http://Top.Mail.Ru
«Велосипед пришлось тащить на себе». Победители Арктической велогонки раскрыли секрет своего успеха | Север-Пресс

0

0

«Велосипед пришлось тащить на себе». Победители Арктической велогонки раскрыли секрет своего успеха

Читать «Север-Пресс» в

Третья Арктическая велогонка у массива Рай-Из вблизи поселка Харп выдалась по-настоящему экстремальной. Участники «ARCTIC BIKE TRAIL» боролись с лужами, бездорожьем, форсировали речку вброд и перетаскивали велосипеды на себе через болото. Об особенностях нынешней трассы, о том, как появилась идея маунтинбайка на Ямале, рассказали гости пресс-центра агентства «Север-Пресс». Это автор и руководитель проекта «Арктическая велогонка» Гульдар Галимова, победитель в абсолютном зачете среди женщин в категории «Профи» Александра Шардакова и победитель среди мужчин в категории «Любитель» Олег Тасимов.

Содержание

01:03 Ямальская природа решила проверить участников

03:08 На старт пришли не все, трасса с изюминкой

04:24 После идолов началась самая жесть

05:47 О самом молодом и возрастном участниках

06:24 О победителях и финишерах

07:30 Второго подарка от судьбы не ждал

10:12 О соперниках и факторах, помогающих побеждать

11:45 Как появилась идея Арктической велогонки

16:12 Как у победителей началась дружба с гонками

18:46 Как готовились к гонке и нужно ли это

20:58 Велосипед для маунтинбайка дорогое удовольствие?

24:50 Можно ли новичкам на трассу в горы?

26:24 Какую трассу еще хотелось покорить и где?

27:58 Новая гонка, а может зимний турнир или веломарафон?

30:28 Что дают соревнования?

Ямальская природа решила проверить участников

Гульдар Галимова, автор и руководитель проекта «Арктическая велогонка»:

Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

01:03 В этом году «Арктическая велогонка» традиционно прошла вдоль реки Собь у горного массива Рай-Из, это неподалеку от поселка Харп. Было в этом году две трассы у нас подготовлено: так скажем, для любителей — и тех, кто себя считает уже более продвинутым велокатальщиком, гонщиком. Трасса для любителей была 13 километров, для профи — 20 километров в зачет, а всего трасса для любителей составляла 26 километров, 40 — для тех, кто ехал в категории «Профи».

Трасса была в этом году вдвойне сложная, я считаю, потому что ямальская природа решила проверить и нас, организаторов, и участников на проявление своего северного характера и подготовила нам такие мощные лужи, которые нам всем пришлось преодолевать. Но наши участники оказались настолько сильными, настолько проявили действительно своё мужество, свой характер, преодолев такие испытания! Стоит отметить особенно наших ямальских участников, но также у нас были участники из Кирова, Воркуты, Ухты, Архангельска.

Ну, и хочется отметить, что больше ямальцев в этом году присоединилось к нам, потому что был участник из Шурышкарского района, из Надыма приехали уже из градообразующих предприятий. Начали соревноваться между учреждениями, между ТЭКами (предприятиями ТЭК — прим. авт.), что тоже интересно для нас, дает особую мотивацию в дальнейшей организации мероприятий — может быть, какую-то дополнительную категорию добавить именно для тех, кто соревнуется между ТЭКами.

Очень отрадно видеть, что с каждым годом к проекту присоединяется все больше и больше желающих, кто хочет испытать себя и преодолеть все свои комплексы и страхи.

На старт пришли не все, трасса с «изюминкой»

Гульдар Галимова, автор и руководитель проекта «Арктическая велогонка»:

03:08 Заявилось [на участие] более 120 человек, на старте мы ожидали 100 человек, потому что было ограничение слотов в 100, но я думаю, что в связи с дождем, который шел всю ночь и залил в буквальном смысле дороги, участников было меньше, более 60 на старте. Тем не менее даже такое количество участников я считаю достойным, потому что на самом деле дождь был очень сильным, и мы ожидали ещё меньше людей по факту.

Новшеством стало то, что добавилась еще трасса «Профи», которая на семь километров длиннее, чем предыдущая. И, как многие участники говорили, именно на трассе «Профи» после идолов (скульптурная композиция «Дорога Арктических идолов» — прим. авт.) было самое интересное, та самая «изюминка».

После идолов началась самая жесть

Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

Александра Шардакова, победитель гонки в категории «Профи»:

04:24 Впечатления, конечно, положительные, трасса очень интересная. Весело было! После идолов началась самая жесть, речку вброд пришлось переходить, болото, горы, комары, дождь пошел. Очень интересно было… Самое трудное — болото. Колеса просто не едут по этой глине, месиво просто. Там приходилось участки некоторые пробегать вместе с велосипедом, тащить его на себе. В речке чуть велик не унесло, там течение очень сильное. Мошки, комары, оводы тоже мешали. Отмахивались, уезжали, но они все равно догоняют. Я не думала, что окажусь первой.

О самом молодом и возрастном участниках

Гульдар Галимова, автор и руководитель проекта «Арктическая велогонка»:

05:47 Среди самых молодых у нас был участник, по-моему, из города Лабытнанги. Самый возрастной — салехардец Игорь Донецкий, он, кстати, уже участвует третий раз. Вот ни одной Арктической гонки еще не пропустил. И он побеждает в своей возрастной категории. Поэтому самому старшему более 50 лет, и стоит отметить, что с каждым годом результат он свой улучшает. Вот такие наши участники!

О победителях и финишерах

Гульдар Галимова, автор и руководитель проекта «Арктическая велогонка»:

06:24 У нас были победители в своих возрастных категориях, это пять категорий. Еще были победители в абсолютном зачете среди мужчин и женщин, раздельно среди профи и любителей. Я вообще считаю, что каждый, кто преодолел и получил медаль финишера, — уже победитель. Но тех, кто показал наилучший результат, естественно, мы стараемся всей командой организаторов поощрить, потому что каждый такой шаг должен быть достойно оценен. По итогу у нас в абсолютном зачете были те, кто получил денежные призы. Это шесть человек в категории «Профи» и шесть человек среди любителей, мужчины и женщины раздельно.

Второго подарка от судьбы не ждал

Олег Тасимов, победитель гонки в категории «Любитель»:

Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»
Фото: Федор Воронов / «Ямал-Медиа»

07:30 Я участвовал [в гонке] уж второй раз. Первый раз участвовал в первой гонке в позапрошлом году. На удивление — занял первое место в общем зачёте, но там мне немножко судьба помогла, стечение обстоятельств. Был соперник сильный, который меня обогнал, уехал далеко вперед меня. Потом у него случилась беда — он пробил колесо, наверное, на острый камень налетел, может в луже где-то. Я километра за два до финиша догнал его, поравнялся и говорю: «Ну, извини, друг, как бы деваться некуда, придется тебя обогнать». Вот так стал первым, повезло, можно так сказать. В прошлом году я не участвовал, меня не было в городе. В этом году нужно было надеяться только на себя, потому что таких подарков судьбы, что кто-то там из соперников свой инвентарь повредит, могло и не быть. Выбрал тактику с самого начала, на первом километре, я всех обогнал до первого спуска большого, на спуске оторвался и дальше держал комфортный задел, так и финишировал первым.

Трасса в этом году, конечно, очень сильно отличается… Если в позапрошлом году была еще какая-то дорога, в низинках — лужи, то сейчас в принципе дороги не было, сплошная грязь. Ехали по грязи постоянно, по лужам, плюс оводы, комары, мошки. В позапрошлом году я такого не помню, здесь тебя просто облепляют оводы. Тебе надо за трассой следить, выбирать более удобный путь, где меньше препятствий, меньше камней, меньше луж, тут же отмахиваться от комаров и оводов. Было очень много дополнительных препятствий, и, судя по времени (я в позапрошлый год, если не ошибаюсь, за 38 минут проехал), намного дольше ехал — 54 минуты, хотя тот же отрезок — 13 километров. Трасса действительно была сложнее, было нелегко.

О соперниках и факторах, помогающих побеждать

Олег Тасимов, победитель гонки в категории «Любитель»:

10:12 Соперники были достойные, многих ребят знаю — молодых парней, которые занимаются различными видами спорта, периодически с ними пересекаемся в городе на тех или иных соревнованиях, по функционалу и практической подготовке причем они намного меня сильнее. И, получается, функциональная подготовка не играет главную роль в гонке, здесь еще много других факторов, которые позволят тебе победить. Я как бы не скажу, что я прямо такой сильный бегун или велосипедист. Качество твоего велосипеда, твоя отвага, отчаянность, как ты летишь со спусков, как ты влетаешь в лужи — это факторы, которые позволяют тебе, как выяснилось, преодолеть дистанцию первым.

Как появилась идея Арктической велогонки

Гульдар Галимова, автор и руководитель проекта «Арктическая велогонка»:

11:45 Идея проведения Арктической велогонки у меня родилась ещё в 2020 году, когда создавался наш клуб «ВелоЯМАЛ». Мне было скучно одной кататься на велосипеде, и я начала зазывать всех своих знакомых в социальных сетях: давайте, поехали кататься вместе. В одну из таких покатушек решили проехать до идолов, потому что до этого из нас никто на велосипеде там не ездил, только видели фотографии, как там все красиво, прикольно. Но чтобы вот каждый участок, каждый метр самой на велосипеде пройти — такого не было. Поэтому одним субботним утром мы собрались, поехали с участниками, все до сих пор иногда смеются, что Гульдар опять собрала мужиков, поехала куда-то в лес. Примерно это так в принципе и было. Нас было четверо, когда мы туда выдвинулись.

В начале мы лужи эти обходили, старались оставаться чистенькими, потом была такая местность, где просто надо было идти вброд, мы поняли, что ну все, деваться некуда, обходить некуда, надо идти в лужи. И тогда мы поняли всю прелесть этих луж! Оказывается, они тёплые, оказывается, это прикольно, мы вспомнили все наше детство. Мы потом еще там с разными звуками, с такими эмоциями проезжали эти лужи. А когда выехали из леса и перед нами открылась «Раиска» (Рай-Из — прим. авт.), — просто в этот момент мурашки пролетели по всему телу. И мне тогда захотелось показать эту красоту большому количеству людей, потому что я знаю, что многие салехардцы, живя в Салехарде, никогда не были, например, в Харпе, никогда не видели тот же наш Полярный Урал, и как раз-таки возникла идея того, чтобы провести какое-то мероприятие там. Начала изучать литературу, потому что я сама ни в одной велосипедной гонке не участвовала, был опыт проведения других мероприятий. И в 2020 году я увидела объявление, что в конце августа — начале сентября состоится форум «Евразия Global», куда можно поехать и представить свой проект. Буквально в течение недели я собрала всю идею и упаковала в проект. Проект дописывала еще на коленках в аэропорту, когда ехала на этот форум. Представила свой проект комиссии, просила 500 000 рублей, но мне сказали: на тебе 380, судей (которые были у меня в смете) найдешь там своих, мы в тебя верим! На самом деле они отметили, что проект был не до конца доработан, но сказали: мы видим твой горячий огонек в глазах и верим, что у тебя получится! И потом даже некоторые судьи выходили со мной на связь, спрашивали, как в целом идёт подготовка к проекту, говорили: это была и для нас такая ответственность — поддержать грантовыми средствами данный проект. В 2021 году 18 июля прошла первая Арктическая велогонка. Было привлечено очень много волонтеров, которые просто за идею готовы были прийти и помочь, тот же квадроцикл, те же фотографы и видеооператоры — каким-то образом случилось так, что всем понравилось. Мероприятием заинтересовались в Агентстве по развитию регионального туризма, и в прошлом году гонка прошла при его поддержке.

Как у победителей началась дружба с гонками

Александра Шардакова, победитель гонки в категории «Профи»:

16:12 В прошлом году я вообще узнала о том, что такая гонка существует. У меня начальник занял второе место на ней, рассказал мне, описал свои эмоции, бурю восторга, который он испытал при этих соревнованиях! Тогда я решила, что, возможно, пойду участвовать в следующем году, так как велосипед — это мое, я люблю этим заниматься, часто катаюсь, решила испытать себя. Ну и ребята, друзья, с которыми я общаюсь, тоже меня подпихивали к этому решению. И в последний момент записалась [на гонку] в категорию «Профи», не думала, что я смогу победить.

Олег Тасимов, победитель гонки в категории «Любитель»:

Велосипед я уже давно купил, ещё лет 10 назад, но катался на нем достаточно редко. В последние несколько лет друг меня начал все чаще зазывать куда-то выехать. Грузили велосипеды в машину, уезжали в тот же Харп, катались по бездорожью в сторону Рай-Иза, в сторону горы Желтой. В Салехарде тоже по окрестностям катались на уровне любителей. Потом он мне рассказал, что есть такая группа «ВелоЯМАЛ», которую организовала Гульдар. Добавился в эту группу, там еще на тот момент было человек 30—40 участников. С того времени отслеживаю события, которые происходят. Про первую гонку, которая проходила в 2021 году, тоже оттуда узнал. Решил себя проверить, поучаствовать — и постепенно втянулся в такие соревнования велосипедные по бездорожью, по грязи, по лужам.

Как готовились к гонке и нужно ли это

Александра Шардакова, победитель гонки в категории «Профи»:

18:46 За неделю до велогонки я один раз поехала в ту сторону на велосипеде. Ну, честно говоря, испугалась, когда увидела эту дорогу, но там тогда было намного лучше. До идолов даже не доехала, до начала Рай-Иза поняла, насколько тяжело будет мне. А то, что будет за идолами, — я даже представить себе не могла такого!

Олег Тасимов, победитель гонки в категории «Любитель»:

По окрестностям Салехарда примерно за месяц до гонки начал два раза в неделю кататься на велосипеде, где-то по асфальту, где-то по пересеченной местности. В течение месяца получилось чуть-чуть подготовиться.

Гульдар Галимова, автор и руководитель проекта «Арктическая велогонка»:

Я считаю, что в этой гонке победить невозможно без подготовки, потому что как минимум физическая подготовка нужна. Мышцы должны быть натренированные, и велосипедист должен подружиться со своим велосипедом, должен его чувствовать: высота седла должна быть настроена, руль должен быть достаточно комфортным. Велосипедист и его велосипед должны быть как единое целое. Я всегда рекомендую на все гонки привозить свой велосипед для того, чтобы было комфортнее двигаться по трассе, потому что испытания, которые может организовать нам природа, — это вообще непредсказуемо, и чем лучше управляешь своим «конем», тем больше шансов прийти к финишу первым.

Велосипед для маунтинбайка дорогое удовольствие?

Александра Шардакова, победитель гонки в категории «Профи»:

20:58 У меня хороший велосипед, ну, насколько дорогое это удовольствие, — это каждому судить самому, у меня средний ценовой сегмент. [Перед соревнованиями] на обслуживание отдавала, чтобы мне все смазали, прочистили, подготовили к гонке.

Олег Тасимов, победитель гонки в категории «Любитель»:

Велосипед однозначно должен быть хорошим, как бы не из самых дешевых. У меня тоже в среднем ценовом сегменте. Если для мужчин, то желательно, конечно, велосипед чтобы побольше, на 29-х колесах, будет комфортнее трассу проходить, у меня такой, но он будет стоить подороже. Девушкам можно выступать на таком, скажем, среднем велосипеде.

Я не скажу, что это дорогое какое-то удовольствие: думаю, сейчас каждый может себе позволить велосипед в районе 30—40 тысяч рублей. Из дополнительной какой-то амуниции: защитный шлем купить, обычная спортивная одежда, которая у каждого, думаю, есть, поэтому, я думаю, многие себе могут сейчас позволить.

Гульдар Галимова, автор и руководитель проекта «Арктическая велогонка»:

Обычный городской велосипед сделан из тяжелого металла, на нем трудно передвигаться. Профессионалы, конечно, используют карбоновые вилки, колеса должны быть большого размера. Вот в прошлом году у нас участвовал пятнадцатикратный чемпион России Иван Селедков, у него велосипед весил в районе 10 или 9 килограммов. В этом году был Роман Марутик (представитель Ноябрьска — прим. авт.), который собрал свой велосипед тоже из карбоновой рамы. У него там велосипед весит 10 килограммов. Опять же, от веса велосипеда зависит твоя победа. Ну а в плане того, что удовольствие дорогое или нет, — не скажу, что дешевое, потому что хороший велосипед не будет стоить ниже 30 тычяч рублей, он будет дороже. Какие нужны велосипеды? В принципе, можно написать нам в группу «ВелоЯМАЛ» во «ВКонтакте», мы можем дать советы и где приобрести, как приобрести.

Можно ли новичкам на трассу в горы?

Олег Тасимов, победитель гонки в категории «Любитель»:

24:50 Я думаю, в гонке даже новички в принципе могут участвовать. Все зависит от того, какие ты перед собой цели поставил. Если, допустим, новичок придёт ради участия, просто решит прокатиться по этой трассе, то, в принципе, он ее в любом случае преодолеет. Конечно, он затратит на это много времени, но трасса, я думаю, покорится. Могут участвовать все желающие.

Гульдар Галимова, автор и руководитель проекта «Арктическая велогонка»:

Могут принять участие все желающие, просто, возможно, новичкам будет сложнее преодолевать эту трассу. Я всегда рекомендую перед тем, как принимать участие в соревнованиях, вырабатывать свою выносливость, тренировать свой организм, свое дыхание, свое сердцебиение. Это важные аспекты для поездки в горах в том числе. То есть если ты едешь на таком спокойном режиме: захотел — остановился, попил водички, прилёг, помечтал, пофотографировался — это одно, но когда ты находишься в моменте соревнований, — здесь, конечно же, нужно немножко все равно подготовиться.

Какую трассу еще хотелось покорить и где?

Гульдар Галимова, автор и руководитель проекта «Арктическая велогонка»:

26:24 Я хотела бы в Кавказских горах поездить на велосипеде, это одна из моих мечт: туда добраться, покататься, спуститься с серпантина какого-нибудь, потому что я люблю горы, я люблю все, что связано с велосипедом.

Олег Тасимов, победитель гонки в категории «Любитель»:

Меня все в наших окрестностях устраивает, много мест красивых, на велосипеде можно покататься вдоль речек, куда-нибудь в сторону. Трасса, по которой проходят соревнования, прям оптимальна: и красочная, и живописная, много различных преград — место подобрано идеально. Помимо этой трассы можно покататься в сторону ледника Романтиков, горы Желтой.

Новая гонка — а может, зимний турнир или веломарафон?

Гульдар Галимова, автор и руководитель проекта «Арктическая велогонка»:

27:58 Зимние соревнования мы уже проводим. У нас есть зимний «OBDORMEN» — триатлон, где участники соревнуются в трех дисциплинах, это езда на велосипеде, бег на лыжах и простой бег. Провести большое зимнее соревнование наподобие Арктической велогонки еще сложнее, потому что не все готовы ехать по снегу на велосипеде.

Следующую Арктическую велогонку, конечно, планируем, будем выбирать, какая будет все-таки трасса, возможно, даже сменим некоторую локацию, возможно, опять несколько трасс будет. Пока четко не могу сказать, потому что каждая гонка требует детальной проработки всех моментов: согласований, закрытия дорог, привлечения скорой помощи, волонтеров и обеспечения безопасности на трассе. Хочется, конечно, всегда чего-то большого, классного, масштабного! Но всегда есть моменты, в которые думаешь: ну, нет, лучше про безопасность, нежели чем про идею.

Веломарафон между городами у нас и так проходит. Есть такие участники в группе «ВелоЯМАЛ» у нас. Вот в прошлом году Владимир Ребенков совершил марафон до Ханты-Мансийска, на велосипеде проехал 1700 километров. Еще были люди, которые после него выдвинулись по его же маршруту и дальше поехали. Так организованно, с закрытием дорог, мы делать не будем. Но те, кто хочет преодолеть именно такую большую марафонскую дистанцию, — благодаря нашей группе, думаю, смогут найти попутчиков.

Что дают соревнования?

Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»
Фото: Сергей Зубков / «Ямал-Медиа»

Александра Шардакова, победитель гонки в категории «Профи»:

30:28 Они дают бурю эмоций!

Олег Тасимов, победитель гонки в категории «Любитель»:

Ты выезжаешь с друзьями, знакомыми за город, просто даже развеяться, побыть где-то в компании, какие-то новые знакомства завести, пообщаться с людьми, ну и получить эмоции от самой гонки.

Гульдар Галимова, автор и руководитель проекта «Арктическая велогонка»:

Для меня Арктическая велогонка — это праздник велосипедистов Ямала. Я считаю, день проведения Арктической велогонки — это местный ямальский праздник велосипедистов. Для меня это возможность еще раз увидеть своих знакомых. Очень отрадно, что велосипедисты со всего Ямала, кто любит этот вид спорта, приезжают в одну локацию общаются, знакомятся между собой, это на самом деле очень классно!

0

0