и правильнее быть в коррекционном классе. Если это история про ребят с сохранным интеллектом, то есть программа 8.1, 8.2, — тут, конечно, имеет смысл рассматривать тему ресурсного класса. Но нужно смотреть на другие факторы: и на возможности коммуникации, на степень развития речи, на поведенческие моменты.

Почему пилотными стали Салехард и Ноябрьск?

Один из ресурсных классов открыли в Ноябрьске. Фото: Юрий Здебский  / «Ямал-Медиа»
Один из ресурсных классов открыли в Ноябрьске. Фото: Юрий Здебский / «Ямал-Медиа»

Георгий Крюков, директор Регионального центра психолого-педагогической помощи:

04:47 Тут должны сойтись несколько факторов. Во-первых, есть ли такие дети практически одного возраста. Кроме того, должны быть желание родителей и подготовленность школы. Эти факторы сошлись в Ноябрьске и Салехарде, где два таких класса работают. Сейчас в регионе есть комплексная программа «Ямал — территория детства», которая начинает действовать с этого года, куда внесен соответствующий раздел, и один из пунктов предусматривает развитие сети ресурсных классов.

Но еще раз повторюсь, что это не панацея, это один из вариантов, это точеная история. Будут ребята, которые обучаются в коррекционных отдельных классах, и это правильно. Будут ребята, которые смогут инклюзивно обучаться вместе с нормотипичными сверстниками, и это правильно. Будут ребята, для которых оптимальная модель — ресурсные классы.

Новые классы планируют в Новом Уренгое и Тарко-Сале

Георгий Крюков, директор Регионального центра психолого-педагогической помощи:

05:58 В крупных городах это, безусловно, хорошая история и имеет смысл. В Новом Уренгое в этом году будет открываться первый такой класс. Там, в принципе, думают о том, что, может быть, и два класса таких открыть. В Тарко-Сале тоже планируется такой класс, у них уже есть готовность, территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия сейчас ведет отбор ребят.

Если говорить о Салехарде и Ноябрьске, то в начале этого учебного года в два класса поступило девять детей. В Ноябрьске класс действует непосредственно в школе № 10. В Салехарде такой класс открыт при первой школе, но территориально находится в детском саду «Журавушка», и в этом есть свои плюсы и свои минусы. С одной стороны, для детей привычно находиться в детском саду, и им немножко продлили эту историю. Но с другой стороны — если мы говорим все-таки про социализацию, про то, что они уже школьники, то тут они немножко изолированы от школы. Сейчас продумываем вопрос о том, чтобы уже во втором классе эти дети перешли в здание школы.

В ноябрьском классе учатся шесть детей

Виктория Скрипунова рассказала, как организован ресурсный класс в Ноябрьске. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Виктория Скрипунова рассказала, как организован ресурсный класс в Ноябрьске. Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Виктория Скрипунова, заместитель директора школы № 10, Ноябрьск:

07:21 1 сентября 2023 года наша школа раскрыла двери ресурсного класса для детей с особенностями. В этом классе у нас обучаются шестеро ребятишек разного возраста. Четыре человека — первый год обучения, один ученик — второго года обучения и один — третьего года обучения. С ними постоянно находятся учитель ресурсного класса и три тьютора. В соответствии с федеральным образовательным стандартом и адаптированной основной образовательной программой сопровождение ребят ведут также учитель-логопед, учитель-дефектолог и педагог-психолог. Все ребята обучаются по одному варианту адаптированной основной образовательной программы — 8.2. Но на каждого ребенка у нас составлена индивидуальная адаптированная программа, которая учитывает специфику конкретного ученика, адаптацию материала под него и расписание вывода в регулярный класс.

Количество времени со своими одноклассниками ребята проводят по-разному, потому что оно зависит от степени адаптации и социализации ребенка. Поначалу ресурсный класс предполагает адаптацию ребенка именно в ресурсной зоне, а затем постепенно вместе с тьютором ребенок выходит в общеобразовательный класс. Это у каждого индивидуально. Кто-то вышел на пять минут, а кто-то на 15. Например, у нас есть ребенок, который уже четыре предмета может посетить в общеобразовательном классе, выдержав 40 минут без всяких стрессов и каких-то отрицательных моментов для себя. Это очень важно для нас.

Георгий Крюков, директор Регионального центра психолого-педагогической помощи:

То, что ребята разных возрастов находятся в одном классе, — это распространенная для Ямала история. Это класс-комплект, что вполне допустимо, ведь ребят таких немного.

Что предусмотрено для детей в ресурсном классе?

Виктория Скрипунова, заместитель директора школы № 10, Ноябрьск:

09:53 Условия у этих ребят — особые, мы постарались все сделать в соответствии с нормативными документами, конечно же, в тесном взаимодействии с администрацией города, с департаментом образования, с согласием и поддержкой родительской общественности. Нам еще летом повезло поучаствовать в конкурсе главы города, мы получили грант с проектом «Растем вместе» и оборудовали ресурсную зону.

Ресурсный класс разделен на три зоны. Это сенсорная зона, которая содержит специальное оборудование для разгрузки, для отдыха, для игры ребенка. Там есть машина для обнимания, пуфики, туннели. Следующая зона — индивидуальная. Она оборудована специальными индивидуальными партами для занятий с тьютором, с перегородками. И еще одна зона — это зона групповых занятий, которая служит моделью общеобразовательного класса. Здесь ребята учатся все вместе. В классе также есть куб АЛМА, который содержит все необходимые карточки, визуальное расписание.

О специальной подготовке педагогов

Виктория Скрипунова, заместитель директора школы № 10, Ноябрьск:

11:50 Когда мы начинали работу над введением ресурсного класса, пересмотрели очень много нормативных документов, познакомились с опытом Москвы, Белгорода, Воронежа, зарубежный опыт изучали. И первое, на что было обращено внимание, — это курсовая переподготовка. У нас в школе почти каждый учитель прошел курсовую переподготовку по направлению работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Учитель ресурсного класса имеет специальное высшее образование. Специалисты сопровождения — это учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог — тоже имеют курсовую переподготовку и специальное высшее образование.

Как строится общение с остальными детьми?

Виктория Скрипунова, заместитель директора школы № 10, Ноябрьск:

13:04 Конечно же, в тех классах, куда мы планировали выводить ребят с ресурсной зоны, провели специальный классный час. Рассказывали, что все дети разные, но со всеми можно дружить и общаться. Показали мультфильм про ребенка с аутизмом. Конечно же, детские сердца открыты, отзывчивы. С ребятами мы ходим вместе в столовую, у нас проходят общешкольные мероприятия: и День знаний, посвящение в первоклассники, новогодние утренники, акция «Новогоднее окно», празднование Масленицы.

Важно, когда есть обратная инклюзия, когда дети из общеобразовательных классов приходят в ресурсную зону, зовут играть, сами играют. У нас есть первоклассник, который в начале обучения не разрешал себя взять за руку, в игры не вступал. А сейчас он сам приходит с утра, начинает собирать команду, кто будет играть, разрешает взять себя за руку и водить, если эта игра предполагает такое действие.

Какой результат уже увидели родители?

Виктория Скрипунова, заместитель директора школы № 10, Ноябрьск:

14:54 Любой родитель, когда отправляет ребенка в школу, испытывает волнение, трепет, переживание. Когда в семье есть ребенок с аутизмом, родителям вдвойне нелегко. Конечно же, были тревоги, была неуверенность: получится или нет, пойдет или нет. Но сейчас родители приходят и говорят спасибо за то, что они видят хоть и маленькие, но шажки их ребенка в социализацию и адаптацию. Кто-то начал обращаться к тьютору по имени и отчеству, другой — зачитал слогами. Родители замечают изменения, это очень ценно и для них, и для нас.

Куда дальше идут учиться такие дети?

Георгий Крюков, директор Регионального центра психолого-педагогической помощи:

16:05 Дальше надо смотреть, какой степени социализации дети достигнут, смогут они в обычном классе обучаться или нет. Если мы правильно организовали работу, если есть взаимопонимание между родителями, педагогами, если изначально подобрали детей, подходящих для этой модели, то они должны влиться.

Какие курсы нужны, чтобы работать в ресурсном классе?

Георгий Крюков, директор Регионального центра психолого-педагогической помощи:

16:32 Мы весной уже организовали на базе Федерального ресурсного центра по расстройству аутистического спектра курсы, сейчас в мае будем еще раз проводить. То есть что-то мы делаем от себя централизованно, в то же время какие-то курсы находят специалисты муниципальных образований. Еще раз отмечу, что это направление вошло в комплексную программу «Ямал — территория детства». Есть поддержка от губернатора, от курирующего вице-губернатора, от всех профильных департаментов.

Про новое оборудование

Виктория Скрипунова, заместитель директора школы № 10, Ноябрьск:

17:06 Мы еще хотим тактильные стенды заказать, сейчас как раз работаем над проектом на окружной грантовый конкурс, где можно получить 250 тысяч рублей. Думаю, что мы сможем выиграть грант, закупить настенные сенсорные панели для детей.

Георгий Крюков, директор Регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:

Сейчас как раз идет подача заявок на окружные гранты, с помощью которых многие образовательные организации тоже закупают необходимое оборудование.

Об отделениях патологии речи в Ноябрьске и Новом Уренгое

На Ямале создадут сеть отделений патологии речи. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»
На Ямале создадут сеть отделений патологии речи. Фото: Юлия Чудинова / «Ямал-Медиа»

Георгий Крюков, директор Регионального центра психолого-педагогической помощи:

17:47 Центр в Ноябрьске стал первым и сегодня на самом деле очень востребован. Он находится при психоневрологическом диспансере. Создание центра — это идея главного врача Александра Николаевича Кетова. Сейчас принято решение, что эти центры будут тиражироваться, будут новые открываться по округу. Это очень хорошая и правильная история. Пусть будет больше возможностей для получения помощи для ямальских родителей и детей.

Почему такая проблема стала чаще выявляться?

Георгий Крюков, директор Регионального центра психолого-педагогической помощи:

18:31 Мы не можем говорить о том, что у нас вдруг какой-то всплеск нарушений тех или иных произошел. Просто стала диагностика лучше, больше внимания уделяется, и это правильно.

Как себя вести дома с детьми, чтобы не пропадал эффект?

19:00 У нас в школе действует клуб, куда родители приходят со своими вопросами, а специалисты дают рекомендации А вообще у меня уже есть внук, и я его родителям говорю: надо с детьми играть с маленького возраста в ролевые игры, разговаривать и общаться. Вот главный совет.

Ранее «Север-Пресс» сообщал, что аукцион фонда «Ямине» на Ямале собрал 7,5 млн рублей для помощи детям.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».

0

0